Воспитание гуманного отношения к животным_2 класс_ Этические чтения


Муниципальное образовательное учреждение полного общего образования
«Москаленский лицей»








ЭТИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ




«ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОГО


ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОТНЫМ»







Подготовила
Гаак Елена Валентиновна
учитель начальных классов


Москаленки – 2010

http://pedsovet.su/ - тысячи материалов для учителей


Актуальность

Работая более 20 лет в школе, я стала замечать, что отношение нынешних детей к некоторым представителям животного мира, формируется негативно. Дети воспринимают этих животных враждебно, высказываются об уничтожении этих животных. Чтобы изменить отношение детей младшего школьного возраста к хищникам, пресмыкающимся и др.видам животных, я поставила перед собой


цель: выявить причины негативного отношения к данным животным и воспитывать гуманное отношение детей к представителям данных видов животных.




































Этичное отношение ребёнка к животному начинает формироваться в семье, с первых лет его жизни и продолжает формироваться в школе.
Однажды я предложила ответить своим ученикам на вопрос: есть ли на свете животные добрые и злые? И если есть, то каких они считают добрыми, а каких
злыми?
Подавляющее большинство класса ответили, что такие животные есть. К «добрым» они отнесли кошку, собаку, белку, слона, ежа и др.


Среди «злых» первое место с большим отрывом занял волк. Кроме него были названы тигр, змея, крокодил, а также акула, собака и др.





Очевидно, что восприятие детьми ряда представителей животного мира как злых носит негативную окраску и требует исправления.
Для преодоления отрицательного отношения детей к животным нужна специальная работа. Для её эффективности важно выявить, почему происходит деление животных на «добрых» и «злых».
Я поинтересовалась у детей и выяснила, что дети считают тех или иных животных злыми потому что:
- эти животные могут принести вред человеку (волк, тигр, крокодил «убивают людей», «волк убивает овечку, а она приносит пользу человеку»;
- вредят другим животным («убивают мелких животных», «собака обижает кошку, кусает человека»);
- они «безжалостные», «совершают плохие поступки».
Причем один и тот же школьник может объяснить причину своего негативного отношения к животному сразу всеми перечисленными причинами.

Нетрудно заметить, что дети не делают различий между человеком и животным.

Как и человек, животные «могут совершать плохие и хорошие поступки», иметь положительные и отрицательные черты характера, быть добрыми и злыми.
Такое восприятие детьми окружающего мира, когда ребенок переносит неосознанно


черты, события, свойственные человеку называется олицетворением природы. Это явление известно давно. Не случайно испокон веков в сказках для детей природа жи-

вет по тем же законам, что и люди.















Такая особенность детского восприятия природы не может не учитываться при формировании гуманного отношения к животным. Важно учителю при этом, гармонично сочетать прием олицетворения с рациональным познанием окружающего мира. И учителю желательно позаботиться о том, чтобы прием олицетворения не способствовал негативному отношению к природе, не усугублял уже накопленные отрицательные представления.
Следует воздержаться от негативных характеристик животных. Каким может быть отношение к волку, если в сказках, в речи его характеризуют «злым». Не будет способствовать положительному отношению к животным и использование в учебно – воспитательном процессе таких произведений для детей, как например стих. С.Баранова «Птица – секретарь»:
Ползёт змея, и всё живое
Бежит с пути её стремглав.
Ах, с кем бы, с кем бы ей сразиться?
Убить, быть может, эту птицу
С высоким, жестким хохолком?
Такая характеристика змеи, как хулиганствующей особы, развлекающейся от нече-

го делать убийством, вряд ли будет способствовать её охране.
Учитывая все выше сказанное, педагогу необходимо для преодоления негативного отношения детей к животным необходимо:
- довести до сознания детей, что бытующее мнение об опасности крупных хищни-

ков, пресмыкающихся, змей сильно преувеличено, что животных этих по вине чело-

века становится всё меньше;
- показать экологические особенности этих животных, их роль в природе; формировать представления о том, что хищники убивают других животных не потому, что они злые, а потому, что они не могут существовать иначе, что злыми могут быть


только люди, которые без особой нужды истребляют диких животных;
- обращать внимание детей на трогательную заботу зверей о своем потомстве;
- создавать ситуации, в которых дети могли бы поставить себя на место животных, выступить в роли их защитников.
Все прекрасно знают произведение Р.Киплинга «Маугли». На примере этого произведения я провела урок природоведения, в котором были реализованы те направления, которые были определены выше.
(Используемый материал статьи «О волке и волках» в книге И.И.Акимушкина
«Мир животных: млекопитающие» - М., 1990).

В классе появляются волки ( переодетые дети), рассаживаются в круг. На возвыше-
нии сидит вожак стаи Акела.
Акела Закон вам известен!
Смотрите же, о волки!
Засады, облавы – пешком и на машинах, вертолетах и самолетах … Так люди охо-
тятся за нами. Люди вынесли нам смертный приговор, местами он уже приводится в исполнение. В приговоре четыре пункта обвинения:
1. Уничтожение домашних животных.
2. Уничтожение диких животных.
3. Распространение опасных болезней.
4. Нападение на человека.
Я хочу, чтобы вы, Свободный Народ, опровергли эти обвинения. Давайте же расскажем о нас, волках. Многие ли люди видели волка воочию? Волк не повстреча-
ется охотникам. Не только потому, что хитёр и осторожен. Прежде всего потому, что волк сейчас чрезвычайно редкий зверь.
Волк 1. Я хочу поставить под сомнение последний пункт обвинения – нападение на человека. Много небылиц написано о таких нападениях. Что интересно, чем меньше становится волков, тем охотнее печатаются книжки об их людоедских подвигах.
Волк редко нападает на человека. Вы когда – нибудь задумывались над тем, почему старые волчатники очень храбрый народ? Есть молодцы, которые отправляются в
лес за волчатами, вооружаются только мешком. Идет по деревне этот человек, помахивает своим «оружием». В окнах испуганные лица. А на лице волчатника усмешка: волчина не тронет! С ружьем можно только навредить.
Волк 2.Они не только храбры, но и жестоки: за взрослых волков платят больше, некоторые волчатники, найдя логово, не забирают волчат, а, перекрутив проволокой их ноги так, чтобы ходить не могли, оставляют мучаться до осени. Бедные, искалечен-
ные звери далеко от логова не уползут, но и взрослые их не бросят, выкормят.
Осенью придет этот человек, найдет подросших калек и, глядишь: лишние деньги у него в кармане.
Волк 3. А давайте заглянем в логово,
Среди валежен меж корнями,
Отрывши яму для жилья,
Росла волчиная семья…
Устроится в логове мы стараемся с комфортом. Но всегда заботимся о безопасности. Заранее ищем несколько запасных мест для логова и хорошо их запоминаем. И когда

там, где волчата родились, стало вдруг небезопасно, сейчас же унесем от туда детей.
Мать – волчица. Когда волчата родятся, волчица первые недели лежит с ними в логове, потом осторожно выползает из норы, но далеко от нее не уходит. Когда – нибудь члены «большой семьи» приносят ей сюда добычу: все, что поймали. Преж-
де она и сама рыщет по округе. И вот, тогда няньки – «тетки», «дядьки» - нянчат волчат. Они с ними играют, кормят проглоченным на охоте мясом и, конечно, несут бдительный караул. Волк – отец тоже долг свой не забывает. Он всегда рядом (если
не ушел с волчицей). А осенью, когда детишки подрастут, волчья «большая семья» охотится стаей, и молодые учатся у старых «законам джунглей».
Волк 4. Вообще волки обладают ангельским терпением по отношению к малышам. Вернется отец с охоты, усталый, хочет спать, но не будет ему покоя! Приходится развлекать своих чад. А отношение волков к малышам, даже чужим, заслуживает не только похвалы – подражания! Если погибнут родители, другой волк, найдя волчат, вскормит их, вспоит и научит жить. У волков дружная семья. Но их щедрость простирается не только на своего брата. Волк не тронет песца, ворующего припрятанную волком, добычу. Он добр к вороне, сороке, лисе. Он способен исторгнуть кусок мяса из своего желудка и для собаки.

Волк 5. А еще мы очень любим поиграть. Особенно любим прыжки. Прыгаем вертикально вверх – свечкой (хорошо, что задние ноги у нас сильные), один перепрыгивает через другого. Чехарда да и только! Играем и в кошки – мышки. Вы
не смейтесь, волки и улыбаться умеют! Улыбка разная: нежная, веселая, хитроватая, застенчивая. В общем, волчья улыбка.
Волк 6. А я хочу рассказать об охоте. Представьте. Тундра. Тысячи оленей. Недале-
ко волки. Двое кинулись прямиком за стадом. Стадо не дремлет, растягивается.
Громче стучат копыта. Нет, волкам их не догнать. Даже тонконогие, хрупкие оленя-
та бегут быстрее. Волки отстают – зачем зря тратить силы? Но вот еще группа оленей. Опять стремительная атака – и вдруг… из оленьего стада выделяется прихрамываю-
щий олень. Его товарищи быстро уходят вперед, а он что-то мешкает, и волки настигают его. Кажется совершенно злодейское преступление. Но если вы проверите этого оленя, обнаружите следующее: переднее копыто у оленя отсутствует, его лег-
кие поражены болезнью и уже наполовину уничтожены, кишечник изъеден ядами кишечных микробов и сердце слабое. Любой из этих болезней достаточно, чтобы считать это животное обреченным. Остался бы этот олень жить – стал бы ходячим источником заразы. Нашел бы себе самку и родился бы у них олененок, не стойкий к болезням. Когда он вырастет, тоже принесет болезненного олененка… Так вымира-
ют стада оленей, а ученые раньше разводили руками – почему так? Теперь ясно
почему.
Волк 7. А на Аляске, в одном заповеднике перебили всех волков. Четыре тысячи

оленей обрели спокойствие, и через 10 лет их стало 42 тысячи. Но огромное стадо,
съев и вытоптав весь лишайник на пастбищах, стало катастрофически быстро вымирать. Пришлось призвать на помощь волков: из положения «вне закона» их перевели под защиту.
Мы волки – главные санитары леса, тундры, степи. Если нет крупных животных,
мы едим мелких грызунов – вредителей сельского хозяйства. Опять польза от волка! Мы ловим щук весной в протоках, а иногда вынуждены есть даже ягоды и насеко-

мых. Мы очень нетребовательные звери.
Акела. Так вредный или полезный зверь волк? Такой вопрос задавать неверно, ведь многие животные могут быть и вредными, и полезными одновременно. Там, где
волков разводится много, и от них страдают стада овец, домашних оленей, за волками начинают охотится. А там, где волков мало, где они все время проводят в глухом
лесу, к ним надо относится бережно. Мы волки – Свободный Народ, но сегодня мы просим у вас, люди, защиты!
Учитель. Действительно, все в природе небесполезно. В каждом животном нужно найти что-то хорошее. Давайте же будем бережно относится ко всему живому, ко
всем животным, будь то зайчишка или лисица, бельчонок или волк, кошка или змея!
Заканчивается сценка стихотворением Б.Заходера «Все-все на свете, на свете нужны!...».

Дети очень восприимчивы к такого рода мероприятиям. После проведения такого урока, никто из детей не считал волка злым животным ( до урока таких была треть класса). В лучшую сторону изменилось отношение детей и к другим животным. Во многих анкетах появились высказывания типа « я не могу обвинять животных, такими их создала природа, и все они нужны».





























Используемая литература:

И.И.Акимушкин «Мир природы: млекопитающие» М., 1990 г.(материал статьи «О волке и волках)


Слайд 1
Воспитание гуманного отношения к животным Подготовила Гаак Елена Валентиновна учитель начальных классов Москаленского лицея
Слайд 2
«Добрые» животные
Слайд 3
«Злые» животные
Слайд 4
«Злые» потому что:  -Эти животные могут принести вред человеку (волк, тигр, крокодил «убивают людей», «овечку, а она приносит пользу человеку» -вредят другим животным («убивают мелких животных») -они «безжалостные», «совершают плохие поступки»
Слайд 5
Олицетворение природы  Человек Животные «могут совершать плохие и хорошие поступки» «иметь положительные или отрицательные черты характера» «быть добрыми и злыми» Восприятие детьми окружающего мира, когда ребенок неосознанно переносит черты, события, свойственные человеку
Слайд 6
Что необходимо для преодоления негативного отношения к животным - Довести до сознания детей, что опасность от крупных хищников, пресмыкающихся, змей сильно преувеличена, т.к. этих животных по вине человека становится все меньше; - показать экологические особенности этих животных, их роль в природе; - Обращать внимание детей на трогательную заботу зверей о своем потомстве; - Создавать ситуации, в которых дети могли бы поставить себя на место животных, выступить в роли их защитников.
Слайд 7
«…я не могу обвинять животных, такими их создала природа, и все они нужны…»
Слайд 8
Спасибо за внимание!

Полный текст материала Воспитание гуманного отношения к животным_2 класс_ Этические чтения смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гаак Елена Валентиновна  stuelena
02.04.2010 0 4801 764

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК