Обзор
Познавательное
занятие в группе продленного дня 4
классов.
Цели
Формирование
осознанного отношения к своему
здоровью.
Знакомство
со способами его сохранения.
Учить
детей отличать поведение, способствующее
укреплению здоровья от поведения
вредного для здоровья.
Развитие
навыков личной гигиены и стремление
заниматься физической культурой.
Оборудование
Плакат
Я
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГУ – САМ СЕБЕ Я ПОМОГУ
Предметы
личной гигиены.
Раздаточный
материал.
Схема
по теме.
Иллюстрации
с продуктами.
Оборудование
для воспроизведения музыки.
Проектор
для показа отрывка из фильма.
Бумага
для рисования.
Карандаши
и фломастеры.
Ход занятия
Звучит
песня «Маленькая страна». Дети
разделились на 2 группы (по желанию).
Каждая
группа занимает место за столами
справа и слева от воспитателя.
Актуализация темы.
Дорогие
ребята! Сегодня на нашем занятии
разговор пойдет об очень важной
для всего человечества теме.
Подумайте
и ответьте на вопрос:
Что
самое ценное у человека в жизни?
(Здоровье)
Открываю
на доске
НАШЕ
ЗДОРОВЬЕ
?
?
?
?
- Здоровье и есть сама жизнь с ее
радостями, тревогами, творческим
взлетом. Все хотят быть здоровыми,
но в подавляющем большинстве люди
поступают как раз наоборот:
вольно или невольно растрачивают
свое здоровье, считая, что оно
неисчерпаемо.
Основная часть.
Постановка
задачи.
Наша задача
– выделить правила, которые позволят
вам сохранить здоровье с детства
на долгие годы. Но для этого вам
придется хорошо потрудиться:
выполнить несколько заданий, быть
внимательными и отвечать на вопросы.
И помогут нам в этом наши
девочки-консультанты и «ОТДЕЛ
ПОЛЕЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ», который
возглавит Алина.
Стук в дверь. Заходит
мальчик. Лицо грязное, волосы растрепаны,
рубашка не заправлена в брюки, шнурки
тянутся по полу-вид очень неопрятный.
Девочка-консультант:
Посмотрите
на Алешу!!!
Мне,
признаться, неприятно. Что он делал?
Где он был?
Как
на лбу возникли пятна фиолетовых
чернил?
Почему на
брюках грязь и расстегнут воротник?
Не
завязаны шнурки?! Кто он – это ученик?
Воспитатель:
Да,
Алеша, что случилось?
Алеша:
Если
б мыло приходило по утрам ко мне в
кровать
И
само меня бы мыло – хорошо бы это
было!
Если
б книжки и тетрадки научились быть
в порядке,
Знали
б все свои места – Вот была бы
красота!
Вот
бы жизнь тогда настала! Знай гуляй
и отдыхай!
Тут
и мама перестала б говорить, что
я лентяй.
Воспитатель:
Грязнулями
бывают, как правило, ленивые люди.
Но мы не можем оставить Алешу на
нашем занятии в таком виде. Что
же нам предпринять? (Дети предлагают
различные решения, но Алеша решает
сам привести себя в порядок)
У
тебя есть друзья в группе? (Называет).
Тогда попросим твоего друга выполнить
следующее задание:
c завязанными
платком глазами среди предметов,
лежащих на столе он выбирает только
те, которые помогут Алеше привести
себя в порядок (книга, игрушки, ложка,
мыло,
фломастеры, щетка
для одежды,
конфеты, расческа,
полотенце).
Выполняет.
Как
называются эти предметы? (Предметы
личной гигиены). Алеша уходит и
возвращается аккуратным мальчиком
(реакция детей-аплодисменты).
Что
такое «личная гигиена»?
«ОТДЕЛ
ПОЛЕЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ»
Личная
гигиена – это уход за своим телом,
содержание его в чистоте, одно из
условий сохранения здоровья.
Нам
в жизни приходится соблюдать много
правил. Сейчас ваша задача-выбрать
только те, которые касаются соблюдения
личной гигиены и наклеить их на лист.
Выполняют задание
(на столе перепутаны правила дорожного
движения, правила культуры поведения
за столом и правила личной гигиены).
Материал:
Пешеходы
должны двигаться по тротуарам или
пешеходным дорожкам, а при их
отсутствии-по обочинам.
Если
вы захотели то блюдо, которое
находится на другом конце стола, не
стоит тянуться за ним через весь
стол. Вы можете доставить соседу
массу неприятностей. Попросите
человека, сидящего поблизости передать
вам это блюдо.
Каждое
утро необходимо умываться:
мыть
руки, лицо, шею, уши. Умываться нужно
после прогулок и вечером. Чистить
зубы утром и вечером.
Столовая
посуда должна быть безупречно чиста.
Блюда и тарелки берут снизу, поддерживая
большим пальцем за край. При этом
пальцы не касаются пищи. Ложки, вилки,
ножи следует держать за ручку. Стаканы,
бокалы берут снизу.
Ожидать
транспортное средство разрешается
только на приподнятых над проезжей
частью посадочных площадках. Разрешается
выходить на проезжую часть для посадки
в транспортное средство лишь после
его остановки. После высадки необходимо,
не задерживаясь, освободить проезжую
часть.
Перед
сном обязательно мойте ноги, потому
что на ногах особенно сильно потеет
кожа, накапливается грязь.
При
движении по краю проезжей части
пешеходы должны идти навстречу
движению транспортных средств.
Когда
хозяйка сама обслуживает гостей,
она должна все нужное иметь под
рукой, на сервировочном столике,
чтобы предотвратить чрезмерную
суету. Все блюда, кроме супа, следует
предлагать дважды.
Все
тело необходимо мыть не реже одного
раза в неделю. Для того, чтобы снять
с кожи жир и грязь, мыться нужно
обязательно теплой водой, натирая
тело мочалкой с мылом.
Пешеходы
должны пересекать проезжую часть
по пешеходным переходам, в том числе
по подземным и надземным.
Жевать
следует с закрытым ртом. Во время
приема пищи не издают никаких звуков,
а едят спокойно, умеренно, не обгоняя
и не отставая от остальных.
Очень
тщательно нужно промывать волосы,
так как на них и между ними накапливается
много кожного жира, грязи и пыли. Легче
ухаживать за короткими волосами:
они лучше промываются. Поэтому
желательно, чтобы мальчики стригли
волосы коротко, особенно в летнее
время. Девочкам, у которых длинные
волосы, нужно мыть голову не реже
одного раза в неделю, после мытья
тщательно их расчесывать только своей
и обязательно чистой расческой.
Еду
никогда не накладывают горкой.
Кушанье берут из блюда начиная с
края. Не стоит отказываться от
кушанья, говоря при этом:
«я
этого не ем», «мне этого нельзя».
Достаточно сказать «спасибо».
Тщательного
ухода требуют также ногти. Их аккуратно
подстригают (на пальцах рук-один раз
в неделю, на пальцах ног-один раз в
две недели), потому что под длинными
ногтями скапливается грязь, удалить
которую трудно. Грязные ногти-признак
неаккуратного, неряшливого человека,
который не соблюдает правил личной
гигиены.
При
движении по обочинам или краю проезжей
части в темное время суток или в
условиях недостаточной видимости
пешеходам рекомендуется иметь при
себе предметы со свет возвращающимися
элементами.
Особенно
важно следить за чистотой своих
рук. Руками вы берете различные
предметы-карандаши, ручки, тетради,
мячи, гладите животных (кошку, собаку),
беретесь за дверные ручки, предметы
в туалетных комнатах. На всех этих
предметах есть грязь, часто невидимая
глазом, и на остается на коже ваших
рук. Если брать немытыми руками хлеб,
яблоко и другие продукты, то эта грязь
попадет сначала на них, а затем через
рот в ваш организм. Это грозит заражением
такими тяжелыми заболеваниями как
дизентерия, желтуха и другими болезнями.
Разговаривая
с соседом, поворачивают только голову,
а не крутят туловищем. Ноги держат
возле стула, а не вытягивают их к
другому концу стола. На столе находятся
только кисти рук, локти при этом
прижимают к туловищу. Сидя за столом,
не перебирают пищу на тарелке, а кладут
в рот все подряд. Некультурно по
отношению к хозяевам дома критиковать
то, что стоит на столе и тех, кто сидит
за столом.
К
сожалению, некоторые ребята имеют
дурную привычку во время урока,
приготовления домашних заданий
постоянно тереть лицо, глаза, подпирать
щеки рукой. А руки-то грязные!
Дети читают
правила и вывод:
«Первое
условие для сохранения здоровья –
это личная
гигиена»
Помещаю на доску
вместо знака вопроса:
Личная
гигиена
Зарядка для глаз.
Если
глаза устали, то им надо дать возможность
отдохнуть.
Упражнение
«Буратино». Воспитатель предлагает
закрыть глаза, сосредоточить свое
внимание на кончике носа и представить
себе, что нос стал медленно расти.
Затем, сказав волшебные слова, предлагает
уменьшить носик. После упражнения
часто-часто поморгать, перевести
взгляд с ближнего предмета на дальний.
Девочка-консультант
читает загадку:
На руке и на
стене,
И на башне в
вышине
Ходят, ходят
ровным ходом
От восхода
до восхода.
(Часы)
Зачем
человек придумал часы?
Знакомо
ли вам понятие «Режим дня»?
Соблюдение
какого момента в режиме дня особенно
полезно для сохранения здоровья?
Подумайте
и ответьте:
сколько
часов длится ваш ночной сон?
«ОТДЕЛ
ПОЛЕЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ»
Некоторые
ребята считают сон пустой тратой
времени. Ученые провели такое
исследование. Здоровым молодым людям
в течение 6 суток позволяли спать
только по 4 часа. К концу этого срока
клетки их организма работали как у
60-летних людей. У них ослабла память.
Они стали рассеянными, раздражительными.
Если человек постоянно недосыпает,
то он чаще болеет, страдает ожирением,
раньше стареет.
«Соблюдение
режима дня сохраняет наше здоровье»
(открываю на
доске)
3. Воспитатель:
Вечером
вы легли спать вовремя, проснулись
утром, а за окном темно, воет ветер,
но вы не нахмурились, а улыбнулись,
потому что нажали на пульт, включили
красивую спокойную музыку и
окончательно разбудили свой организм
несложной зарядкой.
Звучит песня
«Улыбка», девочки-консультанты выходят
к доске, показывают упражнения, а дети
повторяют.
Кто
из вас занимается регулярно физкультурой
или посещает спортивные секции?
Посмотрите
на Диму. У него крепкие мышцы, хорошая
осанка и самое главное – он редко
болеет.
«ОТДЕЛ
ПОЛЕЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ»
Детям
нужно двигаться! Согласно недавним
исследованиям, все большему числу
детей недостает регулярной физической
нагрузки. Прежде всего это касается
девочек. Похоже, чем старше дети, тем
меньше они двигаются. Посмотрите,
какую пользу приносит регулярная
физическая активность:
Укрепление
костей, мышц, суставов.
Профилактика
избыточного веса и ожирения.
Предотвращение
болезней сердца.
Развитие
здоровых привычек, предупреждающих
сидячий образ жизни в зрелые годы.
Вывод? Дети
говорят о необходимости заниматься
физкультурой и спортом. (На доске
открываю следующее условие)
Физкуль-тура
и спорт
Посмотрите на экран и
подумайте, о каком еще условии пойдет
речь?
(Отрывок
из фильма «Три толстяка» - на пиру)
Что вы можете сказать
об этих людях?
- Зачем мы едим?
«ОТДЕЛ
ПОЛЕЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ»
Ожирение среди
взрослых и детей распространяется в
угрожающих масштабах во всем мире, и
теперь эта проблема затрагивает даже
самые бедные страны. По словам
специалистов в области питания это
связано с большим употреблением
жирной пищи, масла (особенно
пережаренного), газированной воды
(из-за высокого содержания сахара).
Задание:.
Постройте
из продуктов, изображение которых вы
видите на доске, пирами- ду, начиная
с самых полезных (хлеб, крупы, фрукты,
овощи, мясо, рыба, колбаса, сыр, масло,
торты, конфеты)
Дети
объясняют свой выбор, воспитатель
подводит итог:
Мы
не можем прожить без еды. Перевариваясь,
пища дает нам энергию, чтобы двигаться
и заниматься активной мыслительной
деятельностью, дает вещества, необходимые
для роста и укрепления здоровья.
Необходимо соблюдать умеренность,
разнообразие, режим.
Открываем на доске следующее
условие сохранения здоровья:
Питание
Упражнение «Исправим
осанку».
Подняли
плечи, отвели их назад и опустили. И
так несколько раз.
Осталось
одно очень важное условие, от
которого зависит порой жизнь человека.
На протяжении занятия мы помогали
вам, а теперь подумайте сами о чем
идет речь? (Вредные привычки)
Нарисуйте их на
запрещающем знаке.
Дети выполняют
задание и один из рисунков помещаю на
доску, например:
ИТОГ:
Вредные
привычки
Личная
гигиена
Что мы должны сделать для
того, чтобы долго оставаться здоровыми?
Физкуль-тура
и спорт
(Отвечают, опираясь на
схему)
Вредные
привычки
НАШЕ
ЗДОРОВЬЕ
Режим
дня
Питание
Девочки-консультанты читают
стихотворение:
Мы
желаем вам, ребята,
Быть
здоровыми всегда!
Но
добиться результата
Невозможно
без труда!
Постарайтесь
не лениться.
Каждый
раз перед едой
Прежде
чем за стол садиться
Руки
вымойте водой!
Мы
открыли вам секреты
Как
здоровье сохранить.
Выполняйте
все советы
И
легко вам будет жить!
На
память о занятии дети получают закладки
со схемой, выполненные учащимися 5-6
классов.
Материалы
Организация
и содержание работы в группе продленного
дня. И.Н. Попова, С.А. Исаева, Е.И.
Ромашкова Практическое пособие. М.
АЙРИС ПРЕСС 2004 с.82, 86, 89, 93, 94.
Другие ресурсы
http://www.zdorovieinfo.ru
иллюстрация пищевой пирамиды
|