Дополнительная общеобразовательная программа "Фортепиано для души" для детей 12-16 лет; срок обучения: 3 года
Программа «Фортепиано для души» имеет художественную направленность и предполагает общеразвивающий уровень освоения.
Программа направлена на развитие творческих способностей подростка, его художественно-эстетическое воспитание.
Новизна программы заключается в том, что обучение игре на фортепиано начинается в подростковом возрасте, а не в сензитивном возрасте 5-7 лет, традиционном для раннего профессионального обучения. Обучение опирается на интерес, осознанную мотивацию самого ребенка, а не его родителей. Данная программа представляет собой интегрированный курс предметов фортепиано, сольфеджио, элементарной теории музыки и музыкальной литературы, входящих в программы ДМШ и ДШИ, так как овладение инструментом предполагает знание нотной грамоты, понимание основ и закономерностей музыкальной композиции и стилистики.
Актуальность программы в том, что обучение по программе «Фортепиано для души» предусматривает взаимосвязь со школьными предметами «музыка», «мировая художественная культура», «литература», «история». Углубленное изучение музыкального языка, непосредственное художественно-эмоциональное общение с музыкой разных жанров, стилей и эпох воспитывают эстетический вкус и потребности обучающегося, формируют у него слушательскую культуру и обогащают внутренний мир.
Педагогическая целесообразность программы в том, что обучение игре на фортепиано формирует познавательный интерес к музыкальной культуре. Интерпретация музыкальных произведений и элементарное музицирование способствуют развитию творческих и интеллектуальных способностей, а также способностей музыкальных, таких как музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память и др. Правильная организация пианистического аппарата, вкупе с созданием доверительной творческой атмосферы занятий, благотворно влияют на здоровье обучающегося, гармонизуют работу нервной и сенсорной систем, мышечного аппарата.
Цель программы – интеллектуально-творческое развитие подростков в процессе обучения игре на фортепиано.
Задачи программы:
Образовательные:
- дать представление о музыкальных жанрах, стилях, композиционных закономерностях;
- раскрывать содержание музыкальных произведений;
- познакомить со средствами музыкальной выразительности;
- изучить нотную запись.
Развивающие:
- овладеть основными видами исполнительских умений и навыков;
- раскрыть творческие интерпретаторские способности юного пианиста в процессе освоения музыкального произведения от создания замысла до его звукового воплощения;
- развить музыкальные способности, а именно музыкальный слух, чувство ритма, координационно-двигательные способности, чувство формы и драматургии музыкального произведения.
Воспитательные:
- воспитывать музыкальный вкус;
- формировать музыкально-слушательскую культуру;
- воспитывать эмоционально-эмпатийные качества (способность к восприятию чужого внутреннего мира, сочувствию, переживанию эстетических эмоций);
- воспитывать волевые качества (терпение, усидчивость, целеустремленность, сценическую выдержку).
Сроки реализации. Программа «Фортепиано для души» ориентирована на детей в возрасте 12-16 лет, не имеющих специальной подготовки. Учитывая нормы СанПин по профилю деятельности, программа рассчитана на 3 года обучения.
Наполняемость групп. Занятия проводятся в индивидуальной форме.
Режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительность занятия 1 час.
Формы занятий – традиционная.
Формы организации деятельности на занятиях. Занятия проводятся в индивидуальной форме.
Приемы и методы.
- метод создания проблемно-поисковых ситуаций;
- метод сопоставления интерпретаторских моделей;
- метод постижения субъектного характера интонационной содержательности;
- метод творческих заданий; метод создания рефлексивной среды.
- управление процессом эмоционально-эстетического постижения художественной экспрессии;
- образная характеристика игровой пластики;
- составление эмоциональной партитуры музыкального произведения;
- педагогический показ («показ-вовлечение», «ищущий», «сравнительный», «вариативный», «карикатурный», «разрушающий», «освежающий» показ);
- пластические приемы, в т.ч. сенсорно-кинестетический, дирижерский, прием метроритмической пульсации.
Ожидаемые результаты. К концу обучения ребята:
- будут знать музыкальные жанры, стили, композиционные закономерности;
- будут понимать музыкальный язык и нотную запись;
- углубят свои представления о содержательности музыкальных произведений;
- будут ориентироваться в средствах музыкальной выразительности;
- овладеют основными видами исполнительских умений и навыков;
- получат опыт творческой деятельности, а именно интерпретации музыкальных произведений и элементарного музицирования;
- проявят музыкальные способности;
- будут обладать музыкальным вкусом и слушательской культурой;
- смогут проявить эмоционально-эмпатийные и волевые качества.
Предметная диагностика проводится в форме творческих заданий, контрольных опросов, творческого зачета.
Педагогическая диагностика проводится в форме анализа продуктов творческой деятельности обучающихся, наблюдений, бесед с обучающимися.
Формы подведения итогов реализации программы. Отчетное выступление на открытом занятии в конце учебного года.
1 год обучения
Задачи
Образовательные:
- изучать нотную запись;
- изучать средства музыкальной выразительности.
Развивающие:
- развивать музыкальный слух и чувство ритма;
- развивать способность передавать в звучании инструмента эмоции, образы, характер героя.
Воспитательные:
- воспитывать эмоционально-эмпатийные качества;
- воспитывать волевые качества.
Ожидаемые результаты.
К концу первого года обучения обучающиеся:
- будут понимать музыкальный язык и нотную запись;
- будут ориентироваться в средствах музыкальной выразительности;
- будут воспринимать и анализировать несложные мелодию, гармонию и ритм;
- будут передавать в звучании инструмента эмоции, образы, характер героя;
- будут способны к восприятию внутреннего мира лирического героя, сочувствию, переживанию эстетических эмоций;
- будут проявлять терпение, усидчивость, целеустремленность.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мантрова Ирина Юрьевна
→ Klavirina 16.10.2015 0 4416 458 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.