Программа по конькобежной подготовке для 5-11 классов
Литература
Уроки физической культуры в 9-10 классах средней школы. Под ред. Г.П.Богданова— М; Просвещение, 1987.—207с.
Уроки физической культуры в 9-10 классе. Под ред. Г.П.Богданова.— М; Просвещение, 1982.—192с.
Конькобежный спорт: Учебник для техникумов физической культуры. Н.И.Петров.— Изд-е 4-е, доп. и перераб. – М; «Физкультура и спорт», 1982.—222с.
«Обув железом острым ноги…» А.А.Юсин—М; Мол. Гвардия, 1985.—142с.
Конькобежный и санный спорт: Пер. с нем.— И.Келлер, М, «Физкультура и спорт»,1979.—112с.
Физкультура. 5-11 классы: календарно – тематическое планирование по трёхчасовой программе/ авт.-сост. В.И.Виненко.— Волгоград: Учитель, 2006.—254с.
Физическое воспитание учащихся 8-9 классов: Пособие для учителя/ под ред. В.И.Ляха.—2-е изд-е - М.: Просвещение, 2001.—141с.
Физкультура. 8 класс: Поурочные планы / авт.-сост. Г.В.Бондаренко, Н.И.Коваленко, А.Ю.Уточкин.— Волгоград: Учитель, 2005.—128с.
Настольная книга учителя физкультуры: Справ.— метод. Пособие/ сост. Б.И.Мишин.— М.: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2003.—526,(2)с.
Комплексная программа по физической культуре. В.И.Лях, А.А.Зданевич, 2004.
Пояснительная записка
Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке.
Целью данной программы является содействие формированию всесторонне развитой личности в процессе физического воспитания, привлечение школьников к занятиям конькобежным спортом, укрепление их здоровья, а также способствовать достижению высокого уровня технической, тактической, психологической и теоретической подготовки.
Программа обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:
развитие двигательных способностей: скоростных, координационных, скоростной и общей выносливости;
обучение и закрепление катания на коньках;
укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию учащихся;
формирование теоретических знаний по физической культуре и специальных знаний по конькобежной подготовке (техника выполнения разучиваемых двигательных действий, элементы правил соревнований и судейства, правила безопасности).
Конькобежный спорт входит в программу средней школы (взамен лыжной подготовки) начиная с 5 класса и состоит из теоретического и практического разделов. Коньки принадлежат к числу естественных физических упражнений, близких по координации к движениям ходьбы и бега. Этим объясняется доступность уроков для школьников с разной физической подготовкой, их большое оздоровительное воздействие.
Закаливание – одна из важнейших задач физического воспитания во все возрастные периоды, так как оно является важнейшей оздоровительной мерой, предупреждающей заболевания. Вследствие закаливания во всем организме улучшается обмен веществ, укрепляется нервная система. Это приводит к повышению работоспособности организма, а у детей – и к существенной положительной рефлекторной стимуляции их роста и развития.
Одной из основных задач физического воспитания в школе, в том числе и уроков конькобежной подготовки, является формирование у учащихся двигательных навыков и умений. Одновременно с этим на всех этапах обучения решается задача повышения их технической подготовленности. Успешное решение этой задачи возможно лишь при условии достижения высокой эффективности обучения детей, что позволяет уже в раннем возрасте заложить основы правильной техники, которые в дальнейшем явятся предпосылкой совершенствования ее в среднем и старшем школьном возрасте. Подобное утверждение основано на многочисленных исследованиях, свидетельствующих о том, что в младшем школьном возрасте большая возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы способствует лучшему и более быстрому освоению двигательных навыков.
Пути начального обучения технике скольжения на коньках разработаны в соответствии с особенностями растущего организма. Рассматривая катание на коньках как сложный навык, можно выделить в нем два компонента, которые учитывают при первоначальном обучении: 1) устойчивое равновесие при скольжении на лезвии конька ; 2) определенную, порой непривычную координацию движений различных способов катания, поворотов, торможений.
Использование подготовительных и специальных упражнений, выполняемых преимущественно на месте в статическом положении и в движении обеспечивают рациональное расходование учебного времени на уроках, так как упражнения можно выполнять в раздевалке во время отдыха. Они создают необходимые предпосылки овладения посадкой конькобежца когда дети передвигаются в свободной, непринужденной позе, на слегка согнутых ногах, с почти прямым туловищем. При таком положении во время передвижения укрепляются мышцы спины и живота, что помогает формированию нормальной осанки. Упражнения оказывают эффективное воздействие на развитие функций двигательного и вестибулярного анализаторов, повышают эффективность обучения.
Овладение отдельными элементами техники катания на коньках происходит не изолированно друг от друга, а освоение совершается одновременно и совместно. В процессе совершенствования повышается качество выполнения всех элементов техники, что обеспечивает улучшение структуры целостного навыка и проявляется в выполнении отдельных его компонентов.
В первой части программы представлены организационно-методические указания и инструкция по технике безопасности на занятиях по конькобежной подготовки.
Во второй части программы содержится программный материал для уроков физической культуры с 5 по 11 класс.
Уроки по конькобежной подготовки по своей направленности могут быть учебными, учебно-тренировочными, тренировочными и контрольными.
Урок по конькобежной подготовке включает в себя разминку, состоящую из энергичных маховых движений руками, наклонов, приседаний, упражнений на коньках на суше и на льду. Затем следует повторение предыдущего занятия.
После этого преподаватель приступает к обучению учащихся новым элементам техники катания на коньках. За обучающей частью урока следует тренирующая, направленная на совершенствование техники катания на коньках и воспитание необходимых физических качеств.
На уроках по конькобежной подготовке используются различные упражнения соревновательного характера, игры, игровые задания и эстафеты. Их следует подбирать так, чтобы они способствовали закреплению и совершенствованию техники катания на коньках, а также различных физических качеств.
Занятия должны всегда заканчиваться катанием со слабой интенсивностью.
Третья часть программы включает материал по обучению технике специальных упражнений и бегу на коньках: обучение имитации бега по прямой, обучение имитации бега по прямой прыжками, обучение пригибной ходьбе, обучение имитации бега по повороту, обучение технике бега по прямой и повороту на длинные и короткие дистанции, обучение технике бега со старта.
В четвертой части программы представлен материал по общей и специальной физической подготовке: общеразвивающие и специальные упражнения на растягивание, расслабление и на развитие гибкости, проводимые в форме круговой тренировке; упражнения для развития подвижности, а также укрепления мышц и связок голеностопного сустава; специальные упражнения (разновидности ходьбы выпадами и прыжковые упражнения); общая физическая подготовка..
Данная программа дает основание повысить эффективность обучения детей в условиях школьного урока конькобежной подготовки.
Чтобы закрепить потребность учащихся в регулярных занятиях на коньках, сформировать у них адекватную самооценку, стимулировать у них индивидуальное самосовершенствование, учитель ведет контроль и оценивает успеваемость. Учащиеся поощряются за систематичность и регулярность занятий конькобежной подготовкой, умение самостоятельно заниматься, вести здоровый образ жизни. Оценивая достижения ученика ,учитывается не столько высокий исходный уровень, что само по себе свидетельствует чаще всего о хороших природных задатках, сколько индивидуальные продвижения (сдвиги) в развитии конкретных кондиционных и координационных способностей.
Программа составлена в дополнение к базовой комплексной программе физического воспитания учащихся Министерства образования Российской Федерации под редакцией доктора педагогических наук В. И Лях и кандидата педагогических наук А. А. Зданевич, предусматривающей при выборе материала вариативной части, где предпочтение отдается прежде всего упражнениям зимних видов спорта.
Теоретический раздел программы.
5 класс. Правила поведения на занятиях по конькам в целях предупреждения травматизма.
6 класс. Значение занятий на коньках для совершенствования физической подготовленности.
7 класс. Виды конькобежного спорта: бег на разные дистанции, многоборье, фигурное катание. Правила соревнований по бегу на коньках.
8 класс. Правила соревнований по бегу на коньках. Основы техники бега со старта.
9класс. Влияние занятий конькобежным спортом на организм.
10 класс. Правила проведения самостоятельных занятий на коньках.
11 класс. Правила проведения разминки на конькобежных занятиях. Тактика соревнований.
Теоретические сведения сообщаются главным образом в помещение.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дзюбенко Елена Михайловна
→ ДзюбенкоЕМ 17.12.2014 0 5944 417 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.