Образовательная программа по ИЗО "Мудрость природы" для детей 4-15 лет


Пояснительная записка

Программа дополнительного образования детей «Мудрость природы» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения: Начальная школа. Она является модифицированной на основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» и И.Т. Цапиш «Природные формы». 


Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому актуальность данной программы состоит в том, чтобы помочь ребёнку адаптироваться в социуме, освободиться от гнетущих мыслей, «снять стрессовое состояние», под которым подразумевается реакция на неблагоприятную жизненную ситуацию, в которой воспитывался ребенок. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознаёт себя в нём. 


Необходимость разработки программы по изобразительному искусству связана с проблемами художественно-эстетического развития детей-сирот и отсутствием программы соответствующей направленности, предназначенной ля данной категории. 


Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует кругозор, формирует нравственные принципы. И в этом состоит педагогическая целесообразность программы. 


Умение строить, видеть, анализировать форму необходимо и найдёт применение в любой сфере деятельности. Мудрый создатель окружающего нас мира позаботился о его красоте достойной восхищения. Наблюдая за его строением, ребенок видит, что в нём присутствует «архитектура» - в широком смысле этого термина. Работа ребёнка ведётся по принципу: «восприятие - осмысление - творчество». 


Цель программы:

Создать условия для накопления опыта творчества детей в изображении окружающего мира.

Задачи программы:
- Сформировать у детей знания, умения, навыки в изображении природных форм.
- Развивать наблюдательность, творческое воображение, фантазию и интерес к художественно-эстетической деятельности.
- Воспитывать эстетический вкус, культуру труда.

Возраст детей, участвующий в реализации данной образовательной программы: 4-5 лет, 5-6 лет, 7-11 лет, 12-15 лет, принимаются все желающие.
1 год обучения – 36 часа (1 раз в неделю по 1 учебному часу), 2 год обучения – 72 часа (2 раза в неделю по 1 учебному часу) для детей-дошкольников, не владеющих базовыми знаниями и умениями в области художественной деятельности. Направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством.
3 год обучения – 72 часа, (2 раза в неделю по 1 учебному часу), для детей, имеющих общее представление об изобразительном искусстве. Даёт базовую подготовку для использования знаний, полученных на первом году обучения в дальнейшем.
4 год обучения – 72 часа, (2 раза в неделю по 1 учебному часу), для детей имеющих базовые знания и умения и желающих их реализовать.
Углубление уровня усвоения знаний и умений.

Формы организации деятельности детей на занятии: групповая, подгрупповая, индивидуальная. Формы проведения занятий: беседа, выставки, конкурсы, творческая мастерская, экскурсии, защита проектов, игра-путешествие, студия.

К концу первого года обучения ребёнок будет:
иметь первоначальные представления об изобразительном искусстве.
иметь первичные умения в изображении простейших форм.
уметь передавать настроение в работе.
Сформирован интерес к занятиям изобразительной деятельности. Сформировано умение доводить начатое дело до конца, доброжелательно оценивать свою и чужую работу.
К концу второго года обучения ребёнок будет:
иметь базовые знания и умения в изобразительном искусстве,
уметь применять полученные знания на практике (Уметь строить композицию с выделением композиционного центра. Знать основы цветоведения).
Развита наблюдательность, фантазия.
Улучшена моторика, пластичность, гибкость руки.
Развито умение работать в коллективе, умение давать самооценку.
К концу третьего года обучения дети будут знать:
закономерности конструктивного построения предметов, основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции и применять их на практике. Знать различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью. Уметь работать в графическом редакторе. Передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту. Должна быть развита творческая активность и воображение. Должен быть развит эстетический вкус. В ребёнке должна быть воспитана культура труда.
К концу четвертого года обучения:
Дети должны овладеть знаниями, умениями в области изобразительного искусства и применять их на практике. Должен быть развит устойчивый интерес к занятиям. Умение смело и свободно выражать себя.

В процессе деятельности выработалась определённая система контроля успехов и достижений детей, используя классические методы и приемы или авторские методики. При наборе детей первого года обучения проводится входная диагностика сформированности навыков рисования Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой, в конце 1-го полугодия (декабрь) - промежуточная диагностика, в конце учебного года (май) – итоговая диагностика. По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях ребенка, но и о его способностях к творчеству.

Цель входной диагностики – выявить уровень развития:
- Координации и тонкой моторики;
- Умения изображать рисунок в цвете;
- Творческого мышления ребенка;
- Умение представлять объекты в различных пространственных положениях.

Для выявления уровня развития творческих способностей детей применяется упрощенный вариант диагностики креативности Торренса «Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма» - адаптация теста Торренса на образное творческое мышление в обработке И.С.Авериной и Е.И.Щеблановой; методика изучения особенностей воображения детей Е.Г.Речицкой и Е.А.Сошиной. Эти диагностики проводятся в конце первого, второго и третьего годов обучения по программе.
Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводится в форме:

- итоговых занятий по изученным темам;
- тестирование;
- конкурсы;
- выставки детских работ.

Приобретенные практические навыки и теоретические знания, в процессе освоения данной программы подготовят ребенка к жизни: поведению в природе, в обществе, государстве. Пусть не все станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Занятия изобразительной деятельностью помогут сформировать творческую личность, научат мыслить смело и свободно, а это необходимо для человека любой специальности.


Полный текст материала Образовательная программа по ИЗО "Мудрость природы" для детей 4-15 лет смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мельникова Ольга Петровна  moneline0454
10.05.2011 3 22751 1992

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК