Образовательная программа по краеведению «Чудный город на Неве» для детей 11-14 лет
Отделение дополнительного образования детей
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа №461
Колпинского района Санкт-Петербурга
Рассмотренна на «Утверждаю»
Педагогическом совете директор школы№461
ГБОУСОШ №461 ____________________
протокол___от____2011г. Зырянова Т.Н.
Образовательная программа
«Чудный город на Неве»
Дополнительная образовательная
программа рассчитана
на детей от 11 лет до 14 лет
Срок реализации дополнительной
образовательной программы:
2 учебных года.
Автор составитель:
Учитель истории
Смирнова Ольга Николаевна
Санкт-Петербург
2011 г.
Пояснительная записка
Программы туристско – краеведческой направленности.
Для детей среднего и старшего школьного возраста, проявляющих интерес к изучению истории и развития города Санкт-Петербурга.
Не случайно появления таких понятий, как петербургский стиль, петербургская школа, петербургская речь. Город с большим историческим наследием воспитывает в человеке чувство собственного достоинства, нравственное сознание ответственности за свои и чужие поступки, чувство гордости и собственной принадлежности к великому городу и званию, ты - петербуржец. В этом и заключается актуальность данной программы
Основная часть программы включает вопросы, которые предполагается рассматривать на занятиях. Практические задания позволят закрепить знания полученные на теоретических занятиях .Создавать определённый эмоциональный настрой в группе.
Педагогическая целесообразность данной программы - пробуждение познавательного интереса к понятию историко-художественной значимости современного города, понимание его целесообразности и пользы для каждого горожанина .Вызвать восхищение красотой Петербурга.
Цель программы – формирование интереса и стремления к более глубокому изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга. Формирование чувства сопричастности тому, что происходит в городе, способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры.
Задачи:
Дать представление о специфике города как среды обитания, раскрыть роль петербуржцев в создании, развитии и сохранении культурного наследия города.
Научить поиску нужных фактов и обработке материалов поиска, поиск нужных фактов и ответов на вопросы..
Научить пользоваться топографическими картами и применять их на практике.
Научить описывать памятники, достопримечательности города района
Дать начальные представления о работе экскурсовода
Познакомить с историей создания «северной столицы» и ее художественным наследием.
Познакомить с историей возникновения Колпинского р-на, его роли в истории развития города Санкт-Петербурга.
Воспитывать чувство любви и гордости к своей малой родине
Условия реализации программы:
В коллектив принимаются все желающие дети, в возрасте 11-14лет со сформированным интересом к истории развития города.
Срок реализации программы - два года.
Программа рассчитана на углублённое изучение истории приневских земель Санкт-Петербурга, а так же Колпинского р-на.
Формы и режим занятий:
1 год – 324 часа, занятие проводится 2 раза в неделю.
2 год – 324 часа, занятия проводиться 2раза в неделю
Ожидаемые результаты 1-го года:
В результате освоения программы дети будут знать:
Расширят представление и знания по истории и культуре города С-Петербурга,
Уметь пользоваться топографическими картами и применять их на практике.
Научатся проводить экскурсии по улице С-Петербурга.
Пользоваться краеведческим энциклопедическим справочником «С-Петербург. Петроград. Ленинград».
Ожидаемые результаты 2-го года.
В результате освоения программы дети будут знать:
историю Колпинского района.
городские объекты, которые делают Колпино уникальным и неповторимым (памятники истории и культуры).
И уметь:
пользоваться специальной памяткой по характеристике объекта, владеть терминами.
проводить экскурсии на улицах своего района.
Подведение итогов (проходит в несколько этапов):
Текущий – по итогам пройденных тем (рефераты, творческие работы).
Промежуточный – полученный по результатам тестирования, викторин, практических заданий, принятие участия в конкурсах района.
Итоговый - защита (коллективная творческая работа)
Отзывы родителей и детей.
Способы фиксации и результата:
Портфолио учащихся по итогам участия в школьных районных и городских конкурсах, дневник педагогических наблюдений результаты по итогам тестирования, анкетирования, отзывов родителей и детей.
.
Содержание программы
Первый год:
Мой край в далеком прошлом. Вглубь веков. Старая Ладога. Невская битва.
Практическое занятие:
Викторина «Александр Невский», реферат, рисунки.
Невские земли под властью шведов. Невские земли под властью шведов. Смутное время на территории края и его последствия. Ниеншанц - город-крепость.
Практическое занятие:
Работа с историческими документами», «Исторические очерки» Ежев В.А Картами
Крепости нашего края. Выборг. Карела. Копорье. Орешек
Практическое занятие:
Работа с литературой: «Давным-давно на наших землях» Ермолаева Л.К, «Исторические очерки» Ежев В.А. Конкурс рисунка.
Геральдика в городе.
Практическое занятие:
Экскурсия в Эрмитаж.
Новые русские крепости. Петропавловская. Адмиралтейство. Кроншлот.
Практическое занятие:
Экскурсия в Петропавловскую крепость.
Сбор материалов, защита реферата.
Санкт-Петербург – город новой культуры. Управление и благоустройство.
Практическое занятие:
Защита работ «Чем отличается Петербург от других городов 18 века»
Карты Санкт-Петербурга в середине XVIII и в начале XIX века. От города, дворцов и слобод к регулярному городу.
Практическое задание:
Заочное путешествие по городу.
Петербуржцы: их жизнь и дела. Воспитание в семье, развлечения, этикет.
Практическое занятие:
Сценка «Один день из жизни петербуржца» с элементами исторических костюмов.
Развитие светской культуры в после петровское время. Образование. Наука. Просвещение. Театр. Живопись.
Практическое занятие:
Защита рефератов.
Пригороды Санкт-Петербурга. Стрельна: Ломоносов. Петергоф: Пушкин. Павловск. Гатчина.
Практическое занятие:
Просмотр кинофильма, обсуждение, конкурс рисунка. Выполнение творческих работ в технике мозаики. Экскурсии в Пушкин (отработка умения в проведении экскурсии).
Учебно-тематическое планирование. 1-й год
№ п\п |
Наименование темы |
Теория |
Практика |
Всего |
1 |
Мой край в далеком прошлом. |
3 |
6 |
9 |
2 |
Невские земли под властью шведов. |
2 |
1 |
3 |
3 |
Крепости нашего края. |
1 |
4 |
5 |
4 |
Геральдика в городе. |
2 |
6 |
8 |
5 |
Новые русские крепости. |
1 |
3 |
4 |
6 |
Санкт-Петербург – город новой культуры. |
1 |
1 |
2 |
7 |
Карты Санкт-Петербурга в середине XVIII и в начале XIX века. |
2 |
4 |
6 |
8 |
Петербуржцы: их жизнь и дела. |
1 |
3 |
4 |
9 |
Развитие светской культуры в после петровское время. |
2 |
2 |
4 |
10 |
Пригороды Санкт-Петербурга. |
27 |
72 |
99 |
Итого: |
43 |
101 |
144 |
Методическое обеспечение образовательной программы
№ п/п |
Тема программы |
Форма организации и форма проведения занятий |
Методы и приемы |
Методическое оснащение (УМК) |
Вид и форма контроля. Предъявление результата |
1. |
Мой край в далеком прошлом. |
Традиционное (сообщение новых знаний). |
Словесный (беседа), наглядный (показ фильма «Александр Невский», репродукции картин). |
Кепсу Сауло «Петербург до Петербурга». Ермолаева Л.К. «Давным-давно на наших землях», «Страницы жизни нашего края». |
Текущий контроль: викторина, рисунки. |
2. |
Невские земли под властью шведов. |
Коллективно-групповой Работа с историческими документами. |
Частично-поисковый (сбор материала, составление хронологических таблиц) |
«Исторические очерки» Ежов В.А., «Шведы на берегах Невы» В.А. Кобак |
Текущий контроль: коллективный анализ работ детей. |
3. |
Крепости нашего края. |
Комбинированное. |
Словесный, наглядный (рассказ по иллюстрациям фотографии картин) |
Ермолаева Л.К. «Давным-давно на наших землях» (рабочая тетрадь), видеозапись видов СПБ. |
Промежуточный контроль: конкурс рисунка «Русские крепости». |
4. |
Геральдика в городе. |
Экскурсия. |
Словесный, наглядный. |
Экспозиция в музее. |
Текущий контроль: выражение своих впечатлений в виде рисунка, рассказа, стихотворения. |
5. |
Новые русские крепости. |
Экскурсия (групповая). |
Словесный, наглядный. |
Экскурсия в Петропавловскую крепость. Материалы по Кронштадту и Адмиралтейству. |
Промежуточный контроль: защита рефератов. |
6. |
Санкт-Петербург - город новой культуры. |
Заочное путешествие по городу. |
Словесный, наглядный частично-поисковый (работа с книгой, анализ текстов). |
Дмитриева Е.В. «Культура и быт Санкт-Петербурга», раздаточный материал. |
Текущий контроль: защита работ на тему «Чем отличается Петербург от других городов XVIII века?»
|
7. |
Карты Санкт-Петербурга в середине XVIII и в начале XIX века. |
Заочное путешествие по городу.
|
Словесный, наглядный (разработка экскурсии). |
Карта Санкт-Петербурга в конце XVIII века, карта современного города. Гордин М.А. «Екатерининский век», раздаточный материал. |
Текущий контроль: Составление плана экскурсии по городу.
|
8. |
Петербуржцы: их жизнь и дела. |
Игра «Один день из жизни Петербуржца». |
Наглядно – иллюстративный, словесный (показ образца выполнения задания). |
Ермолаева Л.К. «Санкт- Петербург и губерния, век XVIII-XIX», Даринский А.В. «История Петербурга в XVIII-XIX веках». |
Текущий контроль: Сценка «Один день из жизни петербуржца» с элементами костюмов, изготовленных детьми.
|
9. |
Развитие светской культуры в после петровское время. |
Фронтальный. |
Наглядно-иллюстративный, словесный, демонстрация видеофильма с видами СПб. |
Анисимов Е.В. «Россия без Петра», Каменский А. «Под сенью Екатерины». |
Промежуточный контроль: конкурс рисунков. |
10. |
Пригороды Санкт-Петербурга. |
Коллективный. |
Просмотр кинофильма о пригородах СПб. |
Видеофильм «Пригороды Санкт-Петербурга». |
Итоговый: защита творческой работы. Выполнение творческих работ в технике мозаики, проведение экскурсии по упрощенной схеме. |
Учебно-тематическое планирование. 2-й год
№ п\п |
Наименование темы |
Теория |
Практика |
Всего |
1 |
Река Ижора и какие племена ее населяли. |
13 |
25 |
38 |
2 |
Основание Адмиралтейских Ижорских заводов. А.Д. Меньшиков. |
7 |
20 |
27 |
3 |
Посад Колпино. |
7 |
10 |
17 |
4 |
Колпино в начале XX века. 1901-1917 годы. |
5 |
8 |
13 |
5 |
Колпино в предвоенные годы. |
5 |
6 |
11 |
6 |
Колпино в годы Великой Отечественной войны. |
7 |
10 |
17 |
7 |
Ижорский батальон. |
7 |
4 |
11 |
8 |
Рабочий пригород Ленинграда. |
8 |
11 |
19 |
9 |
Наш город на рубеже столетий. |
7 |
14 |
21 |
10 |
Зеленый пояс славы Колпино. |
7 |
14 |
21 |
11 |
Заслуженные жители Колпино. |
7 |
14 |
21 |
Итого: |
80 |
136 |
216 |
Методическое обеспечение образовательной программы
№ п/п |
Тема программы |
Форма организации и форма проведения занятий |
Методы и приемы |
Методическое оснащение (УМК) |
Вид и форма контроля. Предъявление результата |
1. |
Река Ижора и племена, ее населявшие.
|
Экскурсия в Усть-Ижору, работа с топографической картой. |
Словесный (рассказ), наглядный, групповой. |
Учебное пособие по краеведению «Наш край с IX по XIX век», топографическая карта, дидактические карточки, Колпинская тетрадь по краеведению. |
Текущий контроль: конкурс рисунка, уметь описывать памятники, используя специальную памятку по характеристике объекта и термины. |
2. |
Основание Адмиралтейских Ижорских заводов. А.Д. Меньшиков. |
Экскурсия в музей Ижорского завода и к памятнику А.Д. Меньшикова. |
Наглядно-иллюстративный, словесный.
|
Экспозиция музея. Г.Ефимова «Ижорские заводы», Завьялов С. «История. Ижорского завода», Колпинская тетрадь по краеведению. |
Текущий контроль: выразить впечатления от экскурсии в виде рисунка, рассказа или стихотворения. |
3. |
Посад Колпино |
Экскурсия по старейшим улицам, работа с топографической картой и историческими документами. |
Наглядно-иллюстративный, словесный.
|
Г.Ефимова «Ижорские заводы», Завьялов С. «История Ижорского завода», Колпинская тетрадь по краеведению, Завьялов С. «Колпино - селение Ижорских Административных заводов». |
Промежуточный контроль: ориентирование по упрощенной схеме города. |
4. |
Колпино в начале XX века. 1901-1917 годы. |
Экскурсия к памятнику ижорцам-героям гражданской войны, сбор материалов. |
Наглядно – иллюстративный (демонстрация иллюстраций, слайдов), словесный (беседа).
|
Г.Ефимова «100 вопросов и ответов о Колпино», Колпинская тетрадь по краеведению XX век. |
Текущий контроль: оформление альбома о героических страницах жизни Колпино. |
5. |
Колпино в предвоенные годы. |
Заочная экскурсия по карте, сбор материалов. |
Наглядно-иллюстративный, словесный (рассказ).
|
Г.Ефимова «100 вопросов и ответов о Колпино». |
Текущий контроль: КВН. |
6. |
Колпино в годы Великой Отечественной войны. |
Экскурсия, посещение школьного музея, сбор материалов. |
Наглядно-иллюстративный, словесный (работа с книгой).
|
Г.Ефимова «100 вопросов и ответов о Колпино», «Колпинская книга памяти», посещение школьного музея, сбор материала об обороне Колпино. Колпинская тетрадь по краеведению XX век. |
Текущий контроль: защита рефератов. |
7.
|
Ижорский батальон. |
Сообщение новых знаний, сбор материалов. |
Наглядно-иллюстративный, словесный (беседа), показ видеофильма «Ижорский батальон». |
Просмотр видеофильма «Ижорский батальон», фотографий. |
Промежуточный контроль: оформление альбома о героических страницах жизни Колпино. |
8. |
Рабочий пригород Ленинграда. |
Интерактивная экскурсия по городу, самостоятельная работа. |
Наглядно-иллюстративный, словесный.
|
Периодическая печать по истории города, находящаяся в районной библиотеке им. Светлова. |
Текущий контроль: конкурс «Знаешь ли ты свой город?». |
9. |
Наш город на рубеже столетий. |
Экскурсия, ориентирование на улице в своем районе города, сбор материалов. |
Наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов), словесный (беседа).
|
Г.Ефимова «100 вопросов и ответов о Колпино», Бранц М.Ю. «Колпинская больница» |
Текущий контроль: Выполнение презентации «Экскурсия по улицам».
|
10. |
Зеленый пояс славы Колпино. |
Экскурсия по бульвару Свободы, к памятным монументам. Сбор материалов. |
Наглядно-иллюстративный (выставка), словесный.
|
Периодическая печать по истории города, находящаяся в районной библиотеке им. Светлова. |
Текущий контроль: реферат, конкурс рисунков. |
11. |
Заслуженные жители Колпино |
Встреча с заслуженными жителями, сбор материалов. |
Наглядно-иллюстративный, словесный, встреча с заслуженными жителями города. |
Встреча с заслуженными жителями города.
|
Итоговый контроль: Оформление и защита коллективной работы на выбранную тему о Колпино. |
Содержание
Второй год:
Мой город – Колпино:
Река Ижора и племена, ее населявшие. Какие племена и народы обитали по берегам Ижоры? Невская битва. Что означает слово Колпино.
Практические занятия:
Экскурсия в Усть-Ижору, выполнение рисунков.
Основание Адмиралтейских Ижорских заводов. А.Д. Меньшиков - герцог Ижорский. Возникновение и развитие Ижорских заводов.
Практические занятия:
Экскурсия в музей Ижорского завода и к памятнику А.Д. Меньшикова, выполнение творческих работ. Выразить впечатления от экскурсии в виде рисунка, рассказа или стихотворения.
Посад Колпино. Как возникло и развивалось Колпино? История герба Колпино, старейшие улицы, система образования, медицина, устройство городского хозяйства.
Практические занятия:
Экскурсии по старейшим улицам, выполнение творческих работ. Ориентирование по упрощенным картам-схемам города 1763 и 1869гг.
Колпино в начале XX века. 1901-1917 годы. Колпино и его жители вначале ХХ века: 1905 год, октябрьские события в истории Колпино и жизни его граждан.
Практические занятия:
Экскурсия к памятнику ижорцам-героям гражданской войны, сбор материала об улицах Вавилова, Урицкого, Труда, Культуры.
Колпино в предвоенные годы. Колпино - районный центр.
Практические занятия:
Заочная экскурсия по карте, КВН.
Колпино в годы Великой Отечественной войны. Изучение материалов, посвященных обороне города, работе Ижорских заводов и жизни горожан.
Практические занятия:
Экскурсия, посещение школьного музея, сбор материалов об обороне Колпино, защита рефератов.
Ижорский батальон. История создания и боевой путь, награды.
Практические занятия:
Выполнение творческих работ: рисунков, рассказов, стихов.
Рабочий пригород Ленинграда. Послевоенная жизнь города и горожан, восстановление города.
Практические занятия:
Проведение конкурса «Знаешь ли ты свой город?».
Наш город на рубеже столетий. Колпино в наши дни: промышленные предприятия, городское хозяйство, развитие местного самоуправления образование, медицина, досуг.
Практические занятия:
Проведение экскурсии, ориентирование на улице в своем районе города.
Зеленый пояс славы Колпино. Мемориальные доски на ул. Анисимова, Тазаева, Бульваре Свободы, памятные монументы на территории Ижорского завода.
Практические занятия:
Экскурсии, выполнение творческих работ, встреча с заслуженными жителями города.
Заслуженные жители Колпино. Встреча с заслуженными жителями города.
Практические занятия:
Выполнение творческих работ, изготовление сувениров и подарков.
Список литературы
Для педагогов:
Кепсу Сауло «Петербург до Петербурга», изд. «СПб» 2000г.
Ермолаева Л.К. «Давным-давно на наших землях»; «Страницы жизни нашего края», СМЛО Пресс 2006г СПб.
Ежов В.А. «Исторические очерки», Лениздат 1986.
В.Н. Авсеенко «История города С-Петербурга», Просвящение 2001,
В.А. Кобак «Шведы на берегах Невы», СПб 1998
Гордин М.А. «Екатерининский век», СПб, изд. Пушкинского фонда, 2004.
Дмитриева Е.В. «Культура и быт Санкт-Петербурга», СПб Корона Принт 2002
Ермолаева Л.К. «Санкт- Петербург и губерния. Век XVIII-XIX», СМЛО Пресс 2006 СПб.
Даринский А.В. «История Петербурга в XVIII-XIX веках», СПб, изд. Пушкинский фонд, 2004
Анисимов Е.В. «Россия без Петра», СПб Норинт 1997.
Каменский А. «Под сенью Екатерины», Лениздат 1992.
Учебное пособие по краеведению «Наш край с IX по XIX», Лениздат 1988
Г. Ефимова «Ижорские заводы», Лениздат 1992.
Завьялов С. «История Ижорского завода», Лениздат 1992.
«Колпинская тетрадь по краеведению», Типография города Павловска 1997.
Г. Ефимова «100 вопросов и ответов о Колпино», СПб Колпино 2005.
Завьялов С. «Колпино. Селение Ижорских Административных заводов», СПб 2003
«Колпинская тетрадь по краеведению 20 век», ООО Павел ВОГ СПб Колпино 2007
Для детей:
Ермолаева Л.К. «Давным-давно на наших землях»; «Страницы жизни нашего края», СМЛО Пресс СПб 2006г.
Дмитриева Е.В. «Культура и быт Санкт-Петербурга», СПб Корона Принт 2002
«Учебное пособие по краеведению», «Наш край с IX по XIX», Лениздат 1988г.
«Колпинская тетрадь по краеведению», Типография города Павловска 1997.
«Колпинская тетрадь по краеведению XX век», Типография города Павловска 1997.
Помарнацкий В.Ф. «Узнай и полюби свой город».
Ермолаева Л.К. «Санкт-Петербург и губерния. Век XVIII-XIX», СМЛО Пресс 2006г СПб.
Г.Ефимова «100 вопросов и ответов о Колпино», СПб Колпино 2005г.
Завьялов С. «Колпино. Селение Ижорских Административных заводов», СПб 2003г.
Завьялов С. «История Ижорского завода», СПб 2003г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Ольга Николаевна
→ Саккаи 26.02.2012 0 3398 518 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.