Фольклорный ансамбль. Программа объединения дополнительного образования


Фольклорный ансамбль
программа объединения дополнительного образования
детей 8-17 лет

Автор программы: педагог дополнительного образования Баграмова Е. Г.

В условиях изменившегося духовно – нравственного состояния современной школы роль предметов эстетического цикла, а так же сопряжённых с ними различных видов дополнительного образования детей как нельзя более актуальна и значима. Художественно-эстетическое воспитание является одним из важнейших компонентов формирования личности ребёнка. Именно искусство с его концентрированной эмоциональной энергией художественного образа способно не только развивать творческие способности маленького человека, совершенствовать его специфические умения и навыки, но и одновременно решать задачи развития ассоциативно-образного мышления, совершенствования эмоционального мира ребёнка, формирования его нравственно-эстетических критериев, интеграции личности в национальную и мировую культуру.

Существенной частью этого процесса является художественная деятельность, направленная на восстановление ныне утраченных обществом своих исторических и национальных корней.

Национальный компонент придает воспитанию стимул, особенно важный в сегодняшних условиях. Судя по данным многочисленных специальных исследований о динамике ценностных ориентаций современной молодежи, отношение к своей национальной культуре и истории народа пока еще занимает достаточно высокий ранг. Выявлено также, что установка на всеобщность общечеловеческих ценностей малоэффективна, если она не подкрепляется национальной основой, и в частности, региональными традициями.
Так, традиционные ценности кубанского казачества обретают особый смысл и значение для духовно-нравственного развития подрастающего поколения Кубани, воспитания гражданственности и патриотизма, формирования социальной, геоэкологической культуры в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, этнонациональными традициями своей малой родины.
Вышеперечисленные аргументы явились стимулом к созданию программы объединения дополнительного образования детей
по фольклору кубанского казачества.

Программа предназначена для детей и подростков в возрасте от 8 до 17 лет, обучающихся в объединениях дополнительного общеобразовательных школ, а также для учебных групп соответствующего профиля в учреждениях дополнительного образования.

Цели и задачи данной образовательной программы можно разграничить следующим образом:


а) формирование ценностных ориентаций;
б) формирование базовых умений и навыков.

В комплекс задач первого рода входит:


• формирование нравственно-эстетических ориентиров на основе традиционных духовных ценностей кубанского казачества;
• развитие творческих способностей, потребности в саморазвитии, формирование готовности и привычки к творческой деятельности;
• освоение знаний об истории и культуре Кубани;
• формирование художественного вкуса;
• совершенствование образно-эмоционального мира;
• развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций;


В комплекс задач второго рода входит:

• изучение и освоение кубанской фольклорной традиции, основных певческих закономерностей;
• развитие музыкального слуха и певческого голоса;
• приобретение навыков вокально-хорового исполнения в народной манере;
• развитие культуры речи, совершенствование дикции;
• освоение элементарных навыков сценического движения;
• ознакомление с инструментальной фольклорной традицией;
• применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической концертной деятельности и повседневной жизни.

Образовательная программа по фольклору кубанского казачества реализована в лицее станицы Азовской и является частью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также существует и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина Он рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности.

Набор в объединение осуществляется без специальной подготовки, от обучающихся не требуется специальных знаний и умений.
Отличительные особенности программы обусловлены спецификой образовательной технологии лицея а так же специфическими особенностями собственно фольклорного ансамбля (неоднородный состав учащихся, разновозрастность и, как следствие, неодинаковая продолжительность образовательного процесса для каждого ребёнка).

Для реализации поставленных целей и задач нами используется концентрично-модульный принцип выстраивания содержания. Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть программы, включающую в себя такой объём учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельную учебную единицу. Концентричность же выражена в ежегодном возвращении к основным разделам и темам и осмыслении их на всё более глубоком уровне.

Конструкциями, скрепляющими учебный материал, являются: а) цикл традиционных календарно-земледельческих обрядов в сочетании с основными православными праздниками; б) основные жанры народного творчества.

Концентрично-модульный принцип построения содержания программы позволяет:

1) последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику программы на основе разновозрастности и разноуровневости учащихся;
2) обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения;
3) эффективнее использовать межпредметные связи – элементы содержания программы могут быть использованы в других предметах, в том числе и предметов основного общего образования, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира.


Кроме того, такой структурный подход позволяет варьировать продолжительность образовательного процесса для каждого конкретного ученика в зависимости от его способностей, времени появления в коллективе и динамики развития.
Структура программы при модульном построении содержания включает в себя 2 учебных модуля и 12 разделов (в каждом модуле по 6 разделов). Каждый модуль содержит 34 учебные недели. Первый модуль состоит из 204часов(3раза в неделю по 2 часа), второй модуль содержит уже 306 часов (3раза в неделю по 3 часа) Количество тем в разделах может варьироваться.
После изучения каждого раздела следует подведение итогов, формы и виды которого разнообразны. Вводный (первичный) контроль проводится на первых занятиях с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их способностей. Он может быть осуществлён в форме собеседования или тестирования. Текущий контроль проводится для определения уровня усвоения содержания программы. Формы контроля могут быть традиционные (игровые программы, концертные выступления и т.д.) и нетрадиционные (подготовка для обучающихся творческих заданий по пройденной теме, реконструкции обрядов). Оптимальный вариант итогового контроля – концертно-творческая деятельность: регулярное участие в акциях, фестивалях народного творчества, смотрах и конкурсах, образовательных программах, в проведении мастер-классов, семинаров и конференций, а также в иных мероприятиях уровня образовательного учреждения, сельского поселения, а также муниципального и краевого уровня.
Уровень ребёнка и продолжительность его обучения – факторы, влияющие на результативность образовательного процесса.

Примерные требования к учащимся выглядят следующим образом:

Модуль№1

Знание основных жанров народных песен, обрядов.
Пение в открытой народно-певческой манере в диапазоне до1-соль1(ля1).
Умение исполнить выразительно, артистично, чисто интонационно несложную песню с музыкальным сопровождением, брать дыхание в характере произведения. Пение в унисон, владение некоторыми видами двухголосия.

Модуль№2

Освоение основных закономерностей кубанской фольклорной традиции.
Пение в диапазоне: сопрано ми1-до1; альты лям-ля1.Владение огласовкой согласных, фразировкой, певческим дыханием. Яркий, ясный унисон, единая манера звукообразования. Владение цепным дыханием. Свободное владение двухголосием, фрагментарно – некоторыми видами трёхголосия.
Свободное и непринуждённое исполнение песни с движением.
Владение элементарными навыками игры на некоторых музыкальных инструментах.
Методические рекомендации
Формы и виды занятий, планируемых по каждому разделу, практически не отличаются от общепринятых. В их число традиционно входит:
а) вокально-хоровая работа, включающая в себя пение произведений и учебно-тренировочного материала;
б) упражнения на развитие музыкального слуха и певческого голоса;
в) изучение различных видов сценического движения;
г) музицирование на народных инструментах;
д) прослушивание народных песен в аутентичном варианте, а также в исполнении профессиональных и детских коллективов.
Отличие состоит в чередовании доступности и высокого уровня трудности в разноуровневом (разновозрастном) детском коллективе.
Так, разучивание целостных произведений начинается с первых занятий. Мы не готовимся петь, а сразу поём простейшие произведения. Причём первые репетиции проходят по принципу «Делай, как я».
Весь процесс происходит в режиме взаимообучения «опытными» певцами новичков. В результате через несколько репетиций на подражательном уровне (посмотрел и повторил) «новички» вместе со «старичками» (а это, как правило, старшеклассники) создают первый концертный репертуар из трёх-четырёх простейших песен.
Этот этап работы мы называем закреплением первоначального успеха для новичков. На ближайшей репетиции их ждёт кроме повторения привычного простенького репертуара начало разучивания сложной песни, которую лучше показать в видеозаписи в хорошем исполнении (чтобы захотелось спеть также) и которую разучить без определённых навыков уже невозможно. На закреплённый доступным материалом успех накладываем предельно трудное задание, которое опять-таки будут помогать старшие и продвинутые.
Главное достоинство задания доступного уровня трудности – успешность, но при этом если учебный материал и метод его изучения таковы, что перед школьниками не возникают препятствия, которые должны быть преодолены, то развитие идет слабо и вяло.
С точностью до наоборот обстоит дело с заданиями высокого уровня трудности: они дают максимальный уровень развития, но при этом вероятность потери успешности также максимальна. Классический принцип доступности обучения и принцип обучения на высоком уровне трудности, сформулированный Л.В. Занковым для развивающего обучения, находятся в соотношении дополнительности: «плюсы» и «минусы» «взаимнообратны».
В течение всего года репетиции коллектива носят контрастный характер. Они начинаются и заканчиваются простенькими успешными исполнениями (в удовольствие) привычных доступных песен, а центральная часть занятии состоит в кропотливом совместном со старшими (не обязательно взрослыми) разборе сложных партитур и сведении их в единую многослойную музыкальную ткань произведения. Так, работа над контрастным (доступным и трудным без промежуточного) репертуаром позволила, закрепляя успех работой над простыми произведениями, достигать быстрого развития музыкальных способностей детей, ранее не посещавших музыкальную школу.
В любом случае (каждый – в свой срок) учащиеся достигают результата, и этот результат гарантирован.
Вокально-хоровые навыки вырабатываются и закрепляются в ходе учебно-тренировочного распевания, время и технические задачи которого определяются в зависимости от учебно-творческих целей и конкретной ситуации. Однако вне зависимости от сложности участие в общем распевании обязательно для всех начиная с первого занятия.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с детьми, недавно поступившими в объединение, с солистами, а также с небольшими ансамблями-дуэтами, трио.
Когда же «новички» включаются в общую гастрольную и фестивальную жизнь коллектива, (как правило, это происходит приблизительно на втором году пребывания в объединении) разновозрастная структура играет дополнительную положительную роль в обеспечении безопасности детей во время поездок и концертов. За каждым младшим всегда закреплён старший лицеист, который несёт ответственность за его передвижение и безопасность.
В работе объединения целесообразно использовать и некоторые формы экспедиционной работы. Особенно близок детям музыкальный материал родной станицы, изучение которого позволяет обеспечить тесную преемственность поколений.
… К концу года ансамбль имеет довольно необычный репертуар: две-три сложные песни и набор простеньких попевок в диапазоне примарных тонов. Весь репертуар объединён в единое целое динамичной яркой концертной программой с единым сценарно-режиссёрским замыслом – например, реконструкцией обряда. В этом смысле фольклорный ансамбль имеет фактически неограниченные возможности. За несколько лет коллектив накапливает полноценный концертный репертуар на 35-40 минут самостоятельного выступления.
Учебно-тематический план

Модуль № 1
№ Содержание раздела Часы
всего теория практика
1. Основные жанры народной песни 24 6 18
2. Обряды жизненного цикла 60 10 50
3. Святочные традиции Кубани 36 8 28
4. Масленица и обряды весеннего цикла 48 10 38
5. Пасха. 18 4 14
6. Обряды летнего цикла 18 4 14
Всего: 204

Модуль № 2
№ Содержание раздела
Часы
всего теория практика
1. Основные жанры народной песни 36 12 24
2. Обряды жизненного цикла 90 30 60
3. Святочные традиции Кубани 54 24 30
4. Масленица и обряды весеннего цикла 72 27 45
5. Пасха. 27 9 18
6. Обряды летнего цикла 27 9 18
Всего: 306

Содержание программы

Модуль № 1

Раздел 1. Основные жанры народной песни.
Традиционная культура Кубани.
Особенности жанров кубанских народных песен.
Частушки.
Игры-хороводы, плясовые.
Игровая программа «Вечорки».
Народные музыкальные инструменты.
Раздел 2. Обряды жизненного цикла.
Родильно-крестильная обрядность. Детский аутентичный фольклор: прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, игры с напевами.
Раздел 3. Святочные традиции Кубани.
Колядки. Щедровки.
Вождение Козы. Посевание.
Раздел 4. Масленица и обряды весеннего цикла.
Проводы масленицы. Сороки. Заклички птиц.
Раздел 5. Пасха.
Волочёбные песни.
Раздел 6. Обряды летнего цикла.
Троица. Кумление. Встреча Хомыча.
Модуль № 2
Раздел 1. Основные жанры народной песни.
Жанровое многообразие народных песен
Вариантность в народном творчестве. Сравнительный анализ вариантов песни. Древность и современность народного искусства.
Исторические и строевые песни Кубанского Казачества.
Несложный инструментальный аккомпанемент песни
Раздел 2. Обряды жизненного цикла.
Свадебные обряды. Жанровое многообразие свадебных песен. Песенно-хронологический разбор свадебного обряда.
Трудовые песни. Обряд завершения полевых работ.
Раздел 3. Святочные традиции Кубани.
Христославление. Рождественский тропарь. Народная драма «Царь Ирод». Вождение Меланки. Крещенские гадания.
Раздел 4. Масленица и обряды весеннего цикла.
Тёщины вечорки. Загукание весны. Егорьевские песни. Обряды Великого поста.
Раздел 5. Пасха.
Православные духовные песнопения. Духовные стихи.
Раздел 6. Обряды летнего цикла.
Жнивные песни. Троица. Семицкие, русальные. Обряд похорон кукушки.
Список литературы

1. Балашова С.С. Яксина. Н.А. Аутентичный детский фольклор как компонент уроков музыки в школе. – М.: Прометей, 2004. – 120 с.
2. Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. – 248 с.
3. Бойко И.Н. Плясовые припевки Кубани. – Краснодар: Фольклорно-творческий центр «Отрада», 1993. – 288 с.
4. Воронин В.В. Кубанские народные сказки и легенды. – Краснодар: КГНТУ Кубанский казачий хор, 2001. – 56 с.
5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.: Лань, 1997. – 192 с.
6. Занков Л.В. Избр. пед. труды. – М.: Педагогика, 1990. – С. 424.
7. Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Выпуск 1. – Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1987 . – 320 с.
8. Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Выпуск 2. – Краснодар: Советская Кубань, 1997. – 589 с.
9. Захарченко В.Г. Песни станицы Кавказской. – Краснодар: Советская Кубань, 1993. – 336 с.
10. Лепешинский Игорь, прот. Праздники в воскресной школе. – М.: Елеон, 2000. – 118 с.
11. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Часть 1. – М.: НОУ «Луч», 1996. – 42 с.
12. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Часть 2. – М.: НОУ «Луч», 1996. – 80 с.
13. Шамина Л.В. Школа русского народного пения. – М.: Русская песня, 1997. – 86 с.
14. Щуров В.М. С рюкзаком за песнями (записки собирателя). – М.: Редакция журнала «Самообразование», 2005. – 256 с.

Музыкальный материал,
рекомендуемый к программе

1. «Прощай отец, старик служивый»
2. «Кума».
3. «Пришли в гости казаки…».
4. «Маты сына провожала».
5. Рождественский тропарь.
6. «Звезда ясна воссияла…».
7. «Царь Ирод» (рождественская драма).
8. «Колядка».
9. «Щедровка».
10. «Го –го –го, коза…».
11. «Ой, спасибо, хозяюшке за мягкие пирожки…».
12. «Крещенские гадания».
13. «Белый день».
14. «Спи, Иисусе, спи…».
15. «Хомыч».
16. «Меланья».
17. «А мы Масленицу дожидаем».
18. «Азовские частушки».
19. «Благослови, Боже…».
20. «Казарики…».
21. «Жаворонушки».
22. «Костромушка-Кострома»
23. Бытовой танец линейных казаков.
24. «Девка».
25. «Петушки».
26. «Как у дяди Трифона…».
27. «Тёща». Казачья байка.
28. «Было ю тёщи семеро зятей».
29. «Эх, кубанцы – молодцы…»
30. «Три подружки».
31. «Бояры».
32. «Скупые Бояре».
33. «Радуйся, росско земле».


Полный текст материала Фольклорный ансамбль. Программа объединения дополнительного образования смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Баграмова Евгения Георгиевна  ЕГ1
14.04.2010 4 24053 1484

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК