Конспект занятия ко Дню птиц «Птица счастья»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования «Город Архангельск»

«Соломбальский Дом детского творчества»



Методическая разработка занятия ко Дню птиц

«Птица счастья»


Автор: Вершинина Ирина Викторовна

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «СДДТ» (к. т.: 8(902)5072623)







г. Архангельск

2019 год

Пояснительная записка

Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, воспитателей групп продлённого дня и учителей начальных классов для организации и проведения занятий с детьми в художественном, декоративно-прикладном и эколого-биологическом направлении. Разработка позволяет использовать современные компьютерные технологии при проведении занятий, пропагандировать наиболее эффективные, рациональные формы проведения занятий, выработанных на основе положительного опыта работы.

Занятие «Птица счастья» посвящено международному празднику – Дню птиц, который отмечается 1 апреля.

Данное занятие входит в раздел «Конструирование» 1 года обучения по авторской дополнительной общеразвивающей программе творческого объединения «Радушенька» (приказ директора департамента образования от 23 июня 2011 г. № 875) и рассчитано для детей с 7 лет.

Цель занятия: знакомство детей с разнообразием мира птиц и северными традициями, закрепление приёмов конструирования из бумаги при изготовлении птицы счастья.

Данная цель реализуется через систему задач:

Образовательные: 1) расширить знания детей о птицах; 2) познакомить с технологией изготовления птицы счастья из бумаги; 3) формировать интерес к традиционным народным ремёслам на примере щепной птицы счастья.

Воспитательные: 1) способствовать экологическому воспитанию учащихся; 2) пробудить интерес к культуре своего края, к истокам народного творчества; 3) способствовать формированию нравственно-эстетического воспитания детей.

Развивающие: 1) развитие логического, конструктивного и творческого мышления, внимания и мелкой моторики рук; 2) способствовать духовному развитию личности ребёнка, через изделия декоративно-прикладного творчества.

Ожидаемый результат: формирование знаний у учащихся о птицах, развитие интереса к традиционным народным ремёслам и формирование навыков конструирования из бумаги, на примере изготовления птицы счастья.

Использование мультимедиа дает возможность сделать занятие разнообразным, организовать качественный и одинаково доступный процесс демонстрации приемов работы. Позволяет продемонстрировать этапы, приемы работы с комментариями, что делает процесс обучения интересным, более интенсивным, повышающим мотивацию учащихся. Позволяет подать материал в более доступной форме и сократить время на объяснение.

На занятии присутствуют все рабочие этапы традиционной педагогики:

актуализация знаний (опрос); изучение новых понятий; формирование умений и навыков (практическая часть); заключительная часть.

Здоровьесберегающий эффект достигается посредством целенаправленного использования в процессе обучения комплексов упражнений.

Изучение новых понятий разбивается на две части: активная форма усвоения знаний с опорой на восприятие (рассмотрите, догадайтесь) и пассивная форма в стабильно спокойном комфортном расслабленном состоянии происходит созерцание и накопление информации.

Формирование умений и навыков (практическая часть) происходит через анализ и сопоставление полученных знаний с практической направленностью. На занятии развиваются общие и специальные умения и навыки по технологии работы с бумагой. Учебный материал подается на посильном и доступном уровне научности для учащихся. Информация имеет опору на личный опыт детей, связана с жизнью и актуальна по теме занятия. На занятии чередуются и меняются разнообразные виды деятельности. Для лучшего усвоения материала эффективно и целесообразно используется наглядность в виде образцов педагога и работ мастера, материалов в презентации.

В заключительной части учащиеся анализируют свою работу на занятии, учатся делать выводы, выражают степень удовлетворённости занятием.

Объект труда: птица счастья, сконструированная из бумаги.

Время работы: 45 минут.

Тип занятия: комбинированный.

Методы и методические приёмы: беседа, проблемно-поисковая деятельность учащихся с дидактическим материалом и мультимедийным программным обеспечением (интерактивность обучения), практическая работа, индивидуальная работа, показ способов действий, объяснение с использованием наглядности, анкетирование.

Межпредметные связи: зоология, русский язык, экология, история, технология и краеведение.

Вид деятельности: конструирование из бумаги.

Материально-технологическое оснащение:

  1. На столах детей: клей, инструкционная карта «Птица счастья», бумажные заготовки и нитка для птицы счастья, ножницы.

  2. На столе педагога: образцы птиц счастья из бумаги и щепы, свистульки в виде птиц из глины и дерева.

  3. На доске: тема занятия, инструкционная карта «Птица счастья», задания, термины и понятия.

  4. Ноутбук с презентацией, экран, мультимедийный проектор.

Технические данные:

Мультимедийная презентация к данному занятию. Тип файла: - Microsoft Office Power Point 97-2003 (смена слайдов по щелчку):

  1. 1 слайд - титульный лист;

  2. 2 слайд – аннотация (раскрытие темы и цели занятия);

  3. 3 - 7 слайды - раскрывают содержание нового материала;

  4. 8 - 10 слайды – игры и задания на эрудицию и сообразительность;

  5. 11 – 13 слайды – нацеливают на практическое задание;

  6. 14 слайд - разминка;

  7. 15 слайд - инструкционная карта;

  8. 16 слайд – пример готового изделия;

  9. 17-18 слайды – рефлексия;

  10. 19 слайд – информационные источники;

  11. 20 слайд – заключительный слайд.

Ход занятия

    1. Организационная часть (5 минут).

- Сегодня занятие посвящено празднику. Какому? Кто догадался? Верно, сегодня День смеха, но также сегодня во всём мире отмечается День птиц. Поэтому и тема занятия «Птица счастья» посвящена птице. Кто как думает, что это за птица? (Дети говорят свои предположения.) На занятии вам предстоит расширить свои знания о птицах и сделать птицу счастья.

    1. Основная часть (35 минут).

Сообщение новой темы (5 минут).

- День птиц в мире отмечается с 1906 года. Цель праздника – сохранение видового разнообразия и численности диких птиц.

В России этот праздник имеет давнюю традицию. 22 марта на Руси пекли фигурки жаворонков, встречая перелётных птиц, а с ними и весну. Так на Благовещенье (7 апреля) было принято выпускать птиц из клеток на волю. В эти, обычно совсем еще не теплые дни, перелетные птицы по зову миллионов своих птичьих предков летят на север, преодолевая тысячи километров. Птицы демонстрируют великое чудо любви к родине, несут благую весть о наступающей весне. Открывают сезон грачи, следом начинают перелет дикие гуси, утки, журавли, чайки. В апреле прилетают к нам дрозды, зарянки, зеленушки, зяблики, вьюрки, овсянки.

- Кто-нибудь представляет, сколько всего видов птиц на земле? (Ответ: 8500).

Орнитологи (учёные, изучающие птиц) предупреждают: если исчезнут птицы, наступит экологическая катастрофа в полном смысле, и ее последствия для человека могут быть непредсказуемыми. По их мнению, истребление птиц нанесет невосполнимый ущерб их биологическому разнообразию. Если не охранять птиц некоторые популяции и даже виды могут быть полностью утрачены. Именно в это время всем любителям природы, специалистам, экологам надо объединить все силы и помогать птицам.

Союз охраны птиц России в двадцать первый раз выбрал птицу года. Титул птицы года - 2018 получила скопа. Кто-нибудь слышал об этой птице? А каких птиц года знаете вы? (Дети отвечают.)

- Давайте немного поиграем и узнаем, что же вы знаете о птицах.

Конкурсы «Что ты знаешь о птицах» (10 минут).

За каждый правильный ответ выдаётся –жетон.

Загадки:

1. Избушка нова, жильца нет,

Жилец появится,

Изба развалится. (Яйцо.)

2.В деревне есть часы такие,

Не мёртвые, а живые,

Ходят без завода,

Они птичьего рода. (Петух.)

3.Красные лапки,

длинная шея,

щиплет за пятки,

беги без оглядки. (Гусь.)

4.Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи подбирает,

По полям ночует,

Зёрнышки ворует. (Воробей.)

5.На шесте дворец,

Во дворце певец. (Скворец.)

6.Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (Снегири.)

7. Чёрный, проворный

Кричит «крак»,

Червякам враг. (Грач.)

8. Кто на ёлке, на суку

счёт ведёт «ку-ку…ку-ку»? (Кукушка.)

9.Белая заплатка, чёрная заплатка

По берёзе скачет. (Сорока.)

10. На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два могучих крыла

У хозяина …(орла).

11. Удивительный ребёнок!

Только вышел из пелёнок,

может плавать и нырять,

как родная его мать! (Утёнок.)

12. Живёт в глуши лесной,

и летом, и зимой –

старательный работник,

лесной носастый плотник. (Дятел.)

13. Конечно же, узнали вы,

кто близкий родственник совы. (Филин.)

Задание «Кому, что по вкусу»

К доске выходят 6 человек, каждый ищет на картинке еду для своей птицы: журавля, чайки, снегиря, дятла, совы, воробья.

Задание для эрудитов «Перелётные птицы»

К доске выходят 5 знатоков, каждый угадывает в кроссворде свою птицу. Ответы: чиж, утка, стриж, скворец, ласточка.

Игра «Вопрос – ответ».

1.Верите ли вы, что: воробей переваривает зерно за 3-4 ч, жука за 1 ч, гусеницу за 15 мин. (Верно).

2.Верите ли вы, что: стриж больше всего времени проводит в воздухе. На лету он ест, пьет и даже спит. (Верно).

3. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.);

4. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина.)

5. Какая птица самая большая в мире? (Страус.)

6. Кто из птиц с древних времён служит символом красоты и нежности? (Лебедь.)

- Молодцы! Птиц знаете! А сегодня я хотела рассказать вам ещё о птице счастья.

Рассказ о птице счастья (5 минут)

В былые времена на русском Севере почти в каждой избе висели под потолком деревянные птицы: покой охраняли, от напастей берегли. Назывались они «драночными», потому что хвост и крылья у них расщеплялись на драночки – тоненькие пластиночки. Есть такое поверье у людей Севера. Если в дом пришёл человек, и птица повернула к нему свой носик, это значит – человек хороший пришёл, с добром; а если вернулась, этот человек - недобрый гость в доме. От Белого моря, из Архангельска, от реки Печоры, везут россияне в свои дома щепных птиц. Кто размером с блюдце, кто с блюдо, кому как нравится. Щепных птиц в Поморье мастерят многие умельцы, такие как народные мастера: Дмитрий Михайлович Клопов (д. Веркола Пинежского района) и Мартын Филиппович Фатьянов (д. Селище Лешуконского района). Как появились в народе эти птицы?

Издавна в Архангельской области, богатой лесами, жители занимались поделками из дерева и прутьев ивы. Когда появился железный топор и нож, стали расщеплять древесину на дранки, делать драночные корзины и лукошки.

И вот, сказывали старики, в одной семье, ребенок захворал тяжелой болезнью, против которой знахари оказались бессильны. Лежал он, укрытый звериными шкурами, дело было в конце зимы, а отец его сидел и делал дранки для корзины. Ребенок, устав, видно лежать в душной избе, спросил: «Татку, а скоро лето?». «Скоро, скоро, сынок, еще немножко, и будет лето», – ответил отец, и ему пришла в голову мысль подвесить под потолок птицу, чтобы сыну казалось, будто птицы уже прилетели. «А я тебе сейчас сделаю лето», – сказал он – и сделал птицу: головка, крылышки, хвост – все при ней, как у настоящей. Подвесил ее к потолку у камелька, и птица вдруг ожила: закружилась, крылья ее задвигались в струях горячего воздуха, который шел от камелька.

Ребенок заулыбался и стал быстро поправляться. Заходили соседи, спрашивали, чем же вылечили ребенка. Узнав про птицу, стали просить хозяина, чтобы он вырезал такую же и им. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть ее «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья. (Рассказано по книге Александра Миловского «Скачи, добрый единорог»). Традиция вешать в доме щепных птиц сохранилась и по сей день.

Практическая работа «Птица счастья» (15 минут)

Похожую птицу можно сделать из бумаги и подвесить под потолком (проще всего прикрепить нитку к потолку двусторонним скотчем).

Для работы у вас на столах находится инструкционная карта, заготовки из бумаги, нитка, клей и ножницы.

Я вижу, вам не терпится начать работать, но перед работой необходимо выполнить разминку для пальцев. Повторяйте за мной.

Каждый пальчик – это птичка.

Вот сорока, вот синичка,

Дятел, филин, воробей –

Покажи их всех скорей.

Вам предстоит работать с ножницами. Назовите правила безопасной работы с ними. Молодцы, знаете! Теперь за работу.

1.Туловище согните пополам по сгибу;

2. Хохолок сложить «гармошкой», согнуть пополам, срезать углы, вставить в надрез и склеить по центру;

3. Крылья сложить «гармошкой», срезать углы, вставить в надрез по центру;

4. Хвост сложить «гармошкой», согнуть пополам, срезать углы, вставить в надрез и склеить по центру;

5. В надрез для крыльев проденьте нитку;

6. Осталось только подвесить птичку там, где на неё будут падать потоки воздуха.

  1. Заключительная часть (5 минут).

- Наше занятие подходит к концу, вы все очень хорошо поработали. Давайте подведём итог и ответим на вопросы: Какие дни отмечаются сегодня 1 апреля? 2018 год – год, какой птицы? В какой день года на Руси было принято выпускать на волю птиц? Как называется обрядовое печенье? Какую птицу называют птицей счастья? (Дети отвечают.) Подсчитайте каждый свои жетоны. У кого сколько? (Награждение детей). Своих птичек счастья вы можете подвесить у себя дома или подарить родным и близким. А сейчас, я попрошу вас продолжить фразы: теперь я могу…, я научился (ась)…, было трудно…, у меня получилось…, было интересно…, меня удивило…, сегодня я узнал (а)… и заполнить бланк степени удовлетворённости занятием, отметить ваше настроение. Спасибо всем за работу на занятии! До свиданья, друзья, до новых встреч!


Информационные источники

Методическая литература

  1. Бабушкины уроки. Художественный труд и изобразительное искусство в начальной школе: практическое пособие. – Архангельск: АО «ИППК РО», 1997. – 239 с.

  2. Дидактические материалы по экологии (региональный компонент). Учебное пособие для учителей начальных классов. Авторы составители: Колбасенко М. Н., Севастьянова З. П., - Архангельск, 199

Интернет-ресурсы

Литература для детей

  1. Панин Г.Л. Рукомесло. Художественно-познавательное издание о народном творчестве. – Вельск, 2008. – 52 с.

  2. Что ты знаешь о птицах. Альбом с игровыми заданиями для детей 6-7 лет. Авторы составители: Заплатная С. М. и Куринкова Т. О., Киев РВО «Полиграфкнига», 1994










Приложение

Презентация занятия ко Дню птиц «Птица счастья»



8



Полный текст материала Конспект занятия ко Дню птиц «Птица счастья» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вершинина Ирина Викторовна  Публикатор
10.07.2019 0 3971 70

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК