Статья "Народный праздник в детском коллективе как эмоциональный фактор воспитания гражданственности"
ГБ ОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской»
Народный праздник в детском коллективе,
как эмоциональный фактор воспитания гражданственности.
Методические рекомендации по проведению народных праздников
в детском коллективе.
Автор-составитель:
Ачкасова Ирина Владимировна,
педагог дополнительного образования, ДДЮТ «На Ленской»
Санкт-Петербург 2012
Народный праздник в детском коллективе,
как эмоциональный фактор воспитания гражданственности.
Методические рекомендации по проведению народных праздников
в детском коллективе.
Благодарю педагога фольклора
Татьяну Ивановну Горшеневу,
с которой мы проработали около 5 лет
и которая многому меня научила.
Я преподаю бисероплетение в ДДЮТ «На Ленской» и работаю в нашем Дворце творчества уже более 20 лет. Я глубоко убеждена, что дополнительное образование не менее важно для детей, чем общее. У детей в школе занята первая половина дня, а время в детстве, как мы помним, тянется медленнее, чем у взрослых. Перед ребенком (и перед его родителями) стоит задача: чем занять свободное время с интересом и пользой для него. И у нас, у педагогов дополнительного образования, есть много возможностей для раскрытия и реализации способностей детей.
«Свыше 85% детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет занимаются в творческих коллективах образовательных учреждений… Количество ребят младшего школьного и подросткового возраста, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей (далее - УДОД), составляет 57% от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Наиболее востребованными у воспитанников являются программы художественно-эстетической направленности (50%.)...» (Программа воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы).
Я не открою Америки, если скажу, что деятельность педагога УДОд отличается от деятельности учителя в школе. Это связано, в первую очередь, как с различным интересом направленности учащихся и их родителей, так и с психологическим фактором. Как я уже отмечала раньше, у детей в школе занята первая половина дня. Причем, занята напряженной умственной работой. Дети приходят в УДОД во второй половине дня или в выходной день (субботу). Для того, чтобы снять школьную тревожность, отвлечь внимание ребенка от строгой регламентации школьной жизни, педагогу необходимо задействовать целый ряд факторов, способствующих отвлечению, психологической разрядке и вызывающих стойкий интерес к предлагаемому предмету изучения.
В своей работе я, как и многие наши педагоги, пользуюсь некоторыми методиками, позволяющими сохранить интерес детей, как к предмету, так и к самому нахождению в стенах родного учреждения. Дети должны хотеть придти на занятие, невзирая на усталость, на любую погоду. Различные дидактические формы организации занятий позволяют разнообразить способы педагогического общения с учащимися. Занятие-урок, занятие-мастерская, экскурсия, презентация, праздник, выставка (в том числе персональная выставка учащегося).
Очень важна и доброжелательная обстановка в коллективе. Элементы игры, некоторые слова – прибаутки позволяют мне при объяснении трудных моментов обучения новым приемам, создают легкую, приятную атмосферу. Эмоциональный фон, эмоциональный комфорт образовательного процесса - это есть готовность ребенка и педагога к конструктивному общению и формальному, и неформальному. А доверие ребенка, его открытость взрослому дорогого стоит.
Обстановка в кабинете тоже располагает к приятной работе: цвет стен – топленого молока я выбирала специально, чтобы в кабинете казалось тепло и светло в любую погоду. Расстановка столов таким образом, что дети сидят в круге (вообще-то в квадрате), позволяет мне, передвигаясь внутри этого круга, контролировать их работу. Уголок русской избы позволяет мне устраивать чаепития, проводить праздники по народным традициям. Вот на этом аспекте – проведении народных праздников в многонациональном коллективе, мне и хочется остановиться.
«Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение — «из уст в уста», «от сердца к сердцу». В силу известных нам исторических причин, эта естественная связь была прервана. Однако начиная приблизительно с середины XIX в. и на протяжении всего XX в. велась работа по собиранию фольклорных и этнографических материалов о русских национальных традициях. Благодаря этому мы можем через школу, детский сад передать детям богатейший культурный опыт родного народа, в том числе, собранный нами и нашими предшественниками материал.
Народная культура состоит из множества взаимосвязанных частей: поэтического слова, напева, игры, танца, рукоделия, ремесел, и др. Традиционные праздники сконцентрировали в себе все эти элементы.
Дети особенно остро воспринимают такую особенность народных праздников, как их связь с жизнью природы. Тысячелетние православные праздничные традиции русского народа органично соединяют в себе два начала: духовное (события церковной истории) и древнеземледельческое (этапы выращивания хлеба насущного), образуя «годовой круг праздничных дней»
Согласно народным представлениям, Пасха не случайно приходится на весну, когда вместе с Божьим воскресением воскресает и весь Божий мир, а Богородичные праздники — Успение, Рождество Пресвятой Богородицы и Покров — на осень, когда собран урожай и в природе так ярко проявляется ее материнская, благая, милостивая к людям сущность.
Народный праздник — веками отработанный способ единения людей в коллективном сопереживании события. Здесь нет деления на исполнителей и зрителей-потребителей. Используя народный опыт, мы можем помочь детям творчески проявить себя уже в процессе подготовки к празднику, не говоря о самом праздничном действе, приобщиться к радости коллективного сотворчества. В свою очередь, дети могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир.
Приобщение детей к народным традициям помогает педагогам воспитывать здоровую, гармоничную личность, способную преодолеть жизненные препятствия и сохранить бодрыми тело и дух до глубокой старости. Незаменимый материал для такой педагогической работы — детские традиционные игры: как самостоятельный культурный комплекс и как элемент народных праздников.»
Вот такую прекрасную большую цитату из методического сборника «ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ» Санкт-Петербургского Педагогического Университета я нашла при подготовке этой статьи.
В течение 10 лет я преподавала «Народный календарь» детям младшего школьного возраста, являлась руководителем студии народного творчества «Родная Земля». Могу поделиться опытом проведения народных праздников в классах начальной школы и коллективе, направленном на декоративно-прикладное творчество. Может быть, мой опыт поможет кому-нибудь избежать некоторых ошибок.
«Более половины детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, из семей с достаточно низким достатком и семей мигрантов. Таким образом, система государственной поддержки развития детского творчества и досуга, предоставляет детям данной категории возможность становиться успешными, социально востребованными личностями и получать навыки ранней социализации.» (Программа воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы).
Программа патриотического воспитания учащихся Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы (которая не утеряла актуальности и сейчас) была призвана обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания, а именно:
«… историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов»
И та же Программа воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы дает нам основные принципы организации воспитания, одним из которых является
толерантность как наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
Я провожу 3-4-5 традиционных праздников в коллективе, соответствующих природному народному календарю: Осенины (Девичьи посиделки) – на первых школьных каникулах, Святки – на зимних каникулах, Масленицу и Пасху по церковному православному календарю. Иногда, на последнем занятии веду детей «завивать березку» по обычаю Троицы. При этом, я особенно не акцентирую внимания детей на то, что это праздники типично русские. Часто бывает так, что дети других национальностей, вероисповедований, после занятий интересуются у своих родителей, дедушек и бабушек, как проходят праздники у них, и на следующих занятиях делятся своими впечатлениями. Сравнивая обычаи разных народов, дети понимают, что в обычаях и праздниках, и даже вере есть много общего. Ведь, например, праздник урожая (Осенины) празднуется у всех народов мира, православие исповедует не только русский народ, играть, веселиться, угощать друг друга принято на всех континентах от севера до юга независимо от национальной принадлежности.
Как правило, я не готовлю детей специально к празднику. Мы не разучиваем длинных речёвок, не учим специальных стихов. Единственное, что от них требуется, это принести угощение к чаепитию и, может быть, подарок к Святкам, яичко к Пасхе, или вспомнить стихи, пословицы и песенки, что изучали в школе. Дети получают праздник, как подарок, как сюрприз.
Для проведения праздников необходимо составить сценарий. В сценарии надо предусмотреть разные виды деятельности для одного и того же пункта сценария. Проведение праздника – дело не простое. Оно зависит от возраста детей, состава – мальчики-девочки, сплоченности, настроя коллектива. Если, например, в группе не идет одна игра, надо срочно заменить ее на другую. Если нет настроя на веселые игры, будьте готовы к «тихому» сценарию в начале праздника, потом немного поиграете. Обычно праздник проводится по схеме: зачин – разъяснение смысла праздника, разгар – игры, конкурсы, может быть мастерская, угощение, кончин – тихие игры, раздача подарков и уборка.
Зачин – начало праздника, введение в праздник, создает настроение предвкушения праздника, подготавливает эмоциональный фон. Зачин может включать в себя беседу, викторину по теме праздника. Лучше всего придумать и провести небольшое инсценированное представление.
Педагог может использовать любые игрушки, коробочки – корзиночки и прочий реквизит, который можно найти в любом доме. У меня есть имитированный русский народный костюм на себя и элементы костюмов для детей, «помощница» Аленушка - кукла на руку, предметы русского быта в «избе» в кабинете.
Праздник в школе № 134. Выбрали Масленицу.
Необходимо следить, чтобы зачин был не слишком длинным, детям были понятны все слова, если, например, читается сказка (Например: «жерновцы – маленькая ручная мельница, вроде той на которой наши бабушки кофе мололи»)
Разгар – здесь дети из слушателей превращаются в главных действующих лиц. Можно разделить их на группы (команды) и провести конкурсы. Можно провести викторину или конкурсы, рассчитанные на индивидуальное участие ребенка. Все зависит от обстановки в коллективе, от возраста и сплоченности детей. Для детей, незнакомых друг с другом, лучше выбрать подвижные игры. Здесь большой простор для воображения педагога. Главное, не переборщить, не дать детям слишком разгорячиться. Ну, учителя знают, что творится иногда в классе после беготни на больших переменах. Поэтому все подвижные игры нужно контролировать.
Игра «Бегут ручьи». Школа № 147..
Небольшая ремарка: мой опыт показывает, что, прежде чем ставить детей в хоровод, нужно их успокоить, иначе наш хоровод будет носиться по кривой дуге и ронять всех окружающих и самих себя на пол. Незнакомые друг с другом дети или дети 1-2 классов идут в хороводе легче. Для школьников средних классов такие игры уже не очень подходят.
В празднике «по тихому сценарию» предполагается занятие – мастерская. Только занимаемся мы не тем рукодельем, которое является основным в коллективе, а совсем другим. У меня дети, изучающие бисероплетение, делают Вербных херувимчиков - куколок из ткани, игрушки из губки, Святочного ангелочка из бумаги, мартинку - куколку из ниток. Занятие должно быть недолгим – максимум 20 минут, и легким в исполнении.
Пасхальная открытка
Угощение – как правило, самое ожидаемое действие праздника. У меня дети сами приносят угощение на праздник, но и я дублирую: покупаю печенюшки, конфеты. На Масленицу пеку блины, на Пасху – куличи. На Осенины проводим пирогами с капустой. Проследите за тем, чтобы у всех детей была возможность дотянуться до сладкого. Лучше разделить то, что принесли вы и дети, на мелкие кусочки и расставить поровну по всему столу. Не бойтесь делить одну печенинку на 4 части. У меня дети сидят под иконой за общим столом, поэтому с ними предварительно проводится беседа о том, как нужно вести себя «перед лицом Бога». Разъясняется, почему стол называли раньше «ладонью Божьей», почему вообще нельзя ни стучать по столу, ни, тем более, сидеть на нем. Это дисциплинирует. И вообще, угощение лучше до поры прикрыть чем-нибудь, чтобы не отвлекать детей от праздника.
Осенины. Пироги с капустой. 2005г. С Горшеневой Т.И.
Кончин - завершающая стадия праздника, красивая точка, которая запоминается и подводит итог к празднику. Если праздник проводится по «тихому сценарию», т.е. без подвижных игр, после того, как дети подкрепились, можно провести несколько игр за столом. Убираем со стола дружно. Каждый моет свою посуду. А потом играем либо за столом, либо в круге из стульев. Если предусмотрена раздача подарков, то их не просто раздаем, а разыгрываем, либо в лотерею, либо в фанты. Очень хорошо было бы, чтобы каждый ребенок получил небольшой сувенир.
И самое главное! Чтобы ваш праздник запомнился, в нем должна быть какая-то интрига. Например, пропажа главной героини – куклы Аленушки. Пусть дети везде поищут, куда же она спряталась? Подумают, может быть, обиделась на что-нибудь.
Для проведения праздника советую предложить родительскому комитету собрать небольшую сумму на угощение, награды детям при проведении конкурсов и сувениры. Вообще, по моему опыту, родители с удовольствием участвуют в играх и забавах. Можно предложить конкурс для двух команд – детей и родителей. После «тихого» праздника дети уносят с собой сувенир, изготовленный собственными руками.
При проведении праздников необходимо понимать связь даты праздника с природными явлениями. Это нужно учитывать во всех аспектах: и в предварительной беседе, и в играх (см. приложения), и, даже, в угощении для чаепития.
Так для первого осеннего праздника подходит сказка «Глупый барин», в которой говориться о том, как барин запретил своим крестьянам праздновать Осенины. (Приложение 2). Провожу викторины и конкурсы об урожае овощей, о засолке капусты, о козле - любителе капусты. Соответственно игры по теме: «Пир козла», «Шел козел по лесу». (Приложение 1)
Святки – в основном проводим как тихий праздник, таинственное время для колядок, гаданий. Мы можем поиграть в угадывание судьбы на год: под 3 чашки я кладу кусочек хлеба (быть счастливой), колечко (к дружбе) и картонную «пятерку». Но гадать по-настоящему мы не хотим, т.к. это противоречит нашим убеждениям. У нас в коллективе есть книга «Божье наказание за ворожбу». Читаем святочный рассказ, дети рассказывают «страсти-мордасти», играем в «Огарыш» при выключенном свете. (Приложение 1). Часть вечера стараемся провести при свечах или слабом свете ламп, расположенных возле доски.
Игра в «Огарыш».
На «тихом» празднике буквально за 10-15 минут можем сделать Святочного ангелочка из бумаги. Здесь уместно предложить детям приготовить дома маленькие подарки, завернуть их в красивую бумагу и разыграть в лотерею. Если ребенок получит свой подарок, можно поменяться. На всякий случай педагогу необходимо приготовить несколько подарков «от Деда Мороза», для тех, кто придет не готовым к празднику.
Масленица – веселый праздник проводов зимы. Хорошо бы выйти на улицу, полепить снежных баб. В помещении можно разыграть выборы Масленицы, «разбудить» домового. Игры уместны весенние: «Ручеек», «Течет ручей». С удовольствием дети играют в «Дударя». (Приложение 1).
Игра в «Дударя». Школа № 147
Из угощения – обязательны блины. Педагог должен позаботиться заранее о том, чтобы блины были на столе. Часто я пеку их сама, несмотря на то, что готовят дети и родительский комитет. Проводим конкурсы на самый большой, самый фигурный, самый… блин. Во время «тихого» праздника предлагаю сделать куклу – мартинку (иначе веснянку, молдавский мерцешор) из ниток.
Завершаем Масленицу обязательно прощальным ритуалом. Все дети просят у всех прощения.
Пасха – самых значимый праздник для православных христиан, и мы его обязательно празднуем. Здесь я всегда надеваю народный костюм, приношу 2-3 деревянных крашеных яиц. Стараюсь провести праздник как можно более весело. После вступительной вводной части, посвященной смыслу праздника, мы играем с детьми в пасхальные игры с яйцами. Использую игры: «Бой петухов», весенние игры: «Ручеек», «Течет ручей». (Приложение 1)
В Пасхальных обычаях есть один деликатный момент: христосование. Я учу детей христосоваться «щечка к щечка», а потом с детьми постарше, после игры в перетягивание ремешка, провожу игру «Ураза». Недавно убедилась, что и первоклашки с интересом и пониманием играют в эту поцелуйную игру.
Угощение, конечно, состоит из куличей. Яйцами можно просто поменяться, чтобы потом не утонуть в скорлупках.
Троица или зеленые Святки. Проводится как итоговый праздник. Основной смысл праздника – конечно награждение и подведение итогов. Но и о традициях не надо забывать. Нужно заранее выбрать березку, к которой повести детей. Водим хороводы вокруг березки, завиваем ее (2-3 ветки связываем в виде венка ленточками). По желанию между детьми проводится ритуал «кумовства». Он проходит очень просто: через венок 3 раза целуются (щечка к щечке – уже умеют!) подружки (друзья) и говорят «волшебные» слова: «Мирись-мирись-мирись, и больше не дерись!..». Главное – не поссориться в этот день, тогда дружба на год им обеспечена.
В качестве приложений хочу дать описание некоторых игр (Приложение 1) и осеннюю сказку Шорыгиной Т.А. «Глупый барин» (Приложение 2).
Список литературы, используемой при подготовке статьи.
Программа воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы
Программа патриотического воспитания в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2005 № 1791.
Традиционные народные праздники в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие / Е.И. Якубовская, Н.В. Еремина, Г.В Емельянова и др.; Под общей ред. Е.И. Якубовской, — СПб.: СПбАППО, 2005. — 288 с.: ил, 15ВМ 5-7434-0267-1
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЗАНЯТИЯ В УДОД. Статья. Чурилина И.Н. к.э.н, методист ДДЮТ Кировского района; Щербо О.Н., зав. учебно-методическим отделом ДДЮТ Кировского района. Источник неизвестен.
Образовательная программа «Народный календарь». Педагог Ачкасова И.В. ДДЮТ Красногвардейского р-на.
Образовательная программа «Бисерная мозаика». Педагог Ачкасова И.В. ДДЮТ Красногвардейского р-на.
Сценарии праздников, созданные педагогами Горшеневой (2003-2006) и Ачкасовой И.В. (2007-2010г) ДДЮТ Красногвардейского р-на.
Список литературы, рекомендуемой педагогам.
Традиционные народные праздники в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие / Е.И. Якубовская, Н.В. Еремина, Г.В Емельянова и др.; Под общей ред. Е.И. Якубовской, — СПб.: СПбАППО, 2005. — 288 с.: ил, 15ВМ 5-7434-0267-1
И. Панкеев. Русские народные игры. (Выходные данные не известны)
Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. – СПб.: «Историческое наследие», 1994.
Российский Этнографический музей – детям. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2001
Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия, поэзия. /Собр. М. Забылина. - Репринт М. 1880. –М.: «Книга Принтшоп», 1990.
Шорыгина Т.А. «Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание.» (Развивающие сказки для детей.). Изд. М.: «Прометей», «Книголюб», 2004.
Приложение 1.
Описание некоторых рекомендуемых игр.
Игра «Пир козла».
Ведущий напевая песенку подходит к одному из сидящих со словами: «Бе, выбираю я тебе», делая при этом рожки, и приглашает его встать сзади. Приглашенный отвечает: «Бе!», тоже делает рожки и встает сзади ведущего, держась за талию. Далее эта цепочка вприпрыжку скачет к следующему сидящему. Перед тем как ему встать за цепочкой, ведущий командует: «Раз, два, три», и вся цепочка прыжком поворачивается на 180 градусов. Следующий игрок становится в конце цепочки. Песенку поют все вместе.
Как пошел наш козел да по ельничку
Хлопцев-девок собирать на весельичку.
Эта игра позволяет собрать в круг (хоровод) всех участников праздника.
Игра «Дударь».
Дети встают в круг. Посередине сидит на корточках Дударь. Дети водят вокруг него хоровод со словами:
Дударь – дударь – дударище,
Старый, старый старичище.
Его во колоду, его во сырую.
Дударь, дударь, что болит?
Дударь отзывается: «Голова!»
Дети кладут руки на головы друг другу и с теми же словами продолжают движение по кругу. Дударь может назвать другую часть тела, но на третий раз Дударь должен сказать: «Ничего не болит». Дети разбегаются, а Дударь их ловит. Кого поймает, тот и Дударь.
Игра «Огарыш».
Эта тихая спокойная игра хороша при проведении Святок, когда на улице рано темнеет.
Дети садятся в круг на стулья. Ведущий выключает свет и зажигает свечку. Свеча передается по кругу (по солнышку) от ребенка к ребенку под песенку.
Жил-был огарыш
Жил, да не долго
Ножки свесил,
Душа коротенька.
У кого погаснет
У кого потухнет
Тому…
Ведущий дает задание тому, у кого остановилась свеча. Тот передает свечку следующему и выполняет какое-нибудь несложное действие (можно посмотреть в рекомендуемых ниже).
Предупреждение. Игру с зажженной свечой лучше проводить с детьми старше 9-10 лет, в спокойной обстановке. Для младших детей свечу не зажигаем и играем при тусклом свете лампы над доской.
Масленичные бои.
Петухи. Двое ребят в круге становятся на правую ногу, другую подгибают. Руки за спину. Цель: проскакав на одной ноге, вытолкнуть соперника за круг. Победитель получает приз.
Петухи2. Двое ребят встают на скамейку друг против друга. Им дают в руки подушки. Побеждает тот, кто собьет противника. Победитель получает приз.
Перетягивание каната: Набираются 2 команды по 5-6 ребят. Они хватаются за канат, середина которого отмечена флажком или бантиком, и, по команде ведущей, тянут, каждая команда, в свою сторону. Выигравшей считается команда, перетянувшая канат.
Игры с пасхальными яйцами
Игра
1. Чьи яйца дольше покрутятся
Раскручивают
яйца, могут играть двое, трое, четверо
- чье яйцо дольше покрутится, тот и
победитель, тот забирает яйцо проигравшего.
Игра
2. Чье яйцо встанет «на попа»
Яйцо
раскручивают так, чтобы оно встало
вертикально (могут играть двое, трое и
т.д.)
Игра
3. Катание яиц с горки
Чье
яйцо дальше укатится, тот и победитель.
Он забирает яйцо проигравшего.
Игра
4. «Воротца»
Устанавливают
два прутика (2 кегли, 2 стакана) на
расстоянии чуть шире яйца. Лоток или
желобок (желобок обычно изготавливается
из дерева. Его ширина около 20 см. Длина
не менее 1 метра. Края - невысокие, по 3-5
см. Его обычно поднимают на 10-20 см. от
земли. ) ставят не далеко, за один шаг от
прутиков. Все, кто хочет играть ставят
яйцо на кон, затем эти же яйца пускают
в воротца. У кого прокатится - тот всю
кучу забирает себе. Вариант: яйца, которые
ставят на кон располагают на расстоянии
0,5 метра от ворошков. Необходимо, чтобы
яйцо не только прошло через воротца, но
и попало в какое-нибудь яйцо из кучки.
В чье яйцо попал - с хозяином его
христосуешься.
Игра
5. «Коно»
Яйца
раскладывают вертикально полукругом
в небольшие углубления («майдан») в
земле. При помощи лотка нужно постараться
выбить яйцо из углубления. Если выбил
- забираешь выбитое яйцо себе, не выбил
- оставляешь свое на «майдане».
Игра
6. Катание яиц навстречу
Двое
играющих становятся у разных стенок и
катают яйца навстречу друг другу. Один
приговаривает: «Христос воскресе!»,
другой отвечает: «Воистину воскресе!».
Нужно постараться, чтобы яйца столкнулись.
У кого яйцо разобьется, тот проиграл.
Он отдает свое яйцо выигравшему.
Игра
7. Катание яии по желобку, лежащему ровно
Яйца
катят навстречу друг другу по желобку
со словами: «Христос воскресе!»- «Воистину
воскресе!» до тех пор, пока они не
столкнутся. Если яйца столкнулись, их
хозяева христосуются. Также могут играть
несколько человек без желобка - линия
на линию. Чертят две линии на расстоянии
2 метров. Становятся по 5 человек возле
каждой линии. Задача та же -чтобы яйца
столкнулись.
Игра
8. «Бита». Играют от 5 человек
Каждый ставит яйцо в линию горизонтально,
(расстояние между ними может быть от 5
см и более, в зависимости от возраста
игроков). Задача - выбить любое яйцо из
линии. Если не выбил -оставляешь свое
яйцо, если выбил - забираешь. Можно играть
как без желобка, так и с желобком.
Игра
9. «Стой, не бери!»
Участников
должно быть не менее 10 человек. Все яйца
должны быть разные. Выбирается водящий.
Он отворачивается, а остальные загадывают
какое-нибудь яйцо из десяти. Затем
водящий подходит и по очереди берет
себе яйца. Когда он дотрагивается до
того, которое загадали, ему кричат:
«Стой, не бери!». Считают сколько яиц он
набрал. Водящий отдает яйца назад, -
выбирается другой водящий. Победителем
считается тот, кто наберет большее
количество яиц до слов: «Стой, не бери!».
Игры по Панкееву.
ЗОЛОТО ХОРОНЮ (святочная игра)
Играющие садятся в кружок, держа руки на коленях ладонями вверх. Один, выбранный по жребию, стоит в середине круга, наблюдая. Другой обходит круг и якобы каждому кладет в руки колечко, на самом деле оставляя его у кого-то одного. Все в это время поют:
И я золото хороню, хороню,
Чисто серебро хороню, хороню.
Я у батюшки во терему,
Я у матушки во высокоем.
Гадай, гадай, девица, отгадывай, красная,
Во чьей руке былица, змеиная крылица.
По окончании песни наблюдатель должен отгадать, у кого кольцо. Если отгадает, «схоронивший золото» меняется с ним местами.
ОХЛОПОК
Простая и забавная игра. Становятся в кружок и бросают вверх охлопок ваты. Задача в том, чтобы не дать охлопку упасть. Тот, на кого (или возле кого) он упадет, платит штраф.
Всякий старается отдуть охлопок к своему соседу. Дуют то сильнее, то слабее, и охлопок летает то высоко, то низко, то вправо, то влево. Соответственно надо либо вытянуть шею, либо загнуть голову, быстро подвинуться, чтобы отдалиться от охлопка. Презабавно видеть целый круг в хлопотах, в движении «из-за ничего». Та часть кружка, которая отдула от себя вату, от души хохочет, глядя на усилия другой части, забывая, что сама только что занималась тем же.
Если играющих мало, садятся вокруг стола, а охлопок кладут на стол; но тогда руки надо держать под столом.
КОЛЕЧКО
Простая и веселая забава. Снимают с руки кольцо и надевают его на ленточку; потом, связав концы ленточки, становятся вкруг и передвигают кольцо по ленточке. Одна из девушек водит: кружится, т.е. ходит в кругу и отыскивает колечко, спрашивая: «У кого кольцо?» Каждая обманывает ее, говоря: «У меня!» — и в это время у нее на глазах стараясь передать кольцо другой. Девушка - водырь хватает «сознавшуюся» за руку — и обнаруживает, что у нее кольца нет. Между тем колечко показывают ей в другом месте — она спешит туда — его передают другой...
Эта игра требует особой ловкости и проворства. Случается, что у водящей и в самом деле начинает кружиться голова.
ИГРЫ В ФАНТЫ
Слово фант взято из немецкого языка и означает: «залог». В играх это вещь, которую дают при ошибках, с тем, чтобы потом «выкупить» ее. «Игрою в фанты» можно, поэтому назвать множество игр, в которых за всякую ошибку против правил «платят фант» с последующим его «выкупом». Можно собрать фанты и просто так.
А теперь перейдем к описанию игр, где «выкуп фанта» и составляет основную цель.
Сначала мы перечислим простые «наказания», а потом те, что посложнее и могут сами по себе быть обращены в игру.
1. Выпить стакан воды, не опуская носа в стакан.
2. Пропеть песню.
3. Поднять с пола три иглы без помощи пальцев (мокрой ладонью).
4. Назначить наказание хозяину следующего фанта.
5. Рассмеяться.
6. Загадать загадку (или отгадать).
7. Быть зеркалом: подражать всем движениям каждого из играющих, по очереди.
8. Попрыгать на одной ноге.
9. У каждого похулить что-нибудь в одежде.
10. Найти что-нибудь хорошее в одежде каждого.
11. На все вопросы отвечать: «Точно так-с!».
12. На все вопросы отвечать: «Совершенно с Вами согласен (-сна)».
13. Без помощи рук сесть на пол и встать.
14. Сделать что-нибудь смешное (обычно кукарекают, мяукают и т. п.).
15. Знаками показать, кто из общества более всех нравится.
16. Набрать в рот воды и отвечать знаками на вопросы своего соседа.
17. Перескочить обеими ногами через соломинку. (Шутники кладут соломинку возле стены — и тогда «в наказание» за неисполненную задачу придумываются другие задания.)
18. Прочитать наизусть стихотворение.
19. Сказать короткую речь на заданную тему.
А теперь — более сложные способы разыгрывания фантов.
Фама - дуду, задуй свечу! Мимо лица «наказанного» быстро проводят зажженную свечу, которую он должен задуть. Это не так-то легко и удается только после многих попыток, когда иной уж совершенно запыхался.
Статуя. Наказанный становится на стул. Каждый из играющих задает ему произвольное положение (показывая на себе или на нем самом). В этом положении наказанный остается, пока следующий игрок не приведет его в другое положение или пока его не поцелуют, — тогда он свободен.
Поцелуй свою тень! Наказанный (или наказанная) становится спиною к свече и целует свою тень, падающую на лицо другой особы.
Завещание. Наказанный завещает каждому одно из своих нравственных или физических качеств. Завещателю здесь открывается обширное поле для учтивости, тонких насмешек и остроумных замечаний.
Испорченный телефон. Особа, на которую наложено наказание, говорит что-нибудь на ухо своему соседу. Тот передает сказанное другому соседу, тоже на ухо, — и так далее, пока сказанное не обойдет весь круг и не дойдет до наказанного. Тогда он объявляет, что ему передано и что он на самом деле сказал. Редко случается, чтобы то и другое совпало, — как от невольных недоразумений, так и от того, что кому-нибудь не хотелось передавать сказанное.
Если обнаруживается несовпадение, каждый повторяет вслух то, что он сказал, и то, что ему передали. Обычно это сопровождается смехом и шутками.
Это был я! Тот, кому за фант присуждено это наказание, должен спросить у каждого из играющих: «Кого вы видели?» — далее уточняя: сегодня, утром, на гулянье, в театре, на бале и т. п. Отвечают что угодно, и после всякого ответа наказанный объявляет: «Это был я!» Могут сказать: «Я видел человека, который своими кривляньями смешил всех». Или: «Я видел человека, который для своей выгоды никого не щадил». В любом случае наказанный должен отвечать: «Это был я!» Могут сказать и так: «Я видел человека, который своими приятными, благородными манерами пленил все общество», - и «Это был я!»
Из подобного наказания можно сделать занимательную игру: каждый по очереди занимает место особы, которая отвечает: «Это была (был) я!»
Легкие приказания, которые невозможно исполнить:
1. Плотно прислонясь спиною к стене или к дереву, поднять вещь, положенную близ ног, не сгибая колен.
2. Плотно стать боком к стене и приподнять ногу, стоящую не у стены, также не сгибая колена.
3. Сесть на стул, придвинув ноги к ножкам стула, и встать, не наклоняясь телом вперед и не задвигая ног под стул.
Подобных заданий может быть множество.
Приложение 2.
Сказка «Глупый барин».
В прежние времена жил-был барин.
Как-то раз по осени собрался он на охоту. Скачет по полям сжатым, по лесам золотым, по лугам заливным.
Вдруг видит на берегу реки бабы в нарядных сарафанах, вышитых рубахах хороводы водят, песни поют, пирогами овсяными друг друга потчуют.
«Что такое? — думает барин. — Почему пляшут да поют, а не работают?»
Подъехал он поближе и спрашивает недовольно:
— Что у вас за праздник такой? Почему веселитесь?
— А как же, батюшка-барин, — отвечает та баба, что побойчее, — праздник у нас сегодня — Осенины. Красавицу Осень встречаем, за добрый урожай благодарим: медом да пирогами угощаем.
— Не слыхал я что-то о таком празднике, — нахмурился барин.
— Что ты, что ты, батюшка-барин, он к нам от дедов и прадедов пришел. Обычай у нас такой — быть благодарными за все хорошее, что нам Осень-Златовласка подарила, чем угостила! Вот и ты, батюшка-барин, пирожка съешь! — сказала баба и протянула барину пирог.
Барин пирог съел, а потом и говорит сердито:
— Не нравится мне ваш обычай, вам бы только петь да плясать, а работать на барина некогда: то Осенины, то Масленица, то на тройках катание. Так и знайте, я вам запрещаю Осень встречать. Она и сама к нам дорогу найдет! Не велика барыня! А коли не послушаетесь меня, я прикажу вас наказать!
Пришпорил барин коня и ускакал, только его и видели.
Что тут делать?
Постояли бабы, поговорили меж собой, да по домам и разошлись, не стали Осень встречать.
А Осень-краса, золотая коса, за кустом орешника стола и все слышала.
Как вы думаете, что произошло дальше?
Обиделась Осень на людей и прошла мимо их села.
— Пусть сразу после лета зима сюда придет! — сказала она.
Между тем день за днем идут, а осень так и не всту1ила в свои права: листья на деревьях не опадают, перелетные птицы в стаи не собираются, звери в лесу к суровой зиме не готовятся: а куда спешить, на дворе-то тепло, солнечно. Может зимы и вовсе не будет?
Забеспокоилась в лесу старая мудрая сова. Собрала она зверей и птиц на совет, да и говорит им:
—Вот уже месяц октябрь на исходе, скоро холода — Вот уже месяц октябрь на исходе, скоро холода нагрянут, снегом, инеем землю заметут. Пора тебе, Мишка-медведь, места для берлоги подыскивать да на зимовку ложиться. Да и вам, барсуки, ежи, нужно норы листьями утеплять, запасы делать. А тебе, Косой, шубку пушистую белую надевать. А вам, птицы перелетные, давно пора в теплые страны лететь. Коли не подготовитесь к зиме, то и погибнете все от морозов! Да и вам, клены, березки, осины да липы, пора листья сбрасывать, не то замерзнете зимой.
— Но ведь Осени все нет и нет. Не хочет она в наш край приходить, землю дождиками поливать, желтые листья обрывать! — отвечают сове звери, птицы и деревья.
— Обиделась на людей Осень-краса, золотая коса. Барин-то глупый запретил ее встречать, величать, за урожай благодарить. Вот и обходит она наш край стороной, — объяснила сова.
— Что же нам делать? — переполошились лесные жители.
— Давайте людей соберем, да Осень звать пойдем. Глядишь, Осень-то и смилостивится, придет в наши края!
А люди в это время тоже на совет собрались и решили барина глупого не слушать и обычаи, установленные дедами и отцами, не менять.
Снова собрались бабы и мужики, старики и ребятишки, птицы и звери на берегу реки и стали песни петь, хороводы водить — осень славить, да в гости ее звать.
Услышала их Осень, пришла в село. Все пошло своим чередом — деревья листья сбросили, птицы перелетные на юг улетели, а звери корм запасли, шубки поменяли, норы утеплили, а медведь, еж и барсук спать легли.
А глупый барин с тех пор поумнел и не мешал людям отмечать народные праздники.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ачкасова Ирина Владимировна
→ ИВА2 17.10.2012 0 2825 420 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.