Методическое сообщение «Индивидуальность ученика и искусство педагога»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Печора»
Методическое сообщение
Преподавателя высшей квалификации по классу фортепиано
Богдановой Н.В.
Тема: «Индивидуальность ученика и искусство педагога»
22 октября 2018г.
Трудной, но очень важной проблемой музыкальной педагогики является выявление и развитие в процессе обучения индивидуальности ученика. Дарование и мастерство музыканта - педагога проявляются в умении выявить и развить лучшие задатки каждого ученика, способствовать формированию его индивидуальности, помочь ему найти нужную специальность, наиболее соответствующую его индивидуальному складу.
Опытные педагоги органично сочетают воспитание – выявление лучших задатков ученика и обучение, то есть передачу ученику знаний, умений, приёмов исполнительской работы. Такое понимание педагогического искусства отражено в трудах А.Корто, Л.Ауэра, Г.Нейгауза.и многих других.
Руководящие принципы педагогов – воспитателей: установление контакта с каждым учеником в процессе творческой работы; развитие и поощрение инициативы ученика; уважение к ученику как к становящейся личности. Конкретное проявление такого отношения – умение слушать ученика, замечать и поддерживать привлекательные черты его исполнения, улавливать, а порой, даже угадывать проблески замысла. Такое отношение повышает веру ученика в свои силы, его энергию и увлечение работой. Умение слушать – надёжный признак дарования педагога. Воспринимая игру ученика непосредственно, педагог также помнит, как ученик играл вчера, и предвидит, как он сможет играть завтра. В этом проявляется динамика педагогического искусства.
Подлинный педагог пользуется самыми различными методами воздействия на ученика. Особое значение в художественной педагогике имеет эмоциональное воздействие на ученика, способность передать ему увлечение искусством, вызвать восторг через прекрасное. Часто педагог оказывается для ученика помощником, «критиком и советчиком»(по словам Г.Нейгауза). Он даёт импульс, побуждающий ученика к исканиям, к активному совершенствованию, сам же в этом случае незаметно наблюдает, даёт советы, направляет ученика.
Одно из проявлений педагогического мастерства умение выжидать, не торопя ученика, не вмешиваясь, пока в этом нет необходимости, иными словами, умение не мешать ученику. Умение требовать от ученика сегодня того, к чему он сам естественным путём, без нажима придёт завтра.
Педагогу, приступающему к обучению ученика, имеющего некоторую подготовку, приходится учитывать влияние предшествующего обучения. В таких случаях следует внимательно изучить ученика, как личность, тщательно проверить его навыки и умение. Нужно уметь оценить всё, сколько – нибудь приемлемое из «наследства» педагога - предшественника. Очень важно не критиковать своего предшественника, а, наоборот, учить новому, продолжая творческое развитие ученика.
Индивидуальное воспитание следует проводить на основе продуманного плана. Индивидуальный план – это нечто гораздо большее, чем список произведений, намеченных к изучению. План – это педагогический диагноз и прогноз. Планирование и индивидуальный подход к ученику неразрывно связаны. Индивидуальный план традиционно начинается с характеристики ученика. Составить меткую вдумчивую характеристику вовсе не просто, так как ученик личность ещё не сложившаяся, развивающаяся. От педагога требуется умение не только видеть явное, преобладающее сегодня. Но и улавливать робкое, неприметное – то, что сегодня едва пробивается, но чему, возможно принадлежит будущее.
Развитие многих учеников часто не протекает спокойно и гладко. Им не хватает исполнительских средств для воплощения растущих музыкальных запросов. Тогда противоречие между замыслом и умением оказывается мощным стимулом для роста исполнителя. Задача педагога постоянно поднимать его технические умения до уровня музыкальных стремлений. С одарёнными учениками, большей частью, труднее работать, чем с уравновешенными, средними. Одарённым ученикам свойственны порывы и увлечения, им трудно обрести чувство меры. Воспитание таких учеников требует от педагога наибольшего такта, гибкости и дальновидности.
Особенности ученика обосновывают основные разделы индивидуального учебного плана. Задачи на ближайший период, преимущественные методы воздействия, репертуар, умение подобрать наилучший репертуар для каждого ученика – важнейший показатель педагогического мастерства.
При составлении программ каждого ученика необходимо учитывать принцип педагогической целесообразности: доступность изложения, лаконизм и законченность формы, совершенство инструментального воплощения. Программа каждого ученика должна быть разнообразна по жанрам и стилям. Необходимо наряду с трудными сочинениями включать более лёгкие. Эти произведения могут быть учеником быстро разучены. Особенно рекомендуется предостерегаться от форсирования роста ученика, что нередко бывает при обучении одарённых детей. Нет оснований опасаться, что заданное ученику сочинение слишком легко для него – педагог может предъявить более высокие художественные требования к исполнению. И, обратная картина, ученику дано непосильное произведение, педагогу приходится снизить требования к качеству исполняемого.
Исполнительское и педагогическое мастерство музыканта тесно связаны между собой. Однако некоторые преподаватели обладают яркими педагогическими качествами, другие - яркими исполнительскими. Талантливые педагоги часто умеют развить в своих учениках такие качества, которых им самим не хватает. Одарённый педагог может научить большему, чем он сам умеет. А слабый педагог не поможет ученику развиться, а только помешает.
Трудно справедливо оценить деятельность педагога. Оценкой его труда может служить лишь вклад его деятельности в музыкальную культуру страны – музыкальная деятельность его воспитанников на самых различных уровнях: педагогическом, музыкально – просветительском, исполнительском.
Список используемой литературы.
1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1961г.
2. Досталь Я. Ребёнок за роялем. М., Москва. 1981г.
3.Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л. 1998г.
4.Коган Г. У врат мастерства. М., 1969 г.
.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Богданова Надежда Васильевна
→ Публикатор 13.03.2019 0 2732 348 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.