Рабочая программа занятий кружка "Компьютерный мир"


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Старохуторская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»
Руководитель МО
__________Попова Н.И.

Протокол № ___ от
«____»__________2010 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МОУ «Старохуторская ООШ»
__________Дундукова В.И.

«____»___________2010 г. «Утверждаю»
Директор МОУ «Старохуторская ООШ»
__________Посохова Г.Г.

Приказ № ___ от «___»_____________2010 г.

Рабочая программа
занятий кружка
«Компьютерный мир»

Учитель: Михарева Лилия Ивановна.

Класс:6

2010 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I. ВСТУПЛЕНИЕ
Современный этап развития общества принято рассматривать в контексте широкой информатизации всех его сфер. Данный процесс, включая неизбежно возникающие при его реализации проблемы и предлагаемые пути их решения, комплексно характеризуется переходом от индустриального к так называемому постиндустриальному информационному обществу. К его сущностным характеристикам относят: изменение роли информации, рассмотрение ее в качестве основного ресурса развития; возрастание качества потребления и производства, становление развитого рынка информационных продуктов и услуг; ускорение темпов роста объемов информации и обеспечение свободного доступа к ней широких масс населения; расширение границ применения компьютерных информационных технологий во всех областях жизнедеятельности человека, изменение уклада его жизни, включая сферу образования, производства, культуры, досуга и др.
Продолжающееся в настоящее время формирование единого глобального информационного пространства требует актуализации соответствующих педагогических усилий по подготовке подрастающего поколения к жизни в условиях динамичности, изменчивости направлений дальнейшего развития социума и сферы производства, формированию у них механизмов самоорганизации, самоопределения и самообразования, нацеленности на постоянное развитие себя, общества и государства. На систему образования, как на главный институт социализации личности и формирования ее мировоззрения, возлагается комплекс соответствующих задач по обеспечению подготовленного, осознанного и ответственного вхождения подрастающего поколения в систему общественных связей и отношений, занятия активной гражданской позиции на прочном фундаменте патриотизма, гармоничности духовного и интеллектуального развития. Значительная роль в решении обозначенных задач принадлежит информатике как науке и учебному предмету в общеобразовательных учреждениях.
Информатика как наука, все более отчетливо проявляет себя в качестве особой области фундаментального знания методологического и метапредметного уровня, выполняя интегративную функцию в системе естественно-математических и социально-гуманитарных наук. В настоящее время, как никогда ранее, идут активные процессы ее развития и обновления, обусловленные высокими темпами прогресса в области техники и соответствующих производственных технологий. Возникает необходимость переосмысления роли и значения информатики как учебного предмета в структуре общего среднего обазования, определения методологических оснований, подходов и принципов построения содержания учебного предмета в условиях перехода к информационному обществу. Актуализируются вопросы о сущности и роли учебного предмета «Информатика» в условиях современного информационного общества и глобальных коммуникаций, его значимости в современном образовании, а также о педагогической эффективности методов, средств и организационных форм обучения информатике, благодаря которым каждый учащийся сможет достичь акмеологической вершины развития, возможной в школьном возрасте.
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающими определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.
Информатика — в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

II. ПЛАНИРОВАНИЕ СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЙ БАЗЫ:
С целью сохранения единого образовательного пространства области, повышения качества образования, выполнения санитарно-эпидемиологических норм при проведении уроков информатики и информационных технологий в образовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебном году при сосотавлении программы кружка я руководствовалась следующими нормативными документами:
• Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 .
• Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".
• Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312).
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
• Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).
• Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ.
• Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 г. № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования».
• Приказ Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 13.05.2010 г. №9-06/2729-ВА «Об использовании БУП в общеобразовательных учреждений области в 2010-2011 учебном году».
• Приказ Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 23.03.2010 г. № 819 «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения».
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июня 2003 г. Регистрационный № 4673.
• Методические рекомендации Министерства образования и науки «Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой».
• Письмо Министерства образования Российской Федерации от 13 августа 2002 г. №01-51-088ин «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях».

Программа объединения дополнительного образования «Компьютерный мир» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.
Настоящая программа является одним из механизмов формирования творческой личности, умение ориентироваться в современном обществе, формирует мышление современного человека, основанное на развитии логики с использованием современных компьютерных технологий.
Основная задача программы – способствовать формированию у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления. Назначение курса – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.
Формы и методы обучения существенно зависят от возможности доступа обучающегося к компьютерам. Наилучшие результаты дает машинный вариант преподавания.
Весь курс проходит с использованием элементов игры, межпредметного материала, чередованием теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения т. д.
Организация работы за компьютером проходит с учетом возрастных особенностей и санитарно-гигиенических требований.
Цели образовательной программы:
• выявление и развитие способностей детей, включая творческие способности к разным видам деятельности;
• расширение теоретических знаний по данному направлению;
• выработка у учащихся навыков самостоятельной исследовательской деятельности, сочетающей познавательный аспект с эстетическим восприятием;
• участие школьников в различных мероприятиях и научно-практической работе в школьном научном обществе;
• создание условий для развития творческой деятельности молодого исследователя.
Отличительной особенностью программы является её опора на принципиально новые способы и содержание деятельности учащихся.
В своей работе с детьми я ставлю перед собой следующие задачи:
• помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
• помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;
• изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
• помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
• творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
• изучение принципов работы в сети (в т.ч. в сети Интернет);
• развитие логического мышления и памяти ребенка;
• приобретение опыта общения и работы с компьютером;
• улучшение координации движений (мелкой моторики рук);
• развитие фантазии и объемного восприятия;
• развитие художественного вкуса и музыкального слуха ребенка;
Ожидаемые результаты:
• выполнение учащимися различных творческих работ и заданий;
• ведение проектной, исследовательской деятельности;
• активное участие в различных внеклассных мероприятиях;
• работа с различными темами на занятиях кружка;
• выступления на олимпиадах и конкурсах различных уровней.
Данная программа рассчитана на 35 учебных часов.
Кабинет информатики должен быть оснащен вычислительной техникой с процессорами не ниже Pentium I, операционной системой Windows 95 и выше.
При выборе данного курса нужно исходить из того, что все учащиеся, занимающиеся на факультативе, имеют первоначальные навыки работы на компьютере.
Курс состоит из четырех взаимосвязанных разделов.
В ходе изучения тем из первого раздела у учащихся формируются навыки работы в операционной системе Windows. Знакомство со справкой Windows является основой для самостоятельного изучения правил работы на компьютере.
Раздел «Файловая структура Windows» формирует представление об иерархической структуре представления данных на компьютере. Учащиеся осваивают технологию копирования и перемещения файлов.
При изучении раздела «Панель управления MS Windows» учащиеся знакомятся с основами настройки параметров компьютера по своему вкусу.
Раздел «Стандартные программы Windows» знакомит учащихся со следующими прикладными программами, входящими в комплект с операционной системой, - Блокнот, WordPad, Paint, Микрокалькулятор. Изучение правил работы в данных программах является логическим продолжением занятий первого года обучения.

Календарно - тематическое планирование
№ уро-ка Содержание учебного материала Коли-
чество часов Пример- ные сроки изучения
1. Основы работы с Windows XP
1 Техника безопасности. Знакомство со средой WINDOWS XP. 1 ч.
2 Интерфейс операционной системы Microsoft Windows XP. Окно приложения Microsoft Windows XP (размещение окон на экране, сворачивание и разворачивание окна, закрытие окна, переключение между окнами, размещение окон с помощью панели задач). 1 ч.
3 Главное меню и панель задач. Контекстное меню (упорядочение значков, создание ярлыка). 1 ч.
4 Справочная система Windows (вызов справочной системы, поиск информации, заметки к статьям справочной системы). 1 ч.
Файловая структура Windows.

5 Знакомство с объектами: “файл”, “приложение”, “документ”, “папка”. Просмотр файловой структуры в Проводнике. 1 ч.

6 Методы отображения файлов. 1 ч.
7-8 Копирование и перемещение файлов 2 ч.
9 Практическая работа. 1 ч.
Панель управления MS Windows.
10 Средства настройки Windows XP в окне Панель управления. 1 ч.
11 Настройка кнопок мыши и скорости перемещения указателя. Настройка режима работы клавиатуры и раскладки клавиатуры. Настройка даты и времени. Настройка Корзины. 1 ч.
12 Настройка фона рабочего стола. Выбор и настройка экранной заставки. Настройка схемы оформления Рабочего стола. 1 ч.
13 Выбор разрешения экрана и цветового разрешения. Настройка частоты обновления экрана. 1 ч.
14 Настройка главного меню. Изменение размеров и положения Панели задач. 1 ч.
15 Использование меню «Документы». Настройка меню «Документы». 1 ч.
16 Практическая работа. 1 ч.
4. Стандартные программы Windows.
17 Создание текстового документа в программе Блокнот. 1 ч.
18 Сохранение документа. 1 ч.
19 Использование полос прокрутки. 1 ч.
20 Ведение дневника с помощью программы Блокнот. 1 ч.
21 Выбор фрагментов текста в документах. 1 ч.
22-23 Копирование, вырезка и вставка. 2 ч.
24 Форматирование документа в текстовом процессоре WordPad. 1 ч.
25 Предварительный просмотр документа. 1 ч.
26 Практическая работа. 1 ч.
27 Основы работы с графическим редактором Paint. 1 ч.
28 Преобразование изображения. 1 ч.
29 Работа с фрагментами рисунка. Работа с цветом. 1 ч.
30 Практическая работа. 1 ч.
31 Простейшие вычисления в программе Калькулятор. 1 ч.
32 Сложные вычисления в программе Калькулятор. 1 ч.
33 Практическая работа. 1 ч.
34 Итоговое занятие. Защита проектов. 1 ч.
35 Урок-резерв. 1 ч.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы работы в Windows XP (4 ч.)
Техника безопасности. Знакомство со средой WINDOWS XP.
Интерфейс операционной системы Microsoft Windows XP. Окно приложения Microsoft Windows XP (размещение окон на экране, сворачивание и разворачивание окна, закрытие окна, переключение между окнами, размещение окон с помощью панели задач).
Главное меню и панель задач. Контекстное меню (упорядочение значков, создание ярлыка).
Справочная система Windows (вызов справочной системы, поиск информации, заметки к статьям справочной системы).
2. Файловая структура Windows (5 ч.)
Знакомство с объектами: “файл”, “приложение”, “документ”, “папка”. Просмотр файловой структуры в Проводнике.
Методы отображения файлов. Копирование и перемещение файлов.
3. Панель управления MS Windows (7 ч.)
Средства настройки Windows XP в окне Панель управления.
Настройка кнопок мыши и скорости перемещения указателя. Настройка режима работы клавиатуры и раскладки клавиатуры. Настройка даты и времени. Настройка Корзины.
Работа с диалоговыми окнами. Закрытие диалоговых окон.
Настройка фона рабочего стола. Выбор и настройка экранной заставки. Настройка схемы оформления Рабочего стола.
Выбор разрешения экрана и цветового разрешения. Настройка частоты обновления экрана.
Настройка главного меню. Изменение размеров и положения Панели задач.
Использование меню «Документы». Настройка меню «Документы».
Требования к знаниям и умениям:
• знать требования к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
• понимать понятие компьютера как информационной машины;
• знать состав компьютера и назначение его основных устройств;
• приводить области применения компьютера;
• выбирать и загружать нужную программу;
• работать с манипулятором мышь;
• освоить работу клавиатуры

2. Стандартные программы Windows (19 ч.)
Создание текстового документа в программе Блокнот. Сохранение документа. Использование полос прокрутки. Ведение дневника с помощью программы Блокнот. Выбор фрагментов текста в документах. Копирование, вырезка и вставка.
Форматирование документа в текстовом процессоре WordPad. Предварительный просмотр документа.
Основы работы с графическим редактором Paint. Преобразование изображения. Работа с фрагментами рисунка. Работа с цветом.
Вычисления в программе Калькулятор.
Требования к знаниям и умениям:
• Знать назначение и основные возможности текстовых редакторов и процессоров;
• Создавать, редактировать и форматировать текстовый документ;
• Выполнять различные действия над объектами текстового документа(символами, абзацами, фрагментами);
• Создавать списки, колонтитулы, многоколоночный текст;
• Создавать таблицы и графические объекты в тексте;
• Внедрять в текстовый документ объекты, созданные в других средах.
• Уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
• Применять инструменты графического редактора для создания и редактирования рисунков;
• Создавать собственные рисунки, редактировать их и сохранять;
• Выполнять основные технологические операции над графическими объектами;
• Уметь выполнять конструирование рисунков;
• Различать рисунки растровой и векторной графики;
• Выбирать наиболее подходящие среды для работы с компьютерной графиков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берлингер Э.М., Глазырина И.Б., Глазырин Б.Э. Microsoft Windows XP.- спец. изд. - М.: БИНОМ.,2004.
2. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Занимательные задачи по информатике.- 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
3. Н.В. Макарова. Информатика 5-6 класс. СПб.: Питер, 2005.
4. Н.В. Макарова. Практикум по информационным технологиям. СПб.: Питер, 2005.
5. А. Н. Жигарев, Н.В. Макарова Основы компьютерной грамоты. СПб.: Питер, 2005.
6. Л.Л. Босова. Волшебные координаты. Методические рекомендации для проведения занятий по информатике в 5-6 классе. // Информатика и образование. 1997. №№1,4,7,8.
7. Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2004. –№ 2. –С. 52-60.
8. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: -М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2005 г.
9. Порев В.Н. Компьютерная графика. -СПб.: БХВ-Петербург, 2002
10. Угринович Н.Д. и др. “Практикум по информатике и информационным технологиям. 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
11. Информационные технологии: В 2 ч./ Шафрин Ю.А. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

Полный текст материала Рабочая программа занятий кружка "Компьютерный мир" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Михарева Лилия Ивановна  milena@
26.10.2010 6 25157 2004

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК