Эколого-краеведческая программа "Югра мой дом родной"
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
(Тюменская область)
Бюджетное Учреждение Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
«Центр помощи детям, оставшимся
без попечения родителей «На Калинке»
ПРОГРАММА
«ЮГРА – МОЙ ДОМ РОДНОЙ»
(эколого-краеведческое воспитание детей)
Автор программы:
Воспитатель
Медникова И.М.
г. Сургут
Паспорт программы
Название программы (проекта) |
«Югра - мой дом родной» |
Цель программы (проекта) |
Формирование у воспитанников экологической культуры на примере жизни и быта коренных народов Югры, личной ответственности за сохранность природных богатств югорского края и их приумножение, воспитание любви к малой родине. |
Задачи программы |
-Дать знания о природных богатствах родного края, быта, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в органическом единстве.
-Развивать экологическую культуру, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт воспитанников.
-Формировать образное представление о прошлом и настоящем своего города, югорского края.
-Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей малой родине.
|
Автор программы (соавторы) |
Медникова Ирина Михайловна - воспитатель |
Место реализации программы (указать структурное подразделение учреждения) |
УСО ХМАО Югры Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей « На Калинке» |
Где заслушана (каким органом утверждена с указанием даты) |
20 февраля 2007 года проект был заслушан аттестационной комиссией |
Период реализации программы (если проект программы, указать с какого периода планируется внедрение) |
Проект был апробирован в период с 2004 по 2007 год. На данном этапе создается программа, внедрение которой планируется в 2009 году. |
Участники программы
|
Воспитанники 14-17 лет |
Обеспечение программы (кадровое, информационное, финансовое и др.) |
Кадровое: - воспитатель; - инструктор по физической культуре; - музыкальный работник. Информационное: - оформление тематических стенгазет; - обработка фото- и видео материалов; - экскурсии.
|
Направления программы |
- природа родного края -жизнь и быт коренных народов Севера -история освоения Западной Сибири - люди югорского края -Сургут - мой город -Краеведческие музеи, заповедники, заказники округа и их значение
|
Этапы реализации программы
|
1 этап – организационный 2 этап – основной 3 этап - заключительный |
Прогнозируемые результаты |
Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю, бережному отношению к природе; через знания по истории родного края происходит формирование нравственной личности гражданина России, а также через знания о мировоззрении и культуре коренных народов происходит формирование экологической культуры у детей |
Актуальность программы |
Определяется отсутствием знаний у детей истории своего края, города; ухудшением экологии окружающей среды
|
Пояснительная записка
В наши дни идет возврат к поискам объективной истины культурно - исторического развития России, освобожденной от безжизненных схем партийной идеологии. Это не означает, что мы слепо должны преклониться перед стариной и прошлым, но во многих вопросах ностальгия не болезнь, а «врачевание» в полном смысле исторического значения. Это особенно четко проявляется в вопросах краеведения. Краеведение изучает человеческое бытие, природно-географическую среду обитания отдельных народов, их художественную культуру в аспектах философии истории и социального развития.
Краеведение – это универсальная деятельность по накоплению банка социальной памяти; оно включает в себя сбор материалов по истории и этнографии края, по истории заселения и будущего развития, а так же изучение памятников культуры, искусства, религии, природной среды, формируя перспективы, исходя их опыта прошлого и настоящего. Сообщество народов Югры представляли собой союз соборных личностей, в котором созревали узы духовного, брачно-семейного, национально-культурного единства. Ханты и манси жили на своей земле, освящая ее постоянной молитвой, принося жертвы и поклоны добрым духам, отдавая им лесные урманы, озера, реки, запрещая такие места для посещения и промысла. Для жителей тайги окружавшая их природа была всегда «храмом» и величием нравственно-духовного восторга. Она связывала их с внешним миром, она рождала импульсы художественных традиций, она воспламеняла в людях любовь, она была источникам их творчества, качеством и мерой красоты вещей.
Краеведение способствует в прямом смысле познанию самого себя и своего места в человеческих взаимоотношениях, в системе отношений с окружающей природой, с экологией среды и экологией души.
Основной целью программы является воспитание у детей гражданственности, патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, формирование у детей экологической культуры, что является одной из главных задач в воспитании детей.
Актуальность программы определяется отсутствием знаний у детей истории своего края (города), ухудшением экологии окружающей среды.
Цель программы:
Формирование у воспитанников экологической культуры на примере жизни и быта коренных народов Югры, личной ответственности за сохранность природных богатств югорского края и их приумножение, воспитание любви к малой родине.
Задачи программы:
- Дать знания о природных богатствах родного края, быта, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в органическом единстве.
- Развивать экологическую культуру, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт воспитанников.
- Формировать образное представление о прошлом и настоящем своего города, югорского края.
- Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей малой родине.
- Воспитание толерантности и уважения.
- Формировать межэтническую культуру.
Направление деятельности:
- Ознакомление с природой родного края;
- Ознакомление с жизнью и бытом коренных народов Севера ханты и манси;
- Изучение истории освоения Западной Сибири;
- Знакомство с людьми югорского края;
- Изучение истории Сургута;
- Краеведческая работа (музеи, заповедники, заказники округа и их значение).
Формы проведения занятий:
Познавательные беседы;
Открытые мероприятия (занятия, тематические праздники);
Интеллектуальные, физические игры, викторины, тесты;
Экскурсии;
Встречи и беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, людьми разных профессий.
Механизм реализации программы:
а) организация экскурсий в ИКЦ «Старый Сургут», краеведческие музеи;
б) посещение национальных праздников («Вороний день», «День рыболова и
охотника»);
в) оформление материалов занятий;
г) обработка фото- и видео материалов;
д) формирование знаний и умение применить их в различных видах практической
деятельности.
Ожидаемые результаты
Программа предусматривает проведение итоговых занятий (после изучения каждого раздела), которые представляют собой: викторины, тесты, просмотр видеозаписей, открытые мероприятия.
Прогноз:
Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю, бережному отношению к природе; через знания по истории родного края происходит формирование нравственной, экологической личности гражданина России, а также через мировоззрение и культуру коренных народов происходит формирование экологической культуры у детей.
Содержание первого года обучения программы «Югра – мой дом родной»
Введение
Что изучает краеведение, значение для человека изучения своего края. Наш край – Ханты-мансийский автономный округ- Югра - часть Российской Федерации. Почему так называется наш округ, его древнее название.
Природа родного края
Красота окружающей природы югорского края. Разнообразие растений и места их произрастания. Значение растений в жизни человека. Зеленая аптека Югры.
Разнообразный мир животных Югры: звери, птицы, насекомые. Взаимосвязь растительного и животного мира.
Значение природы для человека. Влияние человека на природу. Красная книга Югры.
Итоговое занятие: растительный и животный мир края (тест).
Жизнь и быт коренных народов Югры – ханты и манси.
Происхождение ханты. Удивительный народ - ханты. Мировоззрение коренных народов. Экологический календарь ханты. Обские угры. Их основные занятия – охотничий промысел, рыболовство, оленеводство.
Охотничьи принадлежности: лук, стрелы, капканы, черкан и др.
Рыбный промысел. Способы применения рыбного промысла: запорное рыболовство, подводный лов.
Оленеводство, его значение в жизни северян. Олень – это жизнь для коренных народов Югры.
Итоговое занятие: экскурсия в ИКЦ «Старый Сургут» Дом народов Севера.
История освоения Западной Сибири
Есть ли у Сибири история?
Покорители Сибири.
Югра – древняя земля.
Сибирь как колония.
Итоговое занятие: просмотр фильма «Ермак».
Люди югорского края
Происхождение отдельных имен и фамилий народов Севера. Что могут рассказать имена и фамилии о прошлом края?
Замечательные люди Югры: поэты, писатели, сказители – Ю. Шесталов, Ю. Вэлла (Айваседа), Е. Айпин и др.
Итоговое занятие: поэтическая композиция « Я люблю этот край…»
Сургут – мой город
Основатели Сургута.
Происхождение названия города. История в названии улиц и площадей города. Историческая география города.
Герб города, его описание, форма; цвета используемые на щитах. Что означают фигуры на гербе?
Итоговое занятие: Экскурсия в ИКЦ «Старый Сургут».
Краеведческие музеи, музеи природы, заповедники, заказники округа, их значение.
Музеи взяли слово.
Краеведческий музей г. Сургута. ИКЦ « Старый Сургут».
Купеческая усадьба. Дом купца Клепикова А.Г.
Музей природы в д. Русскинская. Лянторский хантыйский этнографический музей.
Итоговое занятие: экскурсия в купеческую усадьбу Клепикова А.Г.
Заключение: Игра «Край чудес».
К концу первого года обучения воспитанники должны знать и уметь:
- понятие «краеведение»;
- историю названия своего округа, города;
- народы, населяющие Югру;
- растительный и животный мир;
- представителей животного и растительного мира Югры, занесенных в красную книгу;
- рассказывать о природе своего края;
- соблюдать правила поведения в природе;
- традиционные занятия коренных народов Югры;
- историю основания города, символику;
- объяснять происхождение названия одной из улиц своего города.
Содержание второго года обучения программы «Югра – мой дом родной»
Введение
Столица округа – Ханты-Мансийск. Символика округа (флаг, герб). Гимн.
Природа родного края
Сезонные изменения в природе: особенности осени, зимы, весны, лета в югорском календаре.
Многообразие природы. Растения родного края: водоросли, мхи, папоротники, лишайники.
Ягоды нашего края. Секреты долголетия брусники. Морошка – ранняя летняя ягода. Целебные свойства ягоды черники. Царица болот – клюква.
Грибы – часть живой природы.
Разнообразие птиц Югры. Священные птицы: гусь, гагара, орел и др.
Лес – «легкие» Югры. Бережное использование лесных богатств края.
Итоговое занятие: «Мы – дети природы» (тест).
Жизнь и быт коренных народов Югры – ханты и манси.
Быт народов Севера.
Традиционное поселение, жилище. Древнее жилище обских угров – землянки и их укрепление.
Чум – жилище кочевых народов Югры. Особенности покрытия летнего и зимнего чума.
Домашняя утварь из бересты.
Береста – основной материал для изготовления посуды, ее заготовка. Домашняя утварь из дерева.
Традиционная пища народов Севера.
Традиционные игры и игрушки обских угров.
Полярный гардероб.
Женская одежда и обувь.
Традиционная мужская одежда и обувь.
Итоговое занятие: экскурсия в музей «Человек и природа» д. Русскинская.
История освоения Западной Сибири
Русские субэтнические группы в Сибири и на Аляске (XVIII – начало XX вв.): условия формирования и развития.
Походы Ермака и освоение Сибири русскими поселенцами.
По следам Ермака…
Итоговое занятие: тематическая беседа «По страницам истории…»
Люди югорского края
Художники хантыйского народа: Г.Райшев, Тебетев М. и др.
Югра в творчестве художника В.Игошева.
Итоговое занятие: посещение выставочного зала с экспозициями художников.
Сургут – мой город
Сургут и Сургутский уезд.
Сургутское казачество.
Белоярская пристань.
Рыбное место.
Сургутские бани.
Сайма – ожерелье города.
Итоговое занятие: викторина «История моего города».
Краеведческие музеи, музеи природы, заповедники, заказники округа, их значение.
Заповедники округа, их значение.
Юганский заповедник.
Заповедник «Малая Сосьва».
Итоговое занятие: «Заповедники Югры» - выпуск тематической стенгазеты.
Заключение: «Путешествие в Югру» открытое занятие.
К концу второго года обучения воспитанники должны знать и уметь:
- характерные признаки осени, зимы, весны, лета в своем крае;
- климатические особенности края;
- группы растений: водоросли, мхи, папоротники нашего края, некоторые их отличительные признаки;
- названия ягод Югры, их значение;
- разнообразие птиц Югры;
- быт коренных народов Севера;
- рассказывать о традиционных поселениях народов Севера, одежде, играх и игрушках, предметах домашнего обихода;
- замечательных людей югорского края;
- историю освоения Сибири.
Содержание третьего года обучения программы «Югра – мой дом родной»
Введение
Роль краеведения в познании истории России и в воспитании любви к Отечеству. Мы – дети Югры.
Природа родного края
Водоемы нашего края: реки, озера, ручьи.
Роль реки в жизни коренных народов Югры.
Значение водоемов нашего края, их охрана.
Рыбье царство Югры.
Загадки и тайны югорских болот.
Многообразие полезных ископаемых родного края.
Нефть, газ, каменный уголь, торф – «земное тепло» Югры.
Использование песка и глины.
Итоговое занятие: викторина «Кладовая Югры».
Жизнь и быт коренных народов Югры – ханты и манси
Обряды коренных народов Севера.
Свадебный обряд пимских ханты.
Погребальный обряд пимских ханты.
Медвежьи игрища.
Фольклор народов Югры.
Мифы и легенды.
Малые жанры. Загадки, сказки обских угров.
Итоговое занятие: «Северные посиделки» инсценированное представление.
История освоения Западной Сибири
Формирование национального округа.
Гражданская война в нашем крае.
Округ в годы Великой Отечественной войны.
Первые упоминания о сибирской нефти.
Железная дорога к сибирской нефти.
Югра сегодня.
Современные архитектурные памятники югорского края.
Итоговое занятие: викторина «По страницам югорской летописи…»
Люди югорского края
Имена нефтяников-первооткрывателей.
Современные землепроходцы – геологи и нефтяники.
Почетные граждане округа.
Итоговое занятие: встреча с почетными гражданами округа, вечер вопросов и ответов.
Сургут – мой город
Сургут – город нефти и газа.
Сургутские ГРЭС-1, ГРЭС-2.
Градообразующие предприятия города: Сургутнефтегаз и Газпром.
Почетные жители Сургута.
Сургут – современный город.
Достопримечательности города. Архитектурные памятники и сооружения.
Центральная библиотека им. Пушкина А.С.
Автомобильный мост – гордость Сургута.
Итоговое занятие: обзорная экскурсия по городу.
Краеведческие музеи, музеи природы, заповедники, заказники округа, их значение.
Заказники областного, окружного и районного значения.
Сургутский (Левобережье Оби в Октябрьском районе).
Аганский (Нижневартовский район).
Елизаровский (Пойма Оби севернее Ханты-Мансийска).
Итоговое занятие: тематическая беседа «Особо охраняемые территории округа».
Заключение: открытое мероприятие «Моя земля – Югория».
К концу третьего года обучения воспитанники должны знать и уметь:
- название рыб водоемов;
- называть водоемы нашего края;
- называть основные полезные ископаемые;
- обычаи и традиции коренных народов Севера;
- рассказывать об исторических событиях края, города;
- почетных граждан города;
- рассказывать о замечательных людях югорского края: поэтах, писателях, нефтяниках-первооткрывателях;
- достопримечательности города;
- градообразующие предприятия города;
- значение заказников округа;
- выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость.
Правовая основа:
Общественный экологический кодекс
Природа - общий Дом
человечества.
От его состояния зависят
здоровье,
трудоспособность,
долголетие
и благосостояние
нынешних и будущих
поколений.
Рост населения и материального производства усиливает воздействие на Природу, изменяя ее фундаментальные свойства: температуру и химический состав воздуха, почв и вод, уровень радиационного фона, плотность озонового слоя и др. В результате изменяется климат, исчезают многие виды растений и животных, ухудшается структура генофонда.
Главная причина развивающейся катастрофы коренится в исторически сложившихся в обществе ценностных установках, стимулирующих все возрастающее потребление природных ресурсов в ущерб физическому м духовному развитию человека.
Нарастающие проблемы не могут быть решены одними хозяйственными и технологическими методами, необходима смена ценностных ориентиров, коренное изменение представлений о роли и месте человека в природе. Только взаимная эволюция Природы, общества и человека может гарантировать выживание человечеству, придать новый смысл развитию цивилизации.
Сохранение человечества на Земле предполагает сознательное принятие новых мировоззренческих основ и правовых норм.
Основы экологического сознания
1.1. Самая большая ценность в окружающем мире это - жизнь, во всех ее формах проявления. Она дается всему живому для постоянного развития и совершенствования во Времени и Пространстве. Всякая жизнь самоценна,уникальна и неповторима. Благоговение перед жизнью, осознание человеком своей ответственности за все живое - основа нравственного экологического поведения и воспитания.
1.2. Для Планетарной Цивилизации жизненно важное значение имеет Природа Земли – источник всего сущего и основа общечеловеческих ценностей. Условия существования человека и живой природы Планеты определяются естественными законами единой глобальной экосистемы Земного шара - Биосферы и имеют для человечества и его деятельности первичное значение и абсолютный характер.
Природа Земли вошла в кризисное состояние в результате деятельности человека. Сохранение и восстановление природы - императивная, священная и практическая задача нынешнего и последующих поколений людей.
Форма собственности, характер деятельности и образ жизни человека должны определяться интересами защиты Природы. Производственные отношения вторичны по отношению к типу жизнедеятельности.
Сохранение земной жизни обеспечивается единством многообразия ее элементов. Природа являет собой единство многообразия всех живых существ, где всесущее - гармония. Сохранение и приумножение многообразия животных и растений является условием сохранения жизни.
Спасение человечества - в культуре, целевые и моральные установки которой направлены на сохранение всего живого и защиту интересов Природы в целом. Экологическая культура - это умение сохранять Природу и служение прекрасному. Природа - вселенский источник неизбывной красоты, она источник добродетели и познания.
Природные ресурсы Земли ограничены. Экономное потребление материальных благ и бережное отношение к природным ресурсам - дело совести каждого человека.
Нормы экологического права.
2.1. Разрушение природной среды - аморальное деяние и экологическое преступление, нарушающее права человека.
Независимо от форм собственности, сложившихся в обществе, каждый человек имеет равные права с другими людьми на здоровую среду обитания и природно-экологические ресурсы, необходимые для жизни и достойного существования.
Каждый человек несет моральную ответственность за состояние природной среды и сохранение жизни на Земле и имеет право на экологический контроль.
Будущие поколения людей имеют равные права с ныне живущими на здоровую природную среду. Каждый человек несет ответственность за ущерб, причиненный Природе, перед потомками.
Каждый человек имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
2.6. Решения, влияющие на изменение качества природной среды на какой-либо территории, не могут быть приняты без участия независимых экспертов и населения, проживающего на этой территории.
2.7. Для защиты своего права на здоровую среду обитания каждый человек может обращаться в суд, государственные органы и межправительственные организации.
(Принят Международным
форумом "Экологическая
политика и миротворчество
в Евразийском пространстве"
19 мая 1995 года),
"ЗЕЛЕНЫЙ МИР", № 28, 1995 год.
Термины и понятия:
Вит-вит – ведро для воды
Вогулы – манси
Гусь - мужская одежда глухого покроя мехом наружу
Йис – по-хантыйски – век, древность.
Искер - древний город столица Сибирского татарского ханства Позднее недалеко от него возник город Тобольск.
Камус –
Кер – (курт)- город, городище, крепость, селение.
Косуш – посуда для хранения и переноски продуктов
Малица – мужская одежда глухого покроя мехом вовнутрь
Неблюй – шкура четырехмесячного олененка
Остяки – ханты
Пайп – кузов для сбора ягод
Сахи-верхняя зимняя одежда у мансийских женщин.
Совт – набирушка для сбора ягод
Сун – лето
Сус – осень
Тавы – весна
Таль – зима
Туес- посуда для хранения сыпучих продуктов
Тучан – меховая сумка для швейных принадлежностей
Список использованной литературы
Агабекян Е. Космогонические представления Обских угров. - Югра №1, 2001. – 48 с.
Галязимов Б. Смерть Ермака. Ещё одна версия. – Югра №12, 2004.- 57 с.
Головнёв А. Обские угры. – Северные просторы,1999. – 38 с.
Древний город на оби: История Сургута. / Сост. Морозов В.М., Попов Н.Н. и др., 2004.
Захаров И. Белоярская пристань. Рыбное место. Сургутские бани. – Югра №2, 1995. – 29 с.
Захаров И. Наша Сайма – ожерелье города. – Югра №1, 1995.
Захаров И. Почётные граждане Сургута. - Югра №1, 1996. – 32 с.
Иванов Л. Потерял Ермак пуговицу… - Югра №2, 2004. – 62 с.
Иванов Л. По затерянным следам Ермака. – Югра №3, 2004. – 93 с.
Исаева Т. Сургутские ханты. – Югра №9-10, 2003. – 76 с.
Карцев В. Мифы, сказки, загадки пимских ханты. - Югра №5, 2002. – 30 с.
Карцев В. Рыба Оби и Иртыша. Югра №5, 2004. – 51 с.
Кузнецов А. Сибирский санный путь. – Югра №1, 1995.
Косинцев П. Мир мамонтов. - Югра №1, 2000. – 52 с.
Крюкова Н. Музеи взяли слово. – Югра №7,1999. - 32 с.
Куриков В.М. Окно в Югру. Атлас-путуводитель.
Лапина М.А.Этика и этикет хантов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1998;
Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников,2005.
Лозямова Т. Погребальный обряд пимских ханты. - Югра №12, 2004. – 60 с.
Мальцева Э. Центры национальной культуры. - Югра №6, 1995. – 7 с.
Общественный экологический кодекс. / Международный форум «Экологическая политика и мировоззрение в Евразийском пространстве»; «Югра», №1-1996. – 31 с.
Орлова Т.К. Мы – дети природы, 2003.
Прокопьев И. Удивительный народ – ханты. - Югра №2, 1995. – 4 с.
Ренева Г.Ф. Экологическое образование и воспитание, Х-М, 2004.
Рихтер О. Зелёная аптека Югры. - Югра №№1-12, 1995.
Солодкин Я. Кем основан Сургут? – Югра №9-10, 2003. – 40 с.
Солодкин Я. Основатели Сургута. – Югра №1, 2000. – 58 с.
Тимофеев Г. Музы народов Югры, 1997.
Харамзин Т. Олень – это жизнь. - Югра №1, 1996. – 29 с.
Хозяинова В.В. Дидактический материал для занятий по декоративно-прикладному искусству. г. Х-Мансийск,2001г.
Христофорова О. Почему нельзя петь во время грозы? – Северные просторы, 1999. – 45 с.
Царенко Т.М. Сборник стихов о природе для детей. Ханты-Мансийс, 2009.
Цепелева И. Музей природы Ядрошникова. - Югра №8, 1995. – 4 с.
Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников / Сост. Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е., 2005.
Ядринцев Н. Сибирь как колония. – Югра №9, 1995. – 29 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Медникова Ирина Михайловна
→ сургутянка 08.12.2011 0 7130 778 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.