Из опыта работы воспитателя класса "особый ребенок" с учащимися с ОВЗ и их родителями в коррекционной школе УШ вида
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 613 Московского района г.Санкт – Петербурга
Методическое объединение воспитателей
СТАТЬЯ
«Из опыта работы воспитателя класса «Особый ребенок» с учащимися с ОВЗ и их родителями в коррекционной школе УШ вида»
Выполнила: Калнина Анна Алексеевна
Воспитатель класса «Особый ребенок»
высшей квалификационной категории
Санкт – Петербург
2013г
«Из опыта работы воспитателя класса «Особый ребенок» с учащимися с ОВЗ и их родителями в коррекционной школе УШ вида.»
Работа воспитателя в классе и группе продленного дня «особый ребенок»
имеет свои особенности. В нашей школе не было опыта такой работы. Поэтому нам пришлось подбирать формы и методы работы с родителями и детьми по принципу проб и ошибок. Мы изучили опыт работы коллег из других школ, включая и зарубежный. Теперь мы хотим рассказать, что у нас получилось, поделиться своим опытом.
В классе «особый ребенок» не все дети научатся читать и писать. Да это и не самое главное для таких детей. Гораздо важнее их социальная адаптация. И здесь роль воспитателя трудно переоценить.
На уроках учитель и воспитатель работают по учебному плану учителя, но т.к. наши дети часто не выдерживают все 40 минут учебной нагрузки, то воспитателю приходится индивидуально заниматься с таким ребенком, меняя вид деятельности, переключаясь с учебной на игровую. При этом игровая деятельность должна помочь ребенку закрепить то, что он не смог усвоить на уроке. Например: изучая алфавит, разыгрываем сказку, в которой буквы приходят знакомиться с детьми. Изучая тему диких и домашних животных, показываем кукольный театр или играем в настольные игры по данной тематике и многое другое.
Нашим детям мы стремимся создать комфортные условия и благоприятный психологический климат. Поэтому на переменах, если дети устали, они могут отдохнуть под тихую, спокойную музыку, послушать сказку или потанцевать, поиграть в мяч и т.д. Все это происходит под руководством и наблюдением воспитателя.
Во второй половине дня дети посещают группу продленного дня. В классах «особый ребенок» не задают домашнего задания. Эти дети не ходят на кружки. Поэтому время их нахождения в ГПД надо заполнить занятиями, дающими возможность развить у таких детей речь, зрительное и слуховое внимание, мелкую и крупную моторику, координацию движений и т.п. Для этого в план работы группы продленного дня мы включили чтение детских книг, беседы, просмотры художественных и мультипликационных фильмов, лепку, рисование, конструирование, музыкальные занятия. Составляется расписание занятий в группе продленного дня, где каждому дню недели соответствует определенный вид занятий. Например:
Понедельник – чтение и беседы, просмотр мультфильмов;
Вторник – рисование;
Среда – лепка;
Четверг – музыкальная гостиная;
Пятница – в гостях у сказки.
Мы вывешиваем это расписание в классе. В расписании напротив дня недели
и вида занятия помещается фотография, на которой изображены наши дети за определенным занятием (рисуют, лепят, танцуют и др.). По такому расписанию ребенок, даже не умеющий читать, поймет, чем мы сегодня будем заниматься.
В понедельник мы начинаем новую тему. Воспитатель подготавливает материал. Это может быть рассказ, сказка, стихотворение на эту тему. Вместе с детьми мы читаем или смотрим фильм, а затем происходит его обсуждение в виде беседы.
Во вторник, на занятиях по рисованию, мы рисуем иллюстрации к прочитанному в понедельник или на тему беседы, а возможно и на произвольную тематику. При этом применяются различные техники ( ватной палочкой, пальчиковый и др.)
В среду, на занятия по лепке или конструированию, дети лепят персонажей произведений или могут готовить работы к различным конкурсам. Чаще всего это декоративно-прикладное творчество. Большое внимание мы уделяем работе с нетрадиционными материалами: соленым тестом, крупами, семенами, макаронными изделиями, природными материалами, а так же валяние из шерсти, квиллинг и др. Эти техники способствуют развитию моторики, расширению сенсорного опыта, получению различных ощущений от соприкосновения с разными материалами. Декоративно-прикладное творчество оказывает благоприятное терапевтическое воздействие на ребенка.
В четверг в музыкальной гостиной мы слушаем любимые песни из мультфильмов, музыкальные произведения классиков, написанные для детей.
Дети танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах и одновременно изучают различные музыкальные инструменты.
Пятница проходит под девизом «В гостях у сказки». В этот день мы смотрим детские и мультипликационные фильмы, можем инсценировать сказки. Особенно дети любят играть в кукольный театр. За детей, которые не говорят, роли озвучивает воспитатель.
Чтобы правильно построить работу с каждым ребенком необходимо знать его возможности, наклонности, особенности, интересы, предпочтения и в соответствии с этим привлекать его к тому или иному виду деятельности, занимать его в том или ином мероприятии. В этом нам помогает анкетирование, которое мы проводим при поступлении ребенка в школу.
Другим направлением работы воспитателя является работа с родителями. Как было уже сказано ранее, плодотворная, результативная работа педагогов и успехи детей немыслимы без тесного сотрудничества с родителями. В основе взаимодействия воспитателя с родителями должны лежать принципы взаимного уважения, помощи и терпения. Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. И в этой работе мы стараемся применять как традиционные формы и методы, такие как беседы, консультации, родительские собрания и т.д., так и нетрадиционные.
Одной из первых и важных, на наш взгляд, формой работы с родителями является беседа. Она позволяет установить контакт педагога с семьей. Будучи непродолжительной, беседа должна быть содержательной и конкретной. Воспитатель ежедневно беседует с родителями или членами семьи. Чаще всего темами таких бесед являются: поведение детей, их успехи и трудности, возникающие во время пребывания их в школе. Часто родители обращаются к нам за консультацией. Мы стараемся дать им квалифици-рованный совет. Например, был вопрос – как развить моторику у детей?
Т.к. мы работаем с детьми с тяжелыми умственными нарушениями, которые зачастую не могут застегнуть пуговицу, держать ложку, завязать шнурки, объяснить, что им нужно, мы решили заниматься декоративно- прикладным творчеством. Приглашали родителей на занятия, давали мастер-классы работы с шерстью (мокрое валяние), с крупами, макаронными изделиями, соленым тестом и т.п., показывали, как можно вовлечь ребенка в работу (техника рука в руке) и т.д., творили вместе. Родители, у которых часто опускаются руки и пропадает надежда на то, что их ребенок может что-то самостоятельно сделать, работая с педагогами и детьми, видят явное влияние занятий на развитие моторики, координации движений, развитие мыслительного процесса. Это вселяет большую надежду на то, что не все еще потеряно, что можно еще что-то сделать, чтобы улучшить жизнь своих детей. Рекомендуем продолжать занятия дома.
Одной из специфических особенностей класса «Особый ребенок» является малочисленность. Здесь нет возможности избрать родительский комитет. Его образуют все родители. Кроме того наши дети самостоятельно не ходят в школу. На занятия и после уроков их обязательно сопровождает кто-то из родственников или няни. Поэтому педагоги, особенно воспитатели, ежедневно встречаются с родителями и многие вопросы решаются оперативно, в текущем порядке. Родительские собрания проводятся совместно с классным руководителем. В основном это организационные и итоговые собрания. Большое значение имеет организационное собрание 1 сентября в 1 классе. Кроме стандартных вопросов в повестку дня мы обязательно включаем разъяснение отличия класса «Особый ребенок» от других классов, знакомим родителей с учебной программой и проводим анкетирование, которое оказывает неоценимую помощь при работе с первым классом и вновь поступившими детьми, когда нужно получить большое количество информации о ребенке, семье, родителях. А в работе с «особыми детьми» такая информация особенно необходима. Мы разработали различные анкеты: по выявлению агрессивности ребенка, его возможностях, особенностях, отношениях и месте ребенка в семье, методах поощрения и наказания в семье и т.п. Темы для тематических собраний подсказывает сама жизнь, поведение детей. К итоговым родительским собраниям бывают приурочены выставки творческих работ учащихся, награждение участников и победителей различных конкурсов, выставок. Награждаются родители, активно участвующие в жизни класса и школы. Традиционно совместно с родителями организуются и проводятся дни рождения детей, различные праздники и мероприятия. Благодаря совместной работе устанавливается тесный контакт педагогов и родителей, от которого выигрывают все и прежде всего дети. И всегда нужно помнить, что воспитание начинается с улыбки.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Калнина Анна Алексеевна
→ АннаКалнина 02.12.2013 0 4620 345 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.