Методические рекомендации по организации и проведению однодневного похода зимой для школьников


14


Управление образования Артемовского городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8






Методические рекомендации по организации и проведению однодневного похода зимой для школьников










Работу выполнила:

Якименко Татьяна Борисовна,

МОУ СОШ № 8,

учитель физической культуры.














г. Артемовский 2011




СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….

3

1

ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПОХОДА………………………………….

5

2

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУППЫ………………………………………...

5

3

РАЗРАБОТКА И ВЫБОР МАРШРУТА……………………………….

5

4

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ В ПОХОДЕ..………………..

6

5

ЭКИПИРОВКА УЧАСТНИКА ОДНОДНЕВНОГО ЛЫЖНОГО ПОХОДА………………………………………………………………….

8

6

ТЕПМ И ПОРЯДОК ПЕРЕДВИЖЕНИЯ………………………………

8

7

ПРИВАЛ И ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА……………..

9

8

ТУРИСТУ НА ЗАМЕТКУ………………………………………………

10

9

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В ЗИМНЕМ ПОХОДЕ………………..

11


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….

14

ВВЕДЕНИЕ

Душой мы бродяги,

А сердцем мы лыжники.

К.М. Севостьянов

(из неопубликованного)


Почти все учителя слышат от детей: «Давайте сходим в поход!» и неизбежно встают перед проблемой, вести ли своих подопечных в туристский поход и как организовать его с наименьшими затратами сил и с максимальной пользой.

В условиях классно-урочной системы зачастую познание мира происходит по принципу «на парте по карте». Познавательная прогулка или же поход при правильной организации разрешают проблемы такого «бездеятельного», пассивного образования. Ребенок своими глазами видит леса, луга, узнает различные растения и животных, учится ориентироваться, оказывать первую медицинскую помощь, бывает в музеях, видит архитектурные памятники.

Но процесс обучения в туристско-краеведческой деятельности специфичен. Его нельзя описать языком классно-урочной системы. Преимущества туризма в том, что учебные результаты достигаются не в искусственно созданных условиях, не с помощью специальных технологий, рассчитанных на класс, отношения учитель — ученики, ограничения в 40 минут. Учат ребенка сама деятельность, природа, товарищи. Причем «усвоение» идет и на уровне понимания, и на эмоциональном уровне. Ребенок ждет такой учебы, хочет ее.

В туристский поход идет группа. Ребята совместно планируют маршрут, готовят необходимое снаряжение. В походе участники группы взаимодействуют, причем иногда в непростых обстоятельствах непогоды или при преодолении препятствий. Образовательный багаж ребенка обогащается знаниями по психологии, этике, т.е. по «дисциплинам», которых в школьной программе может и не быть.

Конечно, радостный, оптимистичный настрой класса и удовлетворенность его руководителя — лучшие результаты похода. Но чтобы избежать типичных ошибок и достичь поставленных целей, получить удовольствие от пройденного маршрута и общения с природой, педагогу неплохо знать и умело применять некоторые правила и приемы организации похода, уметь не бояться делегировать часть своих обязанностей школьникам.

Методическая разработка адресована, прежде всего, классным руководителям, которые смогут найти в ней советы по подготовке, проведению однодневного похода зимой. Что является актуальным в условиях севера, где большую часть года лежит снежный покров. Изложенный материал может быть использован в практической работе педагогами – руководителями туристских объединений школьников туристскими организаторами школ, заместителями директоров по воспитательной работе и дополнительному образованию.

Хочу пожелать учителям – энтузиастам воспитательной работы – успехов и морального удовлетворения.



1. ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПОХОДА

Как правило, походы выходного дня преследуют определенную цель. В основе любого похода имеет место активный отдых ребят направленный на укрепление здоровья. Во время похода ребята получают новые знания, приобретают умения передвигаться на лыжах, преодолевая естественные препятствия в походе. При организации мероприятия важно обозначить конкретную цель: экологические исследования, ориентирование на местности, знакомство с какими - либо объектами промышленного хозяйства вблизи, физическая тренировка для более сложных и длительных путешествий. Весьма высок эмоциональный тонус души и тела после общения с природой. Если человек воспринимает силы природы: ветер, солнце, снег, мороз не как физические состояния, а как нечто большее - живое явление природы он живет в этом мире.


2. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУППЫ

Сам поход начинается с комплектования группы. Руководителю важно знать состояние здоровья детей. Группа должна состоять из числа не менее 6 человек и не более 12-15 человек для лучшего контроля над детьми. Желательно ребят подбирать физически одинаково подготовленных. Если ребята в зимний поход выходного дня идут впервые, то руководителю нужно взять себе в помощники старшеклассника или родителя, еще учителя. Ко всему если лыжная подготовка у ребят очень низкая, а представления о спусках подъемах весьма туманные. Но это вовсе не означает, что таких ребят в поход брать не нужно. Напротив, с этого, пожалуй, и стоит начинать.


  1. РАЗРАБОТКА И ВЫБОР МАРШРУТА

Маршрут выбирается и обсуждается с ребятами заранее. При этом следует учесть состав группы (количество мальчиков и девочек), возраст, подготовленность, соответствие задачам и целям похода. Если вашу группу ведет опытный турист, проводник, знающий хорошо местность и сам неоднократно проходивший данный маршрут - это половина успеха. Но иметь картографический материал, компас просто необходимо в походе. Без этого поход теряет свою окраску, свой изначальный смысл. При передвижении по маршруту ребята вместе с руководителем сверяют свой маршрут, корректируют его по схеме - карте. Тем самым приобретают практический опыт. Если такой карты нет, ее следовало бы разработать самим. Ребята при подборе маршрута решают, как преодолеть встречающиеся па пути препятствия. Детям заранее можно предложить потренироваться. Следует добавить, что в наших северных условиях руководителю необходимо заранее поинтересоваться прогнозом погоды на завтра и последующие дни. Учесть климатические особенности данного времени года.


4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ В ПОХОДЕ

Подготовка к походу начинается гораздо раньше. Руководитель распределяет обязанности среди ребят, учитывая их отдельные способности. Даже если это однодневный поход, надо дать возможность ребятам почувствовать ответственность к причастности к общему делу.

Фотограф нужный человек в походе. Его присутствие оживляет поход и делает настроение ребят радостным, сближает их. Фотографии интересных моментов помогут сделать ярким отчет о походе или при оформлении туристской газеты. Возможно, некий фотоматериал понадобится для создания или пополнения музейных тем. Фотографу нужно подсказать, на что необходимо обратить внимание, что запечатлеть на пленке, как разумнее использовать кадры. Этот материал оживит беседу и придаст хорошую эмоциональную окраску на туристском вечере.

"Врач" получает необходимую консультацию об оказании первой помощи у медсестры школы и комплектует походную аптечку необходимым содержанием. В зимний поход выходного дня надо взять: бактерицидный лейкопластырь, вату, бинт, мазь от ожогов. Все из стеклянной посуды нужно перелить в пластмассовые емкости, ампулы хранятся в жестких баночках, перевязочный материал, таблетки перекладывают в полиэтиленовые мешочки. В случае необходимости транспортировку осуществляют с помощью подручных средств - лыжи, рюкзак, шарфы, штормовки...

Вообще, прежде чем возложить обязанности на завхоза в походе следовало бы определиться - будет ли готовиться обед на природе и что конкретно. Как правило, перед походом дети завтракают дома, в пути они питаются тормозками и вечером ужинают дома. В таком случае имеет место горячий чай в термосе и бутерброды. В другом случае завхозу надо решить вопрос о денежных расходах и расчете рациона питания. Исходя из походного меню, закупить продукты. Конечно, сам ребенок это не продумает ему нужно помочь. Просчитывается среднее потребление пищи на одного участника похода и помножить на количество ребят. При этом учитывается повышенный аппетит и больной расход энергии в холодное время года. Примерная суточная норма продуктов на одного туриста включает 500 гр. хлеба (250 гр. сухарей), крупы или макароны 200-250 гр., сало 30 гр., мясные продукты 100 гр., колбаса 50 гр., яйцо, молоко 200гр., сахар 150гр., соль, чай, супы в пачках 1 шт. на 3-4 чел. Обычно у туристов закон общего стола. Завхозу надо взять с собой клеенку для общего обеда, соль, нож, открывалку, спички.

Костровые разводят и поддерживают огонь. Дрова заготавливают все члены группы и несут с собой. Обед, приготовленный на огне самый вкусный, но для его приготовления немало надо потрудиться. Имеет определенное преимущество примус в походе, но им в походных условиях нужно, прежде всего, уметь пользоваться взрослому, детям доверять в зимних условиях очень рискованно, даже если они им уже пользовались. Для того, чтобы костер не потух, его закрывают от ветре снежной стенкой или выкапывают яму для костра с траншеей и приспосабливают котелок для варки. Используют вначале сухой спирт, бумагу, промоченную тряпочку в горючей смеси. Повара, их двое-трое отвечает за еду.

5. ЭКИПИРОВКА УЧАСТНИКА ОДНОДНЕВНОГО ЛЫЖНОГО ПОХОДА

Перед выходом в поход с детьми проводится беседа, как следует одеться - экипироваться. Конечно же, все это зависит от времени года и температуры. К примеру: или это будет обычная теплая шапка, или спортивная с капюшоном. Существуют общие рекомендации туристам: руки у туристов должны быть всегда свободны, каким бы ни был груз; его нужно вместить в рюкзак или спортивную сумку с широкими лямками через плечо. Одежда должна быть ветронепроницаемой, легкой, теплой, преимущественно шерстяной или с начесом, а так же х/б вещи. Такой материал хорошо держит тепло, гигроскопичен. Хорошо поверх шерстяных вещей одевать болоньевый костюм, штормовой или «анорак» из парашютной ткани, т.е. то что предохраняет от налипания снега и ветра. С той же целью на шерстяные рукавицы сверху надеваются накидки. В противном случае они быстро промокают, и шариками налипает снег, руки при этом замерзают. Перчатки в поход брать не следует. Ботинки подбираются на один, два размера больше с запасом на войлочную стельку и пару толстых шерстяных носков. Не лишним будет запас - варежки, носки, шнурки, стельки. Поверх лыжных ботинок надевают матерчатые бахилы или носки большего размера, чтобы не засыпался вовнутрь снег, не намокали ноги. Используют в походе сиделки в виде параллоновых ковриков или надувные подушечки.


6. ТЕМП И ПОРЯДОК ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Перед отправкой в путь руководитель проверяет списочный состав участников похода, осматривает снаряжение, справляется о состоянии здоровья ребят. Руководитель напоминает о возможных препятствиях на пути, указывает темп и порядок передвижения группы, назначает направляющего и замыкающего. Руководитель обращает внимание на соблюдение дисциплины в походе, техники безопасности в целом и при передвижении на лыжах - дистанция, осторожность в обращении с палками. Темпу движения и отдыху между привалами следует уделять особое внимание. Чтобы дети не растягивались на большое расстояние впереди надо поставить 2-3 мальчиков на тропление лыжни после них можно поставить девочек и мальчиков через одного и быстрых, ловких ребят поставить в конце цепочки.

Вначале колонны идет взрослый, хорошо знающий маршрут и в конце замыкает тоже взрослый. Примерно после 15 минут делается первая остановка для подгонки снаряжения, уточнения темпа. Сигналом прекращения движения может служить спортивный свисток. Далее остановки и время отдыха зависят от степени усталости детей их возраста, температурного режима, состояния снега. При сильном ветре до 10 метров не рекомендуется долго более 8-10 мин. стоять, чтобы не просквозило. Однако и время движения может меняться от 30-45 мин. Это зависит от рельефа местности во многом, характера снежного покрова, встречного или попутного ветра, от физической подготовленности туристов.


7. ПРИВАЛ И ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА

Как лучше организовать привал в походе? Во-первых, он обычно организовывается после 2/3 пути. В это время ребята отдыхают, переобуваются, освобождаются от рюкзаков. Пока готовится обед, все принимают активное участие в этом. Освободившись можно немного покататься. Принимая обед, ребята обычно садятся па лыжи и подкладывают вниз варежки или рюкзаки. После принятия пищи, ребята приводят в порядок свои кухонные принадлежности, рюкзаки и идут кататься с горки.

Придать эмоциональную окраску активному отдыху помогут продуманные небольшие состязания, слаломные эстафеты, соревнования «кто быстрей», «паровозики», можно изготовить небольшой трамплин. Это приподнимет настроение, дух ребятам и они забудут про усталость, получат заряд бодрости на много дней. Надо хорошо рассчитать время пребывания в походе и вернуться до наступления темноты, внезапной перемене погоды.

8. ТУРИСТУ НА ЗАМЕТКУ

Ребят нужно до похода предупредить о том, что физическая нагрузка в походе вызывает обильное потовыделение, поэтому перед походом рекомендуется съесть кусок хлеба, густо посыпанный солью, она удерживает воду в организме и попить чаю. Пить на привалах надо мало и утолять жажду мелкими глотками. Неразумно утолять жажду снегом из-за гигиенических соображений (к тому же им не напьешься) или холодной водой. На большом привале утолять жажду сразу не стоит, но перед отправкой в обратную дорогу надо хорошо напиться. Чрезмерное питье вызывает обильное потоотделение с выведением минеральных солей.

В походе руководителю следует помнить о мерах осторожности, к примеру: при передвижении вблизи водоемов, т.к. кромка льда у берега обычно непрочная, а также в местах впадения и вытекания рек, ручьев. На склонах он должен просмотреть, нет ли припорошенных снегом камней столкновение с ними на спусках нежелательны, опасны. Следить за дистанцией между участниками похода, а на спусках она увеличивается до 10 метров. Необходимо проявить осмотрительность при передвижении вблизи линий электропередач, в некоторых местах горки снега находятся на расстоянии вытянутой руки или лыжной палки. Руководитель поручает обычно нести ремонтный набор и медицинскую аптечку последнему участнику похода. В процессе подготовки к походу руководитель знакомит участников похода с правами я обязанностями. При всех общепризнанных правилах нравственного и общественного поведения внимание ребят стоит остановить на том, что они должны вовремя информировать руководителя об ухудшении состояния здоровья и травмировании даже на их взгляд незначительных, вести себя тактично по отношению к местному населению, признавать и уважать их традиции.

9. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В ЗИМНЕМ ПОХОДЕ

Прежде всего, отправляясь в поход даже однодневным - турист должен быть, уверен в себе, что он, в общем, абсолютно здоров. Но тем не менее надо иметь определенные знания, как в случае необходимости оказать помощь себе и товарищу. Эти знания, полученные на занятиях необходимо расширять самообразованием посредством справочников, мед. литературы, консультацией с мед. сестрой школы, занятиях по ОБЖ.

Для туристов лыжных походов характерно заболевание - снежная слепота Признаки: через 4-5 часов пребывания на ярком весеннем солнце, появляется ощущение в глазу песка, отек, покраснение слизистой глаз, светобоязнь. Первая помощь: наложить на глаза холодные примочки из заварки чая без сахара и завязать. Далее надеть солнцезащитные очки.

Потертости, мозоли - эти мелкие, но, тем не менее, неприятные и раздражающие травмы очень распространены среди туристов новичков. Они часто образуются на костных выступах, особенно стоп, при повышенной потливости. Первопричиной являются неправильная подборка обуви, носков, стелек и несоблюдение правил личной гигиены. Особенно следует обратить внимание в походе: как только появилось чувство неудобства – где-то жмет или трет, или что-то мешает, надо устранить причину этого, не дожидаясь, пока появиться ощущение жжения или боли,

Терпеть эти неудобства нет смысла, т.к. к концу дня ноги могут быть сильно стертыми. Основная профилактика таких травм - соблюдение всех рекомендаций, правил личной гигиены. Накануне похода ноги надо вымыть, постричь ногти. Если на коже наметились потертости или намины, то на ночь ноги смазывают детским кремом. При сильном покраснении кожу смазывают йодом, спиртом или густым раствором марганцовки. Если на коже нарушен покров, то рекомендуется смазать цинтомициновой мазью, а затем наложить слой марли и закрепить лейкопластырем. В зависимости от характера потертости применяются и другие средства, как бактерицидный пластырь. Если образовались болезненные пузыри, то, прежде всего их не следует прокалывать, т.к. условия далеко нестерильные. Разумнее всего обработать место или сделать ватные кольца, чтобы мозоль оказался, внутри кольца и на него не приходилось давление. В любом случае контакт больного места будет с лекарственным веществом, а не с потным носком или грязным башмаком. Потертости случаются и под лямками рюкзака, и на пояснице. Причиной является: неправильно уложенный рюкзак или неподогнанные лямки без подшивки. В пути это можно исправить - лямки ослабить или наоборот подтянуть. Увеличить ширину лямок можно, какой - либо мягкой тканью намотав ее вокруг лямки в месте натирания.

Потертости в паху они также не возникают из ничего, как и предыдущие. Причиной появления их - модные облегающие джинсы, сидящие в обтяжку, плохо подобранные или невыстиранные трусы, собирающиеся в складки, нижние вещи из синтетики. Натирать могут у девочек и подкладки. В этом случае лучше пользоваться тампонами они как ни что другое из средств более подходящее. О таких моментах нужно провести беседу в деликатной форме. Но даже тщательно подготовленный поход может иметь неожиданности. В походе наличие аптечки с необходимым содержанием обязательно. Сильное охлаждение, замерзание наиболее характерны для зимних походов, как крайний случай отморожение. При легком охлаждении и усилении его, нужно больше делать активных движений ногами, руками, приседания, бег, прыжки, потряхивания конечностями, активным растиранием вышележащих мышечных тканей. Таким образом, восстанавливается кровообращение. Принять внутрь горячего чая или кофе. Найти тихое место от ветра по возможности помещение. Все это зависит от конкретной ситуации, и решение принимается соответственно. Исключить причины, вызвавшие охлаждение (мокрые рукавицы, тесная обувь, легкопродуваемая одежда).

При серьезном переохлаждении следует трезво оценить ситуацию и выбрать правильное решение. Либо вернуться назад, учитывая пройденное расстояние либо направиться к ближайшему населенному пункту для оказания серьезной помощи. Если все же произошло отморожение ног, лица, рук, то пострадавшего надо внести в помещение, где не очень жарко. Далее снять обувь в случае необходимости ее надо разрезать. Потом растирают ноги выше места отморожения, одновременно дают водки или горячего чая, укрывают теплой одеждой или одеялом. Растирают ноги спиртом, водкой до порозовения отмороженной конечности, далее вытирают и накладывают сухую чистую повязку, которая не должна быть тугой. Утеплив, ноги ватой или пуховым платком, шарфом потерпевшему дают покой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Бардин К.В. Азбука туризма: Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками. М., 1981.

Берман А.Е. Юный турист. М., 1977.

Дихтярев В.Я. Вся жизнь – поход. М., 1999.

Одинцов М, В. О походах школьников. М., 1953.



Полный текст материала Методические рекомендации по организации и проведению однодневного похода зимой для школьников смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Якименко Татьяна Борисовна  yakimenko74
21.05.2011 3 6921 583

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК