Статья "Формирование духовно-нравственных ценностей у детей с помощью занятий в музыкальной школе"
МБУДО «Детская школа искусств «Орфей»
Московская область
«ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ, С ПОМОЩЬЮ ЗАНЯТИЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
подготовила преподаватель
по классу фортепиано
Руденко Светлана Юрьевна
Г. Луховицы
2018г.
Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценить и сознательно выстроить на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, отечеству, миру в целом.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Какие же основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания?
Нравственный пример педагога;
Социально-педагогическое партнерство;
Индивидуально-личностное развитие;
Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
Социальная востребованность воспитания.
Искусство - вид духовного освоения деятельности, это сама жизнь, которая является объединяющим фактором разных видов искусств.
Искусство - важное средство формирования нравственных и личностных качеств человека его духовного мира. Искусство формирует эмоциональную сферу, совершенствует мышление, развивает творческое воображение.
Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций в подростковой среде. Появление бездуховности, нравственного безкультурия заставляет сегодня многих задуматься о том, как наполнить внутренний мир юного гражданина новыми содержаниями идеалов и стремлений, представление о добре и зле. Очень важно сегодня становится гуманизация жизни школьников, воспитание у них чуткости и доброты, милосердия и сострадания, социальной справедливости и сочувствия.
Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирование у него:
1. Нравственных чувств - совести, долга, веры, ответственности, патриотизма;
2. Нравственный облик - терпение, милосердие, кротость;
3. Нравственных позиций - способность различать добро и зло, готовность преодолению жизненных трудностей; 4. Нравственных поведений - готовность служить людям и отечеству, послушание, духовной рассудительности.
Страна вступила в третье тысячелетие. Характерной чертой нашей эпохи является наличие в ней сложных социально экономических, политических, экологических и других проблем. Для их реализации требуется многое, в том числе и образование, а так же духовное развитие. К развитию личности важно воспитание, становление которое, в первую очередь, ложится на плечи современного образования, школы. Очевидна необходимость в совершенствовании практики духовно-нравственного воспитания в школе, в поиске новых подходов к воспитанию учащихся.
Одна из главных задач дополнительного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействия на процесс становления его нравственных качеств, идеалов. Основа духовно-нравственного развития закладывается на уроках музыки. Педагог должен на своих уроках музыки научить ребенка слушать и слышать, смотреть и видеть, развивать фантазию, любовь к музыке. Научится проводить параллель между музыкой и произведениями искусства. Слушая музыку, человек становится более отзывчивым к различным эмоциональным смыслам, натура ученика становится более чувствительная, тонкая, сочувственная. Слушая музыку, начинает вырабатываться свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
С музыкой дети знакомятся с рождения, слушая колыбельные матери, детские песни, затем, продолжают знакомство в детском саду, в кружках и на конец, в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирование личности.
В мире есть вечные ценности: добро, любовь, сила духа, красота, свет, ценность жизни. Музыка является носителем ценностей, познания. Поэтому занятия музыкой в музыкальной школе является актуальным в образовании, в наше время.
Играя какое-то произведение, ученик пытается понять чувства автора, настроение, мысли композитора, то, что он хотел рассказать в своем произведении. Играя пьесу, ребенок старается пережить чувства, которые хотел показать автор.
Учитель музыки является наставником духовно-нравственного воспитания, в нашем репертуаре огромное количество классической музыки, та музыка, которую дети практически не слышат дома и тем более на улице. Задача педагога музыкальной школы - приобщить детей к музыкальному искусству, творчеству и развить любовь к прекрасному. И чем раньше дети начнут соприкасаться музыкой, тем лучше для становления души.
Маленький ребенок все впитывает как губка и очень многое оставляет у него неизгладимое впечатление.
Полноценное восприятие музыки и развитие художественного вкуса достигается при условии целенаправленного педагогического руководства, мастерства и умения. Педагог должен не только проводить музыкальную работу с учащимися, но и организовывать эстетические мероприятия.
Очень полезно на уроках слушать музыку, привлекать художественную литературу, живопись. Это помогает настроиться на прослушивание музыки, понять смысл исполняемого произведения. Очень хорошо попросить ребенка после прослушивания музыки нарисовать свои рисунки.
Музыкальная школа является сферой большого влияния на художественный мир ребенка, это влечет за собой необходимость учителя систематически и целенаправленно заниматься вопросами духовно-нравственного развития на любом уровне. Не смотря на общие тенденции и методики, каждый педагог решает, как он будет работать по развитию ребенка, к каждому ученику индивидуальный подход.
Чтобы музыкальное образование было полным, и влияло на духовно-нравственное развитие ребенка, нужно:
Развивать у ученика способность воспринимать музыку, переживать эмоции, после услышанной музыки;
Развитие необходимых способностей и умений;
Усвоение знаний.
Большую роль для духовно-нравственного развития детей является прослушивание и посещение концертов классической музыки, балетов. Все это влияет на духовное обогащение, формирование общечеловеческих ценностей.
Сегодняшние дети отстают в духовно-нравственном развитие, чем дети, которые были раньше. Сейчас детей очень портит телевидение, компьютеры, ребята утрачивают образное мышление и творческие способности.
Именно в детстве закладывается фундамент, в это время надо знакомить детей с разным репертуаром, включая музыку всех стилей, направлений периодов. Весьма важно использовать как классические произведения, так и современные, как высоко-духовные, так и народные.
Задача педагогов в наше время вернуть нашим ученикам любовь к русской культуре, поэзии и литературе, русской живописи, музыке, русской природе, героям, русским святым, русской земле. Это Должно быть основой идей современного музыкального образования в России.
Большая роль, влияние на духовно-нравственное развитие ребенка оказывает народная музыка. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической народной музыкой, тем лучше станет его общее духовное развитие. Музыка раскрывает всю гамму чувств, эмоций, с которыми дети в повседневной жизни сталкиваются редко. Уже на первых занятиях в музыкальной школе дети знакомятся с русской народной песней, играя их, слушая. Русская народная песня раскрывает красоту души русского народа. Мелодия и слова – могучая воспитательная сила, раскрывающая перед ребенком народные идеалы, тонкость, эмоциональную натуру русской души.
Слушая народную музыку, ребенок осваивает бесценный культурный опыт, созданный поколениями. В народных мелодиях раскрываются чувства и переживания простого русского народа, человека, восхищения природой.
Народная музыка, народная сказка, былины, сказания легли в основу многих произведений великих русских композиторов: М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин, А. Лядов.
Один из великих русских композиторов П. И. Чайковский, внес большой вклад в копилку духовно-нравственного развития детей, сочинив специально для фортепиано «Детский альбом». Играя произведения из этого сборника, ребенок может пережить много эмоций - это и «Болезнь куклы», и «Похороны куклы», «Новая кукла», сколько переживаний в этих пьесах. Отдельное место занимает в этом цикле пьес «Утренняя молитва» - музыка показывает покой и возвышенное созерцание. В музыке можно услышать пение церковного хора. «Зимнее утро», «песня жаворонка» - музыка рисует картины природы.
Музыка П. И. Чайковского очень легко воспринимается, раскрывая перед учеником мир прекрасного, нравственного.
Так же очень хорошо для восприятия красоты детям слушать классическую музыку разных времен: Генделя, Вивальди, Баха, Моцарта, Бетховена, Шумана, Шопена, Мендельсона.
Занимаясь музыкой, дети пополняют свой багаж новыми знаниями, интересными сведениями. Дети узнают, что композитор – это человек, который сочиняет музыку, мазурка и вальс – это танцы, шарманка – это музыкальный инструмент, и так далее.
Дети пополняют свой словарный запас новыми словами, выражениями, характеризующими настроение, характер, чувства, переданные в музыке.
Нравственное воспитание является средством активизации духовного потенциала личности, компенсирующим недостаток его проявления в других областях социально-духовной жизни. Музыка универсальное средство духовного развития человеческой личности.
Задача педагога – воспитать душу, средствами искусства учить мыслить, чувствовать. Сопереживать, чтобы у ребенка развился не только интеллект, но и душа. Учитель должен учить школьника ориентироваться в мире музыки, привить вкус и приобщить к высоким духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении миром музыки понять себя и свое место в мире.
Список используемой литературы:
Выготский Л. С. Педагогика. Сбор. Соч. в 6 томах.М., 1982-1984.
Коган М. С. Взаимодействие искусства в педагогическом процессе. Отв. ред. Н. А. Яковлева. – Л., 1989.
Неменский Б. Н. Мудрость красоты. О проблемах эстетического влияния. – 2е изд., переработка и доп. – М., 1987.
Школяр Л. В., Кросильникова М. С., Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. – М.: Просвящение, 1983
На странице приведен фрагмент.
Автор: Руденко Светлана Юрьевна
→ Тихе 22.04.2018 0 7054 89 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.