Конкурс ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ


Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества».











КОНКУРС ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ











Подготовил: Портнов Михаил

Николаевич, методист.



Адрес образовательного учреждения:

413726, Саратовская область, г. Пугачёв,

ул. Кутякова, 47











2009 г.

Цель конкурса: развивать творческие способности обучающихся, формировать умения управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.



Предлагаемый конкурс – командное состязание.

Количество игроков в команде 4 – 5 чел.

Оптимальное количество команд, участвующих в конкурсе, - 4…5.

Возраст участников конкурса 13 – 14 лет (7 – 8 кл)



Оборудование: карточки с заданиями, листы бумаги, авторучки, фломастеры, карандаши, часы или секундомер, информационное табло.



Правильность выполнения конкурсных заданий определяет компетентное жюри. За ошибки и просчёты максимальная оценка, выставляемая командам, снижается. Команда – победительница определяется по наибольшему количеству набранных баллов.

В проведении конкурса очень важна роль ведущего. Он должен разъяснять смысл каждого задания, стимулировать нестандартные и интересные решения, помогать участникам конкурса оценивать уровень предлагаемых решений.

Важно проявлять доброжелательность и терпимость к ответам, уметь принимать и обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными или невероятными.


Перед игроками вывешивается информационное табло, на котором по ходу игры помощник ведущего записывает количество набранных командами баллов.











Ведущий

Я приветствую участников конкурса изобретателей!

Сегодня вряд ли кто станет оспаривать утверждение, что изобретатели – это люди, умеющие заглянуть в будущее. Велика их роль в создании и приумножении экономического потенциала страны.

Для настоящего творца нового нет малых дел. Каждое изобретение, даже небольшое – это шаг в развитии техники, которая в свою очередь может явиться базой для новых изобретений.

Если проследить жизненный путь многих учёных и новаторов, то можно непременно заметить, что все они стремились к «подзарядке» своих знаний. Эта черта изобретателю необходима, так как из всех грузов только багаж знаний помогает идти в гору. Случай помогает только тем, кто трудится и ставит перед собой изобретательскую задачу, одаривает только подготовленный ум. Отдельные исключения не могут нарушить общего творческого правила.

Путь большого изобретателя начинается с малого, с первого робкого шага, с первой догадки, с первого замысла. Вполне возможно, что сегодняшний конкурс станет для кого – то из его участников первым шагом в изобретательство.

Желаю всем творческих успехов!


Представляю участников конкурса:


Команда ___________________________


Команда___________________________


Команда___________________________


Команда___________________________


Команда___________________________


Представляю жюри:


_____________________________________


_____________________________________


_____________________________________

1 этап. «Разминка»


Правила проведения этапа.

Ведущий зачитывает командам – участницам конкурса вопросы и варианты ответов. После короткого обсуждения все команды представляют свои варианты ответов, затем ведущий называет правильный.

Время на обсуждение и принятие решения 30 … 40 сек.

За каждый правильный ответ команде присуждается один балл.





1. В 19 веке изобрели двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине или ином жидком топливе. С таким двигателем удалось построить и самодвижущийся экипаж. В его названии греческое слово «аутос» - сам и латинское «мобилис» - подвижный.

Как назывался такой самодвижущийся экипаж?

- Пароход.

- Автомобиль. ( ! )

- Паровоз.



2. Считается, что этот предмет появился у аборигенов – коренных жителей Австралии. Это особый метательный снаряд, обладающий свойством описывать при полёте своеобразные кривые и даже возвращаться к ногам бросившего его человека. Кроме того, от обычной палки этот предмет отличало то, что для увеличения дальности его полёта использовались свойства воздушной среды. Полёт этого предмета зависит от аэродинамических сил, действующих на его лопасти.

Как называется этот предмет?

- Метательный диск.

- Крыло.

- Бумеранг. ( ! )

- Винт.



3. В Москве, у академии, где готовят инженеров – лётчиков, стоит памятник этому учёному. Сам он никогда лётчиком не был, а был специалистом по механике и математике. Учёный стал основоположником науки аэродинамики. Эта наука о том, как строить самолёты и летать на них.

В Московском университете учёный поставил большую трубу, по которой вентилятор гнал сильный поток воздуха ( она называется аэродинамической трубой ). В ней проводились испытания подъёмной силы моделей разных форм самолётных крыльев.

Как фамилия этого учёного?

- Попов А.С.

- Жуковский Николай Егорович

(1847 – 1921) ( ! )

- Менделеев Д.И.



4. Трудно назвать область человеческой деятельности, которая не интересовала бы этого учёного. Он изучал нефтяные месторождения, различные составы нефти и, пожалуй, первым сделал вывод, что нефть ценна не только как топливо, но и как источник многих важнейших веществ. Он исследовал земную атмосферу и бесстрашно, в одиночку совершил полёт на воздушном шаре. Он интересовался освоением Арктики и разработал проект ледокола. Много лет был директором Главной палаты мер и весов и способствовал развитию науки о точных измерениях. Занимался сельским хозяйством, изучал торговое дело, разрабатывал состав бездымного пороха, а разработанную им периодическую систему химических элементов называют «Таблицей умножения» в химии.

Кто этот учёный?



- Вавилов Н.И.

- Менделеев Д.И. ( ! )

- Кулибин И.П.

- Павлов И.П.







5. Первые космические экспедиции показали, что люди могут жить и успешно трудиться на орбите. Вот почему Главный конструктор советской космической техники С. П. Королёв после полёта Ю. Гагарина решил создать тяжёлую орбитальную станцию. Первую станцию вывели на орбиту вокруг Земли в 1971 году.

Как она называлась?

- Мир.

- Восток.

- Салют ( ! )

- Союз.





6. Чтобы передавать речь и другие звуки на любые расстояния, американский профессор, преподаватель школы глухонемых А. Г. Белл изобрёл специальное устройство – телефон.

Это произошло в



- 1801 г.

- 1876 г. ( ! )

- 1903 г.





7. Название « метрополитен» произошло от греческого слова «метрополис», что означает «главный город, столица». Первое метро появилось более ста лет назад в столице Англии – Лондоне. В нашей стране первая линия метро была построена в Москве. Первые поезда пошли по ней

- 15 мая 1926 года.

- 15 мая 1935 года. ( ! )

- 15 мая 1940 года.






Примечание. В вопросах, приведенных выше, знаком ( ! ) обозначен

правильный ответ.



2 – ой этап конкурса.


В своей жизни дети узнают разные способы разрешения тех или иных ситуаций. Некоторые из этих способов часто повторяются и становятся привычными, другие – забываются. Однако зачастую решение жизненных проблем лежит за рамками привычных представлений. Поэтому полезно обращать внимание учащихся на альтернативные способы действия в различных ситуациях. Последующие два задания направлены на развитие умения искать альтернативные варианты решения.



Задание № 1. Каждой команде вручается карточка с заданием:

Что нужно делать, если надо узнать погоду на улице, не выходя из дома?

Сколько способов ты знаешь?





Задача играющих предложить как можно больше способов решения данного задания.

Примеры ответов:

- можно посмотреть в окно и на термометр;

- можно послушать прогноз погоды по радио или телевизору;

- можно понаблюдать за домашними животными;

- т.д.


Время на выполнение задания – 4 минуты.

Максимальная оценка – 10 баллов. По решению жюри максимальная оценка может быть снижена.





Задание № 2. Сколькими способами можно сообщить новость дру-

гому человеку?

Перечислите как можно больше способов.


Примеры ответов:

- можно передать словами;

- можно передать с помощью жестов;

- можно – азбукой Морзе.

- т.д.


Время на выполнение задания – 3 минуты.

Максимальная оценка – 10 баллов.





3 – ий этап конкурса.



Давно не даёт покоя изобретателям обыкновенный гвоздь. Несмотря на то, что это самая простая крепёжная деталь, её история уходит в незапамятные времена. Ещё первобытный человек пользовался костями рыб и животных, шипами растений, заострёнными корнями и щепками деревьев для скрепления различных предметов, частей построек. В бронзовом веке появились первые металлические гвозди – литые и кованые. Именно тогда родилась и их традиционная форма – заострённый стержень со шляпкой, не изменившаяся за прошедшие тысячелетия. В Египте, Греции, Риме были широко распространены железные, медные и бронзовые гвозди. Древняя Русь издавна знала кованые гвозди, о чём говорят письменные источники той поры.

Для изобретателей гвоздь и по сей день остаётся творческой задачей. Беспокоит их весьма простая и обычная форма гвоздя. А нельзя ли её улучшить, усовершенствовать?



Задание. Предложить новую конструкцию гвоздя, обладающую более совершенными свойствами.



В ремя на выполнение задания 5 минут.

Максимальная оценка 10 баллов.


Примечание: команды должны представить жюри эскиз предлагаемой

конструкции и обосновать все нововведения.

4 – ый этап конкурса.



Задание: Вниманию команд предлагается сломанная игрушка или

часть её (кузов детского автомобиля, ковш экскаватора,

педаль от велосипеда, пропеллер от самолёта и т. д.).

Необходимо предложить как можно больше идей, как и

где данный предмет можно использовать.



Время на выполнение задания – 3 мин.

Максимальная оценка 10 баллов.





5 – ый этап конкурса.

Блиц – турнир ( вопрос – ответ).



Ведущий зачитывает командам вопросы. Задача играющих – как можно быстрее ответить. За каждый правильный ответ команде засчитывается один балл. ( Как вариант можно предоставить командам 15 -20 сек. на обдумывание ответа.)



  1. В каком городе выпускают автомобили «Волга» ?

-Нижний Новгород.

2. Крупные обломки ледников, плавающие в океане.

-Айсберг.

3. Средство для передвижения человека по снегу.

- Лыжи.

4. Строительное искусство, умение проектировать и создавать города,

жилые дома, общественные и производственные здания.

- Архитектура.


5. Природное явление, которое использует парусное судно для

движения.

- Ветер.

6. Наука о Вселенной и населяющих её объектах: планетах, звёздах.

- Астрономия.

7. Прибор для измерения температуры.

- Термометр.

8. Уменьшенная модель планеты Земля.

- Глобус.

9. Множество точек на плоскости, равноудаленных от одной точки

( центра ).

- Окружность.

10. Самое близкое к Земле небесное тело, естественный спутник

нашей планеты.

- Луна.

11. Удобная и безопасная стоянка для морских судов, используемая для

их загрузки и разгрузки.

- Порт.

12. Ботаническая коллекция засушенных растений.

- Гербарий.

13. Прибор для измерения атмосферного давления.

- Барометр.

14. Коллекционер марок.

- Филателист.

15. Пятая буква русского алфавита.

- «Д»

16. Русский писатель, создатель Толкового словаря живого велико-

русского языка.

-Даль Владимир Иванович.

17. Печь для выплавки чугуна.

- Доменная печь

( Домна )

18. Тонкая листовая сталь.

- Жесть.

19. Потемнение кожи человека под воздействием солнечных лучей.

- Загар.

20.Обработка материалов, заключающаяся в нагреве и последующем

быстром охлаждении.

- Закалка.

21. Язык, на котором говорят французы.

- Французский.

22. Новое и обладающее существенными отличиями техническое решение

задачи в любой отрасли хозяйства.

- Изобретение.

23. Аппарат для искусственного выведения птиц.

- Инкубатор.

24. Род сухопутных войск, в котором для передвижения и действий в бою

использовалась верховая лошадь.

- Кавалерия.

25.Диаметр канала ствола огнестрельного оружия.

- Калибр.

26. Кратковременный дождь большой интенсивности.

- Ливень.

27.Специалист по проводке судов, хорошо знающий местные условия

плавания.

- Лоцман.

28. Прибор для измерения давления жидкости и газа.

- Манометр.

29. Небольшой стеклянный сосуд с делениями для измерения объёмов

жидкостей.

- Мензурка.

30. Режущий инструмент для опиливания металлических поверхностей.

Стальной брусок с насечками на поверхности.

- Напильник.

31. Боевой надводный корабль, основная ударная сила которого –

авиация.

- Авианосец.

32.Портрет художника, выполненный им самим.

- Автопортрет.

33.Старинная крытая зимняя повозка на полозьях с дверцами и окнами.

- Возок.

34.Ручная машина с электрическим, пневматическим или гидравлическим

приводом для завинчивания гаек, винтов, болтов.

- Гайковёрт.

35. Двенадцатый месяц календарного года.

- Декабрь.

36.Разговор двух лиц.

- Диалог.

37. Цирковой артист, демонстрирующий мастерство эквилибристики на

канате, закреплённом между опорами.

- Канатоходец.

38. Судно для плавания во льдах.

- Ледокол.

39. Инструмент для нарезания внутренней резьбы (вручную).

- Метчик.

40. Гигантский электрический искровой разряд между облаками или

между облаками и земной поверхностью.

- Молния.

41. Полотнище для преобразования энергии ветра в энергию движения

судна.

- Парус.

42. Повозка, буксируемая тягачом.

- Прицеп.

43. Прямая широкая улица в городе.

- Проспект.

44. Спортивный снаряд в тяжёлой атлетике.

- Штанга.

45. Пластины для проверки зазоров между поверхностями.

- Щуп.

46. Проверка знаний.

- Экзамен.

47. Приспособление для удержания судна ( корабля ) при стоянке на

открытой воде.

- Якорь.

48. Инструмент для проведения на заготовке разметочных линий,

параллельных выбранной базовой поверхности.

- Рейсмус.

49. Ручной деревообрабатывающий инструмент для получения строгани-

ем плоских поверхностей.

- Рубанок.

50. Денежная единица равная 100 копейкам.

- Рубль.

51. Внутреннее помещение автобуса, самолёта для пассажиров.

- Салон.

52. Сотая доля метра.

- Сантиметр.

53. Режущий инструмент для сверления отверстий.

- Сверло.

54. Ансамбль из четырёх музыкантов.

- Квартет.

55. Десять дней месяца.

- Декада.

56. Скошенная и высушенная трава.

- Сено.

57. Арифметическое действие, обозначающееся знаком плюс (+).

- Сложение.

58. Стрелок, владеющий искусством меткой стрельбы.

- Снайпер.

59. Машина для очистки от снега железнодорожных путей, автомобильных

дорог, улиц, площадей, тротуаров.

- Снегоочиститель.

60. Прибор, указывающий скорость движения машин.

- Спидометр.





Ведущий. Наш конкурс заканчивается. Предоставим слово жюри.



Подведение итогов конкурса, награждение победителей.







Литература.



  1. Арист Л.М. Путь в изобретательство. – Днепропетровск: Промiнь, 1986. – 184с.

  2. Де Боно Эдвард. Рождение новой идеи. – М.: Прогресс, 1976. – 142с.

  3. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники, 1870 – 1917гг.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 304с.: ил.

  4. Гладилина И. Развитие творческих способностей в учебно - воспитательной деятельности// Воспитание школьников. -2008. - №9. –с.14 – 17.

  5. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с.




Полный текст материала Конкурс ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Портнов Михаил Николаевич  MIHAIL
29.04.2010 3 2806 684

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК