Эколого-краеведческая программа "Югра мой дом родной"


Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

(Тюменская область)

Бюджетное Учреждение Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры

«Центр помощи детям, оставшимся

без попечения родителей «На Калинке»






ПРОГРАММА



«ЮГРА – МОЙ ДОМ РОДНОЙ»


(эколого-краеведческое воспитание детей)














Автор программы:

Воспитатель

Медникова И.М.




г. Сургут





Паспорт программы



Название программы (проекта)

«Югра - мой дом родной»

Цель программы (проекта)

Формирование у воспитанников экологической культуры на примере жизни и быта коренных народов Югры, личной ответственности за сохранность природных богатств югорского края и их приумножение, воспитание любви к малой родине.

Задачи программы

-Дать знания о природных богатствах родного края, быта, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в органическом единстве.


-Развивать экологическую культуру, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт воспитанников.


-Формировать образное представление о прошлом и настоящем своего города, югорского края.




-Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей малой родине.



Автор программы (соавторы)

Медникова Ирина Михайловна - воспитатель

Место реализации программы

(указать структурное подразделение учреждения)

УСО ХМАО Югры Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей « На Калинке»

Где заслушана (каким органом утверждена с указанием даты)

20 февраля 2007 года проект был заслушан аттестационной комиссией

Период реализации программы

(если проект программы, указать с какого периода планируется

внедрение)

Проект был апробирован в период с 2004 по 2007 год. На данном этапе создается программа, внедрение которой планируется в 2009 году.

Участники программы


Воспитанники 14-17 лет

Обеспечение программы

(кадровое, информационное, финансовое и др.)

Кадровое:

- воспитатель;

- инструктор по физической культуре;

- музыкальный работник.

Информационное:

- оформление тематических стенгазет;

- обработка фото- и видео материалов;

- экскурсии.



Направления программы

- природа родного края

-жизнь и быт коренных народов Севера

-история освоения Западной Сибири

- люди югорского края

-Сургут - мой город

-Краеведческие музеи, заповедники, заказники округа и их значение


Этапы реализации программы


1 этап – организационный

2 этап – основной

3 этап - заключительный

Прогнозируемые результаты

Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю, бережному отношению к природе; через знания по истории родного края происходит формирование нравственной личности гражданина России, а также через знания о мировоззрении и культуре коренных народов происходит формирование экологической культуры у детей

Актуальность программы

Определяется отсутствием знаний у детей истории своего края, города; ухудшением экологии окружающей среды


Пояснительная записка


В наши дни идет возврат к поискам объективной истины культурно - исторического развития России, освобожденной от безжизненных схем партийной идеологии. Это не означает, что мы слепо должны преклониться перед стариной и прошлым, но во многих вопросах ностальгия не болезнь, а «врачевание» в полном смысле исторического значения. Это особенно четко проявляется в вопросах краеведения. Краеведение изучает человеческое бытие, природно-географическую среду обитания отдельных народов, их художественную культуру в аспектах философии истории и социального развития.

Краеведение это универсальная деятельность по накоплению банка социальной памяти; оно включает в себя сбор материалов по истории и этнографии края, по истории заселения и будущего развития, а так же изучение памятников культуры, искусства, религии, природной среды, формируя перспективы, исходя их опыта прошлого и настоящего. Сообщество народов Югры представляли собой союз соборных личностей, в котором созревали узы духовного, брачно-семейного, национально-культурного единства. Ханты и манси жили на своей земле, освящая ее постоянной молитвой, принося жертвы и поклоны добрым духам, отдавая им лесные урманы, озера, реки, запрещая такие места для посещения и промысла. Для жителей тайги окружавшая их природа была всегда «храмом» и величием нравственно-духовного восторга. Она связывала их с внешним миром, она рождала импульсы художественных традиций, она воспламеняла в людях любовь, она была источникам их творчества, качеством и мерой красоты вещей.

Краеведение способствует в прямом смысле познанию самого себя и своего места в человеческих взаимоотношениях, в системе отношений с окружающей природой, с экологией среды и экологией души.

Основной целью программы является воспитание у детей гражданственности, патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, формирование у детей экологической культуры, что является одной из главных задач в воспитании детей.


Актуальность программы определяется отсутствием знаний у детей истории своего края (города), ухудшением экологии окружающей среды.


Цель программы:


Формирование у воспитанников экологической культуры на примере жизни и быта коренных народов Югры, личной ответственности за сохранность природных богатств югорского края и их приумножение, воспитание любви к малой родине.


Задачи программы:


- Дать знания о природных богатствах родного края, быта, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в органическом единстве.

- Развивать экологическую культуру, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт воспитанников.

- Формировать образное представление о прошлом и настоящем своего города, югорского края.

- Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей малой родине.

- Воспитание толерантности и уважения.

- Формировать межэтническую культуру.


Направление деятельности:


- Ознакомление с природой родного края;

- Ознакомление с жизнью и бытом коренных народов Севера ханты и манси;

- Изучение истории освоения Западной Сибири;

- Знакомство с людьми югорского края;

- Изучение истории Сургута;

- Краеведческая работа (музеи, заповедники, заказники округа и их значение).




Формы проведения занятий:


  1. Познавательные беседы;

  2. Открытые мероприятия (занятия, тематические праздники);

  3. Интеллектуальные, физические игры, викторины, тесты;

  4. Экскурсии;

  5. Встречи и беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, людьми разных профессий.



Механизм реализации программы:


а) организация экскурсий в ИКЦ «Старый Сургут», краеведческие музеи;

б) посещение национальных праздников («Вороний день», «День рыболова и

охотника»);

в) оформление материалов занятий;

г) обработка фото- и видео материалов;

д) формирование знаний и умение применить их в различных видах практической

деятельности.




Ожидаемые результаты

Программа предусматривает проведение итоговых занятий (после изучения каждого раздела), которые представляют собой: викторины, тесты, просмотр видеозаписей, открытые мероприятия.

Прогноз:

Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю, бережному отношению к природе; через знания по истории родного края происходит формирование нравственной, экологической личности гражданина России, а также через мировоззрение и культуру коренных народов происходит формирование экологической культуры у детей.















Содержание первого года обучения программы «Югра – мой дом родной»


Введение


Что изучает краеведение, значение для человека изучения своего края. Наш край – Ханты-мансийский автономный округ- Югра - часть Российской Федерации. Почему так называется наш округ, его древнее название.


  1. Природа родного края


Красота окружающей природы югорского края. Разнообразие растений и места их произрастания. Значение растений в жизни человека. Зеленая аптека Югры.

Разнообразный мир животных Югры: звери, птицы, насекомые. Взаимосвязь растительного и животного мира.

Значение природы для человека. Влияние человека на природу. Красная книга Югры.

Итоговое занятие: растительный и животный мир края (тест).


  1. Жизнь и быт коренных народов Югры – ханты и манси.


Происхождение ханты. Удивительный народ - ханты. Мировоззрение коренных народов. Экологический календарь ханты. Обские угры. Их основные занятия – охотничий промысел, рыболовство, оленеводство.

Охотничьи принадлежности: лук, стрелы, капканы, черкан и др.

Рыбный промысел. Способы применения рыбного промысла: запорное рыболовство, подводный лов.

Оленеводство, его значение в жизни северян. Олень – это жизнь для коренных народов Югры.

Итоговое занятие: экскурсия в ИКЦ «Старый Сургут» Дом народов Севера.



  1. История освоения Западной Сибири

Есть ли у Сибири история?

Покорители Сибири.

Югра – древняя земля.

Сибирь как колония.

Итоговое занятие: просмотр фильма «Ермак».


  1. Люди югорского края


Происхождение отдельных имен и фамилий народов Севера. Что могут рассказать имена и фамилии о прошлом края?

Замечательные люди Югры: поэты, писатели, сказители – Ю. Шесталов, Ю. Вэлла (Айваседа), Е. Айпин и др.

Итоговое занятие: поэтическая композиция « Я люблю этот край…»




  1. Сургут – мой город


Основатели Сургута.

Происхождение названия города. История в названии улиц и площадей города. Историческая география города.

Герб города, его описание, форма; цвета используемые на щитах. Что означают фигуры на гербе?

Итоговое занятие: Экскурсия в ИКЦ «Старый Сургут».




  1. Краеведческие музеи, музеи природы, заповедники, заказники округа, их значение.


Музеи взяли слово.

Краеведческий музей г. Сургута. ИКЦ « Старый Сургут».

Купеческая усадьба. Дом купца Клепикова А.Г.

Музей природы в д. Русскинская. Лянторский хантыйский этнографический музей.

Итоговое занятие: экскурсия в купеческую усадьбу Клепикова А.Г.



Заключение: Игра «Край чудес».


К концу первого года обучения воспитанники должны знать и уметь:


- понятие «краеведение»;

- историю названия своего округа, города;

- народы, населяющие Югру;

- растительный и животный мир;

- представителей животного и растительного мира Югры, занесенных в красную книгу;

- рассказывать о природе своего края;

- соблюдать правила поведения в природе;

- традиционные занятия коренных народов Югры;

- историю основания города, символику;

- объяснять происхождение названия одной из улиц своего города.









Содержание второго года обучения программы «Югра – мой дом родной»



Введение


Столица округа – Ханты-Мансийск. Символика округа (флаг, герб). Гимн.



  1. Природа родного края

Сезонные изменения в природе: особенности осени, зимы, весны, лета в югорском календаре.

Многообразие природы. Растения родного края: водоросли, мхи, папоротники, лишайники.

Ягоды нашего края. Секреты долголетия брусники. Морошка – ранняя летняя ягода. Целебные свойства ягоды черники. Царица болот – клюква.

Грибы – часть живой природы.

Разнообразие птиц Югры. Священные птицы: гусь, гагара, орел и др.

Лес – «легкие» Югры. Бережное использование лесных богатств края.

Итоговое занятие: «Мы – дети природы» (тест).




  1. Жизнь и быт коренных народов Югры – ханты и манси.


Быт народов Севера.

Традиционное поселение, жилище. Древнее жилище обских угров – землянки и их укрепление.

Чум – жилище кочевых народов Югры. Особенности покрытия летнего и зимнего чума.

Домашняя утварь из бересты.

Береста – основной материал для изготовления посуды, ее заготовка. Домашняя утварь из дерева.

Традиционная пища народов Севера.

Традиционные игры и игрушки обских угров.

Полярный гардероб.

Женская одежда и обувь.

Традиционная мужская одежда и обувь.

Итоговое занятие: экскурсия в музей «Человек и природа» д. Русскинская.



  1. История освоения Западной Сибири


Русские субэтнические группы в Сибири и на Аляске (XVIII – начало XX вв.): условия формирования и развития.

Походы Ермака и освоение Сибири русскими поселенцами.

По следам Ермака…

Итоговое занятие: тематическая беседа «По страницам истории…»

  1. Люди югорского края


Художники хантыйского народа: Г.Райшев, Тебетев М. и др.

Югра в творчестве художника В.Игошева.

Итоговое занятие: посещение выставочного зала с экспозициями художников.


  1. Сургут – мой город


Сургут и Сургутский уезд.

Сургутское казачество.

Белоярская пристань.

Рыбное место.

Сургутские бани.

Сайма – ожерелье города.

Итоговое занятие: викторина «История моего города».



  1. Краеведческие музеи, музеи природы, заповедники, заказники округа, их значение.


Заповедники округа, их значение.

Юганский заповедник.

Заповедник «Малая Сосьва».

Итоговое занятие: «Заповедники Югры» - выпуск тематической стенгазеты.



Заключение: «Путешествие в Югру» открытое занятие.



К концу второго года обучения воспитанники должны знать и уметь:


- характерные признаки осени, зимы, весны, лета в своем крае;

- климатические особенности края;

- группы растений: водоросли, мхи, папоротники нашего края, некоторые их отличительные признаки;

- названия ягод Югры, их значение;

- разнообразие птиц Югры;

- быт коренных народов Севера;

- рассказывать о традиционных поселениях народов Севера, одежде, играх и игрушках, предметах домашнего обихода;

- замечательных людей югорского края;

- историю освоения Сибири.



Содержание третьего года обучения программы «Югра – мой дом родной»


Введение


Роль краеведения в познании истории России и в воспитании любви к Отечеству. Мы – дети Югры.


  1. Природа родного края


Водоемы нашего края: реки, озера, ручьи.

Роль реки в жизни коренных народов Югры.

Значение водоемов нашего края, их охрана.

Рыбье царство Югры.

Загадки и тайны югорских болот.

Многообразие полезных ископаемых родного края.

Нефть, газ, каменный уголь, торф – «земное тепло» Югры.

Использование песка и глины.

Итоговое занятие: викторина «Кладовая Югры».


  1. Жизнь и быт коренных народов Югры – ханты и манси


Обряды коренных народов Севера.

Свадебный обряд пимских ханты.

Погребальный обряд пимских ханты.

Медвежьи игрища.

Фольклор народов Югры.

Мифы и легенды.

Малые жанры. Загадки, сказки обских угров.

Итоговое занятие: «Северные посиделки» инсценированное представление.



  1. История освоения Западной Сибири


Формирование национального округа.

Гражданская война в нашем крае.

Округ в годы Великой Отечественной войны.

Первые упоминания о сибирской нефти.

Железная дорога к сибирской нефти.

Югра сегодня.

Современные архитектурные памятники югорского края.

Итоговое занятие: викторина «По страницам югорской летописи…»


  1. Люди югорского края


Имена нефтяников-первооткрывателей.

Современные землепроходцы – геологи и нефтяники.

Почетные граждане округа.

Итоговое занятие: встреча с почетными гражданами округа, вечер вопросов и ответов.

  1. Сургут – мой город


Сургут – город нефти и газа.

Сургутские ГРЭС-1, ГРЭС-2.

Градообразующие предприятия города: Сургутнефтегаз и Газпром.

Почетные жители Сургута.

Сургут – современный город.

Достопримечательности города. Архитектурные памятники и сооружения.

Центральная библиотека им. Пушкина А.С.

Автомобильный мост – гордость Сургута.

Итоговое занятие: обзорная экскурсия по городу.



  1. Краеведческие музеи, музеи природы, заповедники, заказники округа, их значение.

Заказники областного, окружного и районного значения.

Сургутский (Левобережье Оби в Октябрьском районе).

Аганский (Нижневартовский район).

Елизаровский (Пойма Оби севернее Ханты-Мансийска).

Итоговое занятие: тематическая беседа «Особо охраняемые территории округа».



Заключение: открытое мероприятие «Моя земля – Югория».



К концу третьего года обучения воспитанники должны знать и уметь:


- название рыб водоемов;

- называть водоемы нашего края;

- называть основные полезные ископаемые;

- обычаи и традиции коренных народов Севера;

- рассказывать об исторических событиях края, города;

- почетных граждан города;

- рассказывать о замечательных людях югорского края: поэтах, писателях, нефтяниках-первооткрывателях;

- достопримечательности города;

- градообразующие предприятия города;

- значение заказников округа;

- выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость.







Правовая основа:


Общественный экологический кодекс


Природа - общий Дом

человечества.

От его состояния зависят

здоровье,

трудоспособность,

долголетие

и благосостояние

нынешних и будущих

поколений.

Рост населения и материаль­ного производства усиливает воз­действие на Природу, изменяя ее фундаментальные свойства: тем­пературу и химический состав воздуха, почв и вод, уровень ра­диационного фона, плотность озонового слоя и др. В результа­те изменяется климат, исчезают многие виды растений и живот­ных, ухудшается структура гено­фонда.

Главная причина развивающей­ся катастрофы коренится в ис­торически сложившихся в обще­стве ценностных установках, сти­мулирующих все возрастающее потребление природных ресурсов в ущерб физическому м духовно­му развитию человека.

Нарастающие проблемы не мо­гут быть решены одними хозяй­ственными и технологическими методами, необходима смена ценностных ориентиров, корен­ное изменение представлений о роли и месте человека в приро­де. Только взаимная эволюция Природы, общества и человека может гарантировать выживание человечеству, придать новый смысл развитию цивилизации.

Сохранение человечества на Земле предполагает сознательное принятие новых мировоззренчес­ких основ и правовых норм.


  1. Основы экологического сознания


1.1. Самая большая ценность в окружающем мире это - жизнь, во всех ее формах проявлени­я. Она дается всему живому для постоянного развития и совер­шенствования во Времени и Про­странстве. Всякая жизнь самоценна,уникальна и неповтори­ма. Благоговение перед жизнью, осознание человеком своей от­ветственности за все живое - ос­нова нравственного экологического поведения и воспитания.

1.2. Для Планетарной Цивилизации жизненно важное значение имеет Природа Земли – источник всего сущего и основа общечеловеческих ценностей. Условия существования человека и живой природы Планеты определяются естественными законами единой глобальной экосистемы Земного шара - Биосферы и имеют для человечества и его деятельности первичное значение и абсолют­ный характер.

  1. Природа Земли вошла в кризисное состояние в результате деятельности человека. Сохра­нение и восстановление природы - императивная, священная и практическая задача нынешнего и последующих поколений лю­дей.

  2. Форма собственности, ха­рактер деятельности и образ жизни человека должны опреде­ляться интересами защиты При­роды. Производственные отно­шения вторичны по отношению к типу жизнедеятельности.

  3. Сохранение земной жизни обеспечивается единством много­образия ее элементов. Природа являет собой единство многооб­разия всех живых существ, где всесущее - гармония. Сохранение и приумножение многообразия животных и растений является условием сохранения жизни.

  4. Спасение человечества - в культуре, целевые и моральные установки которой направлены на сохранение всего живого и защиту интересов Природы в целом. Экологическая культура - это умение сохранять Природу и служение прекрасному. Природа - вселен­ский источник неизбывной кра­соты, она источник добродетели и познания.

  5. Природные ресурсы Земли ограничены. Экономное потреб­ление материальных благ и бережное отношение к природным ресурсам - дело совести каждого человека.





  1. Нормы экологического права.


2.1. Разрушение природной сре­ды - аморальное деяние и эколо­гическое преступление, нару­шающее права человека.

  1. Независимо от форм соб­ственности, сложившихся в об­ществе, каждый человек имеет равные права с другими людьми на здоровую среду обитания и природно-экологические ресур­сы, необходимые для жизни и достойного существования.

  2. Каждый человек несет мо­ральную ответственность за со­стояние природной среды и со­хранение жизни на Земле и име­ет право на экологический кон­троль.

  3. Будущие поколения людей имеют равные права с ныне живущими на здоровую природную среду. Каждый человек несет от­ветственность за ущерб, причи­ненный Природе, перед потом­ками.

  4. Каждый человек имеет пра­во на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причи­ненного его здоровью или иму­ществу экологическим правона­рушением.

2.6. Решения, влияющие на изменение качества природной среды на какой-либо территории, не могут быть приняты без учас­тия независимых экспертов и населения, проживающего на этой территории.

2.7. Для защиты своего права на здоровую среду обитания каж­дый человек может обращаться в суд, государственные органы и межправительственные организа­ции.



(Принят Международным

форумом "Экологическая

политика и миротворчество

в Евразийском пространстве"

19 мая 1995 года),

"ЗЕЛЕНЫЙ МИР", № 28, 1995 год.

















Термины и понятия:



  1. Вит-вит – ведро для воды

  2. Вогулы – манси

  3. Гусь - мужская одежда глухого покроя мехом наружу

  4. Йис – по-хантыйски – век, древность.

  5. Искер - древний город столица Сибирского татарского ханства Позднее недалеко от него возник город Тобольск.

  6. Камус –

  7. Кер – (курт)- город, городище, крепость, селение.

  8. Косуш – посуда для хранения и переноски продуктов

  9. Малица – мужская одежда глухого покроя мехом вовнутрь

  10. Неблюй – шкура четырехмесячного олененка

  11. Остяки – ханты

  12. Пайп – кузов для сбора ягод

  13. Сахи-верхняя зимняя одежда у мансийских женщин.

  14. Совт – набирушка для сбора ягод

  15. Сун – лето

  16. Сус – осень

  17. Тавы – весна

  18. Таль – зима

  19. Туес- посуда для хранения сыпучих продуктов

  20. Тучан – меховая сумка для швейных принадлежностей





























Список использованной литературы

  1. Агабекян Е. Космогонические представления Обских угров. - Югра №1, 2001. – 48 с.

  2. Галязимов Б. Смерть Ермака. Ещё одна версия. – Югра №12, 2004.- 57 с.

  3. Головнёв А. Обские угры. – Северные просторы,1999. – 38 с.

  4. Древний город на оби: История Сургута. / Сост. Морозов В.М., Попов Н.Н. и др., 2004.

  5. Захаров И. Белоярская пристань. Рыбное место. Сургутские бани. – Югра №2, 1995. – 29 с.

  6. Захаров И. Наша Сайма – ожерелье города. – Югра №1, 1995.

  7. Захаров И. Почётные граждане Сургута. - Югра №1, 1996. – 32 с.

  8. Иванов Л. Потерял Ермак пуговицу… - Югра №2, 2004. – 62 с.

  9. Иванов Л. По затерянным следам Ермака. – Югра №3, 2004. – 93 с.

  10. Исаева Т. Сургутские ханты. – Югра №9-10, 2003. – 76 с.

  11. Карцев В. Мифы, сказки, загадки пимских ханты. - Югра №5, 2002. – 30 с.

  12. Карцев В. Рыба Оби и Иртыша. Югра №5, 2004. – 51 с.

  13. Кузнецов А. Сибирский санный путь. – Югра №1, 1995.

  14. Косинцев П. Мир мамонтов. - Югра №1, 2000. – 52 с.

  15. Крюкова Н. Музеи взяли слово. – Югра №7,1999. - 32 с.

  16. Куриков В.М. Окно в Югру. Атлас-путуводитель.

  17. Лапина М.А.Этика и этикет хантов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1998;

  18. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников,2005.

  19. Лозямова Т. Погребальный обряд пимских ханты. - Югра №12, 2004. – 60 с.

  20. Мальцева Э. Центры национальной культуры. - Югра №6, 1995. – 7 с.

  21. Общественный экологический кодекс. / Международный форум «Экологическая политика и мировоззрение в Евразийском пространстве»; «Югра», №1-1996. – 31 с.

  22. Орлова Т.К. Мы – дети природы, 2003.

  23. Прокопьев И. Удивительный народ – ханты. - Югра №2, 1995. – 4 с.

  24. Ренева Г.Ф. Экологическое образование и воспитание, Х-М, 2004.

  25. Рихтер О. Зелёная аптека Югры. - Югра №№1-12, 1995.

  26. Солодкин Я. Кем основан Сургут? – Югра №9-10, 2003. – 40 с.

  27. Солодкин Я. Основатели Сургута. – Югра №1, 2000. – 58 с.

  28. Тимофеев Г. Музы народов Югры, 1997.

  29. Харамзин Т. Олень – это жизнь. - Югра №1, 1996. – 29 с.

  30. Хозяинова В.В. Дидактический материал для занятий по декоративно-прикладному искусству. г. Х-Мансийск,2001г.

  31. Христофорова О. Почему нельзя петь во время грозы? – Северные просторы, 1999. – 45 с.

  32. Царенко Т.М. Сборник стихов о природе для детей. Ханты-Мансийс, 2009.

  33. Цепелева И. Музей природы Ядрошникова. - Югра №8, 1995. – 4 с.

  34. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников / Сост. Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е., 2005.

  35. Ядринцев Н. Сибирь как колония. – Югра №9, 1995. – 29 с.










Полный текст материала Эколого-краеведческая программа "Югра мой дом родной" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Медникова Ирина Михайловна  сургутянка
08.12.2011 0 6945 778

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК