Авторская образовательная программа по предмету Композиция (станковая композиция, декоративная композиция) и Основы дизайна.


Муниципальное Образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

КДХШ

Ст.Курская Курского района

Ставропольского края





Образовательная Рабочая программа

Для детских художественных школ

По предмету











Композиция













Автор: преподаватель МОУ ДОД КДХШ

Верле Т.Н.





2011 г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный план ДХШ включает дисциплины, необходимые для разностороннего художественного обучения и эстетического воспитания учащихся, в том числе и композицию: изучение законов, приемов и средств построения художественного произведения.


Предмет «Композиция» включает в себя три больших раздела

  • Основы общей композиции

  • Станковая композиция

  • Декоративная композиция.


Время, в котором мы живем, вносит новые коррективы в образовательный процесс. В авторскую программу по композиции мною включен раздел «Основы дизайна». Современный уровень развития производства, техники, строительства немыслимы без художественного проектирования, обеспечивающего не только технологичность, прочность конструкций , но и эстетический вид изделий, предметов, построек, малых архитектурных форм. Все это дизайн. Дизайн – это особая сфера изобразительного искусства, которая проектирует, создает, усовершенствует предметное окружение человека «от иголки до самолета», улучшает качество жизни. Дизайн сегодня стал одним из символов современной цивилизации. Профессия дизайнера очень интересная и перспективная именно потому, что область ее применения также безгранична, как и предметная среда. Включение в программу обучения дисциплины «Основы дизайна» необходимо и для профессиональной ориентации учащихся, и для более осознанного выбора профессии, и для формирования у школьников особого стиля мышления (дизайнерского мышления), для которого характерно понимание основных критериев гармонической вещи, чувство стиля, эстетическое отношение к миру вещей. Композиция станковая, декоративная и дизайн имеют свой образный язык. Освоение этого языка дает возможность увидеть и понять красоту окружающего мира, красоту повседневных предметов быта, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Поэтому очень важно с ранних лет на уровне художественной школы воспитание творчески-созидательной личности. И этому способствует изучение предмета «Композиция».

Данная авторская комплексная программа по композиции предназначена для обучения в ДХШ в 1-5 классах. Предлагаемая модель программы появилась в результате тщательного изучения накопленного опыта работы, а также инновационных процессов, происходящих в сфере дополнительного образования.


Значимость

Программа позволяет комплексно решать такие задачи, как научить учеников образно мыслить и рисовать на основе принципа ассоциативности и принципа построения уроков от простого к сложному; повысить умение распознать стереотипы и преодолевать их, уметь превращать проблемные ситуации в правильно сформулированную задачу.



Цель программы

Формирование и развитие человека нового мышления, целостной личности и неповторимой индивидуальности, обладающего визуальной культурой, навыками и умениями художественного творчества, способного художественно преобразовать окружающий мир.


Задачи программы

  • Формирование композиционного мышления

  • Обучение навыкам самостоятельной работы

  • Интеллектуальное развитие учащихся, расширение их кругозора на базе широкого охвата тем

  • Воспитание высоких эстетических критериев и способности к самореализации и саморазвитию

  • Выявление и подготовка наиболее одаренных учащихся для продолжения художественного образования в СУЗах и ВУЗах


Особенности программы заключается в целенаправленности одновременного и поэтапного развития образно-ассоциативного мышления, связанного с познавательной функцией и формировании технических навыков учащихся через изучение законов станковой композиции, образного языка декоративной композиции, особенностей условного языка дизайна с изучением выполнения объемно-пространственной композиции. Теоретическая часть предполагает знакомство с теорией композиции, включает аналитическую работу с иллюстративным материалом и, методическими пособиями и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия состоят из работы над упражнениями и непосредственно над композициями.

Учащиеся школы во втором полугодии выпускного класса на основе полученных знаний выполняют итоговую композицию, дипломную работу, которую представляют на торжественной защите дипломных проектов.


Принципы построения программы.

  • От эмоционального восприятия учащихся младшего школьного возраста, как основного вида познания окружающего мира – через анализ, изучение различных материалов и способов работы, знакомство с культурным наследием – к интеллектуально-эмоциональному и аналитически-эмоциональному творческому подходу как воплощению своих замыслов.

  • Постепенное усложнение заданий.

  • Закрепление полученных знаний в ходе выполнения последующих заданий.

  • Индивидуальный подход к учащемуся с учетом уровня интеллектуального развития.




Принципы подхода к методике преподавания фактического материала приближены к методике преподавания в художественных училищах, но имеют свои существенные отличия в связи с возрастными особенностями детей (9-15 лет).

Обучение по данной авторской программе должно послужить базой, крепкой основой для дальнейшего творческого развития учащихся, дать успешно перейти к следующему этапу художественного обучения. Актуальность и новизна программы состоит в ее направленности на создание условия для развития творческих возможностей ребенка, его фантазии, воображения, изобретательности. Воспитание человека, любящего и понимающего искусство, постепенно осознается важнейшей, приоритетной задачей современного общества.


Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оснащение.

  • Оборудование:

  • Мольберты

  • Табуреты

  • Подиумы

  • Компьютер

  • Столы

  • Натюрмортные столики


  • Материалы:

  • Бумага разных сортов

  • Бумага цветная

  • Гуашь, акварель, пастель

  • Кисти

  • Клей

  • Кнопки, скотч

  • Карандаши (цветные, простые)

  • Маркеры, фломастеры

  • Тушь, перо

  • Ластик

  • Калька


  • Фонд работ учащихся

  • Фонд методических пособий, разработок педагогов

  • Наглядные пособия

  • Альбомы по искусству

  • Периодические издания: «Юный художник», «Художественная школа» и т.д.

Срок реализации программы составляет:

Станковая композиция - 238 часа

Декоративная композиция – 272 часа

Основы дизайна – 204 часа


Муниципальное Образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

КДХШ

Ст.Курская Курского района

Ставропольского края





Образовательная Рабочая программа

Для детских художественных школ











Станковая

Композиция













Автор: преподаватель МОУ ДОД КДХШ

Верле Т.Н.





2011 г.





Содержание курса «Станковая композиция»

Курс станковой композиции решает задачу – дать учащимся понятия об основных закономерностях и элементах композиции, без знания которых не может быть сознательного подхода к творчеству. Композиция – это максимально организованная форма, раскрывающая смысл задуманного и строится по законам, правилам, приемам. Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере овладения навыками изобразительной грамоты.

Каждое из заданий данной программы включает в себя три обязательных элемента познания:

  1. Последовательное освоение двух- и трехмерного пространства.

  2. Знакомство с основными законами, правилами, приемами композиции.

  3. Изучение выразительных возможностей тона и цвета.

В процессе обучения каждый учащийся должен овладеть навыками самостоятельного умения отражать жизненные впечатления в композициях, этюдах, рисунках. И должен знать:

  1. Законы композиции:

  • Закон цельности

  • Закон типизации

  • Закон контрастов

  • Закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому замыслу

  1. Правила композиции:

  • Передача ритма

  • Выделение сюжетно-композиционного центра

  • Симметрия, асимметрия

  • Расположение главного на втором пространственном плане

  • Формат и масштаб

  • Статика – динамика

  1. Приемы композиции:

  • Пространство

  • Колорит

  • Точка зрения

  • Горизонтали и вертикали

  • Диагонали

  1. Типы композиции:

  • Замкнутая

  • Открытая

  • Совмещение разновременных событий

  1. Средства композиции:

  • Точка

  • Линия

  • Штрих-линия

  • Пятно (тон, цвет)

Работа над композицией должна вестись методично, серьезно и последовательно.





Этапы выполнения станковой композиции:

  1. Замысле. Сбор подготовительного материала (литературный, музыкальный), наблюдение, фантазия.

  2. Выбор техники выполнения композиции

  3. Тональный форэскиз

  4. Упражнения:

  1. По цветоведению

  2. По законам композиции

  1. Варианты тонально-композиционных эскизов

  2. Варианты цвето-тональных эскизов

  3. Сбор недостающего натурного материала

  4. Выполнение картона

  5. Упражнения по технике исполнения

  6. Выполнение работы на формате в материале

  7. Оформление окончательного варианты композиции

В течение всех лет обучения по данной программе учащиеся осваивают и развивают умение раскрыть тему композиции средствами различных жанров живописи и графики: натюрморт, пейзаж, интерьер, портрет. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и, в первую очередь, учетом их пространственного мышления. Программа по станковой композиции тесно взаимосвязана с программой по рисунку, живописи, летней учебной практики. Важным звеном программы является работа с натуры и по наблюдению – при этом происходит обогащение замысла тематической композиции оригинальными, «живыми» решениями. В процессе обучения учащиеся знакомятся с различными изобразительными техниками и материалами – живописными и графическими – и учатся применять их на практике в своих учебных работах.

Формами промежуточной аттестации являются выставки и просмотры работ учащихся, а итоговой аттестации – выставка – просмотр и торжественная защита дипломного проекта.





























Муниципальное Образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

КДХШ

Ст.Курская Курского района

Ставропольского края





Образовательная Рабочая программа

Для детских художественных школ











Декоративная

Композиция













Автор: преподаватель МОУ ДОД КДХШ

Верле Т.Н.





2011 г.



Содержание курса «Декоративная композиция»


Курс декоративная композиция решает задачу развития композиционного мышления и обучение процессам создания декоративных композиций на основе изучения правил, приемов, особенностей, стилей декоративной композиции.

Данный курс развивает фантазию и воображение, изобретательность и технические навыки, развивает чувство цветовой гармонии и самое главное, абстрагированное и образное мышление, расширяет кругозор, формирует представление о роли искусства в жизни общества.

В процессе обучения каждый учащийся должен:

  1. познакомится с разными техническими возможностями, грамотно подбирать художественный материал для воплощения замысла

  2. знать

  • принципы и методы стилизации в декоративной композиции

  • изобразительные средства декоративной композиции

  1. знать особенности использования цвета в процессе стилизации декоративной композиции

  2. уметь стилизовать природные объекты

  • декоративная стилизация в натюрморте

  • декоративная стилизация в пейзаже

  • декоративная стилизация в портрете

  • стилизация, не имеющая реальных образов (абстрактная или беспредметная композиция)

  1. знать и умело использовать законы, правила, приемы декоративной композиции.

Работа над декоративной композицией имеет и экспериментально – поисковый характер.





























Муниципальное Образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

КДХШ

Ст.Курская Курского района

Ставропольского края





Образовательная Рабочая программа

Для детских художественных школ











Основы

Дизайна













Автор: преподаватель МОУ ДОД КДХШ

Верле Т.Н.





2011 г.



Задачи курса обучения

  1. Знакомство с языком дизайна

  2. Освоение основных видов, законов, правил, приемов и средств композиции в дизайне

  • Фронтальная

  • Объемная

  • Глубинно-пространственная

  • Статика

  • Динамика

  • Ритм

  • Симметрия

  • Асимметрия

  • Композиционное равновесие

  • Доминанта (выделение композиционного центра)

  • Пропорции, модуль

  • Линия, пятно, точка, силуэт, фактура и текстура

  • Контраст, нюанс

  • Стилизация

  • Трансформация

  • Комбинаторика

  1. Развитие образно-ассоциативного мышления

  2. Знакомство с курсом цветоведения

  3. Освоение последовательности в работе над преобразованием предметов

  • Реальное изображение

  • Стилизация

  • Ассоциативность

  • Абстракция

  • Знаковость

  1. Знакомство со шрифтом

Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа (лекция совмещается с практической работой).

В целях профессиональной и дисциплинарной подготовки учащихся необходимо регулярно проводить промежуточные просмотры с обсуждением во время выполнения заданий. А по завершении учебного года – контрольную работу. Итог – общешкольная выставка.





Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения станковой и декоративной композиции в курсе обучения в ДХШ каждый учащийся должен обладать определенной суммой знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного создания композиции, выполненной грамотно в соответствии с замыслом.

Учащийся должен:

  1. Знать основные законы композиции

  2. Знать основные правила композиции

  3. Знать приемы и средства композиции

  4. Грамотно и последовательно вести работу над композицией

  5. Применять на практике основные законы и правила композиции

  6. Применять знания, полученные по истории искусств, для анализа своей работы

  7. Владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслом

  8. Применять знания, полученные по живописи, рисунку для создания грамотных композиций

В процессе обучения основам дизайна в ДХШ выпускники должны овладеть основными понятиями, навыками в области дизайна, уметь свободно анализировать произведения мастеров в этой области.

Выпускники, подготовленные по данному курсу, могут поступать в СУЗы и ВУЗы на отделения декоративно-прикладного искусства, факультет дизайна, четко представлять область дальнейшей деятельности, т.е. осознанно выбирать себе будущую профессию.























Литература


  • Алексеев С.С. «О цвете и красках» - М. Искусство 1995 г.

  • Архейль Р. «Искусство и визуальное восприятие» - М. 1974 г.

  • Козлов В.Н. «Художественное оформление текстильных изделий» - М. Легкая и пищевая промышленность 1981 г.

  • Сомов Ю.С. «Композиция в технике» - М. Машиностроение 1972 г.

  • Чернышов О.В. «Формальная композиция» - Минск, Харвест 1999 г.

  • Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. «Композиция» - М. Просвещение 1978 г.

  • Шорохов Е.В. «Основы композиции» - М. 1979 г.

  • «Юный художник»

«Художественная школа»

«Реклама»

«Как»







































Рецензия на авторскую программу

по предмету «Композиция»


Авторская образовательная программа по предмету «Композиция», включающая в себя три дисциплины: «Станковую композицию», «Декоративную композицию», «Основы дизайна» для 1-5 классов ДХШ составлена в соответствии с государственными требованиями и стандартами.

Образовательная программа интегративна по содержанию, блочно-модульная по способу организации, комплексная по видам деятельности, направлена на формирование и развитие у ребенка способностей, соответствующих возрастным возможностям, потребностям и интересам.

В пояснительной записке рассматриваются цели и задачи курса, раскрыта значимость предмета в системе дополнительного образования, его роль в формировании и развитии творческой личности ребенка; актуальность, отражены прогнозируемые результаты обучения, условия реализации программы.

В программе дано содержание предмета, предметный тематический план.

Представленная программа позволяет педагогу творчески относиться к преподаванию данных дисциплин, учитывая и развивая индивидуальные способности учащихся.

Авторская программа составлена грамотно, соответствует все требованиям, успешно апробирована в образовательном учреждении и рекомендована для внедрения в учебный процесс ДХШ.

Выпускники, подготовленные по данной программе, могут поступать в СУЗы и ВУЗы на отделения декоративно – прикладного искусства, факультеты дизайна, архитектуры, четко представляя область дальнейшей своей деятельности.




Рецензент(ы):___________________




Полный текст материала Авторская образовательная программа по предмету Композиция (станковая композиция, декоративная композиция) и Основы дизайна. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Верле Татьяна Николаевна  verle
24.02.2012 0 15513 2574

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК