Разработка "Роль развития эмоциональной сферы для психологического здоровья"; Группа от 3 до 8 лет
Роль развития эмоциональной сферы для психологического здоровья детей и благоприятных отношений
со сверстниками и взрослыми.
Опыт работы
Князьковой Ольги Митрофановны
ГОУССОЗН «Кировского ЦСПС и Д»
г. Кировск
Содержание:
Введение 3
Основная часть 19
Заключение 1
Список литературы 1
Приложения 3
Введение.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. Результаты многолетних исследований состояния здоровья подрастающего поколения показывают, что отчётливой положительной динамики в состоянии детей и подростков, к сожалению, не наблюдается. По данным ежегодных медицинских исследований, выросло число детей с близорукостью, нервно-психическими и аллергическими заболеваниями, хроническими болезнями органов пищеварения. Наряду с физическим здоровьем, на втором месте стоит психическое здоровье детей.
Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика целостна и все психические явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые бывают, приятны и неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека всё вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.
Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Люди, наделённые развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства, когда-то владевшие ими.
Существуют определённые закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит её выполнение.
Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные её уменьшают. «Когда я злюсь, мне не нравится рисовать», - можно услышать от ребёнка.
Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения и развёртывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения. Так, эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем решения, принятые в состоянии эмоционального напряжения, в гневном раздражении, потом не выполняются, так как уже сам мотив, послуживший принятию решения, может не соответствовать убеждениям человека, его взглядам на жизнь, его морали. Способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетённом состоянии. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек также не может быть волевым.
Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных (досаду, обиду, разочарование и т. д.).
Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок и срывов (В.В.Ногаев, Т.В.Бендас 1982 г.).
Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребёнка, к нарушению у него социальных контактов, к возникновению психоматических заболеваний.
Воспитанники, проживающие в социально-реабилитационном центре, имеют низкий социальный статус. Испытывают трудности в социализации: у них нарушена эмоциональная связь со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний о средствах коммуникации, об эффективных способах разрешения конфликтов, нет знаний социально-этического характера. Способы, которыми они действуют в различных ситуациях, узки, бедны, носят чаще агрессивный характер. Агрессия становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств.
Учитывая необходимость социальной реабилитации воспитанника за короткий период пребывания его в социально-реабилитационном центре, актуальным является начинать развитие и воспитание именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если воспитанники не способны управлять собственными эмоциями и «читать» эмоциональное состояние других.
Исходя из выше изложенного, мной была определена тема: «Роль развития эмоциональной сферы для психического здоровья детей и благоприятных отношений со сверстниками и взрослыми».
Основная часть.
Приступая к работе по этой теме, определила для себя цель и задачи, разбив эту тему на три блока. Цель для всех трёх блоков общая:
Развитие социальной компетентности, сохранение и укрепление психо-эмоционального здоровья воспитанников, формирование потребности в самоизменении и личностном росте.
В своей работе руководствуюсь программой социально-эмоционального развития дошкольников «Я – ТЫ – Мы» О.Л.Князевой. При этом в её содержание органически вплетаю и другие программы (см. в списке используемой литературы).
Первый блок можно условно назвать «Кто я?». Он направлен на познание воспитанниками собственных особенностей, предпочтений и осознание своего места среди окружающих.
Задачи первого блока включают в себя:
Формирование у воспитанников полных представлений о своём имени, половой принадлежности, возрасте.
Помочь каждому воспитаннику осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.
Развивать положительное отношение воспитанников к себе, умение осознавать свои потребности, переживания, умело управлять ими.
Во время занятий первого блока знакомила воспитанников с понятием собственного «Я». Я хоть и маленький, но, как и взрослый, имею имя, фамилию, отчество. Рассматривая своё отражение в зеркале, знакомились с особенностями своего внешнего вида, внешнего вида своих товарищей. Давались понятия, что все люди разные: у одного светлые волосы, голубые глаза, а у другого – чёрные глаза, тёмные волосы; одни высокого роста, другие низкого. Настя любит играть с куклами, а Вика любит рисовать. Марта любит ухаживать за комнатными растениями, Андрей любит играть один, а Саша в компании друзей. Предлагала детям нарисовать своего друга, свою семью, себя. А в отдельных альбомах, которые дети изготовили на занятии по аппликации, они нарисовали себя, свою семью, своего друга, любимую игрушку, любимого животного, любимую еду. Таким образом, знакомила воспитанников с увлечениями и особенностями друг друга. Подводила к понятию, что увлечения, привычки, поступки у всех разные и нужно с уважением относиться к каждому в отдельности. Делали вывод о положительных или негативных последствиях того или иного поступка.
В результате проведённых занятий воспитанники испытывали радость общения со сверстниками, интерес к ним, осознавали единство с ними. Переходя ко второму блоку занятий, воспитанники имели представление о том, что каждый имеет право на свои интересы, вкусы, поступки, друзей, любимые игры.
Второй блок.
Задачи:
Познакомить детей с основными эмоциями: радость (добро), гнев (зло), удивление, грусть, страх.
Формировать умение распознавать настроение по мимике с помощью схематического изображения, иллюстраций.
Учить распознавать те же эмоции по пантомимике и интонации голоса.
Учить выражать эмоции, настроение с помощью художественных приёмов.
Обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих различные черты характера.
Развивать эмпатию, а именно понимание, сочувствие, содействие другим людям.
Выбрала для себя методические приёмы:
Диагностика эмоционального состояния.
Игры с правилами, словесные, настольно-печатные, подвижные, имитационные игры.
Психогимнастика.
Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями.
Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.
Рисование эмоций.
Примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке, лепке.
Сказкотерапия.
Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.
Социально-поведенческий тренинг (младший школьный возраст).
Работу по развитию эмоционального состояния детей начала с диагностики, наблюдения за поведением детей. Изучение и применение графической методики «Кактус» и педагогической диагностики «Оценка неблагополучия ребёнка в группе» (Москва, «Просвещение» 2002 г.) показали, что у воспитанников есть те или иные эмоциональные отклонения: замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, присутствие агрессивности.
На первых игровых занятиях стало ясно, что с такими эмоциями, как грусть, зло, добро, радость, воспитанники знакомы. Они смогли определить их на картинках и пиктограммах. Затруднения в терминологии испытывали воспитанники 3 – 4 лет. А такие эмоции, как страх, стыд, вина, удивление определить не смогли.
Знакомство с эмоциями начали с рассматривания детских книг и картинок с изображением эмоции «радость». Задавались такие вопросы: Какое настроение у девочки? Почему? когда у тебя бывает хорошее настроение? Какое при этом бывает лицо? Движения человека? В ходе обсуждения радостного настроения предлагалось рассмотреть форму губ, положение бровей (уголки рта приподняты, глаза прищурены и т. д.), характерные для радостного настроения. Воспитанники изображали соответствующую эмоцию у себя на лице, используя зеркало.
Далее подобным образом рассматривались сюжетные картинки и пиктограммы с изображением гнева (зла). Воспитанникам предлагалось изобразить у себя на лицах злость, выбрать «самого злого Злючку», подвигаться как злюка.
На первых этапах работы чувствовалось, что воспитанники скованны, стесняются себя проявить, боятся двигаться, совершенно отсутствовала пантомимика и у половины воспитанников мимика в передаче тех или иных эмоций.
Справиться с этой проблемой помогли игры, этюды, направленные на развитие эмоциональной сферы.
«Мама и детёныши».
Цель: развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движения и речи.
Ход игры: участники разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль мамы, другой детёныша. Затем меняются ролями. Говорю им, что мамы могут ласкать, ругать, наказывать, спасать детёнышей, а детёныши реагировать на эти действия. Животных называет педагог. Это может быть семья кошек, собак, обезьян, лошадей, тигров и т. д.
«Я и животное».
Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи.
Ход игры: воспитанники представляют, что рядом с ними названное педагогом животное и эмоционально реагируют на него. Это могут быть кошка, собака, змея, медведь, ёж и т. д.
«Большой и маленький».
Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений и речи.
Ход игры: воспитанники по заданию педагога изображают детёныша животного, а затем – самого взрослого животного.
«Школа зверей».
Цель: развитие наблюдательности, произвольности, выразительности движений, чувства единения.
Ход игры: выбранный воспитанник отгадывает животных, которых изображают дети. В случае затруднения можно попросить показать, как животное ест, пьёт, ходит, бегает.
«Хоровод».
Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятие напряжения.
Ход игры: дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь по кругу, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, хитрую лису, виноватого кота, счастливую собаку и т. д.
«Облака».
Цель: развитие воображения, выразительности движений.
Ход игры: педагог читает стихотворение, а дети изображают облако в соответствии с текстом.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался в высь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Всё расскажу сейчас.
Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной.
- Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
- Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко расстроилось всерьёз.
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унёс.
И каплями дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно – грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит.
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья!
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутёк.
А маленькое облачко
Над озером плывёт.
И удивлённо облачко
Приоткрывает рот.
- Ой, кто там, в глади озера
Пушистенький такой?
Такой мохнатый, маленький…
Летим, летим со мной.
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не мог я отыскать.
Н.А.Екимова.
Этюд на выражение интереса «Лисичка подслушивает».
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут кот и петушок, и подслушивает.
В этих играх, этюдах воспитанники учились передавать эмоции в мимике и пантомимике, обогащался их словарный запас. Дети стали правильно пользоваться терминологией.
Помимо игр, проводились занятия по темам: «Радость», «Горе», «Страх», «Удивление». Так, после чтения рассказа Н,Носова «Живая шляпа» дети очень ярко смогли изобразить испуг и удивление.
С целью закрепления понятий об эмоциях использовала приёмы лепки, рисования, штриховки рисунков, дорисовки лица героя в стиле пиктограмм. Например, тебе подарили новую игрушку. Какое чувство ты испытываешь? Дорисуй. Или: «прочти письмо от друга», «напиши письмо другу». В этом случае воспитанники учились читать письма по пиктограммам, у них развивалась речь, умение составлять рассказы. Предлагала воспитанникам раскрасить замки добрых и злых волшебников, доброго и злого волшебника, использовала цветовое сравнение. Весёлое (доброе) – это светлые тона, радостные краски. Гнев (злость), обида, горе – тёмные тона. При рассматривании картин «Поздняя осень», «Гроза» предлагала детям сказать, какое чувство они испытывают, глядя на картину – радостное или грустное? Почему? какие краски использовал художник? Сравнивали с иллюстрацией «Летний дождик», обговаривали цветовые гаммы. Слушая музыку, которая сопровождает детские фильмы, воспитанники учились определять весёлую, грустную, тревожную музыку. Предлагала для прослушивания музыку с записями шумов природы.
Обучая навыкам владения собственными эмоциями, использовала элементы сказкотерапии из коррекционно-развивающей программы для детей, имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью «Погружение в сказку» под редакцией Н.Погосова. Рассказала детям, что где-то есть волшебная страна чувств. В этой стране есть Король, ему служат слуги по именам Радость, Злость, Грусть, Обида, Удивление, Страх, Интерес. И каждый слуга «чувство» всегда спешит угодить своему Королю. Если Король неправильно будет управлять своими слугами-чувствами, в его королевстве будут большие неприятности: войны, разорение, горе. Поэтому у Короля должна быть умная голова, он должен уметь правильно распоряжаться своими слугами-чувствами. Король – это каждый из вас. И каждый испытывает разные чувства: радость, злость, обиду, грусть, интерес. Если вы будете правильно ими управлять, то в вашей жизни и в жизни близких вам людей, друзей будет мир, спокойствие, благополучие. А если вы не сможете правильно ими управлять, то в вашем Королевстве будут разруха, войны, ссоры. Король, который умеет управлять своими слугами-чувствами, всегда сможет найти выход из любой сложившейся ситуации.
Рассматривали такие ситуации:
Е сли я понимаю настроение другого, то я…
Смогу помочь
ему Не обижу его
Улучшу его
настроение
Поддержу его
Позову играть Буду доволен Не буду мешать Буду вместе
с ним Поговорю с
ним Расскажу о
себе Скажу взрослым Придумаю
что-нибудь
Третий блок.
Личностное эмоциональное развитие включает в себя три составных части:
Взаимоотношения детей с окружающими взрослыми.
Взаимоотношения со сверстниками.
Отношение ребёнка к самому себе.
Исходя из этого, определила следующие задачи:
Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения.
Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других.
Обучение умению быть в мире с самим собой.
Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватно-оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
Коррекция нежелательных личностных особенностей поведения.
Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения.
Формирование терпимости к мнению собеседника.
Обучение приёмам расслабления, снятия психомышечного напряжения.
Обучение детей правилам хорошего тона.
В решении этих задач использую следующие методические приёмы:
Коммуникативные игры.
Настольно-печатные игры.
Сказкотерапия.
Дискуссии.
Этические беседы.
Работая с воспитанниками над решением поставленных задач данного блока, стараюсь помочь им установить эмоциональную близость, получить переживание единства и доверия друг к другу. Свой рабочий день начинаю с речёвки:
Все мы дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всё будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Предлагаю детям поиграть в игры: «Дружба начинается с улыбки», «Приветствие», «Знакомство», «Скажи хорошее о друге», «Комплименты», «Доброе животное» и др.
«Приветствие».
Воспитанники стоят в кругу, предлагаю им поприветствовать друг друга, подав ладошку своему соседу, и улыбнуться ему. Поздороваться носиками, лбом, спинкой. В этой игре дети учатся контактировать между собой, вступать в контакт с помощью взгляда, улыбки, прикосновения, невзирая на свои симпатии и антипатии к соседу, который стоит с ним рядом.
«Скажи хорошее о друге».
Выбирается воспитанник, становится или садится на стул в круг, а каждый говорит ему о том, что ему нравится в этом ребёнке. В данной игре воспитанники учатся высказываться, находить внешние и внутренние достоинства друг друга.
«Знакомство».
Предлагаю детям пропеть, а не проговорить приветствие:
Добрый день, Саша (улыбнуться и кивнуть головой).
Добрый день, Вика (улыбнуться и кивнуть головой).
Добрый день, Валя (улыбнуться и кивнуть головой).
Добрый день, солнце (все поднимают руки, затем опускают).
Добрый день, небо (все поднимают руки, затем опускают).
Добрый день всем нам (все разводят руки, затем опускают).
«Доброе животное».
Участники встают в круг и берутся за руки. воспитатель говорит: «Мы – одно большое животное. Давайте послушаем, как оно дышит». Все прислушиваются к своему дыханию, к дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе». Вдох – все делают шаг вперёд, выдох – шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бъётся его большое доброе сердце». Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад.
«Моя звезда».
Каждому ребёнку раздаётся по звёздочке. Детям необходимо раскрасить её по своему желанию. Затем дети по очереди рассказывают, где находится их звёздочка на небе – высоко или низко, видно ли её с Земли, есть ли рядом другие звёздочки. Хорошо ли вашей звёздочке там?
«Созвездия».
Педагог: «Каждый из нас – звёздочка. Время от времени звёзды срываются с неба и начинают двигаться. При этом они могут объединяться в группы из звёзд. Сейчас вы будете двигаться по комнате, а я буду время от времени называть какое-то число, например, три. И тогда вы должны объединиться в созвездия по три звёздочки».
В таких играх дети имели возможность вступать во внутригрупповое взаимодействие, проживать ситуацию сотрудничества, взаимоподдержки.
Приобщая своих воспитанников к миру человеческих ценностей, я широко использовала метод сказкотерапии. На примере героев сказок воспитанники учились осмыслению собственной жизни. Воздействуя на сознание и подсознание, сказки помогали им правильно определять верный путь решения своих проблем. Так, сказка «Птенец» помогла воспитанникам, имеющим сложности во взаимоотношениях с родителями, оценить свою роль в семье и жизни, осмыслить её и выйти на новый уровень взаимоотношений. После прочтения сказки задавала им вопросы: О чём эта сказка? Как вы думаете, в каких обстоятельствах может возникнуть подобная ситуация? Кто из героев вам близок? Почему? Знакома ли вам подобная ситуация и те чувства, которые испытывали герои? Есть ли смысл в том, что птенец разбил скорлупу и вышел в незнакомый мир? Что могло произойти, если бы птенец остался в скорлупе? Чему мы можем научиться у этой сказки? Ответы были разные. Вот один из них: «Мне кажется, что я похож на этого птенца. Дома мне хорошо, спокойно, но мне надоело смотреть, как родители пьют и ругаются. Я так жить не хочу. Я буду, как этот птенец, ничего не бояться и справляться со всеми трудностями» - Саша, 12 лет.
После обсуждения сказки «Котёнок» воспитанники изменили своё отношение к Максиму К. этот мальчик до шести лет не разговаривал, все свои проблемы решал с помощью кулаков, зубов, крика. Дети его боялись, не играли с ним. Обсуждая сказку, все пришли к выводу, что наш Максим похож на злого котёнка, потому что его никто не понимает, не играет с ним. Постепенно дети начали давать ему игрушки, принимать в свои игры, проявлять о нём заботу. Так, постепенно, Максим был принят детьми.
Такие авторские сказки Алябьева Е.А., как «Жадный кармашек», «Старый платочек», «Мальчик – ябеда», «Люстра – зазнайка» ещё раз показали, как плохо быть жадным, хвастливым, зазнайкой.
Любая сказка, прочитанная мною, служила поводом к обсуждению ценностей поведения воспитанников, выявляла систему оценок в категориях «хорошо – плохо». Старалась поставить вопросы так, чтобы они подталкивали воспитанников к размышлению и ассоциации поступков, которые касались личной жизни воспитанников, помогали бы решению личных проблем, выходу из тупика.
Одной из форм работы по формированию представлений о нравственной стороне человеческих отношений является этическая беседа. Такие беседы, как «Дружба», «Почему нужно уступать», «К чему ведут ссоры в игре», «Как жить дружно, без ссор», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Умей принять помощь и помочь тем, кому она нужна» помогали увидеть отрицательные формы поведения, тормозить нежелательные поступки.
В ходе таких дискуссий и бесед воспитанники учились видеть нравственную сторону той или иной ситуации, оценивать свои поступки и поступки других людей, понимать такие понятия, как вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.
Темы, включённые в раздел «Социальные навыки».
3-4 года |
4-5 лет |
5-10 лет |
Друзья. |
Друзья. |
Я считаю себя хорошим. |
Ссора. |
С кем ты хочешь дружить? |
С кем я дружу. |
Как помириться. |
Ссора. |
Одиночество. |
Совместная игра |
Как помириться? |
Портрет друга. |
Совместное дело. |
Ласковые слова. |
Дразнить, обижать. |
Что можно делать и чего нельзя. |
Как можно всё объяснить взрослым |
|
Вместе с друзьями. |
||
Совместные игры. |
Младший дошкольный возраст.
Тема. |
Программное содержание. |
Друзья. |
Развивать элементарные представления о дружеских отношениях. |
Ссора. |
Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры. |
Как помириться. |
Учить простым способам выхода из конфликта. |
Совместная игра. |
Помочь понять, что играть вместе интересней. |
Совместное дело. |
Помочь понять, что вместе легче справиться с любым делом. |
Средний дошкольный возраст.
Тема |
Программное содержание |
Друзья. |
Развивать представления о том, что такое дружба. |
С кем ты хочешь дружить. |
Расширять элементарные представления о том, какими качествами должен обладать друг. |
Ссора. |
Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, спора. |
Как помириться. |
Учить простым способам выхода из конфликтов. |
Ласковые слова. |
Расширять словарный запас выхода из конфликтов. |
Что можно делать, а чего нет. |
Помочь понять необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения. |
Старший дошкольный возраст.
Тема. |
Программное содержание. |
Я считаю тебя хорошим. |
Развивать представление о том, что такое дружба. |
С кем я дружу. |
Сформировать представления о том, что важно в дружеских отношениях. |
Одиночество. |
Помочь понять, что такое одиночество, и почему плохо быть одному. |
Портрет друга. |
Помочь выделить и обобщить внешние и внутренние качества друга. |
Ссора. |
Способствовать осознанию причин, приводящих к конфликтам, и возможности их решения. |
Дразнить, обижать. |
Развивать добрые, тёплые отношения между детьми. |
Как можно всё объяснить. |
Способствовать хорошим отношениям детей с взрослыми путём формирования умения объясниться. |
Вместе с друзьями. |
Способствовать формированию хороших отношений между детьми. |
Совместные игры. |
Помочь понять, что вместе играть интереснее. |
Младший школьный возраст.
Формы отношений. |
Тема. |
Программное содержание. |
Отношение к другим преимущественно как акция. |
Дружелюбие. |
Формировать дружелюбие как способность позитивно относиться к другим людям (детям) с ориентацией на положительное в их личности, умения преодолевать собственное недоверие и подозрительность. |
Доброта. |
Формирование способности строить отношения с другими людьми (детьми) таким образом, чтобы наносить им минимальный ущерб или не наносить его вообще, оказывать другим посильную помощь, прощать обиды. |
|
Любовь. |
Формирование способности к взаимопониманию, эмоционально-положительному переживанию существования другого, усилению позитивного в личности другого. |
|
Отношение к другим преимущественно как реакция. |
Смелость. |
Формирование способности не теряться в трудной ситуации, справляться с тревогой и страхами, проявлять твёрдость и решительность в осуществлении своих намерений в стрессовой или угрожающей ситуации (реальной или воображаемой), используя ненасильственные способы сопротивления. |
Выдержка. |
Формирование выдержки как предпосылки терпимости, выражающейся в умении проявлять терпение в сложной, неблагоприятной для ребёнка ситуации, воздерживаться от импульсных действий. |
|
Форма выражения отношений. |
Вежливость. |
Формирование способности использовать в процессе взаимодействия с другими людьми (детьми) выработанные человечеством этические формы общения, основанные на уважении прав и достоинств других людей. |
Интеграция отношений на уровне личности. |
Миролюбие. |
Формирование миролюбия как интегрального качества личности, выражающегося в способности преодолевать собственную враждебность и агрессивность ненасильственно разрешать возникающие конфликты, находить компромиссы, пути к взаимопониманию. |
Интеграция отношений на уровне общества. |
Мир. |
Формирование представлений о войне и мире, негативного отношения к войне как способу решения международных конфликтов, развитие в игровой форме умения разрешать противоречия, моделирующие военные отношения. |
Заключение.
Непонимание желаний, мнений, чувств других людей сопровождают человека всю жизнь. Не каждый взрослый умеет находить пути к взаимодействию и сохранению добрых отношений с теми, чьи стремления и желания вступают в противоречия с его собственными.
В основе конфликта (спора, ссоры) лежит именно такое несовпадение. Сам по себе конфликт имеет скорее даже положительное значение, так как помогает выявить существование разных мнений, желаний, стремлений. Проблема возникает в том случае, если конфликт разрешается в ущерб одной из сторон, или, что ещё хуже, не устраняется, а продолжает развиваться дальше.
Поэтому так важно постепенно научить воспитанников понимать, из-за чего возникают конфликты, показать их причину.
Так как дети находятся в «ЦСПС и Д» непродолжительное время, полностью скорректировать у них социальные нормы не предоставляется возможным. Основной целью, в соответствии с этим, является отвлечение их от вредных привычек и начало формирования сознательного отношения к своей жизни в обществе.
Исходя из этого, я считаю, что выбранное мною направление работы актуально. Занятия, игры, упражнения не только снимают эмоциональное напряжение, но и обучают анализу причин межличностных конфликтов, умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссоры.
Проделанная коррекционная работа дала положительные результаты. Воспитанники научились понимать эмоции (чувства) свои и других, терпимее стали к чужим недостаткам. В группе заметно меньше конфликтов, детям стало легче общаться друг с другом, появилось чувство сопереживания, сотрудничества.
Список литературы:
«Я – ТЫ – МЫ» - программа социально-эмоционального развития детей. О.Л.Князева - «Москва – синтез» 2003 год.
«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» - программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник - Москва, «Генезис», 2003 год.
«Давай поиграем» - тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. И.А.Пазухина – Санкт-Петербург, «Детство - Пресс», 2005 год.
«Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры» - пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. В.М.Минаева – Москва, 2001 год.
Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе» - коррекционно-развивающие занятия. С.И.Семенака – Москва, 2006 год.
«Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников». Е.В.Белинская – Санкт–Петербург, 2006 год.
Сборник сказок, игр и терапевтических программ «Практика сказкотерапии». Н.А.Сакович - Санкт–Петербург, 2007 год.
«Развитие социальной уверенности у дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.М.Безруких – Москва, «Владос», 2003 год.
«Тропинка к своему Я». О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, И.М.Первушина – Москва, 2007 год.
«Этические беседы». Пособие для педагогов и методистов. В.И.Петрова, М.Д.Стульник – Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
«Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста». Е.А.Алябьева – Москва, 2002 год.
Приложение.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Князькова Ольга Митрофановна
→ okmuf 26.11.2011 0 2088 409 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.