Образовательная программа по краеведению «Чудный город на Неве» для детей 11-14 лет


Отделение дополнительного образования детей

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа №461

Колпинского района Санкт-Петербурга





Рассмотренна на «Утверждаю»

Педагогическом совете директор школы№461

ГБОУСОШ №461 ____________________

протокол___от____2011г. Зырянова Т.Н.




Образовательная программа

«Чудный город на Неве»



Дополнительная образовательная

программа рассчитана

на детей от 11 лет до 14 лет


Срок реализации дополнительной

образовательной программы:

2 учебных года.

Автор составитель:

Учитель истории

Смирнова Ольга Николаевна










Санкт-Петербург

2011 г.

Пояснительная записка

Программы туристско – краеведческой направленности.

Для детей среднего и старшего школьного возраста, проявляющих интерес к изучению истории и развития города Санкт-Петербурга.

Не случайно появления таких понятий, как петербургский стиль, петербургская школа, петербургская речь. Город с большим историческим наследием воспитывает в человеке чувство собственного достоинства, нравственное сознание ответственности за свои и чужие поступки, чувство гордости и собственной принадлежности к великому городу и званию, ты - петербуржец. В этом и заключается актуальность данной программы

Основная часть программы включает вопросы, которые предполагается рассматривать на занятиях. Практические задания позволят закрепить знания полученные на теоретических занятиях .Создавать определённый эмоциональный настрой в группе.

Педагогическая целесообразность данной программы - пробуждение познавательного интереса к понятию историко-художественной значимости современного города, понимание его целесообразности и пользы для каждого горожанина .Вызвать восхищение красотой Петербурга.

Цель программы – формирование интереса и стремления к более глубокому изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга. Формирование чувства сопричастности тому, что происходит в городе, способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры.

Задачи:

  1. Дать представление о специфике города как среды обитания, раскрыть роль петербуржцев в создании, развитии и сохранении культурного наследия города.

  2. Научить поиску нужных фактов и обработке материалов поиска, поиск нужных фактов и ответов на вопросы..

  3. Научить пользоваться топографическими картами и применять их на практике.

  4. Научить описывать памятники, достопримечательности города района

  5. Дать начальные представления о работе экскурсовода

  6. Познакомить с историей создания «северной столицы» и ее художественным наследием.

  7. Познакомить с историей возникновения Колпинского р-на, его роли в истории развития города Санкт-Петербурга.

  8. Воспитывать чувство любви и гордости к своей малой родине


Условия реализации программы:

В коллектив принимаются все желающие дети, в возрасте 11-14лет со сформированным интересом к истории развития города.

Срок реализации программы - два года.

Программа рассчитана на углублённое изучение истории приневских земель Санкт-Петербурга, а так же Колпинского р-на.

Формы и режим занятий:

1 год – 324 часа, занятие проводится 2 раза в неделю.

2 год – 324 часа, занятия проводиться 2раза в неделю

Ожидаемые результаты 1-го года:

В результате освоения программы дети будут знать:

Расширят представление и знания по истории и культуре города С-Петербурга,

Уметь пользоваться топографическими картами и применять их на практике.

Научатся проводить экскурсии по улице С-Петербурга.

Пользоваться краеведческим энциклопедическим справочником «С-Петербург. Петроград. Ленинград».

Ожидаемые результаты 2-го года.

В результате освоения программы дети будут знать:

  • историю Колпинского района.

  • городские объекты, которые делают Колпино уникальным и неповторимым (памятники истории и культуры).

И уметь:

  • пользоваться специальной памяткой по характеристике объекта, владеть терминами.

  • проводить экскурсии на улицах своего района.


Подведение итогов (проходит в несколько этапов):

Текущий – по итогам пройденных тем (рефераты, творческие работы).

Промежуточный – полученный по результатам тестирования, викторин, практических заданий, принятие участия в конкурсах района.

Итоговый - защита (коллективная творческая работа)

Отзывы родителей и детей.

Способы фиксации и результата:

Портфолио учащихся по итогам участия в школьных районных и городских конкурсах, дневник педагогических наблюдений результаты по итогам тестирования, анкетирования, отзывов родителей и детей.

.






























Содержание программы

Первый год:

  1. Мой край в далеком прошлом. Вглубь веков. Старая Ладога. Невская битва.

Практическое занятие:

Викторина «Александр Невский», реферат, рисунки.

  1. Невские земли под властью шведов. Невские земли под властью шведов. Смутное время на территории края и его последствия. Ниеншанц - город-крепость.

Практическое занятие:

Работа с историческими документами», «Исторические очерки» Ежев В.А Картами

  1. Крепости нашего края. Выборг. Карела. Копорье. Орешек

Практическое занятие:

Работа с литературой: «Давным-давно на наших землях» Ермолаева Л.К, «Исторические очерки» Ежев В.А. Конкурс рисунка.

  1. Геральдика в городе.

Практическое занятие:

Экскурсия в Эрмитаж.

  1. Новые русские крепости. Петропавловская. Адмиралтейство. Кроншлот.

Практическое занятие:

Экскурсия в Петропавловскую крепость.

Сбор материалов, защита реферата.

  1. Санкт-Петербург – город новой культуры. Управление и благоустройство.

Практическое занятие:

Защита работ «Чем отличается Петербург от других городов 18 века»

  1. Карты Санкт-Петербурга в середине XVIII и в начале XIX века. От города, дворцов и слобод к регулярному городу.

Практическое задание:

Заочное путешествие по городу.

  1. Петербуржцы: их жизнь и дела. Воспитание в семье, развлечения, этикет.

Практическое занятие:

Сценка «Один день из жизни петербуржца» с элементами исторических костюмов.

  1. Развитие светской культуры в после петровское время. Образование. Наука. Просвещение. Театр. Живопись.

Практическое занятие:

Защита рефератов.

  1. Пригороды Санкт-Петербурга. Стрельна: Ломоносов. Петергоф: Пушкин. Павловск. Гатчина.

Практическое занятие:

Просмотр кинофильма, обсуждение, конкурс рисунка. Выполнение творческих работ в технике мозаики. Экскурсии в Пушкин (отработка умения в проведении экскурсии).

Учебно-тематическое планирование. 1-й год

п\п

Наименование темы

Теория

Практика

Всего

1

Мой край в далеком прошлом.

3

6

9

2

Невские земли под властью шведов.

2

1

3

3

Крепости нашего края.

1

4

5

4

Геральдика в городе.

2

6

8

5

Новые русские крепости.

1

3

4

6

Санкт-Петербург – город новой культуры.

1

1

2

7

Карты Санкт-Петербурга в середине

XVIII и в начале XIX века.

2

4

6

8

Петербуржцы: их жизнь и дела.

1

3

4

9

Развитие светской культуры в после петровское время.

2

2

4

10

Пригороды Санкт-Петербурга.

27

72

99

Итого:

43

101

144

Методическое обеспечение образовательной программы

п/п

Тема программы

Форма организации и форма проведения занятий

Методы и приемы

Методическое оснащение (УМК)

Вид и форма контроля. Предъявление результата

1.

Мой край в далеком прошлом.

Традиционное (сообщение новых знаний).

Словесный (беседа), наглядный (показ фильма «Александр Невский», репродукции картин).

Кепсу Сауло «Петербург до Петербурга».

Ермолаева Л.К. «Давным-давно на наших землях», «Страницы жизни нашего края».

Текущий контроль:

викторина, рисунки.

2.

Невские земли под властью шведов.

Коллективно-групповой

Работа с историческими документами.

Частично-поисковый (сбор материала, составление хронологических таблиц)

«Исторические очерки» Ежов В.А., «Шведы на берегах Невы»

В.А. Кобак

Текущий контроль:

коллективный анализ работ детей.

3.

Крепости нашего края.

Комбинированное.

Словесный, наглядный

(рассказ по иллюстрациям фотографии картин)

Ермолаева Л.К. «Давным-давно на наших землях» (рабочая тетрадь), видеозапись видов СПБ.

Промежуточный контроль:

конкурс рисунка «Русские крепости».

4.

Геральдика в городе.

Экскурсия.

Словесный, наглядный.

Экспозиция в музее.

Текущий контроль:

выражение своих впечатлений в виде рисунка, рассказа, стихотворения.

5.

Новые русские крепости.

Экскурсия (групповая).

Словесный, наглядный.

Экскурсия в Петропавловскую крепость. Материалы по Кронштадту и Адмиралтейству.

Промежуточный контроль:

защита рефератов.

6.

Санкт-Петербург - город новой культуры.

Заочное путешествие по городу.

Словесный, наглядный

частично-поисковый (работа с книгой, анализ текстов).

Дмитриева Е.В. «Культура и быт Санкт-Петербурга»,

раздаточный материал.

Текущий контроль:

защита работ на тему «Чем отличается Петербург от других городов XVIII века?»


7.

Карты Санкт-Петербурга в середине XVIII и в начале XIX века.

Заочное путешествие по городу.


Словесный, наглядный (разработка экскурсии).

Карта Санкт-Петербурга в конце XVIII века, карта современного города. Гордин М.А. «Екатерининский век», раздаточный материал.

Текущий контроль:

Составление плана экскурсии по городу.


8.

Петербуржцы: их жизнь и дела.

Игра «Один день из жизни Петербуржца».

Наглядно – иллюстративный,

словесный (показ образца выполнения задания).

Ермолаева Л.К. «Санкт- Петербург и губерния, век XVIII-XIX», Даринский А.В. «История Петербурга в XVIII-XIX веках».

Текущий контроль:

Сценка «Один день из жизни петербуржца» с элементами костюмов, изготовленных детьми.


9.

Развитие светской культуры в после петровское время.

Фронтальный.

Наглядно-иллюстративный, словесный, демонстрация видеофильма с видами СПб.

Анисимов Е.В. «Россия без Петра», Каменский А. «Под сенью Екатерины».

Промежуточный контроль:

конкурс рисунков.

10.

Пригороды Санкт-Петербурга.

Коллективный.

Просмотр кинофильма о пригородах СПб.

Видеофильм «Пригороды Санкт-Петербурга».

Итоговый:

защита творческой работы.

Выполнение творческих работ в технике мозаики, проведение экскурсии по упрощенной схеме.

Учебно-тематическое планирование. 2-й год


п\п

Наименование темы

Теория

Практика

Всего

1

Река Ижора и какие племена ее населяли.

13

25

38

2

Основание Адмиралтейских Ижорских заводов. А.Д. Меньшиков.

7

20

27

3

Посад Колпино.

7

10

17

4

Колпино в начале XX века. 1901-1917 годы.

5

8

13

5

Колпино в предвоенные годы.

5

6

11

6

Колпино в годы Великой Отечественной войны.

7

10

17

7

Ижорский батальон.

7

4

11

8

Рабочий пригород Ленинграда.

8

11

19

9

Наш город на рубеже столетий.

7

14

21

10

Зеленый пояс славы Колпино.

7

14

21

11

Заслуженные жители Колпино.

7

14

21

Итого:

80

136

216

Методическое обеспечение образовательной программы

п/п

Тема программы

Форма организации и форма проведения занятий

Методы и приемы

Методическое оснащение (УМК)

Вид и форма контроля. Предъявление результата




1.

Река Ижора и племена, ее населявшие.


Экскурсия в Усть-Ижору, работа с топографической картой.

Словесный (рассказ),

наглядный, групповой.

Учебное пособие по краеведению «Наш край с IX по XIX век», топографическая карта, дидактические карточки, Колпинская тетрадь по краеведению.

Текущий контроль:

конкурс рисунка, уметь описывать памятники, используя специальную памятку по характеристике объекта и термины.


2.

Основание Адмиралтейских Ижорских заводов.

А.Д. Меньшиков.

Экскурсия в музей Ижорского завода и к памятнику А.Д. Меньшикова.

Наглядно-иллюстративный, словесный.



Экспозиция музея. Г.Ефимова «Ижорские заводы», Завьялов С. «История. Ижорского завода», Колпинская тетрадь по краеведению.

Текущий контроль:

выразить впечатления от экскурсии в виде рисунка, рассказа или стихотворения.


3.

Посад Колпино

Экскурсия по старейшим улицам, работа с топографической картой и историческими документами.

Наглядно-иллюстративный, словесный.



Г.Ефимова «Ижорские заводы», Завьялов С. «История Ижорского завода», Колпинская тетрадь по краеведению, Завьялов С. «Колпино - селение Ижорских Административных заводов».

Промежуточный контроль:

ориентирование по упрощенной схеме города.


4.

Колпино в начале XX века. 1901-1917 годы.

Экскурсия к памятнику ижорцам-героям гражданской войны,

сбор материалов.

Наглядно – иллюстративный (демонстрация иллюстраций, слайдов), словесный (беседа).



Г.Ефимова «100 вопросов и ответов о Колпино», Колпинская тетрадь по краеведению XX век.

Текущий контроль:

оформление альбома о героических страницах жизни Колпино.


5.

Колпино в предвоенные годы.

Заочная экскурсия по карте, сбор материалов.

Наглядно-иллюстративный, словесный (рассказ).


Г.Ефимова «100 вопросов и ответов о Колпино».

Текущий контроль:

КВН.


6.

Колпино в годы Великой Отечественной войны.

Экскурсия, посещение школьного музея,

сбор материалов.

Наглядно-иллюстративный, словесный (работа с книгой).


Г.Ефимова «100 вопросов и ответов о Колпино», «Колпинская книга памяти», посещение школьного музея, сбор материала об обороне Колпино.

Колпинская тетрадь по краеведению XX век.

Текущий контроль:

защита рефератов.


7.


Ижорский батальон.

Сообщение новых знаний, сбор материалов.

Наглядно-иллюстративный, словесный (беседа), показ видеофильма «Ижорский батальон».

Просмотр видеофильма «Ижорский батальон», фотографий.

Промежуточный контроль:

оформление альбома о героических страницах жизни Колпино.


8.

Рабочий пригород Ленинграда.

Интерактивная экскурсия по городу, самостоятельная работа.

Наглядно-иллюстративный, словесный.



Периодическая печать по истории города, находящаяся в районной библиотеке им. Светлова.

Текущий контроль:

конкурс «Знаешь ли ты свой город?».


9.

Наш город на рубеже столетий.

Экскурсия, ориентирование на улице в своем районе города,

сбор материалов.

Наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов), словесный (беседа).



Г.Ефимова «100 вопросов и ответов о Колпино», Бранц М.Ю. «Колпинская больница»

Текущий контроль:

Выполнение презентации «Экскурсия по улицам».



10.

Зеленый пояс славы Колпино.

Экскурсия по бульвару Свободы, к памятным монументам. Сбор материалов.

Наглядно-иллюстративный (выставка), словесный.



Периодическая печать по истории города, находящаяся в районной библиотеке им. Светлова.

Текущий контроль:

реферат, конкурс рисунков.

11.

Заслуженные жители Колпино

Встреча с заслуженными жителями, сбор материалов.

Наглядно-иллюстративный, словесный, встреча с заслуженными жителями города.

Встреча с заслуженными жителями города.


Итоговый контроль:

Оформление и защита коллективной работы на выбранную тему о Колпино.

Содержание

Второй год:

Мой город – Колпино:

  1. Река Ижора и племена, ее населявшие. Какие племена и народы обитали по берегам Ижоры? Невская битва. Что означает слово Колпино.

Практические занятия:

Экскурсия в Усть-Ижору, выполнение рисунков.

  1. Основание Адмиралтейских Ижорских заводов. А.Д. Меньшиков - герцог Ижорский. Возникновение и развитие Ижорских заводов.

Практические занятия:

Экскурсия в музей Ижорского завода и к памятнику А.Д. Меньшикова, выполнение творческих работ. Выразить впечатления от экскурсии в виде рисунка, рассказа или стихотворения.

  1. Посад Колпино. Как возникло и развивалось Колпино? История герба Колпино, старейшие улицы, система образования, медицина, устройство городского хозяйства.

Практические занятия:

Экскурсии по старейшим улицам, выполнение творческих работ. Ориентирование по упрощенным картам-схемам города 1763 и 1869гг.

  1. Колпино в начале XX века. 1901-1917 годы. Колпино и его жители вначале ХХ века: 1905 год, октябрьские события в истории Колпино и жизни его граждан.

Практические занятия:

Экскурсия к памятнику ижорцам-героям гражданской войны, сбор материала об улицах Вавилова, Урицкого, Труда, Культуры.

  1. Колпино в предвоенные годы. Колпино - районный центр.

Практические занятия:

Заочная экскурсия по карте, КВН.

  1. Колпино в годы Великой Отечественной войны. Изучение материалов, посвященных обороне города, работе Ижорских заводов и жизни горожан.

Практические занятия:

Экскурсия, посещение школьного музея, сбор материалов об обороне Колпино, защита рефератов.

  1. Ижорский батальон. История создания и боевой путь, награды.

Практические занятия:

Выполнение творческих работ: рисунков, рассказов, стихов.

  1. Рабочий пригород Ленинграда. Послевоенная жизнь города и горожан, восстановление города.

Практические занятия:

Проведение конкурса «Знаешь ли ты свой город?».

  1. Наш город на рубеже столетий. Колпино в наши дни: промышленные предприятия, городское хозяйство, развитие местного самоуправления образование, медицина, досуг.

Практические занятия:

Проведение экскурсии, ориентирование на улице в своем районе города.

  1. Зеленый пояс славы Колпино. Мемориальные доски на ул. Анисимова, Тазаева, Бульваре Свободы, памятные монументы на территории Ижорского завода.

Практические занятия:

Экскурсии, выполнение творческих работ, встреча с заслуженными жителями города.

  1. Заслуженные жители Колпино. Встреча с заслуженными жителями города.

Практические занятия:

Выполнение творческих работ, изготовление сувениров и подарков.

Список литературы

Для педагогов:

  1. Кепсу Сауло «Петербург до Петербурга», изд. «СПб» 2000г.

  2. Ермолаева Л.К. «Давным-давно на наших землях»; «Страницы жизни нашего края», СМЛО Пресс 2006г СПб.

  3. Ежов В.А. «Исторические очерки», Лениздат 1986.

  4. В.Н. Авсеенко «История города С-Петербурга», Просвящение 2001,

  5. В.А. Кобак «Шведы на берегах Невы», СПб 1998

  6. Гордин М.А. «Екатерининский век», СПб, изд. Пушкинского фонда, 2004.

  7. Дмитриева Е.В. «Культура и быт Санкт-Петербурга», СПб Корона Принт 2002

  8. Ермолаева Л.К. «Санкт- Петербург и губерния. Век XVIII-XIX», СМЛО Пресс 2006 СПб.

  9. Даринский А.В. «История Петербурга в XVIII-XIX веках», СПб, изд. Пушкинский фонд, 2004

  10. Анисимов Е.В. «Россия без Петра», СПб Норинт 1997.

  11. Каменский А. «Под сенью Екатерины», Лениздат 1992.

  12. Учебное пособие по краеведению «Наш край с IX по XIX», Лениздат 1988

  13. Г. Ефимова «Ижорские заводы», Лениздат 1992.

  14. Завьялов С. «История Ижорского завода», Лениздат 1992.

  15. «Колпинская тетрадь по краеведению», Типография города Павловска 1997.

  16. Г. Ефимова «100 вопросов и ответов о Колпино», СПб Колпино 2005.

  17. Завьялов С. «Колпино. Селение Ижорских Административных заводов», СПб 2003

  18. «Колпинская тетрадь по краеведению 20 век», ООО Павел ВОГ СПб Колпино 2007


Для детей:

  1. Ермолаева Л.К. «Давным-давно на наших землях»; «Страницы жизни нашего края», СМЛО Пресс СПб 2006г.

  2. Дмитриева Е.В. «Культура и быт Санкт-Петербурга», СПб Корона Принт 2002

  3. «Учебное пособие по краеведению», «Наш край с IX по XIX», Лениздат 1988г.

  4. «Колпинская тетрадь по краеведению», Типография города Павловска 1997.

  5. «Колпинская тетрадь по краеведению XX век», Типография города Павловска 1997.

  6. Помарнацкий В.Ф. «Узнай и полюби свой город».

  7. Ермолаева Л.К. «Санкт-Петербург и губерния. Век XVIII-XIX», СМЛО Пресс 2006г СПб.

  8. Г.Ефимова «100 вопросов и ответов о Колпино», СПб Колпино 2005г.

  9. Завьялов С. «Колпино. Селение Ижорских Административных заводов», СПб 2003г.

  10. Завьялов С. «История Ижорского завода», СПб 2003г.











Полный текст материала Образовательная программа по краеведению «Чудный город на Неве» для детей 11-14 лет смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Ольга Николаевна  Саккаи
26.02.2012 0 3418 518

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК