Коррекционно-развивающая программа; 1-7 кл.
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, детей с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ
_________________
Смирнова Т.В.
Директор школы № 131
Коррекционно – развивающая программа
по художественно – прикладному творчеству с элементами арт – терапии для занятий с детьми младшего школьного возраста с замедленным психическим развитием
Возраст учащихся: 1 – 4 классы
Сроки реализации: 2 года
Объем программы: 144 часа (по 72 часа в год)
Автор-составитель: Владимирова Надежда Федоровна
Преподаватель дополнительного образования
Санкт-Петербург
2012 г.
1. Пояснительная записка
Настоящая программа направлена на организацию и проведение занятий художественно-эстетической направленности с детьми ЗПР коррекционной школы VII вида.
Основой программы является эффективный и относительно новый метод коррекционной работы – развитие мелкой моторики и драматической элевации, т.е. комплексного воздействия на детей различных театральных приемов. Этот метод позволяет дополнительно проводить психическую коррекцию детей, имеющих значительное замедление темпов психического развития, нарушения восприятия, памяти, внимания, уровня мышления, задержки речевого развития, а также коррекцию некоторых личностных недостатков, таких как застенчивость, неусидчивость, агрессивность. Занятия детей на кружке «Пчелка» всесторонне обогащают их, знакомят с окружающим миром через образы, краски, звуки, положительно влияют на личность ребенка. Занятия на кружке организуются в увлекательной непринужденной форме. Обязательным условием является радостная доверительная атмосфера. Для этого используются введение сказочных кукол-персонажей, сопровождающих ход проведения занятий. Так смешной и трогательной кукле «Шерстяной ножке» дети могут рассказать и доверить гораздо больше, чем взрослому педагогу.
Важную роль в коррекционной работе педагога играет индивидуальный подход к каждому ребенку, выявление его особенностей и уровня психического развития.
Основная цель программы – это адаптация детей ЗПР в обществе через занятия художественно-прикладным творчеством и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Основными задачами программы являются:
Образовательная – знакомство учащихся с различными материалами, инструментами, техникой безопасности, цветоведением, основами композиции, богатством русской речи и литературы, основами геометрии, развитие у детей некоторых трудовых навыков.
Развивающая – развитие у детей художественного вкуса, фантазии, творческих способностей, речевой активности, мелкой моторики, внимания, восприятия.
Воспитательная – воспитание трудолюбия, ответственности, аккуратности, усидчивости, культуре поведения, коммуникативных навыков общения.
Программа рассчитана на проведение занятий с детьми ЗПР с 1 по 4 класс, сроком на 2 учебных года. Занятия проводятся один раз в неделю.
Программа включает в себя следующие этапы:
Вводное занятие
Обучение начальным трудовым навыкам
«Оживи куклу»
«Делаем сказку своими руками»
Занятия проводятся во второй половине дня в группах продленного дня, поэтому на фоне обучающего процесса уместны игровые вставки, конкурсы, викторины, соревнования, экспресс-выставки, кукольные импровизации и этюды. Интересным будет использование в работах различных материалов в самых неожиданных сочетаниях. На занятиях используются различные коробки, пластиковые бутылки, сетки из под фруктов, лоскутки, кусочки меха и кожи, яичная скорлупа и скорлупа грецких орехов, различные природные материалы. Применяя эти материалы, дети учатся быть бережливыми и изобретательными, а работы получаются оригинальными и неповторимыми. Это и экологическое воспитание, не выбрасывать, а превратить пластиковую бутылку или коробку в удивительную забавную куклу.
В программу включен теоретический материал, где дети могут познакомиться с народными художественными промыслами, историей создания кукольного театра, историей сувенира, творчеством художников кукольников.
Формами занятий могут быть организация школьных выставок, репетиции, показ кукольных представлений. Программа предусматривает посещение кукольного театра, выставок и музеев нашего города.
2. Учебно-тематический план программы художественно-прикладного творчества с элементами кукольной театрализации
Первый год обучения
№ |
Название темы |
Количество часов, теория |
Количество часов, практика |
Всего часов |
I |
Вводное занятие |
2 |
- |
2 |
II |
Обучение трудовым навыкам Изготовление сувениров Изготовление игрушек по овальной выкройке Изготовление коллективной работы Изготовление кукол-закруток Экскурсия в музей этнографии |
6 2
0,5 0,5 1 2 |
16 10
1,5 1,5 3 - |
22 12
2 2 4 2 |
III |
«Оживи куклу» Посещение театра кукол Пальчиковый театр Изготовление куклы из пластиковой бутылки Изготовление куклы из коробки Изготовление куклы-рукавички |
6 2 2
0,5 0,5 1 |
16 - 4
3,5 3,5 5 |
22 2 6
4 4 6 |
IV |
«Делаем сказку своими руками» Выбор сказки, распределение ролей Изготовление кукол-персонажей Изготовление декораций Репетиции Показ кукольного спектакля Экскурсия на выставку детского творчества |
4 2 0,5 0,5 - - 2
|
20 2 3,5 3,5 8 2 -
|
24 4 4 4 8 2 2
|
V |
Итоговое занятие |
2 |
- |
2
|
|
Всего часов |
20 |
52 |
72 |
Второй год обучения
№ |
Название темы |
Количество часов, теория |
Количество часов, практика |
Всего часов |
I |
Вводное занятие |
2 |
- |
2 |
II |
Обучение трудовым навыкам Изготовление сувениров Изготовление игрушек из подушечек Изготовление коллективной работы «Косичка с котятами» Изготовление кукол-закруток Экскурсия в музей кукол |
6 2 0,5
0,5 1 2 |
16 8 3,5
1,5 3 - |
22 10 4
2 4 2 |
III |
«Оживи куклу» Посещение театра кукол Настольно-плоскостной театр Изготовление кукол-дергунчиков Изготовление куклы с открывающимся ртом из коробки Изготовление куклы-рукавички с открывающимся ртом |
6 2 1 0,5
0,5
1 |
16 - 5 3,5
3,5
5 |
22 2 6 4
4
6 |
IV |
«Делаем сказку своими руками» 1. Сочинение сказки, распределение ролей Изготовление кукол-персонажей Изготовление декораций Репетиции Показ кукольного спектакля Экскурсия на выставку детского творчества |
7 2 1 1 1 - 2
|
17 2 3 3 7 2 -
|
24 4 4 4 8 2 2
|
V |
Итоговое занятие |
2 |
- |
2
|
|
Всего часов |
23 |
49 |
72 |
Содержание образовательной программы художественно-прикладного творчества с элементами кукольной театрализации
I Этап обучения – Вводное занятие
Вводное занятие первого года обучение включает в себя знакомство детей с программой кружка, знакомство с детьми через игру «Давайте познакомимся», показ кукол изготовленных детьми в прошлые годы, демонстрацию фотографий, инструментов и материалов, знакомство детей с основами техники безопасности при работе с ножницами, иголками, клеем.
Вводное занятие второго года обучения включает в себя знакомство с различными видами сувениров, кукол, историей создания кукол, викторину по технике безопасности и оказанию первой медицинской помощи.
II Этап обучения – Обучение трудовым навыкам
Данный этап предусматривает обучение детей трудовым навыкам путем самостоятельного изготовления сувениров и игрушек из различных материалов. Учащиеся постепенно переходят от простых игрушек к более сложным, развивая и совершенствуя свои трудовые навыки и художественный вкус. На теоретических занятиях дети получают знания по истории игрушек, о народных промыслах, по основам геометрии и материаловедению. Кроме этого для расширения своего кругозора и развития социальной адаптации дети посещают музей этнографии на первом году обучения и музей кукол – на втором году обучения.
Первый год обучения
Занятие № 1. Изготовление сувенира «Осенний букет». Краткие сведения об искусстве составления букета. Изготовление объемной композиции из засушенных растений с использование пластилина, картона и других материалов.
Занятие №2. Изготовление вазы из пластиковой бутылки и различных природных материалов. Знакомство с разнообразными формами декоративных ваз. Показ образцов и иллюстраций. Подбор материалов, подготовка основы из пластилина. Декорирование вазы природными и сыпучими материалами. Экспресс-выставка работ учащихся.
Занятие № 3. Изготовление декоративной пластины «Морское дно». Показ иллюстраций с изображением морских обитателей. Подготовка и выбор материалов: картона, пластилина, природных материалов и трафаретов. Изготовление художественного изделия.
Занятие № 4. Изготовление сувенира «Игольница» с использованием трафаретов. Краткие сведения об истории сувениров. Раскрой деталей по трафарету. Освоение шва «через край», соединение деталей, набивка игольницы, отделка тесьмой.
Занятие № 5. Изготовление игрушки по овальной выкройке. Показ образцов. Раскрой деталей. Соединение деталей швом «иголка вперед». Отделка игрушки. Экспресс-выставка. Обсуждение игрушек с детьми. Речевые упражнения.
Занятие № 6. Изготовление игрушек из подушечек. Изготовление эскиза деталей. Подбор материалов. Изготовление подушечек. Сборка деталей. Отделка игрушек. Речевые упражнения. Экспресс-выставка.
Занятие № 7. Изготовление коллективной работы из подушечек «Клоун». Изготовление эскиза работы. Изготовление подушечек. Сборка игрушки. Игра-соревнование «Кто больше изготовит подушечек». Речевые упражнения.
Занятие № 8. Изготовление куклы-пеленушки. Рассказ о народной обрядовой кукле. Объяснение техники выполнения куклы с использованием карты-схемы. Выбор материалов, изготовление заготовок.
Занятие № 9. Изготовление куклы пеленушки. Сборка деталей, отделка тесьмой. Речевые упражнения. Экспресс-выставка кукол-пеленушек.
Занятие № 10. Изготовление новогоднего сувенира «Сапожок». Рассказ о Новогодних традициях. Раскрой деталей. Соединение деталей швом «через край». Отделка сувенира. Речевые упражнения.
Занятие № 11. Экскурсия в этнографический музей по теме «Народная игрушка». Знакомство с культурой поведения в музее и общественном транспорте. Обмен впечатлениями об экскурсии.
Второй год обучения
Занятие № 1. Изготовление панно «Цветы на окне». Знакомство и искусством икебана. Демонстрация образцов, фотографий и иллюстраций. Подготовка материалов: картона, ткани, засушенных растений. Изготовление эскиза, подбор материалов. Изготовление панно. Экспресс-выставка.
Занятие № 2. Изготовление декоративной пластины на тему «Лесная поляна». Подготовка материалов: картон, пластилин, природные материалы. Изготовление эскиза, подбор материалов. Изготовление декоративной пластины. Экспресс-выставка.
Занятие № 3. Изготовление декоративной вазы. Рассказ о русском народном промысле «Хохлома». Подготовка материалов: пластиковой бутылки, пластилина, природных материалов. Эскиз, подбор материалов, изготовление. Экспресс-выставка. Речевые упражнения.
Занятие № 4. Изготовление сувенира «Сердечко». Рассказ о вологодском кружеве. Подбор материалов. Раскрой деталей. Соединение деталей петельным швом. Отделка кружевом и пуговицами. Речевые упражнения.
Занятие № 5. Изготовление игрушек из подушечек. Изготовление эскиза деталей. Подбор материалов. Изготовление подушечек. Сборка деталей. Отделка игрушек. Речевые упражнения. Экспресс-выставка.
Занятие № 6. Изготовление игрушек из большого количества подушечек. Рассказ о лоскутном шитье. Эскиз, подбор материалов. Изготовление подушечек. Сборка деталей и отделка игрушки. Речевые упражнения. Экспресс-выставка.
Занятие № 7. Изготовление коллективной работы «Кошка с котятами». Эскиз, подбор материалов. Изготовление подушечек. Сборка деталей и отделка игрушки. Игра-соревнование «Кто сошьет больше подушечек». Речевые упражнения. Экспресс-выставка.
Занятие № 8. Изготовление куклы «Бессонница». Рассказ о народной обрядовой кукле. Подбор материалов. Раскрой деталей. Изготовление заготовок для куклы.
Занятие № 9. Изготовление куклы «Бессонница». Сборка деталей и отделка игрушки. Речевые упражнения. Экспресс-выставка.
Занятие № 10. Изготовление сувенира к Новому Году «Снеговик». Подбор материалов. Раскрой деталей. Соединение деталей петельным швом. Отделка кружевом и пуговицами. Речевые упражнения. Экспресс-выставка.
Занятие № 11. Экскурсия в музей кукол. Знакомство с культурой поведения в музее и общественном транспорте. Обмен впечатлениями об экскурсии.
III Этап обучения - «Оживи куклу»
После того как дети освоят первоначальные несложные задания, наступает этап создания кукол-персонажей для кукольных импровизаций. На теоретических занятиях дети знакомятся с историей создания кукольного театра и многообразием кукол.
Первый год обучения
Занятие № 1. Посещение кукольного театра. Беседа о культуре поведения в театре и общественном транспорте. Обсуждение спектакля. Знакомство с историей кукольного театра.
Занятие № 2. Пальчиковый театр. Рассказ о видах простого кукольного театра. Изготовление держателя для кукол-наперстков. Эскиз, изготовление держателя из картона, декоративная отделка. Экспресс выставка.
Занятие № 3. Пальчиковый театр. Изготовление кукол-наперстков на основе бумажных цилиндров. Изготовление цилиндров. Оформление персонажей. Речевые упражнения. Экспресс-выставка.
Занятие № 4. Пальчиковый театр. Кукольная инсценировка сказки «Три медведя». Отработка приемов показа кукольного представления - пальчикового театра. Речевые упражнения.
Занятие № 5. Изготовление куклы из пластиковой бутылки. Подготовка материалов, изготовление основы. Речевые упражнения.
Занятие № 6. Изготовление куклы из коробки. Отделка куклы. Этюды и импровизации с куклами.
Занятие № 7. Занятие № 5. Изготовление куклы из коробки. Подготовка материалов: цветной бумаги, ткани. Эскиз, подбор материалов. Изготовление основы куклы. Речевые упражнения.
Занятия № 8. Изготовление куклы из коробки. Отделка куклы. Этюды и импровизации с куклами из коробок.
Занятие № 9. Изготовление куклы-рукавички. Подготовка ткани. Эскиз, подбор материалов, раскрой деталей. Изготовление головы куклы. Речевые упражнения.
Занятие № 10. Изготовление куклы-рукавички. Изготовление платья для куклы. Сборка деталей. Отделка. Речевые упражнения.
Занятие № 11. Работа с куклой рукавичкой за ширмой. Знакомство с приемами работы с куклой-рукавичкой. Кукольные импровизации и этюды.
Второй год обучения
Занятие № 1. Посещение кукольного театра. Беседа о культуре поведения в театре и общественном транспорте. Обсуждение спектакля. Знакомство с историей кукольного театра.
Занятие № 2. Изготовление настольного плоскостного театра. Рассказ об истории кукольного театра – «Первые упоминания о кукольном искусстве». Выбор сказки. Подготовка эскизов, кукол и декораций.
Занятие № 3. Изготовление настольного плоскостного театра. Изготовление кукол персонажей. Речевые упражнения.
Занятие № 4. Изготовление настольного плоскостного театра. Изготовление декораций. Отработка приемов показа кукольной инсценировки. Речевые упражнения.
Занятие № 5. Изготовление куклы-дергунчика. Рассказ о любимых куклах персонажах сказок народов мира. Эскиз, подбор материалов. Изготовление основы куклы. Речевые упражнения.
Занятие № 6. Изготовление куклы -дергунчика. Отделка куклы. Эдюд, импровизация с куклой-дергунчиком. Речевые упражнения.
Занятие № 7. Изготовление куклы с открывающимся ртом из коробки. Рассказ о домашнем кухонном театре. Эскиз, подбор материалов, изготовление основы куклы с открывающимся ртом из коробки. Речевые упражнения.
Занятие № 8. Изготовление куклы с открывающимся ртом из коробки. Отделка куклы. Этюды и импровизации с куклой из коробки с открывающимся ртом.
Занятие № 9. Изготовление куклы рукавички с открывающимся ртом. Рассказ о теневом театре. Эскиз, подбор материалов, изготовление основы куклы. Изготовление головы куклы. Речевые упражнения.
Занятие № 10. Изготовление куклы рукавички с открывающимся ртом. Изготовление платья куклы. Сборка деталей. Отделка куклы. Речевые упражнения.
Занятие № 11. Кукольная импровизация с использованием кукол-руковичек. Отработка приемов работы с куклой-рукавичкой. Отработка приемов работы с куклой за ширмой.
IV этап обучения - «Делаем сказку своими руками»
На этом этапе дети знакомятся с композиционным построением сказки, для того чтобы побудить учащихся к самостоятельному сочинению сказки. Помимо изготовления кукол-персонажей и декораций , большое внимание уделяется кукольной театрализации, где на репетициях отрабатывается технические приемы работы с куклой персонажем, выразительность и интонации речи, умение работать в коллективе.
Первый год обучения
Занятие № 1. Выбираем сказку. Рассказ о разновидностях сказок: сказки о животных, бытовая сказка, волшебная сказка. Изготовление кукол-персонажей, декораций к выбранной сказке. Речевые упражнения.
Занятие № 2. Распределяем роли и обязанности. Чтение по ролям сценария сказки. Речевые упражнения.
Занятие № 3. Изготовление кукол-персонажей. Эскизы, подбор материалов, изготовление деталей кукол. Речевые упражнения.
Занятие № 4. Изготовление кукол-персонажей. Сборка деталей. Отделка кукол. Речевые упражнения.
Занятие № 5. Изготовление декораций. Показ иллюстраций с декорациями кукольных спектаклей. Изготовление эскизов декораций. Распределение работы, изготовление основы декораций, Эскиз афиши спектакля. Речевые упражнения.
Занятия № 6. Изготовление декораций. Изготовление деталей декораций, сборка декораций, отделка декораций. Изготовление пригласительных билетов на спектакль. Этюды с куклами-персонажами.
Занятие № 7. Репетиция кукольного спектакля. Чтение сказки по ролям без кукол-персонажей. Отработка речи – выразительности и четкости.
Занятие № 8. Репетиция за ширмой с использованием кукол-персонажей. Отработка приемов работы с куклами.
Занятие № 9. Репетиция за ширмой с использованием кукол персонажей и декораций. Приемы работы с куклами и декорациями. Коллективное обсуждение репетиций.
Занятие № 10. Генеральная репетиция спектакля. Отработка речи – выразительности и четкости. Отработка приемов работы с куклами и декорациями. Коллективное обсуждение репетиции.
Занятие № 11. Показ спектакля. Коллективное обсуждение спектакля и планов на будущее.
Занятие № 12. Экскурсия в ДДЮТ на выставку детского творчества. Обсуждение выставки.
Второй год обучения
Занятие № 1. Выбираем сказку. Рассказ о композиционном построении сказки. Изготовление кукол-персонажей, декораций к выбранной сказке. Речевые упражнения. Игра «Сочини сказку».
Занятие № 2. Изготовление кукол-персонажей. Эскизы, подбор материалов, изготовление деталей кукол. Речевые упражнения.
Занятие № 3. Изготовление кукол-персонажей. Изготовление деталей кукол. Речевые упражнения.
Занятие № 4. Изготовление кукол-персонажей. Сборка деталей. Отделка кукол. Речевые упражнения.
Занятие № 5. Изготовление декораций. Рассказ о художественном оформлении спектакля. Показ иллюстраций с декорациями кукольных спектаклей. Изготовление эскизов декораций. Распределение работы, изготовление основы декораций. Речевые упражнения.
Занятия № 6. Изготовление декораций. Изготовление деталей декораций, сборка декораций, отделка декораций. Этюды с куклами-персонажами.
Занятие № 7. Изготовление афиши и пригласительных билетов. Показ иллюстраций театральных афиш и образцов пригласительных билетов.
Занятие № 8. Репетиция кукольного спектакля. Чтение сказки по ролям без кукол-персонажей. Отработка речи – выразительности и четкости.
Занятие № 9. Репетиция за ширмой с использованием кукол-персонажей. Отработка приемов работы с куклами. Отработка речи – выразительности и четкости.
Занятие № 10. Репетиция за ширмой с использованием кукол персонажей и декораций. Приемы работы с куклами и декорациями. Коллективное обсуждение репетиций.
Занятие № 11. Показ спектакля. Коллективное обсуждение спектакля и планов на будущее.
Занятие № 12. Посещение выставки детского творчества. Обсуждение выставки.
Прогнозируемые результаты освоения учащимися программы
В процессе прохождения программы учащиеся значительно расширяют свой кругозор. Дети получают знания по материаловедению, композиции, цветоведению, знакомятся с народным искусством, историей создания сувениров и кукол, историей и видами кукольных театров. Пользуясь различными материалами, постигая технику изготовления сувениров, кукол и декораций, дети узнают много новых терминов.
Накапливая практический опыт в изготовлении игрушек и сувениров, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к более сложным. В процессе практических занятий дети получают навыки и умения при работе с различными инструментами и материалами.
За первый год обучения дети освоят технику работы с ножницами, бумагой и клеем, иголкой и булавками, научатся работать с выкройками и трафаретами, освоят некоторые соединительные швы, такие как шов «вперед иголку», шов «через край», петельчатый шов, получат навыки в декоративном оформлении сувениров и кукол. За второй год обучения учащиеся закрепляют полученные навыки и освоят новые более сложные операции и технологические приемы.
Занимаясь кукольной театрализацией, дети освоят технические приемы работы с куклами и декорациями, куклами наперстками в первый год обучения и с настольным театром на втором году обучения. Работая с куклой, общаясь со сверстниками, выполняя речевые упражнения, учащиеся получают богатую практику разговорной речи.
Вся деятельность и атмосфера, в которой проходят занятия кружка, носит творческий характер. Дети получают большой творческий опыт, так как любое задание дает возможность проявить свою индивидуальность и неповторимость. Свобода выбора, поощрение, пусть даже робкого творческого начинания, все это приветствуется и поощряется.
Работая в творческом коллективе, дети получают богатый коммуникативный опыт, что способствует лучшей адаптации ребенка в современном обществе. Выполняя коллективные работы, принимая участие в создании кукольных театрализаций, обсуждая результаты репетиций и выставки, ребенок учится работать в коллективе.
Получаемые в результате занятий и общения положительные эмоции от творческого созидательного труда способствуют созданию позитивного жизненного настроя детей, позволяют почувствовать свою значимость, что в свою очередь повышает уровень самооценки учащихся.
Доброй традицией кружка является изготовление подарочных сувениров для учителей, родителей и друзей. Это способствует внимательного чуткого отношения детей к своим близким.
Формы и методы подведения итогов реализации образовательной программы
Основными результатами деятельности кружка являются периодически устраиваемые в школе выставки творческих работ учащихся и кукольные спектакли, также демонстрируемые в школе. Так традиционными стали выставки «Золотая осень», «Новогодняя сказка», «Здравствуй весна». Ежегодно лучшие работы наших учащихся демонстрируются на районной выставки детского творчества.
Кукольные спектакли, созданные детьми в театре «Пчелка», являются результатом кукольно-театрального направления кружка. Спектакли, подготовленные и показанные воспитанниками детского сада и учащимися начальной школы, неизменно находят благодарный отклик маленьких зрителей и педагогов школы.
Методическое обеспечение образовательной программы
К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях относятся образцы игрушек и кукол, выполненные руками учащихся, изделия народных промыслов, красочно оформленные книги, журналы, открытки, фотографии экспонатов с различных выставок и сценок спектаклей. Для выполнения некоторых работ используются трафареты выкроек, карты-схемы.
Для проведения викторин и кукольных импровизаций создана картотека загадок, пословиц, маленьких сказок и стихотворений. В театральной мастерской хранятся куклы и декорации, созданные на кружке и которые периодически используются в кукольных импровизациях.
Литература, используемая при подготовке образовательной программы
Молотобарова О.С., Кружок изготовления игрушек-сувениров, М., Просвящение, 1983
Иванцова Л., Коржева О., Мир кукольного театра, Ростов-на-Дону, Феникс, 2002
Агафонова И.Н., Уроки общения для детей 6 – 10 лет «Я и Мы», Санкт-Петербург, 2003
Русские обряды и традиции, Народная кукла, Санкт-Петербург, Паритет, 2005
На странице приведен фрагмент.
Автор: Владимирова Надежда Федоровна
→ ПчелкаНФ 17.10.2012 0 3232 535 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.