Статья "Дидактическая организация образовательного процесса с использованием театрализации"
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
Каменева Т.А.
МОУ «СОШ № 1» г. Валуйки
Белгородской области
Как сделать урок более разнообразным, интересным, насыщенным и неповторимым? Существует много способов для повышения познавательной творческой активности учащихся. Один из них – нестандартные уроки.
Нестандартные уроки – это импровизация учебного занятия, имеющую нетрадиционную структуру. Данные уроки позволяют изменить форму занятия, повысить интерес, стимулировать познавательную активность учащихся. В педагогической практике есть множество типов нестандартных уроков. Одним из эффективных видов нестандартных уроков, развивающих творческую деятельность учащихся, является урок-театрализация.
В рамках урока литературного чтения есть возможность использовать элементы театра, так как литература и театр – два искусства, общим для которых является слово. Театрализация на уроках литературного чтения развивает память, образное мышление, речь, усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения.
Театрализация – методический приём, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные ученики появляются в классе с элементами костюма героя и произносят наиболее выразительные его реплики. Театрализация охватывает разные художественные аспекты: выбор репертуара, сценическую речь, сценическое движение, создание сценариев, изготовление костюмов, декораций, реквизита.
Театрализация включает инсценирование, режиссёрский комментарий, сценически – игровые упражнения, театральное видение пьесы.
Инсценирование – создание драматического изменения эпического текста.
Учащиеся вместе с учителем пишут диалоги героев и создают ремарки, уточняют поведение героев, место и время действия,
Режиссёрский комментарий - создание описания будущего спектакля от имени воображаемого режиссёра, размышление о характере героев, создание эскизов декораций, костюмов, поиск музыкального оформления.
Сценически – игровые упражнения – упражнения на материале текстов художественных произведений с использованием приёмов театральной педагогики. Виды упражнений: сценические этюды, пробы на роль. Учащиеся работают над развитием речи, пластики, игровых способностей.
Театральное видение пьесы – приём изучения драматического произведения, при котором работа над пьесой ведётся в виде деловой игры – воздание воображаемого спектакля. В процессе игры делается режиссёрский комментарий, эскизы костюмов и декораций, проводятся пробы на роль, выявляется идейно – художественное своеобразие пьесы. Во время подготовки театральной постановки учащиеся заняты поиском дополнительной литературы (справочная, художественная, критическая), чаще обращаются за консультацией к учителю. Такая работа даёт возможность для серьёзной умственной деятельности учащихся, для углубленного исследования текста оригинала, создаёт условия для формирования навыков самообразования.
В обучении театрализации выделяется несколько этапов:
- подготовительный: первичное чтение, фрагментальное чтение, непосредственное чтение текста, осмысление, анализ текста;
- исполнительский: интерпретация художественного текста, дополненный элементами театральной технологии (интонирование, костюмы, декорации:
- репетиционный: репетиции перед воображаемым зрителем;
- презентационный: выступление перед зрителями:
- рефлексивный: обмен впечатлениями после просмотра.
При выборе материала нужно придерживаться определённых критериев: сохранение авторского замысла, авторской концепции, атмосферы произведения, соответствие темы читательским, зрительским интересам, возрастным особенностям учащихся, преобладание в выбранном фрагменте диалогов. Инсценирование представляется наиболее эффективной формой урока, которая позволяет превратить школьный урок в своеобразный импровизированный спектакль, не выходя за рамки школьной программы. Дети, играя в театр, находятся в творческой зависимости друг от друга, свободно фантазируют, овладевают актерским мастерством.
В 3 – 4 классах, когда дети уже имеют навыки коллективной самостоятельной работы, для инсценирования им будут интересны басни И.А.Крылова «Ворона и лисица», «Кукушка и петух», «Свинья под дубом», «Две собаки», «Муравей и стрекоза»; отрывки из сказочной повести С.Козлова «Лисичка», «Разрешите с вами посумерничать...», философская сказка М.Метерлинка «Синяя птица»
Знакомство с понятием «театр» начинается в 1 классе.
Фрагмент урока литературного чтения в 1 классе
Развивающая система Л.В.Занкова
Тема: театр
Цели: познакомить учащихся с видами театра, развивать творческие способности учащихся, воспитывать интерес к искусству.
Оборудование: презентация, плакаты, маски, карточки, пальчиковые куклы, кукла Петрушка, кукла-марионетка, фигурка человека из картона.
Вводно-мотивационный этап
(на доске плакаты)
Учитель: Что объединяет эти плакаты?
Учащиеся: Театр
Учитель: Почему вы так решили?
Учащиеся: Это театральные маски, афиша и билет
Учитель: Что вы знаете о театре?
Кто был из вас в театре?
Ваше впечатление?
Основной этап
1. Чтение стихотворения «Театр» учителем
Театр – это мысли
свободный полет,
Театр - здесь фантазия
щедро цветет.
В театре сердец
расплавляется лед.
Театр - здесь
искусства в едино сплелись.
Театр -
здесь мечта и реальность слились.
Театр
- здесь все помыслы тянутся ввысь.
(Вл. Миодушевский)
2.
Рассказ учителя о театре
Театр – это место для зрелищ или само зрелище, одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора передаются зрителю посредством действий актёров. Существует много разновидностей театра. По видам действий актёра во время представления различаются следующие виды театра: театр теней, кукольный театр, драматический, театр кукол-марионеток, балет, опера, оперетта, пальчиковый театр, театр поэзии, театр зверей, театр эстрады, пантомима, театр песни, театр танца. Самый популярный театр – это драматический, в котором все роли исполняют актёры. По мере знакомства на уроке с видами театра вы будете подчёркивать это название на карточке.
Предлагаю вам посмотреть спектакль «Теремок», в котором роли исполняют ваши одноклассники.
3. Спектакль «Теремок»
Учитель: символом театра являются маски: весёлая и грустная.
4. Театрализованное представление
( выходит ученик в театральной маске)
Маска 1 (на руке кукла Петрушка): Здравствуйте, дорогие зрители! Я – театральная маска и хочу познакомить вас с весёлой куклой, которую я одел вместо перчатки. Верно, это Петрушка. В России Петрушка известен более 300 лет. Он всегда шутит, веселит публику, «задирает» её. Он умеет, и петь, и танцевать. Петрушка – это перчаточная кукла. Театр, в котором выступает Петрушка, называется кукольный театр.
Маска 2 (держит куклу-марионетку): Приглашаю вас познакомиться с этой необычной куклой. Она управляется с помощью нитей. Называется она кукла-марионетка. Имя ей дали в честь святой девы Марии; марионетки- маленькие Марии. Спектакль, где участвуют марионетки, называется театр кукол-марионеток.
Маска 3 (на экране делает тень человека от картинки): Мы к ней привыкли, так как она сопровождает нас повсюду. Она рядом с нами, но мы не можем убежать от неё, иногда мы её просто не замечаем. Это тень. С её помощью создают удивительные театральные зрелища. Эти спектакли можно увидеть в театре теней. Теневой театр – это древнейшее искусство. Оно зародилось несколько тысяч лет назад на Востоке: в Индии, Японии, Турции. Представления театра теней проходили ночью. На поляне на бамбуковых шестах ставили огромный экран. За экраном разжигали костёр из скорлупы кокосовых орехов. По другую сторону располагались зрители. Перед экраном садился рассказчик, а за экраном появлялись тени людей и животных.
Маска 4 (на пальцах одеты маленькие куклы): Приглашаю вас в невероятно увлекательную игру. Это пальчиковый театр. Актёром этого театра может стать каждый, для этого нужно изготовить куклу, которая одевается на палец. Фигурки делаются из бумаги, ткани, пряжи.
5. Беседа с учащимися
Учитель: Ребята, сейчас каждый из вас попробует себя в роли актера. К сегодняшнему уроку вы с родителями приготовили пальчиковую игрушку – любого зверя или птицу. И сейчас вы будете перевоплощаться в своего героя. Актёр должен хорошо представлять характер героя. И я предлагаю вам соотнести название и характер героя (на экране в левом столбике – названия животных: лиса, заяц, медведь, мышка, сова, а в правом столбике характеристика героя: неуклюжий, хитрая, добрый, трусливый, умная).
6. Парная работа
Учащиеся разыгрывают мини-сценки с участием пальчиковых героев. Они знакомятся друг с другом, с семьей, рассказывают, где живут, с кем дружат, чем интересуются, поют песни или декламируют стихи.
Театрализация – один из самых популярных методов работы на уроках литературного чтения, так как этот вид работы делает урок интересным и разнообразным. Эти уроки призваны научить человека думать, творить, отстаивать свои убеждения. Занимаясь театрализацией, развиваются сенсорные способности детей, расширяется сфера самостоятельной и коллективной творческо-мыслительной деятельности. Она наряду с целями и задачами стандартных уроков развивает у учащихся интерес к самообучению, творчеству, формирует умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. Эти уроки позволяют учителю более творчески подойти к планированию всех этапов урока, разбудить природную любознательность детей и стимулировать познавательную активность.
Литература:
1. Леонтьев А.А. Чтение как понимание. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. - М., 2001
2. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. - М., АО «Аспект Пресс» 1993.
3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каменева Татьяна Анатольевна
→ Публикатор 15.04.2018 0 2769 54 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.