Рабочая программа спецкурса по внеурочной деятельности "Духовно-нравственные ценности мировой литературы"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №130 имени академика М.А.Лаврентьева»
Рассмотрено на заседании кафедры
__________________
Г.И.Камолкина
«25» августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
по __внеурочной деятельности спецклассов (духовно-нравственное направление)_для _8-х_ классов
(предмет)
«Духовно-нравственные ценности
мировой литературы»
2015- 2016 учебный год
310, понедельник, 1400
(кабинет, день недели, время)
Автор:
Дубова Лариса Руслановна,
учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория
Пояснительная записка
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования второго поколения поставлена задача интеграции духовно-нравственного воспитания во все виды деятельности школьника, в том числе в учебную деятельность. В связи с этим одна из основных составляющих ФГОС – «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определила систему базовых ценностей, способствующих успешному развитию страны в современных условиях [1].
Цель настоящего курса: практически реализовать. концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, используя интегрированный подход изучения произведений литературы, поскольку «литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности» [2].
Задачи:
-
внести определенный вклад в решение актуальных проблем современного литературного образования в рамках «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
-
способствовать созданию представлений о ценностях, являющихся идейно-тематической основой художественных произведений, изучаемых как в спецкурсе, так и в общем курсе предмета «Литература»..
Формы работы:
-
интегрированный урок мировой литературы в старших классах, в основе которого лежит сопоставление литературного, музыкального и визуального текстов в рамках общей художественной идеи, тождественной той или иной нравственной ценности;
-
написание письменных работ, посвященных нравственной проблематике; обобщение и контроль знаний и умений учащихся.
Курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 8сп (социально-правового) класса.
[1] Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
[2] Зинин, С.А. Литература в школе или школа без литературы? / С.А. Зинин // Литература в школе. – 2009. - №9. – С. 23-26.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название разделов и тем |
К-во часов |
Виды работ, формы и приёмы работы |
1 |
Введение. Истинные и ложные ценности |
2 |
Нравственность. Ценности. Истинные и ложные ценности. Источники нравственности. Базовые национальные ценности. |
2 |
«Что в имени тебе моем?..» (нравственное значение имени в мировой литературе) |
2 |
Имя – семья – род – народ – Родина – патриотизм. Ономастика. Имя и его значение. Обучение работе со словарями имен и фамилий. Античные корни некоторых русских имен и фамилий. Нравственные выводы из значения имен литературных героев в контексте анализа художественного произведения |
3 |
«Главное можно увидеть только сердцем» (А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц») |
2 |
Доверие и взаимопонимание в «Маленьком принце» А. де Сент-Экзюпери и стихотворении Ф.И. Тютчева «Silentium!». Тема понимания в свете рисунков повествователя в «Маленьком принце». «Мы в ответе за тех, кого приручили». |
4 |
Ромео и Джульетта: вечная история любви |
3 |
Возвышенная любовь в трагедии У. Шекспира. Высокое чувство в музыке и живописи. «Страсть, полная трепета и накала» в русской поэзии (А.С. Пушкин, А.А. Ахматова, М.И. Алигер). «Я буду прясть полотно»: тема верности любимому человеку в современной авторской песне (Н. Матвеева, Ю. Лорес, Е. Гурфинкель и др.). |
5 |
Маленький шаг в сторону большой любви (О` Генри «Дары волхвов») |
2 |
Любовь к ближнему в рассказе О`Генри «Дары волхвов». Тема радости дарящего в рождественских открытках. Тема бескорыстного служения людям в рождественских рассказах О`Генри и стихотворении С.А. Есенина «Шел Господь пытать людей в любови». «Всегда есть мороженое одному не вкусно ни мне, ни тебе, никому» как нормальная жизненная позиция. |
6 |
Сочинение, посвященное нравственной проблематике |
2 |
Обучение методике написания сопоставительного сочинения, в основе которого лежит духовно-нравственная ценность. |
7 |
Сочинение, посвященное нравственной проблематике |
2 |
Написание и редактирование сочинения Письменная самостоятельная работа |
8 |
Творчество и нравственный выбор |
3 |
Тема выбора творческого пути в рассказе Джерома К. Джерома «Трогательная история». Сопоставление пафоса «Трогательной истории» и пафоса стихотворения Н.А. Некрасова «Блажен незлобивый поэт». Нравственный итог выбора в песне Ю. Энтина и М. Минкова «Дорогою добра». Лекция с элементами беседы |
9 |
Губительная сила лжи (по пьесе У. Шекспира «Гамлет») |
2 |
Ложь как антипод честности и доверия. Ложь как причина трагедии Гамлета. Интерпретация темы лжи в картинах Врубеля, а также в стихотворениях русских поэтов (А.А. Блок «Я – Гамлет», Б.Л. Пастернак «Гамлет»). |
10 |
Тема трагедии главного героя в музыке Д. Шостаковича к фильму «Гамлет». |
3 |
Просмотр, обсуждение и написание рецензии на фильм. Беседа. Письменная работа |
11 |
«Свою душу променял на тело» (по роману О. Уайльда «Портрет Дориана Грея) |
2 |
Эстетическое и этическое развитие в романе. Необходимость реализации человеком заложенных в нем благих возможностей. «У природы нет плохой погоды»: о «даре» потерянной зрелости Дориана. |
12 |
Гордость, или Тема «иного» в мировой литературе |
3 |
«Иные» в книгах Дж. К. Роулинг и С. Лукьяненко. Гордость как основа сущности «иных». Ложь и самообман на пути к трагедии «иных». Любовь как лекарство от гордости. |
13 |
«Какой идти дорогой?» (творчество антиутопистов) |
2 |
Лекция с элементами беседы |
14 |
Что такое красота |
2 |
Античные каноны красоты. Античные мифы. Сопоставление красоты внешней и внутренней в зарубежной и русской литературной традиции.. |
15 |
Прославление труда (Д. Дефо «Робинзон Крузо») |
1 |
Труд как путь исправления главного героя «Робинзона Крузо». Труд в русском и зарубежном фольклоре (песнях, пословицах и поговорках). Пафос отображения труда и труженика в живописи. Несостоятельность человеческой жизни без творческого созидательного труда. |
16 |
В чем смысл жизни (по сказке В. Гауфа «Холодное сердце») |
1 |
Сказка как ценностный ориентир. Тема смысла жизни в сказке В. Гауфа «Холодное сердце». Восприятие ценностей на грани волшебства и реальности в музыке Грига и живописи Чюрлёниса. |
|
Всего |
34 |
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дубова Лариса Руслановна
→ DLR1001 04.09.2018 0 4222 610 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы