Макет дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Система дополнительного образования детей переживает глубокие трансформации, которые приводят к пересмотру и изменению базовых основ, на которых оно было построено.
С учетом изменений происходящих в дополнительном образовании модифицируются подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Отсутствие федеральных государственных образовательных стандартов или требований к программам ставит педагогов дополнительного образования в особые условия — они должны самостоятельно разрабатывать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу.
В целях оказания помощи педагогам в проектировании программ методической службой разработан макет оформления дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Образец оформления лицевой стороны титульного листа
наименование вышестоящей организации (по принадлежности) |
||
полное наименование ОО (в соответствии с уставом) |
||
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
______________________________________
направленность программы*
«________________________»
наименование программы
|
Возраст обучающихся: ______________ Срок реализации: ___________________ Уровень освоения ___________________ Автор - составитель: _________________ ФИО, должность
|
наименование населенного пункта
год выпуска
Образец оформления оборотной стороны титульного листа
Рецензенты программы 1.________________________________________ (Ф.И.О., должность) 2._________________________________________ (Ф.И.О., должность)
Программа рекомендована к реализации______________________________ (наименование органа, № протокола, дата рассмотрения)
|
Пояснительная записка
Введение …
Направленность программы
Уровень освоения программы -
Актуальность и педагогическая целесообразность:
Новизна и отличительные особенности программы:
Возраст обучающихся :
Набор обучающихся:
Сроки реализации программы:
Формы и режим занятий:
Форма обучения:
- очная, очно-заочная (сочетание очных занятий и электронного обучения) или заочное (заочное обучение с использование дистанционных образовательных технологий).
Форма организации занятий (групповая, подгруппам, индивидуально, всем составом объединения), характер группы (одновозрастной или разновозрастной), численный состав группы - ____ чел.
Режим занятий:
На 1-м году обучения занятия проводятся ______ раз в неделю по ____ часа. На 2-м году обучения занятия проводятся_____ раз в неделю по _____ часа. Продолжительность учебного часа____ мин. Перерыв между занятиями 10 мин.
Цель и задачи программы:
Цель программы - …
Задачи программы:
обучающие:
-
…
-
…
развивающие:
-
…
-
…
воспитательные:
-
…
-
…
Учебный план
1 год обучения
№п/п |
Тема |
Всего часов |
В том числе |
Форма аттестации/ контроля |
||
|
|
|
теория |
практика |
|
|
|
|
|||||
1.1. |
Вводное занятие |
|
1 |
|
|
|
1.2. |
Наименование темы |
|
2 |
2 |
|
|
|
||||||
2.1. |
Наименование темы |
|
|
|
|
|
2.2. |
|
|
|
|
|
|
|
…….. |
|
|
|
|
|
|
Итоговое занятие |
|
|
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
|
Примечание. На теоретические занятия предусматривается до 30% учебного времени.
Количество часов по теории и практике проставляется целым числом (1,2)
В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбиках «Всего часов», «Теория», «Практика».
Количество учебных часов в год рассчитывается по формуле: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель.
Содержание учебного плана
1 год обучения
Раздел I. «Название раздела»
Тема 1.1. Вводное занятие
Теория
Практическая работа
Тема 1.2. Название темы занятия
Теория
Практическая работа
Раздел II. «Название раздела»
Тема 2.1. Название темы занятия
Теория
Практическая работа
Планируемы результаты обучения
1 год обучения
Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):
- ….
Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической) :
- …
По окончании программы:
Программные требования к уровню воспитанности:
- …
Программные требования к уровню развития:
- …
Формы контроля и оценочные материалы
Виды (предварительная (вводная), текущая, промежуточная) и формы аттестации (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т. д.). Должны совпадать с формами указанными в учебном плане.
Критерии оценки учебных результатов программы:
Способы фиксации учебных результатов программы:….(аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.)
Методы выявления результатов воспитания: ….
Методы выявления результатов развития: ….
Формы подведения итогов реализации программы: …… (формы публичной презентации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.;)
Условия реализации программы
Материально технические условия …(характеристика помещения для занятий по программе; мебель, перечень оборудования, инструментов и материалов, технические средства обучения, необходимых для реализации программы и др. )
Методическое обеспечение программы
Педагогические технологии - … (технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.)
Методы обучения - … (словесный, наглядный практический; объяснительно -иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
Формы организации учебного занятия - … (акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка и др.)
Дидактические материалы, инструкционные карты, образцы изделий, видео фильмы и др.
Кадровое обеспечение: … (перечислить категории педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию. Характеристика кадрового состава осуществляется с учетом требований профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Минтруда и социальной защиты РФ № 613 от 08.09. 2015 г.).
Список литературы
Список литературы для педагога
1. ….
2. ….
Список литературы для учащихся
1. ….
2. …
Интернет-сайты:
1….
2. …
Справочный материал
* Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ»,
Приказом Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 (п. 9) установлены следующие виды направленностей дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: естественнонаучная, техническая, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая.
Перечень
основных видов деятельности с учетом направленности программ
№ п/п |
НАПРАВЛЕНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ |
|
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1. |
Естественнонаучная |
|
учебно-исследовательская деятельность и изучение дисциплин за пределами общеобразовательных программ: астрономия, математика, химия, физика, информатика, геология, география, природоведение, медицина, основы и углубленное изучение экологии и биологии (общая экология, современные экологические проблемы, ботаника и др.), прикладные эколого-биологические программы (аквариумистика, охрана природы, растениеводство и др.). |
2. |
Техническая |
|
компьютерная графика (2D и 3D), конструирование и моделирование, технический дизайн и художественное проектирование, фотодело, техника звука, операторское мастерство, видеомонтаж, лего-конструирование и моделирование, электроника, радиотехника, электротехника, светотехника, машинопись, информационная культура и информационные технологии робототехника, стендовая стрельба, парашютная подготовка, мотоспорт, картинг, радиоспорт, автоспорт, ракетомодельный спорт, свободнолетающие и радиоуправляемые авиамодели |
3. |
Физкультурно-спортивная |
|
спортивная подготовка (спортивная акробатика, бадминтон, гандбол, художественная гимнастика, плавание, хоккей, футбол, шашки, фехтование, различные виды борьбы и другие виды спорта),общая физическая подготовка и лечебная физкультура (фитнес-аэробика, йога, лечебная физкультура, ритмическая гимнастика и др.) |
4. |
Художественная |
|
исполнительство на струнных, народных, духовых, клавишных, ударных инструментах, оркестры и ансамбли, сольный вокал, хоровое пение, эстрадно-джазовое творчество, театральное творчество, цирковое искусство, хореографическое искусство, художественное слово, литературное творчество, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, дизайн |
5. |
Туристско-краеведческая |
|
пеший, горный, водный, вело - и другие виды туризма, альпинизм, краеведение, музееведение, др. программы |
6. |
Социально-педагогическая |
|
развитие дошкольников (социализация и общение, интеллектуальное развитие, логопедия, художественно-эстетическое и творческое развитие, подготовка к школе, социально-культурная адаптация детей, в том числе мигрантов и др.); занятия с детьми с ОВЗ; основы психологии, социологии, политологии и права игротехники и игровое конструирование; профориентация и предпрофессиональная подготовка. |
**Наименование программы не должно дублировать название объединения и должно указывать на вид деятельности, которым будут заниматься обучающиеся.
Например:
Наименование детского объединения |
Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы |
«Компьютерный мир» |
«Компьютерная графика для детей» |
Студия сольного пения «Сияние севера» |
«Вокальное мастерство» |
«Баретка» |
«Волшебные петельки» (вязание крючком и спицами» |
***Содержание и материал программы дифференцируется в соответствии со следующими уровнями сложности.
1. «Ознакомительный уровень» (стартовый) - предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
2. «Базовый уровень» - предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
3. «Углубленный» (продвинутый) - предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
**** Годовое количество учебных часов
Для образовательных программ по традиционным видам детского творчества |
Для комплексных интегрированных, модульных, по видам спорта и других образовательных программ |
|||
количество часов |
||||
в неделю |
в год |
в неделю |
в год |
|
1 |
36 |
7 |
252 |
|
2 |
72 |
8 |
288 |
|
3 |
108 |
9 |
324 |
|
4 |
144 |
10 |
360 |
|
6 |
216 |
12 |
432 |
Организационная модель проектирования
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Уровень |
Показатели |
Специфика реализации |
|||
массовые программы |
групповые программы |
микрогрупповые программы |
индивидуальные программы |
||
Ознакомительный (стартовый) |
Количество обучающихся |
более 25 чел. |
10-25 чел. |
2-9 чел. |
1 чел. |
Возраст обучающихся |
5-18 лет |
||||
Срок обучения |
от 3-х месяцев до 1 года |
||||
Режим занятий |
не более 1-2 часов в неделю |
||||
Min. объем программы |
12 часов |
||||
Особенности состава обучающихся |
Однородный – неоднородный (смешанный); Постоянный – переменный; С участием обучающихся с ООП, ОВЗ – без участия обучающихся с ООП, ОВЗ, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
Для обучающихся с особыми образовательными потребностями (одаренные, с ОВЗ, инвалиды) |
|||
Форма обучения |
очная – очно-заочная – заочная |
||||
Особенности организации образовательного |
- традиционная форма; - на основе сетевого взаимодействия организаций; - с применением дистанционных технологий; - посредством организации электронного обучения; - на основе реализации модульного подхода. |
||||
Базовый |
Количество обучающихся |
|
10-15 чел. |
2-9 чел. |
1 чел. |
Возраст обучающихся |
10-18 лет |
||||
Срок обучения |
от 1 года до 3 лет |
||||
Режим занятий |
от 3 до 5 часов в неделю |
||||
Min. объем программы |
108 ч. (при 36 учебных неделях) |
||||
Особенности состава обучающихся |
Однородный – неоднородный (смешанный); Постоянный; С участием обучающихся сООП, ОВЗ – без участия обучающихся с ООП, ОВЗ, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
Для обучающихся с ООП (одаренные, с ОВЗ, инвалиды) |
|||
Форма обучения |
очная – очно-заочная – заочная |
||||
Особенности организации образовательного процесса |
- традиционная форма; - на основе сетевого взаимодействия организаций; - с применением дистанционных технологий; - посредством организации электронного обучения; - на основе реализации модульного подхода. |
||||
Углубленный ( продвинутый) |
Количество обучающихся |
|
7-10 чел. |
2-6 чел. |
1 чел. |
Возраст обучающихся |
|
12-18 лет |
|||
Срок обучения |
|
от 2 лет обучения |
|||
Режим занятий |
|
от 4 до 8 часов в неделю |
|||
Min. объем программы |
|
144 ч. (при 36 учебных неделях) |
|||
Особенности состава обучающихся |
|
Однородный – неоднородный |
Для обучающихся с ООП (одаренные, с ОВЗ, инвалиды) |
||
Форма обучения |
очная – очно-заочная – заочная |
||||
Особенности организации образовательного |
|
- традиционная форма; - на основе сетевого взаимодействия - с применением дистанционных технологий; - посредством организации электронного -на основе реализации модульного подхода. |
Цели и задачи обучения
Уровень программы |
Цели обучения |
Задачи |
||
Обучающие |
Развивающие: |
Воспитательные: |
||
Ознакомительный (стартовый) |
- формирование и развитие творческих способностей детей, - удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, обеспечение организации свободного времени детей - мотивация личности к познанию, |
познакомить с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области; научить первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования и хранения информации; научить наблюдать и сопоставлять объекты и явления окружающего мира; научить решать творческие задачи на уровне начального конструирования, комбинирования, импровизации |
развивать деловые качеств, (самостоятельность, активность, ответственность, аккуратность и т.д.) способности,, творческие возможности психические процессы (внимания, память, мышление, воображение, речь); ключевые компетентности: умение думать, умение исследовать, умение общаться, умение взаимодействовать, умение доводить дело до конца. и др.). |
воспитать потребность в самообразовании и творческой реализации, самооценку собственного «Я», чувство коллективизма; воспитать уважительное отношение к истории и культуре как источнику жизненного опыта. |
Базовый |
-обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию -обеспечение адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, а также выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности -выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности |
дать базовые знания по профилю предметной области; познакомить с методами исследования, моделирования, эксперимента в выбранном виде деятельности; научить использовать полученные знания в описании и оформлении продукта деятельности. |
развить способности к реализации избранного вида профильной деятельности в предметной области; развить способности самостоятельно действовать, выбирать способ решения задач, органично продолжая профессиональное развитие в избранном виде деятельности предметной области; а также развить творческие способности; сформировать собственную культурную среду; сформировать устойчивую |
воспитать художественный вкус, чувство коллективизма и ответственности за свою деятельность; а также, интеграция в культурно – историческое пространство избранного вида деятельности предметной области. |
Углубленный (продвинутый) |
- обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям - повышение конкурентно способности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций |
дать углублённые знания по выбранному профилю предметной области; обучить конкретной поисковой, исследовательской, творческо – продуктивной деятельности в избранном виде специализации по предметной области; обучить методам создания условий для самостоятельной деятельности. |
развить умение использовать приобретенные знания и навыки в сочетании с природными задатками, самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности; развить творческий потенциал и потребности творческого подхода к решению образовательных задач и жизненных проблем; развить мотивацию на дальнейший выбор пути своего профессионального развития в избранном виде деятельности (как вариант, через продолжение образования в среднем специальном или высшем учебном заведении; развить устойчивую мотивацию на самообразование и |
воспитать устремлённость, усидчивость и терпение в достижении творческих результатов деятельности; воспитать проявление собственной гражданской позиции, направленной на защиту уважительного отношения к собственному выбору дальнейшего профессионального развития; воспитать уважительное отношение к сверстникам и взрослым и др. |
Требования к оформлению программы
Стиль изложения дополнительной общеобразовательной программы - официально-деловой. Не допускается использование фраз, имеющих многозначное толкование, а также пространных предложений со сложной структурой, не допускается перенос слов и сокращение названий и наименований.
Программа должна иметь четкую структуру.
Текст дополнительной общеобразовательной программы оформляется в формате Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал – 1,15, поля (верхнее, нижнее) – 2 см., левое - 2см., правое – 1,2 см., выравнивание теста по ширине, абзац- 1, 25 см, для текста в таблицах используется размер шрифта 12.
Страницы программы нумеруются в нижнем правом углу листа. Нумерация начинается с титульного листа (номер на первой странице не ставиться)
В тексте не допускается перенос слов и сокращение названий и наименований.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Крамаренко Ольга Викторовна
→ Публикатор 08.03.2020 0 8267 551 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы