Программа пришкольного оздоровительного лагеря "Сказка" при МБОУ СОШ № 151
ДЕТСКИЙ ПРИШКОЛЬНЫЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ
«СКАЗКА» МБОУ СОШ №151
(ПРОГРАММА ЛЕТА 2009 г.)
АВТОР ПРОГРАММЫ:
учитель математики и физики
1 квалификационной категории
И.А. Кравцова
НОВОСИБИРСК 20009
1. Общая информация о программе
1. Полное название программы |
Летний оздоровительный лагерь «Сказка» |
2. Автор программы |
Кравцова Инна Александровна |
3. Название организации |
МБОУ СОШ № 151 |
4. Адрес организации |
Г.Новосибирск, ул. Курчатова, д. 13/1 |
5. Цель программы |
Создание в лагере единого образовательно-воспитательного пространства, создающего условия для максимального сохранения здоровья ребенка, проявления социальной активности ребенка, формирования социально положительной жизненной позиции и стремления вести здоровый образ жизни. |
6. Формы проведения |
Викторины, конкурсы, экскурсии, спортивные мероприятия, игры. |
7. Сроки проведения |
Июнь |
8. Кадры |
Педагоги МБОУ СОШ №151, отряд вожатых (учащиеся 5-6 классов) |
9. Официальный язык проекта |
Русский |
10. Общее количество детей за сезон |
100 человек |
Аналитическое обоснование программы лета 2009 пришкольного лагеря «Сказка»
Изменения в экономической, политической и социальной жизни в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков, молодежи. Большую роль в формировании социального развития детей и подростков играют детские оздоровительные лагеря.
Проблема организации летнего досуга всегда остро стояла и стоит перед администрацией и коллективом любой школы и МБОУ СОШ № 151 в том числе.
При создании программы летнего пришкольного лагеря мы исходим из ряда весьма важных оснований:
В летнем пришкольном лагере в период летнего отдыха учащихся можно использовать для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями.
Такая форма активного отдыха способствует сплочению временного детского коллектива.
Развивает творческий потенциал детей.
Развивает личностные возможности ребёнка.
Летний пришкольный лагерь, располагается на базе средней общеобразовательной школы № 151, по адресу: город Новосибирск, ул. Курчатова, д. 13/1, и предназначен для детей 7 – 14 лет.
Цель: создание условий для проявления творческой индивидуальности ребёнка, развитие активности, формирование культуры общения детей.
Для достижения этой цели программа должна обеспечить решение следующих задач:
Создать необходимые и достаточные условия для проявления творческой индивидуальности ребенка.
Создание единого коллектива с эмоциональным климатом взаимопонимания, сотрудничества, доброты, радости, способствующего успешной социализации детей и подростков.
Создать условия для выявления одарённых детей в спорте, культурно-массовой работе.
Расширить кругозор детей с помощью экскурсий, посещения театров, музеев, библиотек.
Воспитывать в детях гражданские, патриотические и нравственные качества.
Повысить двигательную активность учащихся с помощью спортивных мероприятий и сюжетно-ролевых игр.
Привлечь каждого ребёнка к сознательному выбору здорового образа жизни.
Развивать навыки бережного отношения в земле, природе, миру, окружающей среде.
Развивать культуру общения со своими сверстниками.
Перед сменой проводится инструктивно-методический сбор вожатых. Этот сбор акцентирует внимание на специфике предстоящей работы. Основные вопросы, которые рассматриваются на инструктивно – методическом сборе:
Инструктаж по технике безопасности;
Правила внутреннего трудового распорядка;
Должностные обязанности вожатого и воспитателя.
Механизм реализации программы летнего пришкольного лагеря «Сказка»
Программа ориентирована на первичный временный детский коллектив.
Режим работы лагеря с 09.00 до 17.30, завтрак в 9.30 час., обед в 14.00 часов, полдник в 16.00 часов.
Лагерный день начинается зарядкой и заканчивается линейкой, где подводятся итоги дня и объявляются планы на следующий день; в течение лагерного дня ребята обеспечиваются трёхразовым питанием (завтрак, обед, полдник), участвуют в трудовой деятельности и культурно-массовых мероприятиях.
Кадровое обеспечение:
начальник лагеря – Кравцова И.А., учитель первой квалификационной
категории
воспитатели – Васильева А.А., Катынская Г.И., Алфёрова С.А., Якшева Г.В., Тилинина Г.А., Евдокимова О.В., Васильев С.М., Спиридонов А.Н., Ошитко Е.А., Балюта Л.Г., Рак Г.В., Бех Н.А., Регузова Г.П.
организатор спортивных мероприятий – Васильев С.М.
Продолжительность лагерной смены 18 дней с 01.06.2009 по 25.06.2009 г. в режиме пятидневной недели.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Задачи:
Вовлечение детей в социально значимую деятельность;
Создание ситуации успеха каждого участника программы;
Включение взрослых и детей в ценностно-ориентированное общение;
Обучение детей продуктивным формам социального взаимодействия;
Максимальное использование возможностей игры, как способов совместной социально-значимой деятельности.
Творческие объединения по интересам.
Целью творческих объединений является развитие творческо-познавательных способностей детей.
Педагоги дополнительного образования разрабатывают программу своего объединения, рассчитанную на индивидуальные, групповые, коллективные формы обучения и обязательно учитывают возрастные и психологические особенности детей.
Работа в творческих объединениях развивает творческий потенциал ребенка, формирует навыки адаптации к современному обществу и дает возможность полноценной организации свободного времени.
Творческие объединения по интересам разработаны педагогами дополнительного образования ДК «Романтик», ДК «Сибиряк».
РАБОТА С ОТРЯДАМИ.
1-я неделя – Знакомство. Анкетирование. Посещение театров. Музыкальные часы.
2-я неделя – Сюжетно-ролевые игры. Спортивные мероприятия. Музыкальные часы. Экскурсии в музеи.
3-я неделя – Творческие поручения. Спортивные мероприятия. Культурно-массовые мероприятия. Интеллектуальные игры и КВН.
4-я неделя – Культурно-массовые мероприятия. Патриотическое воспитание. Спортивные мероприятия. Заключительная диагностика смены. Отзывы о работе лагерной смены.
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Главный прогнозируемый результат лагеря «Сказка» видится в осуществлении максимальной занятости детей за период деятельности, развитие личности школьников, приобретение ими новых социальных умений и навыков, нового позитивного жизненного опыта, объединении творческих ребят.
Кроме того:
Максимальная включенность всех детей в социально значимую деятельность;
Физическое и психологическое оздоровление детей;
Создание и закрепление у детей ситуации успеха через особую систему стимулирования деятельности;
Получение детьми новых знаний и умений или проявления уже имеющихся в новом качестве;
Создание методического банка апробированных тематических программ;
МЕХАНИЗМ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Анкетирование и тестирование участников программы (метод незаконченного предложения, шкала социального интереса, количественная и качественная характеристика участников программы и т.д.).
Ведение организаторами смены карты анализа программы
Составление диаграмм, анализирующих состояние ребят.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Психолого-педагогическая диагностика в детском пришкольном лагере.
Временность пребывания детей в детском пришкольном лагере накладывает своеобразие на деятельность психологической службы, в то же время краткосрочность пребывания детей во временном коллективе часто позволяет им занимать позиции, которые можно использовать для решения сложившихся у них ранее личностных проблем.
Диагностика является одним из важнейших видов деятельности педагога - психолога, поскольку позволяет вести научно-обоснованную работу с детьми и взрослыми участниками педагогического процесса.
Диагностика - быстрый и удобный способ, который помогает оценить выполнение/невыполнение цели программы лагеря.
Важнейшим условием развития личности становится благоприятный психологический климат той среды, где она живет. Приходя в лагерь, дети окунаются в особую среду, поэтому очень важно, чтобы ребенок имел возможность развиваться и формироваться как личность в новой социальной среде.
Ниже предлагаем основные диагностические методики, используемые в лагере.
Диагностические тесты для детей.
Модифицированный А.Д. Андреевой вариант опросника Ч.С. Спилберга для выявления уровней познавательной активности детей (понимаемой как любознательность, интерес к миру), тревожности и гнева (как базальных эмоций, особенно ярко проявляющихся при затруднениях в процессе приспособления индивида к жизненно - значимым ситуациям).
Дети должны оценить, как они себя чувствуют в лагере (соответственно в начале и конце смены) в баллах по следующей шкале: 4 — почти всегда; З — часто; 2 — иногда; 1 — почти никогда.
Текст опросника
1. Я спокоен.
2. Мне хочется узнать, что сегодня будет в отряде.
3. Мне хочется стукнуть кулаком по столу.
4. Я чувствую себя свободно.
5. Мне интересно.
6. Мне хочется на кого-нибудь покричать.
7. Я нервничаю.
8. Мне хочется все узнать, все понять.
9. Мне хочется что-нибудь сломать.
10. Я раскован, не стесняюсь.
11. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова.
12. Мне хочется кого-нибудь ударить.
13. Я испуган.
14. Мне не интересно.
15. Мне хочется ругаться.
Опросник М.И. Рожкова
Направлен на выявление уровней:
а) социальной активности (как реализуемой готовности к социальным действиям);
б) социальной адаптированности (как способности активного приспособления индивида к условиям социальной среды);
в) социальной автономности (реализующей совокупность установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, соответствующей представлению личности о себе);
г) нравственной воспитанности (отражающей степень сформированности у детей гуманистических ценностей).
Каждое суждение оценивается ребенком в баллах по следующей шкале: 4 — всегда, З — почти всегда, 2 — иногда, 1 — очень редко, 0— никогда.
Текст опросника
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей (старших).
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся, добиваюсь успеха.
4. Умею прощать людей.
5. Я стараюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что придумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказывать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
В конце работы смены в опросник добавить следующие вопросы:
21. В лагере я прислушивался к мнению окружающих.
22. В период пребывания в лагере мои взгляды изменились.
23. В лагере я стал активнее.
24. Обо мне мои товарищи в лагере могли сказать, что я добрый и справедливый.
25. Мне хотелось уйти из лагеря домой.
26. Мне хотелось, чтобы смена была более долгой.
27. О вожатых я могу сказать: «Они мои друзья».
Тест «Я и мои вожатые» (инструкция к проведению)
Детям дается задание нарисовать рисунок на тему «Я и мои вожатые».
Впоследствии при анализе учитывается: кто из вожатых был изображен на рисунке (все или некоторые), близость вожатых к ребенку, контакт с ним, доброжелательность или агрессивность форм вожатого, наличие острые углов, резких линий, зубов (негативная оценка), выразительности глаз, улыбки (положительная оценка), элементов отрядной атрибутики и пр.
Цель: в начальном периоде смены оценивается «первичный контакт» с вожатыми, настрой на них, адаптация взаимоотношений; в заключительном периоде смены оцениваются итоговые «взаимоотношения» с вожатыми, степень включенности детей в отрядную программу (ее успешность).
Тест «Я в круге (отряде)» (инструкция к проведению)
Каждому ребенку выдается бланк (листик с нарисованным на нем кругом размером около 3 см в диаметре). На обратной стороне каждый должен написать свою фамилию. Детям дается инструкция, что круг - это отряд, и предлагается поставить точку (крестик) в том месте, где они себя ощущают в отряде, если в центре, то в центре, если себя совсем не ощущают в отряде, то за кругом и т.п.
Ежедневный тест «Как прошел день?»
Учащимся предлагается выбрать из предложенных ниже рисунков тот, который соответствует его настроению после прошедшего дня в лагере.
Мне хорошо!
Мне плохо! Не хочу говорить!
Список литературы
Актуальные проблемы современного детства. М., 1992—1996.
Бородин Д.Ю. «Четвертый мир». Модель лагеря социально –
психологической помощи подросткам. М., 1996.
Буданова Г.П. Организация детского отдыха детей. М., 1995.
Волохов А.В. и др. Концепция социализации личности ребенка в условиях
деятельности детской организации. М., 1991.
Георгиевский В.А. и др. Проведение праздников в начальной школе. М.,
1983.
Горизонты лета. Программы тематических смен в летнем
оздоровительном центре для детей и подростков. М., 1997.
Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лаге ре. М.,
1988.
Каникулы: игра, воспитание. М., 1988.
Организация летнего отдыха детей и подростков: Сб. нормативных
документов. М., 1997.
Организация оздоровительной работы в учреждениях летнего отдыха
детей. М., 1997.
Педагогическая практика в начальной школе. М., 2000. Гл. 3.
Шмаков С.А. Лето. М., 1993.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Инна Александровна Кравцова
→ Ирана 21.07.2010 5 4756 912 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.