Слайд 1
Воспитание гуманного
отношения к животным
Подготовила
Гаак Елена Валентиновна
учитель начальных классов
Москаленского лицея
Муниципальное
образовательное учреждение полного
общего образования
«Москаленский лицей»
ЭТИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
«ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОГО
ОТНОШЕНИЯ
К ЖИВОТНЫМ»
Подготовила
Гаак Елена Валентиновна
учитель
начальных классов
Москаленки – 2010
http://pedsovet.su/ - тысячи материалов для учителей
Актуальность
Работая более 20 лет в школе, я стала замечать, что отношение нынешних детей к некоторым представителям животного мира, формируется негативно. Дети воспринимают этих животных враждебно, высказываются об уничтожении этих животных. Чтобы изменить отношение детей младшего школьного возраста к хищникам, пресмыкающимся и др.видам животных, я поставила перед собой
цель:
выявить причины негативного отношения
к данным животным и воспитывать гуманное
отношение детей к представителям данных
видов животных.
Этичное отношение
ребёнка к животному начинает формироваться
в семье, с первых лет его жизни и продолжает
формироваться в школе.
Однажды я
предложила ответить своим ученикам на
вопрос: есть ли на свете животные добрые
и злые? И если есть, то каких они считают
добрыми, а каких
злыми?
Подавляющее
большинство класса ответили, что такие
животные есть. К «добрым» они отнесли
кошку, собаку, белку, слона, ежа и др.
Среди «злых» первое место с большим отрывом занял волк. Кроме него были названы тигр, змея, крокодил, а также акула, собака и др.
Очевидно, что восприятие детьми ряда
представителей животного мира как злых
носит негативную окраску и требует
исправления.
Для преодоления
отрицательного отношения детей к
животным нужна специальная работа. Для
её эффективности важно выявить, почему
происходит деление животных на «добрых»
и «злых».
Я поинтересовалась у детей
и выяснила, что дети считают тех или
иных животных злыми потому что:
-
эти животные могут принести вред человеку
(волк, тигр, крокодил «убивают людей»,
«волк убивает овечку, а она приносит
пользу человеку»;
- вредят другим
животным («убивают мелких животных»,
«собака обижает кошку, кусает человека»);
- они «безжалостные», «совершают
плохие поступки».
Причем один и тот
же школьник может объяснить причину
своего негативного отношения к животному
сразу всеми перечисленными причинами.
Нетрудно
заметить, что дети не делают различий
между человеком и животным.
Как и человек,
животные «могут совершать плохие и
хорошие поступки», иметь положительные
и отрицательные черты характера, быть
добрыми и злыми.
Такое восприятие
детьми окружающего мира, когда ребенок
переносит неосознанно
черты, события, свойственные человеку называется олицетворением природы. Это явление известно давно. Не случайно испокон веков в сказках для детей природа жи-
вет по тем же
законам, что и люди.
Такая особенность
детского восприятия природы не может
не учитываться при формировании гуманного
отношения к животным. Важно учителю при
этом, гармонично сочетать прием
олицетворения с рациональным познанием
окружающего мира. И учителю желательно
позаботиться о том, чтобы прием
олицетворения не способствовал
негативному отношению к природе, не
усугублял уже накопленные отрицательные
представления.
Следует воздержаться
от негативных характеристик животных.
Каким может быть отношение к волку, если
в сказках, в речи его характеризуют
«злым». Не будет способствовать
положительному отношению к животным и
использование в учебно – воспитательном
процессе таких произведений для детей,
как например стих. С.Баранова «Птица –
секретарь»:
Ползёт
змея, и всё живое
Бежит с пути её стремглав.
Ах, с кем бы, с кем бы ей сразиться?
Убить, быть может, эту
птицу
С высоким,
жестким хохолком?
Такая характеристика
змеи, как хулиганствующей особы,
развлекающейся от нече-
го делать убийством,
вряд ли будет способствовать её охране.
Учитывая все выше сказанное, педагогу
необходимо для преодоления негативного
отношения детей к животным необходимо:
- довести до сознания детей, что бытующее
мнение об опасности крупных хищни-
ков, пресмыкающихся, змей сильно преувеличено, что животных этих по вине чело-
века становится
всё меньше;
- показать экологические
особенности этих животных, их роль в
природе; формировать представления о
том, что хищники убивают других животных
не потому, что они злые, а потому, что
они не могут существовать иначе, что
злыми могут быть
только люди,
которые без особой нужды истребляют
диких животных;
- обращать внимание
детей на трогательную заботу зверей о
своем потомстве;
- создавать ситуации,
в которых дети могли бы поставить себя
на место животных, выступить в роли их
защитников.
Все прекрасно знают
произведение Р.Киплинга «Маугли». На
примере этого произведения я провела
урок природоведения, в котором были
реализованы те направления, которые
были определены выше.
(Используемый
материал статьи «О волке и волках» в
книге И.И.Акимушкина
«Мир животных:
млекопитающие» - М., 1990).
В классе появляются
волки ( переодетые дети), рассаживаются
в круг. На возвыше-
нии сидит вожак
стаи Акела.
Акела
Закон вам известен!
Смотрите
же, о волки!
Засады, облавы – пешком
и на машинах, вертолетах и самолетах …
Так люди охо-
тятся за нами. Люди
вынесли нам смертный приговор, местами
он уже приводится в исполнение. В
приговоре четыре пункта обвинения:
1. Уничтожение домашних животных.
2. Уничтожение диких животных.
3. Распространение опасных болезней.
4. Нападение на человека.
Я
хочу, чтобы вы, Свободный Народ, опровергли
эти обвинения. Давайте же расскажем о
нас, волках. Многие ли люди видели волка
воочию? Волк не повстреча-
ется
охотникам. Не только потому, что хитёр
и осторожен. Прежде всего потому, что
волк сейчас чрезвычайно редкий зверь.
Волк
1. Я хочу
поставить под сомнение последний пункт
обвинения – нападение на человека.
Много небылиц написано о таких нападениях.
Что интересно, чем меньше становится
волков, тем охотнее печатаются книжки
об их людоедских подвигах.
Волк редко
нападает на человека. Вы когда – нибудь
задумывались над тем, почему старые
волчатники очень храбрый народ? Есть
молодцы, которые отправляются в
лес
за волчатами, вооружаются только мешком.
Идет по деревне этот человек, помахивает
своим «оружием». В окнах испуганные
лица. А на лице волчатника усмешка:
волчина не тронет! С ружьем можно только
навредить.
Волк
2.Они не
только храбры, но и жестоки: за взрослых
волков платят больше, некоторые
волчатники, найдя логово, не забирают
волчат, а, перекрутив проволокой их ноги
так, чтобы ходить не могли, оставляют
мучаться до осени. Бедные, искалечен-
ные
звери далеко от логова не уползут, но и
взрослые их не бросят, выкормят.
Осенью
придет этот человек, найдет подросших
калек и, глядишь: лишние деньги у него
в кармане.
Волк
3. А давайте
заглянем в логово,
Среди
валежен меж корнями,
Отрывши
яму для жилья,
Росла волчиная
семья…
Устроится в логове мы стараемся
с комфортом. Но всегда заботимся о
безопасности. Заранее ищем несколько
запасных мест для логова и хорошо их
запоминаем. И когда
там, где
волчата родились, стало вдруг небезопасно,
сейчас же унесем от туда детей.
Мать
– волчица. Когда
волчата родятся, волчица первые недели
лежит с ними в логове, потом осторожно
выползает из норы, но далеко от нее не
уходит. Когда – нибудь члены «большой
семьи» приносят ей сюда добычу: все, что
поймали. Преж-
де она и сама рыщет по
округе. И вот, тогда няньки – «тетки»,
«дядьки» - нянчат волчат. Они с ними
играют, кормят проглоченным на охоте
мясом и, конечно, несут бдительный
караул. Волк – отец тоже долг свой не
забывает. Он всегда рядом (если
не
ушел с волчицей). А осенью, когда детишки
подрастут, волчья «большая семья»
охотится стаей, и молодые учатся у старых
«законам джунглей».
Волк
4. Вообще
волки обладают ангельским терпением
по отношению к малышам. Вернется отец
с охоты, усталый, хочет спать, но не будет
ему покоя! Приходится развлекать своих
чад. А отношение волков к малышам, даже
чужим, заслуживает не только похвалы –
подражания! Если погибнут родители,
другой волк, найдя волчат, вскормит их,
вспоит и научит жить. У волков дружная
семья. Но их щедрость простирается не
только на своего брата. Волк не тронет
песца, ворующего припрятанную волком,
добычу. Он добр к вороне, сороке, лисе.
Он способен исторгнуть кусок мяса из
своего желудка и для собаки.
Волк 5. А
еще мы очень любим поиграть. Особенно
любим прыжки. Прыгаем вертикально вверх
– свечкой (хорошо, что задние ноги у нас
сильные), один перепрыгивает через
другого. Чехарда да и только! Играем и
в кошки – мышки. Вы
не смейтесь, волки
и улыбаться умеют! Улыбка разная: нежная,
веселая, хитроватая, застенчивая. В
общем, волчья улыбка.
Волк
6. А я хочу
рассказать об охоте. Представьте. Тундра.
Тысячи оленей. Недале-
ко волки. Двое
кинулись прямиком за стадом. Стадо не
дремлет, растягивается.
Громче стучат
копыта. Нет, волкам их не догнать. Даже
тонконогие, хрупкие оленя-
та бегут
быстрее. Волки отстают – зачем зря
тратить силы? Но вот еще группа оленей.
Опять стремительная атака – и вдруг…
из оленьего стада выделяется
прихрамываю-
щий олень. Его товарищи
быстро уходят вперед, а он что-то мешкает,
и волки настигают его. Кажется совершенно
злодейское преступление. Но если вы
проверите этого оленя, обнаружите
следующее: переднее копыто у оленя
отсутствует, его лег-
кие поражены
болезнью и уже наполовину уничтожены,
кишечник изъеден ядами кишечных микробов
и сердце слабое. Любой из этих болезней
достаточно, чтобы считать это животное
обреченным. Остался бы этот олень жить
– стал бы ходячим источником заразы.
Нашел бы себе самку и родился бы у них
олененок, не стойкий к болезням. Когда
он вырастет, тоже принесет болезненного
олененка… Так вымира-
ют стада оленей,
а ученые раньше разводили руками –
почему так? Теперь ясно
почему.
Волк 7. А
на Аляске, в одном заповеднике перебили
всех волков. Четыре тысячи
оленей обрели
спокойствие, и через 10 лет их стало 42
тысячи. Но огромное стадо,
съев и
вытоптав весь лишайник на пастбищах,
стало катастрофически быстро вымирать.
Пришлось призвать на помощь волков: из
положения «вне закона» их перевели под
защиту.
Мы волки – главные санитары
леса, тундры, степи. Если нет крупных
животных,
мы едим мелких грызунов –
вредителей сельского хозяйства. Опять
польза от волка! Мы ловим щук весной в
протоках, а иногда вынуждены есть даже
ягоды и насеко-
мых. Мы очень
нетребовательные звери.
Акела.
Так вредный
или полезный зверь волк? Такой вопрос
задавать неверно, ведь многие животные
могут быть и вредными, и полезными
одновременно. Там, где
волков
разводится много, и от них страдают
стада овец, домашних оленей, за волками
начинают охотится. А там, где волков
мало, где они все время проводят в глухом
лесу, к ним надо относится бережно.
Мы волки – Свободный Народ, но сегодня
мы просим у вас, люди, защиты!
Учитель.
Действительно,
все в природе небесполезно. В каждом
животном нужно найти что-то хорошее.
Давайте же будем бережно относится ко
всему живому, ко
всем животным, будь
то зайчишка или лисица, бельчонок или
волк, кошка или змея!
Заканчивается
сценка стихотворением Б.Заходера
«Все-все на свете, на свете нужны!...».
Дети очень восприимчивы к такого рода
мероприятиям. После проведения такого
урока, никто из детей не считал волка
злым животным ( до урока таких была треть
класса). В лучшую сторону изменилось
отношение детей и к другим животным. Во
многих анкетах появились высказывания
типа « я не могу обвинять животных,
такими их создала природа, и все они
нужны».
Используемая
литература:
И.И.Акимушкин «Мир
природы: млекопитающие» М., 1990 г.(материал
статьи «О волке и волках)
Автор: Гаак Елена Валентиновна
→ stuelena 02.04.2010 0 4915 764 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.