Статья "РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР В РЕЖИМЕ ИНТЕРНАТА"
Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения.
Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра – норма, ребенок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступает в определённые отношения со сверстниками и взрослыми.
Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме.
Особая роль в развитии детей принадлежит игре.
Игра издавна использовалась для воспитания и обучения. Народная педагогика умело применяла её для воспитания детей разных возрастов. В одних играх на первый план выступали задачи умственного воспитания, в других – физического, в третьих – художественного. Так народ передавал и свои традиционные формы развлечений, отдыха.
Игры могут положительно влиять на умственное развитие.
Образовательное значение имеют игры, по структуре и характеру движений подобные двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой и другими видами спорта. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются при последующем, более углубленном изучении техники движений и облегчают овладение ею. Игровой метод особенно рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений.
Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у занимающихся умение экономично и целесообразно выполнять их в законченном виде. Надо приучать играющих использовать, приобретённые навыки в нестандартных условиях.
Игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Занятия играми вырабатывают координированные, экономичные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.
Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей и подростков.
Игры – один из главных компонентов двигательного режима школьников во внеурочное время. Если школьники систематически занимаются играми и другими физическими упражнениями в течение дня, они более дисциплинированы и внимательны на уроках, чем дети, которые пассивны в двигательном отношении.
Практика воспитания подрастающего поколения показывает, что основной деятельностью, в которой ребёнок удовлетворяет свои жизненно важные потребности в движениях, в активности и в общении со сверстниками, является игра. В коллективных играх каждый ребёнок имеет возможность проявлять свои самые лучшие качества, свою индивидуальность. В игре создаются исключительные условия для развития у детей коллективных отношений, чувства товарищества, взаимопомощи, гуманизма.
Дети приучаются к соблюдению правил, умению контролировать своё поведение и оценивать поступки своих сверстников.
Одним из условий обеспечивающих развитие игровой деятельности, является наличие игрового материала.
Очень важны игрушки, способствующие развитию движений: мячи, скакалки, кегли и другие.
Значительное место в детских играх отводится игрушкам для конструирования.
Каждый вид игр имеет свои особенности в плане организации. Прежде чем играть, необходимо объяснить игру и вспомнить её содержание и правила, если игра ребятам знакома.
При распределении ролей очень важно учитывать особенности каждого участника игры, с тем, чтобы исполнение ролей позволяло неактивным, замкнутым детям проявить активность, смелость, сдружиться с друзьями.
Ведущим в игре имеет право быть каждый ребёнок; ведущего должны выбирать все дети совместно.
Воспитатель, является организатором детской жизни, игр, разделяет с детьми их радости, успехи и должен оказывать помощь в случае затруднения. Всё это сближает воспитателя с детьми, помогает установить с ними доверительные отношения. Самое важное то, что воспитатель во время игр лучше узнаёт своих воспитанников, их способности, характер, творческие возможности. Дети очень любят, когда с ними играют. Воспитатель может и не выполнять роль, а находится рядом с детьми, наблюдать за выполнением правил, взаимоотношениями уроков и быть готовым в любую минуту дать им совет, помочь в той или иной ситуации. Воспитателю очень важно помнить, что в игре очень важный момент – преодоление препятствий. От сюда вытекает правило: вмешиваться в самостоятельные игры следует тогда, когда дети в этом нуждаются. Если воспитатель видит, что дети затрудняются в игре, он должен взять на себя выполнение главной или второстепенной роли, что позволит активизировать пассивную деятельность имеющих и хорошо регулировать отношения между детьми.
Важным моментом в организации игры является умение вовремя подготовить детей к её окончанию. Воспитатель зачастую не задумывается над этим и неожиданно прерывает игру: «Складывайте игрушки! Пора идти в столовую или на прогулку». Ребенку трудно прервать её, он настолько заигрался и вошёл в роль, что порой не слышит даже указаний взрослого.
После окончания игры можно провести коллективное обсуждение её. Это даст возможность внести коррективы, изменить направленность игры. Обсуждение может проходить в форме коллективной беседы на тему: «Как мы играли». Во время таких обсуждений, дети выражают своё отношение к поведению игроков, вместе с воспитателем выясняют, что мешало организованно играть, кто проявлял выдумку, творчество и что можно внести в игру нового.
Особое внимание следует уделять индивидуальному подходу к неиграющим детям. Воспитатель должен привлекать таких детей к активному участию, замечать проявление успешных действий, помогать советом, подсказкой. Дети не принимают в игры слишком активных и драчливых сверстников, которые не желают выполнять правила игры. Таких детей следует учить сдерживать себя, уступать другим, приходить на помощь товарищам.
Через игры ребёнок преобретает навыки поведения в коллективе, а так же преобретает личные положительные качества. Нужно научить ребёнка организовывать самому игру, входить в игры сверстников, уметь руководить и подчиняться, выполнять правила игры, доводить игру до конца.
В организации и управлении детскими играми можно выделить следующие общие правила, которых воспитатель должен придерживаться постоянно.
1. Игра должна приносить радость. Не заставлять ребёнка играть, а создавать условия для того, чтобы он сам заинтересовался.
2. Оживляйте игру внесением нового содержания, и привил, чтением сказки, рассказа, пусть ребята фантазируют, придумывают другие игры.
3. Создать в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживать двигательную активность детей. Пусть ребята при выполнении игровых действий прыгают, бегают, ползают, сидят на полу.
4. Не навязывать детям игры, пусть они сами выбирают.
5. Хвалить ребёнка за успехи, особенно если он впервые успешно усвоил действия игры и ответственную роль.
6. Наблюдать, анализировать, как ребёнок выполняет правила игры, игровые действия. Записывать его неудачи, достижения и огорчения, с тем, чтобы помочь ребёнку овладеть игровым поведением.
7. Строить свои взаимоотношения с детьми на взаимном доверии, искренне разделять с детьми их радость, успехи, показывать образец внимательного отношения между детьми, взаимопомощи, вежливости, культуры поведения.
К одним из видов игр относятся национальные игры, которые щедро демонстрируется во время всевозможных торжеств, особенно на праздниках очень любимы детьми. Сейчас, когда возрождаются традиции национальной школы, они используются всё чаще.
Многие школьники любят, естественно, и другие спортивные игры, занимаются борьбой, шашками, волейболом, баскетболом и т.д., которые широко распространены, но к национальным играм отношение особенное. Это связано с жизнью и бытом ненцев: суровый климат, занятие охотой, оленеводством требует и от юных, и от взрослых выносливости, силы, ловкости. Эти качества (впрочем, полезные каждому, где бы он ни жил) и развивают национальные игры.
Младшие школьники охотно участвуют в национальных играх, имеющих большое воспитательное значение. Соблюдая правила игры, дети подражают действиям взрослых, своих родителей, так как сюжеты игр в большинстве случаев связаны с рыболовством, охотой, оленеводством. Игры способствуют выработке у ребят таких качеств, как умение ориентироваться на местности, зоркость глаза, терпеливость, сообразительность, наблюдательность. Навыки, приобретённые в процессе игры, очень помогают затем в самостоятельном труде.
В ненецких детских играх находят отражение ситуации из жизни взрослых. Игры детей являлись своего рода тренировкой. Летом дети расширяли территорию своих игр. В стойбище рядом с настоящим чумом устраивали соревнования в метании аркана, стрельбе из лука. Они сами делали луки со стрелами по образцу древних, дедовских.
У коренных народностей, живущих в тундре и занимающихся преимущественно оленеводством, дети всегда с большим увлечением играли в оленей, устраивали гонки на оленях. В процессе игры они изображали пастьбу оленей, воспроизводили основные операции, производимые в оленеводстве.
Родители – северяне поощрительно относятся к детским играм, имеющим промысловый характер. Они видят в них одно из средств воспитания в детях любви к тундре, оленеводству, охоте, рыбному промыслу, привития им навыков трудовой деятельности.
Если дети во время игр научатся метко набрасывать тынзян на рога оленя, то они будут хорошими оленеводами. Если ненецкие дети будут уметь метко попадать из самодельного лука в цель, то они не упустят из рук песца и лисицу.
Во время игр дети, вступая в различные взаимоотношения, друг с другом, подражают взрослым, вполне сознательно следуют определённым этическим правилам. Игры способствуют формированию у детей таких качеств, как доброта, коллективизм, взаимопомощь, справедливость и честность.
Национальные игры народов Севера – это тот живительный кислород, который необходим для тех, кто позже будет поднимать и преобразовывать свой Север, свою землю, свой очаг, чтобы он не погас в такую трудную для нашей Родины годину и для выживания тех малочисленных народностей Севера, которых остаётся всё меньше и меньше.
Национальные игры Ямало-Ненецкого автономного округа – это ступенька к возрождению своих традиций духовной культуры и физического совершенства. Коренные жители испокон веков передавали своим детям традиционное северное ремесло: охота, рыбная ловля, оленеводческое ремесло. В таком направлении и зарождались национальные игры, которые давали людям не только заряд бодрости, физического совершенства, но и профессионального мастерства в народном быту северян
Такие игры, как «Мюсева» (каслание), «Мя» (чум), «Рыбаки и рыбки», «Ловля оленей» и другие вырабатывают у детей профессиональную закалку, перенимаются традиции своих родителей и соответственно традиции развития физического воспитания и, в частности, национальных видов спорта Северного многоборья. Эти игры и в других регионах и северных краях.
Для школ-интернатов Севера, когда погодные условия не дают возможности выходить на улицу, очень важно знать и те игры, которые можно проводить в вестибюле спального корпуса, в классе. Это порой и забытые игры, и давно потерянные в народе, но так необходимые для работ, для развития их внимания, для развития памяти, мышления, смекалки и других качеств. Это такие игры, как «Запомни название», «Тихое пение», «Запомни предмет», «Найди предмет», «Два сигнала», «Руки на стол» и другие.
А также развлекательные игры, как «Липкие пеньки», «Хаер», «Поймай по звуку», «Третий лишний» – разве это не тот двигательный потолок, который так необходим не только для детей Севера, да и всем другим детям, для их нормального физического развития.
В северных округах России популярными стали спортивные игры народов Севера под названием «Национальные виды спорта Северного многоборья», в которых принимают участие и обучаются в школах-интернатах дети уже со 2-3 классов и продолжают своё совершенство в этом виде уже, будучи взрослыми людьми. Так, метание тынзяна (аркана) на хорей, очень популярно у Северных народов, а метание аркана на дальность, перетягивание палки, национальная борьба популярны среди тундрового населения и молодёжи, но не входящего в Северное многоборье, а в школе-интернат дети этими видами единоборства занимаются с большим интересом.
В тёплые зимние дни необходимо детям давать возможность играть на улице. Закаливание детей – северян требует на сегодняшний день большой перестроечной программы только по этому направлению. Большая простудная заболеваемость детей говорит сама за себя, - там, где дети большую часть дня проводят в помещении (в классе, спальном корпусе, игровых комнатах), там заболеваемость детей намного увеличивается по сравнению с тем, кто делает наоборот – свежий воздух, лыжные прогулки, катание на санках, катание с детских горок, игры на площадках – вот неполный перечень тех компонентов, необходимых для укрепления здорового детского организма, который сможет не только выжить в таких экстремальных условиях, но и сможет возрождать свои многовековые традиции и в области духовой культуры, и в области традиционной физической культуры (национальных видов спорта, народных).
Национальные и народные игры должны быть настольной книгой для воспитателей школ-интернатов в первую очередь, ведь родители отдают своих детей в школы-интернаты не на неделю – две, а на целый учебный год, где они живут, воспитываются, учатся, занимаются спортом, посещают кружки прикладного искусства. А забота о здоровье детей ложится на нас, учителей и воспитателей, работающих в северных школах-интернатах, и если эта забота будет только мнимая, бесплановая, беззаботная – детям Севера придётся очень трудно, а значит, и будущего Севера не видать. Физическое воспитание подрастающего поколения народов Севера, их традиционный потенциал, накопленный многолетним жизненным опытом целым поколением, живущих тундровиков и их детей, является на данный период жизненно важным и необходимым современным процессом физического и духовного воспитания детей – северян.
Воспитать ребёнка физически здоровым, способным жить и продуктивно трудиться в суровых природных условиях - –дна из важнейших задач народной педагогики коренного населения Крайнего Севера.
Значительная роль в этом принадлежит национальным играм и состязаниям.
Национальные игры способствуют развитию у детей ловкости, силы, выносливости, меткости, сообразительности, находчивости и инициативности, учат их подчинять свои желания интересам коллектива, помогать друг другу. Использование этих игр в школах-интернатах народностей Крайнего Севера ведёт к повышению эффективности спортивной и другой внеклассовой работы.
Литература
1. Богун Пётр Никитович «Национальные и народные игры» - 93 г.
2. «Просвещение Крайнего Севера» №23 –87г. ст. «
3. «Воспитание школьников»№5 – 94г. ст. «Игры детворы» стр.62
4. «Воспитание школьников» №5 – 97г. ст. «Все игры в гости к нам» стр.18
Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра – норма, ребенок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступает в определённые отношения со сверстниками и взрослыми.
Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме.
Особая роль в развитии детей принадлежит игре.
Игра издавна использовалась для воспитания и обучения. Народная педагогика умело применяла её для воспитания детей разных возрастов. В одних играх на первый план выступали задачи умственного воспитания, в других – физического, в третьих – художественного. Так народ передавал и свои традиционные формы развлечений, отдыха.
Игры могут положительно влиять на умственное развитие.
Образовательное значение имеют игры, по структуре и характеру движений подобные двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой и другими видами спорта. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются при последующем, более углубленном изучении техники движений и облегчают овладение ею. Игровой метод особенно рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений.
Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у занимающихся умение экономично и целесообразно выполнять их в законченном виде. Надо приучать играющих использовать, приобретённые навыки в нестандартных условиях.
Игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Занятия играми вырабатывают координированные, экономичные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.
Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей и подростков.
Игры – один из главных компонентов двигательного режима школьников во внеурочное время. Если школьники систематически занимаются играми и другими физическими упражнениями в течение дня, они более дисциплинированы и внимательны на уроках, чем дети, которые пассивны в двигательном отношении.
Практика воспитания подрастающего поколения показывает, что основной деятельностью, в которой ребёнок удовлетворяет свои жизненно важные потребности в движениях, в активности и в общении со сверстниками, является игра. В коллективных играх каждый ребёнок имеет возможность проявлять свои самые лучшие качества, свою индивидуальность. В игре создаются исключительные условия для развития у детей коллективных отношений, чувства товарищества, взаимопомощи, гуманизма.
Дети приучаются к соблюдению правил, умению контролировать своё поведение и оценивать поступки своих сверстников.
Одним из условий обеспечивающих развитие игровой деятельности, является наличие игрового материала.
Очень важны игрушки, способствующие развитию движений: мячи, скакалки, кегли и другие.
Значительное место в детских играх отводится игрушкам для конструирования.
Каждый вид игр имеет свои особенности в плане организации. Прежде чем играть, необходимо объяснить игру и вспомнить её содержание и правила, если игра ребятам знакома.
При распределении ролей очень важно учитывать особенности каждого участника игры, с тем, чтобы исполнение ролей позволяло неактивным, замкнутым детям проявить активность, смелость, сдружиться с друзьями.
Ведущим в игре имеет право быть каждый ребёнок; ведущего должны выбирать все дети совместно.
Воспитатель, является организатором детской жизни, игр, разделяет с детьми их радости, успехи и должен оказывать помощь в случае затруднения. Всё это сближает воспитателя с детьми, помогает установить с ними доверительные отношения. Самое важное то, что воспитатель во время игр лучше узнаёт своих воспитанников, их способности, характер, творческие возможности. Дети очень любят, когда с ними играют. Воспитатель может и не выполнять роль, а находится рядом с детьми, наблюдать за выполнением правил, взаимоотношениями уроков и быть готовым в любую минуту дать им совет, помочь в той или иной ситуации. Воспитателю очень важно помнить, что в игре очень важный момент – преодоление препятствий. От сюда вытекает правило: вмешиваться в самостоятельные игры следует тогда, когда дети в этом нуждаются. Если воспитатель видит, что дети затрудняются в игре, он должен взять на себя выполнение главной или второстепенной роли, что позволит активизировать пассивную деятельность имеющих и хорошо регулировать отношения между детьми.
Важным моментом в организации игры является умение вовремя подготовить детей к её окончанию. Воспитатель зачастую не задумывается над этим и неожиданно прерывает игру: «Складывайте игрушки! Пора идти в столовую или на прогулку». Ребенку трудно прервать её, он настолько заигрался и вошёл в роль, что порой не слышит даже указаний взрослого.
После окончания игры можно провести коллективное обсуждение её. Это даст возможность внести коррективы, изменить направленность игры. Обсуждение может проходить в форме коллективной беседы на тему: «Как мы играли». Во время таких обсуждений, дети выражают своё отношение к поведению игроков, вместе с воспитателем выясняют, что мешало организованно играть, кто проявлял выдумку, творчество и что можно внести в игру нового.
Особое внимание следует уделять индивидуальному подходу к неиграющим детям. Воспитатель должен привлекать таких детей к активному участию, замечать проявление успешных действий, помогать советом, подсказкой. Дети не принимают в игры слишком активных и драчливых сверстников, которые не желают выполнять правила игры. Таких детей следует учить сдерживать себя, уступать другим, приходить на помощь товарищам.
Через игры ребёнок преобретает навыки поведения в коллективе, а так же преобретает личные положительные качества. Нужно научить ребёнка организовывать самому игру, входить в игры сверстников, уметь руководить и подчиняться, выполнять правила игры, доводить игру до конца.
В организации и управлении детскими играми можно выделить следующие общие правила, которых воспитатель должен придерживаться постоянно.
1. Игра должна приносить радость. Не заставлять ребёнка играть, а создавать условия для того, чтобы он сам заинтересовался.
2. Оживляйте игру внесением нового содержания, и привил, чтением сказки, рассказа, пусть ребята фантазируют, придумывают другие игры.
3. Создать в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживать двигательную активность детей. Пусть ребята при выполнении игровых действий прыгают, бегают, ползают, сидят на полу.
4. Не навязывать детям игры, пусть они сами выбирают.
5. Хвалить ребёнка за успехи, особенно если он впервые успешно усвоил действия игры и ответственную роль.
6. Наблюдать, анализировать, как ребёнок выполняет правила игры, игровые действия. Записывать его неудачи, достижения и огорчения, с тем, чтобы помочь ребёнку овладеть игровым поведением.
7. Строить свои взаимоотношения с детьми на взаимном доверии, искренне разделять с детьми их радость, успехи, показывать образец внимательного отношения между детьми, взаимопомощи, вежливости, культуры поведения.
К одним из видов игр относятся национальные игры, которые щедро демонстрируется во время всевозможных торжеств, особенно на праздниках очень любимы детьми. Сейчас, когда возрождаются традиции национальной школы, они используются всё чаще.
Многие школьники любят, естественно, и другие спортивные игры, занимаются борьбой, шашками, волейболом, баскетболом и т.д., которые широко распространены, но к национальным играм отношение особенное. Это связано с жизнью и бытом ненцев: суровый климат, занятие охотой, оленеводством требует и от юных, и от взрослых выносливости, силы, ловкости. Эти качества (впрочем, полезные каждому, где бы он ни жил) и развивают национальные игры.
Младшие школьники охотно участвуют в национальных играх, имеющих большое воспитательное значение. Соблюдая правила игры, дети подражают действиям взрослых, своих родителей, так как сюжеты игр в большинстве случаев связаны с рыболовством, охотой, оленеводством. Игры способствуют выработке у ребят таких качеств, как умение ориентироваться на местности, зоркость глаза, терпеливость, сообразительность, наблюдательность. Навыки, приобретённые в процессе игры, очень помогают затем в самостоятельном труде.
В ненецких детских играх находят отражение ситуации из жизни взрослых. Игры детей являлись своего рода тренировкой. Летом дети расширяли территорию своих игр. В стойбище рядом с настоящим чумом устраивали соревнования в метании аркана, стрельбе из лука. Они сами делали луки со стрелами по образцу древних, дедовских.
У коренных народностей, живущих в тундре и занимающихся преимущественно оленеводством, дети всегда с большим увлечением играли в оленей, устраивали гонки на оленях. В процессе игры они изображали пастьбу оленей, воспроизводили основные операции, производимые в оленеводстве.
Родители – северяне поощрительно относятся к детским играм, имеющим промысловый характер. Они видят в них одно из средств воспитания в детях любви к тундре, оленеводству, охоте, рыбному промыслу, привития им навыков трудовой деятельности.
Если дети во время игр научатся метко набрасывать тынзян на рога оленя, то они будут хорошими оленеводами. Если ненецкие дети будут уметь метко попадать из самодельного лука в цель, то они не упустят из рук песца и лисицу.
Во время игр дети, вступая в различные взаимоотношения, друг с другом, подражают взрослым, вполне сознательно следуют определённым этическим правилам. Игры способствуют формированию у детей таких качеств, как доброта, коллективизм, взаимопомощь, справедливость и честность.
Национальные игры народов Севера – это тот живительный кислород, который необходим для тех, кто позже будет поднимать и преобразовывать свой Север, свою землю, свой очаг, чтобы он не погас в такую трудную для нашей Родины годину и для выживания тех малочисленных народностей Севера, которых остаётся всё меньше и меньше.
Национальные игры Ямало-Ненецкого автономного округа – это ступенька к возрождению своих традиций духовной культуры и физического совершенства. Коренные жители испокон веков передавали своим детям традиционное северное ремесло: охота, рыбная ловля, оленеводческое ремесло. В таком направлении и зарождались национальные игры, которые давали людям не только заряд бодрости, физического совершенства, но и профессионального мастерства в народном быту северян
Такие игры, как «Мюсева» (каслание), «Мя» (чум), «Рыбаки и рыбки», «Ловля оленей» и другие вырабатывают у детей профессиональную закалку, перенимаются традиции своих родителей и соответственно традиции развития физического воспитания и, в частности, национальных видов спорта Северного многоборья. Эти игры и в других регионах и северных краях.
Для школ-интернатов Севера, когда погодные условия не дают возможности выходить на улицу, очень важно знать и те игры, которые можно проводить в вестибюле спального корпуса, в классе. Это порой и забытые игры, и давно потерянные в народе, но так необходимые для работ, для развития их внимания, для развития памяти, мышления, смекалки и других качеств. Это такие игры, как «Запомни название», «Тихое пение», «Запомни предмет», «Найди предмет», «Два сигнала», «Руки на стол» и другие.
А также развлекательные игры, как «Липкие пеньки», «Хаер», «Поймай по звуку», «Третий лишний» – разве это не тот двигательный потолок, который так необходим не только для детей Севера, да и всем другим детям, для их нормального физического развития.
В северных округах России популярными стали спортивные игры народов Севера под названием «Национальные виды спорта Северного многоборья», в которых принимают участие и обучаются в школах-интернатах дети уже со 2-3 классов и продолжают своё совершенство в этом виде уже, будучи взрослыми людьми. Так, метание тынзяна (аркана) на хорей, очень популярно у Северных народов, а метание аркана на дальность, перетягивание палки, национальная борьба популярны среди тундрового населения и молодёжи, но не входящего в Северное многоборье, а в школе-интернат дети этими видами единоборства занимаются с большим интересом.
В тёплые зимние дни необходимо детям давать возможность играть на улице. Закаливание детей – северян требует на сегодняшний день большой перестроечной программы только по этому направлению. Большая простудная заболеваемость детей говорит сама за себя, - там, где дети большую часть дня проводят в помещении (в классе, спальном корпусе, игровых комнатах), там заболеваемость детей намного увеличивается по сравнению с тем, кто делает наоборот – свежий воздух, лыжные прогулки, катание на санках, катание с детских горок, игры на площадках – вот неполный перечень тех компонентов, необходимых для укрепления здорового детского организма, который сможет не только выжить в таких экстремальных условиях, но и сможет возрождать свои многовековые традиции и в области духовой культуры, и в области традиционной физической культуры (национальных видов спорта, народных).
Национальные и народные игры должны быть настольной книгой для воспитателей школ-интернатов в первую очередь, ведь родители отдают своих детей в школы-интернаты не на неделю – две, а на целый учебный год, где они живут, воспитываются, учатся, занимаются спортом, посещают кружки прикладного искусства. А забота о здоровье детей ложится на нас, учителей и воспитателей, работающих в северных школах-интернатах, и если эта забота будет только мнимая, бесплановая, беззаботная – детям Севера придётся очень трудно, а значит, и будущего Севера не видать. Физическое воспитание подрастающего поколения народов Севера, их традиционный потенциал, накопленный многолетним жизненным опытом целым поколением, живущих тундровиков и их детей, является на данный период жизненно важным и необходимым современным процессом физического и духовного воспитания детей – северян.
Воспитать ребёнка физически здоровым, способным жить и продуктивно трудиться в суровых природных условиях - –дна из важнейших задач народной педагогики коренного населения Крайнего Севера.
Значительная роль в этом принадлежит национальным играм и состязаниям.
Национальные игры способствуют развитию у детей ловкости, силы, выносливости, меткости, сообразительности, находчивости и инициативности, учат их подчинять свои желания интересам коллектива, помогать друг другу. Использование этих игр в школах-интернатах народностей Крайнего Севера ведёт к повышению эффективности спортивной и другой внеклассовой работы.
Литература
1. Богун Пётр Никитович «Национальные и народные игры» - 93 г.
2. «Просвещение Крайнего Севера» №23 –87г. ст. «
3. «Воспитание школьников»№5 – 94г. ст. «Игры детворы» стр.62
4. «Воспитание школьников» №5 – 97г. ст. «Все игры в гости к нам» стр.18
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кунина Инна Викторовна
→ kunina 13.02.2013 0 2735 423 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК