Пояснительная записка к дипломной работе в ДШИ "Диптих. Народные праздники. Рождество. Светлая пасха"


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» пгт. Магдагачи

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Живописная, декоративная композиция,

ДИПТИХ, на тему

«Народные праздники. Рождество. Светлая пасха», акрил, 40 x 50

 

 

 

 

Выполнила:

ученица 5 класса Штенникова Мария

Руководитель:

преподаватель Товолжанская О. Г.

 

 

 

 

 

п. Магдагачи 2021 г. 1

 

Оглавление

 

 

Введение ………………………………………………………………………с.3

 

Основная часть……………………………………………………………….с.4.

 

  1. Теоретический материал …………………………………………….….с. 4

    1. Делу - время, потехе – час. Исторические корни праздников...………с. 4

    2. Рождество Христово……………………………………………………..с.5

    3. Светлая Пасха……………………………………………………………с. 7

    4. Творчество Бориса Кустодиева………………………………………….с.7

    5. Что такое ДИПТИХ?.................................................................................с.8

    6. Акриловая живопись……………………………………………………с.10

 

  1. Практическая часть……………………………………………….……с.12

 

    1. Этапы работы акрилом…………….…………………………………….с.12

    2. Композиционное описание дипломной работы………………………..с.13

 

Заключение …………………………………………………………………с.14

 

Список используемых источников…………………………………………с.15

 

Приложения…………………………………………………………………с.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Чем дальше в будущее входим,

тем больше прошлым дорожим…

Народная культура – это многовековой опыт народа, который прослеживается в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в то же время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего её типа – фольклора. Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни.

Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь. Сейчас, в наше время, важно поддержать свою национальную культуру и сохранять народные традиции России.

Актуальность моей работы заключается в том, что праздники во все времена выступали, как способ духовного единения, коллективного самовыражения и обретения свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог. В нынешних условиях поисков духовного возрождения России важно поддерживать свою национальную культуру, изучать народные традиции и обрядов. За последние годы в нашей жизни многое изменилось. Но тяга людей к праздникам, желание как-то по-особому отметить, то или иное событие остались неизменными. Более того, потребность в праздниках значительно возросла.

Цель моей дипломной работы: Изучить историю традиционных праздников, обычаи и обряды русского народа и выполнить итоговую композицию, диптих в технике акриловой живописи.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть традиционные праздники, обычаи и обряды русского народа;

  • изучить историю развития народных праздников рождество и пасха; познакомиться с творчеством художников, которые изображали на своих полотнах народные праздники ;

  • изучить технологию акриловой живописи;

  • разработать колористическое и композиционное решение итоговой работы на тему народных праздников: пасхи и рождества;

  • выполнить итоговую композицию – диптих, в технике акриловой живописи.

Для решения поставленных цели и задач были использованы следующие

методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение исторического опыта по данной теме, наблюдение. Я рассмотрела последовательность своей работы над живописной композицией от первых поисковых набросков, до оформления работы в раму.

Основная часть:

1. Теоретический материал

1.1. Делу – время, потехе – час. Исторические корни праздников. Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России, нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Следуя принципу: «Делу – время, потехе – час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни.

Что такое праздник? Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь», означающего «отдых, безделье». Основные народные праздники

  • Рождество - 7 января

  • Святки - 6 - 9 января

  • Крещение - 19 января

  • Масленица- с 20 по 26 февраля

  • Прощёное воскресенье - (перед наступлением Великого поста)

  • Вербное воскресенье - (в воскресенье, предшествующее Пасхе)

  • Пасха - (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта)

  • Красная горка - (первое воскресенье после Пасхи)

  • Троица - (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи)

  • Иван Купала - 7 июля

  • День Петра и Февронии -8 июля

  • Ильин день - 2 августа

  • Медовый Спас - 14 августа

  • Яблочный Спас - 19 августа

  • Третий (Хлебный) Спас - 29 августа

  • Покров день - 14 октября

Исторические корни праздников уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни. Издревле существовала общечеловеческая потребность в праздниках. Праздники обладают способностью группового воздействия.

Праздник всегда имеет оптимистичный жизнеутверждающий характер. С развитием цивилизации праздники становились делом официальным, а с утверждением государственности как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными. Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго следили за тем, чтобы празднества любого масштаба и содержания не выходили за официально установленные рамки. Эта система жива и сегодня. Особое значение в праздниках приобретает его эстетическая составляющая: чувственноэмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник — некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением. Мне бы хотелось остановиться на двух праздниках: Рождество и Пасха.

1.2.Что такое Рождество?

6 января – в канун Рождества – вечером готовят специальное блюдо – кутью (рисовая или перловая каша с изюмом), и крестники несут это блюдо своим крестным. В этот день колядуют, ходят ряженые по домам, одевают маски разных животных, чтобы никто не узнал, кто колядует. Также на Рождество гадают ближе к 12 часам ночи.Рождество в России отмечают по Григорианскому календарю — 7 января. " В сам день Рождества каждый считал своим долгом побывать на богослужении. Многие храмы бывали настолько переполнены, что даже раздавались билеты на праздничную службу! Накануне вечером верующие отправляются на церковную службу, а некоторые дети и взрослые колядуют — наряжаются в костюмы и стучаться в дома, чтобы спеть колядки-пожелания и получить в награду сладости или деньги. Это древний обычай, хорошо описанный Гоголем в повести «Ночь перед Рождеством». Приложение А Рис.1.

Еще в Византии сложился обычай в эти дни посещать больных, узников, нищих, дарить им подарки, поздравлять с Рождеством и помогать, чем можно. Этот обычай сохранился и в наши дни: во многих приходах принято поздравлять с Рождеством тех, кто оказался в эти дни в больнице, тех, кто по немощи сам не может прийти в храм, детей из домов ребенка и детских домов, заключенных… Скромные подарки, угощение, тропарь Рождества и праздничные колядки – всё это помогает разделить радость праздника со многими. Очень хорошо в эти дни навестить своих родителей, пожилых родных.

От языческих времен надолго, особенно в селах, осталась традиция наряжаться – в медведя, шута и т. д., а затем ходить из дома в дом «колядовать». Ряженые (дети и молодежь) заходили поочередно в каждую избу с пением колядок – песен, славящих Рождество Христово. За песни было принято одаривать колядующих сладостями. Известно, что колядовать любил Петр I.

Популярны были и кукольные представления – «вертепы». Это спектакль о Рождестве, в котором участвовали картонные, глиняные или деревянные куклы волхвов, пастухов, ангелов, царя Ирода.

Высший свет развлекался немного иначе. Одним из ярких событий празднования Рождества традиционно был Святочный бал. На этих балах часто впервые «выходили в свет» юные красавицы. Танцевали мазурку, вальс, польку, полонез; играли в настольные игры, шарады; смотрели представления кукольного театра. Если в период новогодних празднеств император находился в Москве, то главный новогодний бал устраивался в Большом Кремлевском дворце. Простые горожане тем временем катались с гор, в санях, посещали рождественские представления в балаганах. В Москве на Соборной площади наряжали елку, в Манеже проходили самодеятельные концерты, а на Воробьевых горах с 1891 года один из московских рестораторов организовывал фейерверк.

Прошел праздник Рождества Христова, и наступили святочные дни. Святки – это праздничный период с 8 по 17 января, от Рождества до Крещенского сочельника, или, как говорилось в народе, «от звезды до воды». Это особое время в году, время добра и радости, время славить родившегося Христа и делиться праздником с другими. По существу, Святки – это единый праздник, протянувшийся на целых 10 дней. На Руси Святки всегда были общенародным праздником, объединяющим и знать, и простой народ. В наши дни многие из этих традиций возрождаются. Рождественские балы проходят во многих городах России и пользуются большой популярностью. Многие музыкальные коллективы и просто группы энтузиастов уже много лет устраивают праздничные колядования, славления Христа и в парках, и на улицах, и в больницах, и в торговых центрах…

Любовь, мир и милосердие должны быть неразлучно с нами в эти святые дни!

1.3. СВЕТЛАЯ ПАСХА

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами. Приложение А Рис.2.

Несмотря на то что Пасха — тоже религиозный праздник, его отмечает большинство россиян. Вероятно, это связано с красочными пасхальными традициями. Главное блюдо праздничного застолья — куличи из особого теста, символизирующие тело Христа. Их пекут на продажу во всех кондитерских, булочных и даже супермаркетах с собственным производством. Но особенно ценны домашние куличи, испеченные хозяйками накануне Пасхи. Праздничную выпечку украшают белковой заливкой и разноцветной кондитерской посыпкой. Дальней родне принято отправлять красивые пасхальные открытки с поздравлениями. Любимая игра на Пасху – катание яиц. Игры начинаются в первый день Пасхи и дляться всю Светлую неделю. Одна игра могла длиться несколько часов. Специально для игры изготавливают деревянные копии крашеных яиц. Яйцо скатывают по дощечке или рушнику с некрутой горки. Внизу все участники кладут свои яйца полукругом. Цель – сбить одно из этих яиц. Если сбиваешь, то берешь сбитое яйцо и продолжаешь игру, если нет – то уступаешь место другому и кладешь своё яйцо внизу.

1.4. Творчество художника, мастера бытового жанра. Народное бытие глазами Б. Кустодиева. 140 лет назад, 7 марта 1878 года, родился Борис Кустодиев. Художник, творчество которого наполнено ощущением нескончаемого праздника. Масленица, шумная ярмарка, томные купчихи за чаепитием и сказочная русская природа — кажется, что в своих картинах художник вновь и вновь рассказывает о радости бытия. Но за веселыми, жизнерадостными образами скрывается трагическая история их автора. Жизнь Кустодиева была недолгой — он умер после мучительной болезни в возрасте 49 лет. Из них последние 12 лет он провел в инвалидном кресле из-за полного паралича ног. Однако, как пишет Игорь Грабарь, "болезнь не только не сокрушила его энергии, не только не подкосила его сил, а, напротив того, казалось, удвоила их". Самые известные произведения художника относятся к послеоперационному периоду, когда он уже лишился возможности свободно двигаться. В этих работах зритель не заметит даже тени печали. Его творчество характеризуют яркость красок, изображение народных увеселений и явное любование своими типажами. Так в картине "Ярмарка" 1906 года базар изображен как праздничное торжественное зрелище. Перед зрителем степенно проходят нарядные крестьяне: беседующие старцы, румяные бабы, парни с гармоникой. На заднем плане тянутся ряды прилавков, чуть поодаль виднеются церкви - неотделимая деталь русского пейзажа. Приложение Б Рис.1. Стремление трактовать изображенное пространство наподобие сцены, а движение персонажей как процессию актеров, проходящую перед зрителем, еще определеннее сказывается в картине "Ярмарка" 1908 года. Для наблюдения за сценой базара выбрана внутренность ларька. Затененный передний план выполняет функцию занавеса. Крестьяне не столько покупают-продают, сколько демонстрируют себя. На их лицах сияет улыбка. Приложение Б. Рис.2. Одновременно с ярмарками Кустодиев пишет серию картин про деревенские праздники - узкие, длинные декоративные панно, яркие по цвету, со сценическим действием, без логического композиционного центра, так что эти изображения можно продолжить и вправо и влево. На картине "Праздник в деревне" 1907 года, выполненной темперой, художник как бы любуется деревенским гуляньем. Вот сидит мужик на телеге, собирается пуститься в пляс подвыпивший старик, проплывают в хороводе девки в цветных одеждах, с ними перемигиваются парни. Среди золотистой листвы деревьев ярко горят красные гроздья рябины. Приложение 6. Рис.3.

1.5. Что такое диптих?

Самое минимальное количество частей, из которых может состоять модульная картина – две. Такое полотно называется диптих – от др. греч. “двустворчатый, состоящий из двух дощечек”. Две части не обязательно должны быть одинакового размера, также они могут по-разному располагаться относительно друг друга. Первоначально это слово использовалось для обозначения складных письменных табличек, используемых в древнеримские времена. Две доски, чаще всего деревянные, но также они могли быть костяными или металлическими, были прикреплены друг к другу так, что их можно было сложить друг к другу внутренними поверхностями. Внутри они были покрыты слоем воска, на котором можно было писать. В последующие века диптих стал использоваться для записи религиозных историй, почитания святых и других важных фигур. Благодаря петлям, скрепляющим 2 части, художественные произведения не повреждались и их можно было легко переносить. Использование в искусстве: диптихи были популярны у художников на протяжении многих веков. Как правило, две панели были просто тесно связаны друг с другом, хотя это могло быть одно и то же изображение, которое продолжалось на другой панели. Например, художник-пейзажист рисовал сцену на двух панелях, которые в целом составляли единое изображение. В других случаях две части могут иметь разные точки зрения на одну и ту же тему, быть связаны цветом или композицией. Например, в музеях можно часто встретить портреты супружеской пары с одним человеком на каждой панели, которые объединены одной техникой и цветовой палитрой. Другие диптихи могут фокусироваться на контрастных понятиях, таких как жизнь и смерть, счастье и грусть или богатство и бедность. Традиционно диптихи были как книги, которые можно было сложить. В современном искусстве художники обычно создают две отдельные панели, предназначенные для подвешивания друг рядом с другом на расстоянии 2-3 см.

Примеры диптиха в искусстве. Существует множество примеров диптихов в классическом и современном искусстве. Сохранившиеся экспонаты с древнейших времен редки и чаще всего хранятся в коллекциях крупнейших музеев мира. Диптих Уилтона был написан в 1396 году. Приложение В. Рис.1. Он является частью коллекции произведений искусства короля Ричарда II и находится в Национальной галерее в Лондоне. Это две дубовые панели, скрепленных между собой железными скобами. На картине изображен король Ричард, представленный тремя святыми Деве Марии и ребенку. Одним из наиболее известных диптихов в современном искусстве является "Мэрилин.

Диптих" (1962, Тейт) Энди Уорхола. Приложение В. Рис.2. В картине используется знаменитый портрет Мэрилин Монро, который Уорхол часто использовал в своих шелкографических принтах.

Я выбрала диптих, чтобы показать два традиционных русских праздника- Святки и Пасху.

1.6. Акриловая живопись.

Акрил — это техника живописи и разновидность водно-дисперсионных красок, в которых в качестве связующего вещества используются полиакрилаты — особые термопластичные полимеры. Пройдя короткий путь от изобретения и экспериментальных опытов до повсеместного использования в наши дни, акриловые краски для рисования стали признанным средством живописи. Акриловые смолистые вещества были получены в Германии в конце 20-х годов XX века. Открытие способа разведения смол органическими растворителями привело к изобретению акриловых красок. В 1947 году на рынке появился первый художественный акрил Magna, изготовленный на основе органического растворителя — скипидара. А уже во второй половине

50-х годов появились водорастворимые эмульсии. Это был

успех: универсальные акриловые краски на синтетической основе не требовали сложных растворителей и отличались превосходной яркостью цветов.

Новости о простоте использования и надежности в работе быстро распространились, а возможности краски начали изучать разные художники. С этого момента акрил прочно занял позицию одной из основных техник современной живописи. В разные годы акриловыми красками для рисования писали такие звезды как абстрактный экспрессионист Марк Ротко, минималист Алан Чарльтон, художник поп-арта Энди Уорхол, британский художник опарта Бриджит Райли, гиперреалист Ричард Эстес и блестящий английский рисовальщик и эстрадный художник Дэвид Хокни. Акрил – абсолютно универсальная краска: хочешь – набирай ее прямо из тюбика и пиши, как маслом, а хочешь – разведи водой и используй, как акварель. Можно смешивать две эти техники в одной работе, а можно выбрать «нечто среднее», разбавляя краску водой лишь самую малость, и т.д. Акриловая краска представляет собой водную эмульсию акрилового полимера, в которой равномерно распределены частицы пигмента. Пигменты — это

гранулированные твердые вещества, которые придают краске свой цвет. Они измельчаются до крошечных частиц и не растворяются, а остаются в краске. Пигменты могут быть органическими, неорганическими, натуральными и синтетическими. У них мало или нет сцепления с поверхностью, на которую они наносятся.

Акриловые краски высыхают в результате испарения воды. Вот что происходит, когда пигмент, вода и акрил превращаются в долговечную пленку краски. Приложение Г. Схема высыхания акрила.

Плюсы акрила.

  • Высокая скоростью высыхания. Вода, присутствующая в составе краски, очень быстро испаряется, а на поверхности холста или бумаги образуется прочная цветная пленка. А значит можно многократно и быстро переписывать слои работы.

  • Прекрасное сцепление с поверхностью. Акрил идеально ложится

на различные типы материалов: бумагу, картон, дерево, стекло, металл, ткань, пластик или загрунтованные поверхности.

  • Повышенная эластичность. Высохшая краска сохраняет достаточную гибкость и не покрывается трещинами со временем.

  • Отсутствие токсичных компонентов. Акриловые красители абсолютно безопасны для здоровья человека и окружающей среды.

  • Разнообразие цветов. Современные производители предлагают художникам огромный выбор оттенков красок на любой вкус.

  • Хорошее смешивание цветов. Многим художникам для написания картин достаточно иметь набор красок из 12 базовых цветов, из которых можно получить сотни разных оттенков в ходе смешивания.

  • Устойчивость к воздействию влаги. После высыхания акрил невозможно смыть с поверхности картины водой, для удаления краски нужен специальный растворитель.

  • Разнообразие текстур. Художник может по своему усмотрению изменить консистенцию краски: от очень густой до максимально жидкой.

  • Возможность широкого применения в смешанных техниках. Акрил прекрасно сочетается с тушью, акварелью, фломастерами и прочими художественными материалами.

  • Отсутствие неприятных запахов. Благодаря своему составу (без органических растворителей) краска при высыхании не выделяет в воздух микроскопические ароматные частицы.

Как мы можем заметить - плюсов у акрила очень много, именно поэтому я выбрала этот материал.

2. Практическая часть

 

2.1. Этапы работы акрилом:

Этап 1

Акриловая краска, выжатая из тубы или извлеченная из банки, представляет собой тонко сбалансированную дисперсию пигмента в эмульсии акрилового полимера и воды. Вода служит для сохранения эмульсионной жидкости и действует как своего рода химический «шаперон», препятствуя сближению частиц акрилового полимера и их фиксации друг с другом.

Этап 2

При воздействии атмосферы вода в эмульсии испаряется или впитывается в основу для окраски. Именно тогда частицы акрилового полимера вступают в прямой контакт и сплавляются друг с другом.

Этап 3

Частицы прозрачного полимера организуются в устойчивую, шестиугольную структуру, удерживая пигмент на месте. Результат? Очень устойчивая, водостойкая, стойкая и яркая пленка краски.

Акрил дает возможность многократного нанесения слоев, делает возможными быстрой корректировку и уточнение работы.

Поэтому эксперименты становятся свободней, а страх совершить необратимую ошибку отступает.

2.2. Композиционное описание дипломной живописной работы:

Изучив материал по данной теме, я решила создать итоговую, живописную, декоративную композицию, ДИПТИХ, на тему «Народные праздники. Рождество. Светлая пасха», 40 на 50, в техники акриловой живописи. Праздники обладают способностью группового воздействия, что я и показала на своих модулях. На каждой части диптиха я изобразила группу людей, объединённых традиционными делами. Первая картина «Рождество» раскрывает самое интересное действие этого праздника, как коляда (славление). Начинали колядовать с рождественской ночи, сразу после службы, и продолжали до самого Крещения. Поэтому события происходят в ночь, о чём говорит нарисованная луна. Мои герои направляются к соседям с песней, прославлять Рождество Христово. В их руках мы видим Рождественскую звезду - символ праздника, атрибут ряженых - маску козы. Славильщики заходили в дом и исполняли сначала рождественскую молитву, подростки и дети пели духовные песни, колядки… В колядках пели про Рождество Христа; а в конце желали здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому. Колядовщиков принимают всегда ласково и радушно. Их одаривают пирогами, калачами, пряниками, баранками, а также конфетами и деньгами. Считалось, что чем больше за день зайдет колядовщиков в дом, тем лучше. Композиция сделана на основе контрастов. Фон сине - голубой, холодный, так как праздник проходит в зимнее время, а фигуры колядовщиков я нарисовала в более тёплых тонах. Вторая часть моего диптиха посвящена празднику «Светлая пасха». По христианским обычаям, Пасха это торжественнейший из праздников, символизирует воскрешение Иисуса Христа. Сейчас, как и прежде, на Пасху щедро накрываются столы, готовятся разнообразные блюда. Среди них главным символом пасхального стола, уже много лет, остаются крашеные яйца, пасхальные куличи, душистые творожные пасхи. В субботу в ночь все эти вкусности несут на торжественную службу в церковь, где батюшка обязательно их святит. И в воскресенье с утра за накрытым столом собирается вся семья. Праздничные и нарядные, родственники трижды приветствуют друг друга со словами: «Христос воскресе!», на что так же трижды отвечают — «Воистину воскресе!». К 12 часам ночи обычно в храме и вокруг него становится многолюдно. Люди приходят с корзинками, полными всяческих продуктов, среди которых главенствующее место занимают крашеные яйца, пасхи, куличи. Они выстраиваются в линии вокруг храма и ожидают, когда пройдет священник и окропит их еду святой водой, благословляя и их самих. Вот как раз эту сену я изобразила на холсте. Так как этот праздник проходит в весенний период, то в работе преобладает зелёный цвет. Так как композиция декоративная я использовала элементы декора – узоры маркером, что придало моему диптиху яркость и декоративность.

Заключение

 

Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации творческого потенциала каждого человека остается народное искусство, фольклор, обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо. Работая над итоговой дипломной работой, я узнала очень много интересного о народных праздниках и пришла к выводу, что эта тема имеет большое значение в жизни человека и эта тема занимают особое место в творчестве художников бытового жанра, которые через изобразительное искусство рассказывают нам о традициях праздников. Я узнала, что такое модульная картина. И создала свой диптих. Узнала о приёмах и плюсах акриловой живописи, что помогло мне выполнить дипломную работу.

Таким образом, по итогам проделанной работы можно сказать, что поставленные цели и задачи я выполнила.

Праздник - некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением. Я думаю, что увидев мой диптих, вы смогли окунуться в эту пограничную зону.

Свою защиту я хочу закончить такими словами:

Знание вековой культуры русского народа обогатит тебя духовно!

Список использованной литературы:

 

  1. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. Выпуск III. Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области/ Сост. Пухова Т.Ф., Христова Г.П. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005.

  2. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1969.

  3. Бакланова Т.Н. Международный проект этнохудожественного образования «Русская художественная культура» // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров. – М., 1994.

  4. Бакланова Т.Н. Народная художественная культура. – М., 1995.

  5. Василенко В.М. «Русское прикладное искусство». – М., 1977.

  6. Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985.

  7. Зенцовский И.И. Методика календарных песен. – М., 1975.

  8. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. – М.: Мир, 2000.

  9. Рябцев Ю.С. История русской культуры. XI-XVII веков. – М.: Дрофа, 1997.

  10. Сахаров И.П. Сказание русского народа. – М., 1990.

  11. Снегирев И.М. Русские народные праздники и суеверные обряды. – М., 1937

.

  1. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1992.

  2. Терещенко А.В. Быт русского народа. – М., 1999.

  3. Ходжаев Ф.А., Крючкова Л.Н. Календарные народные праздники. – М., 2002.

 

 

 

 

Приложение А Рис.2.

 

 

 

Приложение Б

 

Рис. 1. Б. Кустодиев. Ярмарка. 1906 г

 

 

Рис.2. Б. Кустодиев. Ярмарка. 1908 г

 

 

 

 

Рис. 3. Б. Кустодиев. Праздник в деревне (фрагмент). 1907 г

 

 

Приложение В

 

Рис.1. Диптих Уилтона.

 

 

Рис.2. "Мэрилин. Диптих" (1962, Тейт) Энди Уорхол.

 

 

Приложение Г

Схема высыхания акрила.

 

 

21


Полный текст материала Пояснительная записка к дипломной работе в ДШИ "Диптих. Народные праздники. Рождество. Светлая пасха" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Товолжанская Ольга Григорьевна  Публикатор
09.02.2022 0 2596 129

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК