Статья "Особенности работы над детским мюзиклом на занятиях вокального ансамбля"



Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Кронштадтского района Санкт-Петербурга «Град чудес»













«Особенности работы над детским мюзиклом на занятиях вокального ансамбля «Журавлик» в условиях дистанционного обучения»













Автор

Решетова Ольга Александровна

Педагог дополнительного образования ГБУ ДО Дома детского творчества Кронштадтского района г. Санкт - Петербурга «Град чудес»











Санкт – Петербург

2021 год







Мю́зикл (англ. Musical) — музыкально-театральный сценический жанр, произведение и представление, сочетающее в себе музыкальное, драматическое, хореографическое и оперное искусства.

Мюзикл как жанр на самом деле не какая-то там новинка. Это искусство существует примерно 120 лет, у него есть своя классика, своя гигантская история. Создателями этого жанра являются такие композиторы, как Ричард Роджерс, Ирвинг Берлин, Джордж Гершвин, автор 40 мюзиклов.

Несмотря на то, что английский термин «мюзикл» является сокращением от «музыкальной комедии», он может представлять собой также трагедиюфарс или драму.

Ввиду большого жанрового сходства с опереттой, мюзикл как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался, однако на протяжении своего существования он сформировал свои особенности, которые отличают его от других жанров. Предшественниками мюзикла были множество лёгких жанров, где смешались шоу варьете, французский балет и драматические интерлюдии. В сентябре 1866 года на сцене Нью- Йорка прошла постановка «Black Crook», где сплетались романтический балет, мелодрама и другие жанры. Именно она считается исходной точкой нового жанра. Музыкальной комедией охарактеризовал один из своих хитов «Хористка» английский продюсер Джордж Эдвардс. Музыкальная комедия подразумевала лёгкое развлекательное представление, где важным был не сюжет, а скорее популярные вокальные номера в исполнении кумиров публики. Постановки Эдвардса снискали ошеломительный успех в Нью-Йорке, и до начала XX века моду в новом жанре диктовали английские представления. Советский мюзикл - это Дунаевский и Александров: «Весёлые ребята»  были в СССР абсолютным хитом. Причем, они сразу выходили в киноверсии, поэтому оперетта сразу начала сдавать позиции в театре. Даже участие мэтров - Дмитрия Шостаковича («Москва-Черёмушки») и Василия Соловьева-Седого («Самое заветное») не спасло жанр.

В 1975 ДК Кирова было первое представление зонг - оперы «Орфей и Эвридика» Александра Журбина.

Но настоящий расцвет мюзиклы получили в нашей стране в конце 90-х годов. Целая плеяда блестящих исполнителей, переводчиков и режиссеров сделала возможным появление на российской сцене легендарных американских мюзиклов: "42 улица", "Волосы", "Notre Dame de Paris", "Чикаго", "Pola Negri", "Ромео и Джульетта", "Продюсеры" и другие.

До сих пор в театре Ленком идёт мюзикл «Юнона и авось». Тематика мюзиклов может быть самая разнообразная:
«Униженные и оскорблённые» - это серьёзный мюзикл, «Вестсайдская история» - это ещё более серьёзный, а «Человек из Ламанчи» - это Дон Кихот. Особняком стоит  «Норд - Ост», который навсегда останется в памяти людей как трагическая история.

Мюзикл - сплав музыки, поэтического текста, сценического действия, хореографии. Артисту мюзикла необходимо обладать подготовкой во всех этих областях искусств. Мюзиклы более чем какой-либо другой театральный жанр, требуют кардинальной перестройки сложившейся системы обучения артистов, нового подхода к постановке спектакля.

Ещё одной существенной проблемой стало превалирование режиссерского театра. А режиссёр - это человек со своими эстетическими представлениями и запросами, которые отнюдь не являются истинной в конечной инстанции. Но ведь любой театр базируется на актёрском искусстве, которое нередко оказывается задавленным не оригинальностью режиссерских решений и стандартными подходами к работе с актёрами. В итоге оказывается, что достаточно талантливый актёр становится заложником непрофессиональной работы режиссёра, а его возможности так и остаются нераскрытыми.

Есть ли спрос на русскоязычные мюзиклы у публики? Вне всякого сомнения. Однако для того, чтобы этот жанр развивался, ему необходимо перейти из любительской "лиги" в категорию по-настоящему респектабельных шоу.

Обычно дети ансамбля готовили концертные программы, где были выступления всех групп ансамбля. Тематика отчётных концертов была самая разная. Например: «Я рисую», «Весенняя капель», «Времена года», «Вы откуда, облака?» и др. Вокальный ансамбль Журавлик не впервые поставил детский мюзикл. В нашей копилочке уже есть детский мюзикл «Кошкин дом» на музыку Л.Вохмянина и текст С.Маршака в 2019 году, за что мы получили звание Лауреатов 3 степени Международного конкурса театрального искусства «Начало». Был ещё один детский мюзикл на музыку того же автора, что и «Муха-Цокотуха» Леонида Когана «Колобок и ёлка». Это был наш домашний спектакль в рамках ежегодных Рождественских встреч, где был задействован весь коллектив ансамбля. Для этого понадобилась работа не только над вокальными номерами. Добавились занятия по хореографии и актёрскому мастерству. Основной музыкальный материал исполняла старшая и средняя группы, младшие были задействованы в игровых номерах. Как в греческой трагедии, хор сопровождает все основные события сказки «Колобок». Эти два опыта дали толчок к дальнейшему обращению к жанру мюзикла, хотя у нас в ансамбле нет хореографа и специалиста по актёрскому мастерству. С начала ноября 2020 года мы перешли на дистанционное обучение. Но бросать начатую работу было жалко, решили продолжить.

Работа педагога по вокалу усложняется ещё и тем, что в условиях дистанционного обучения невозможно добиться качественного звука на платформе Skype или Zoom, т.к. звук идёт с запаздыванием, а если в сеансе участвуют несколько детей, то и вовсе можно работать только поочерёдно. К разучиванию детского мюзикла «Муха-Цокотуха» мы приступили ещё до ухода на режим удалённого обучения, начатую работу бросать было жаль, поэтому решили продолжить.

Цель:

Выявить особенности работы с детским мюзиклом в условиях дистанционного обучения как музыкально - театральным сценическим жанром.

Задачи:

  • Изучить взаимодействие разных жанров искусства в едином спектакле (вокал, актёрское мастерство, хореография)

  • Проверить влияние музыкального материала на степень раскрепощённости ребёнка

  • Вовлечь родителей в работу над мюзиклом.

По завершению работы над мюзиклом ребёнок может достичь следующих результатов:

  • Чисто интонировать музыкальные номера.

  • Исполнять музыкально-ритмические задачи.

  • Понимать актерскую задачу, воплотить её в исполнении песни (жесты, мимика, обыгрывание реквизита).

  • Сформировать навык работы на камеру.

Детский мюзикла «Муха-Цокотуха» написан и оркестрован композитором Тимуром Коганом на литературной основе одной из самых любимых сказок Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха», которую знали все советские дети и на сюжет которой был снято множество мультфильмов. Мюзикл рекомендован для постановки с детьми 5-7 лет для хорового исполнения с элементами хореографии. Мюзикл состоит из 4-х картин, пролога и финала. Исполнители-дети вокального ансамбля Журавлик, младшая и средняя группы. Аккомпанемент, вокальные партии и тексты мюзикла были записаны заранее и выложены в группе ВК «Журавлики», Вотсапе.

Сложность состоит в том, что в условиях дистанционного обучения ребёнка нужно удержать перед монитором компьютера не более 30 минут по СанПину. Мюзикл начинается со сцены базара, где в виде речетатива произносится один и тот же текст: «Муха-муха-Цокотуха, позолоченное брюхо», мелодия то скачкообразная, то поступенная. Очень важно работать над артикуляцией, преобладают звуки «ш», «п», «з», они требуют активной позиции губ и языка. Размер 2/4, тональность F- dur . Мелодия изложена восьмыми длительностями. Сложность состоит в том, что дети должны петь с разным настроением, одни удивляются, другие восхищаются и т.д. Очень важно работать над чистотой интонации добиться у детей актёрских способностей - мимики, жестов, интонаций.

Пролог начинается очень изящным вступлением в стиле мазурки, где описывается ключевая сцена прогулки Мухи и неожиданно свалившегося на неё богатства-денежки (номинал не уточняется)!!! Очень важно передать танцующий характер беспечно прогуливающейся Мухи, её радости по поводу находки и бескорыстия Мухи: она не припрятала денежку, а накупила всякой снеди и позвала в гости соседей-всех!!! Детям необходимо объяснить значение слова «снедь». Так заканчивается картина первая.

Вторая картина начинается с песни Мухи, где она приглашает всех к себе. В этом номере трудность представлял ритмический рисунок - шестнадцатые ноты и дикционные сложности («Пых-пых-пых закипает самовар»), отклонения из C-dur As- dur. Затем вставка речетатива: («Тараканы прибегали»), которая сопровождается ударами ложек в ритм со словами) и танца светляков с фонариками. Появляется Пчела с туеском мёда, поёт свою довольно сложную песенку в стиле тяжеловесной мазурки (она в почтенном возрасте) с триольным ритмом и дроблёным вступлением. Весь хор подхватывает бодрую песенку о сладком мёде, её без труда поют даже самые младшие дети. Тональный план сложный Des-dur и B-gur. Самым сложным для исполнения оказалась Песня бабочек. Исполняется весело, подвижно. Много пришлось работать над артикуляцией при скачкообразной мелодии с диапазоном октава. Но если бабочки изящные и невесомые, то Кузнечик является полной противоположностью всем гостя. Он появляется под грустную мелодию с мелодией, исполняемой на скрипке. Тональность h-moll.Эту песню хотели спеть многие, но она оказалась не всем « по зубам» из-за интонационных сложностей - хроматизмов и медленного темпа. Как выяснилось позже, это был наиболее желанным номером для многих детей.

Картина третья сразу начинается с нападения Паука на мирно гуляющих насекомых. Маршеобразная мелодия, угрожающие интонации. Тональность G-dur , размер 4/4, нисходящие интонации исполняются со штрихом marcato. После нападения Паука слышно трепещущую интонацию Мухи, просящей гостей защитить её. Но…все пирующие «испугалися» и «разбежалися» ( всё как в жизни людей). Паука тоже захотели исполнять многие, тем более, что рук нужно было много. Примечательно, что испуганную Муху у нас исполнила девочка, очень сильно заикающаяяся, но с партией справилась. Повелительные интонации Паука сменяют трепещущие интонации Мухи. В противоположность зловещему появлению Паука, появление Комара очень торжественное и помпезное. Под бодрый марш он исполняет свою песню, не оставляющую Пауку ни одного шанса. Комар появляется среди всеобщей паники в ярком костюме. В руках фонарик и сабля. Ну чем не герой??? Песня Комара состоит из 2-х частей: первая часть - марш, тональность As-dur, после октавных интонаций фанфар-лирическая вставка с намерением спасения и предложения помощи. Но по сценарию Паук вовсе и не собирался завладеть Мухой, добровольно отдал и позорно сбежал. Автором либретто Викторий Рыбкиной немного изменено содержание сказки из гуманных побуждений, чтобы не омрачать пир убийством.

Паук: Я с тобой из-за девицы и за что не стану биться!

Отдаю тебе без боя я сокровище такое! (В этом месте все всегда смеялись.)

Заключительный хор разучивался с большими трудностями, выучили далеко не все дети. Но к помощи старших детей мы решили не прибегать, что получилось, то получилось. В возобновлённой сцене пира танцевали всё те же светляки, веселились жуки и бабочки. Комар превратился в жениха, а Муха в невесту.

Заключение

Большую роль в работе над мюзиклом сыграли родители. Не говоря уже о технической стороне дистанционного обучения (включение и выключение гаджетов, запись видеороликов, изготовление костюмов ), родителей пришлось вовлечь в сам процесс обучения. Некоторые дети отказывались записываться на камеру, пришлось из видео- роликов выбирать наиболее выразительные. Сам монтаж мюзикла тоже потребовал определённых компетенций видео оператора, пришлось самостоятельно осваивать и это пока на уровне любительском. Но есть и результат. Мы получили диплом Международного конкурса театрального искусства «Начало» 2021года и персональные дипломы для всех участников мюзикла. Вся проделанная работа не была напрасной: мы сохранили детей и дали толчок к дальнейшей работе с полюбившимся жанром детского мюзикла.





Библиография:

1.Анна Безант «Вокалист. Школа пения» Планета Музыки , 2020.

2.Мануэль Гарсиа «Полный трактат об искусстве пения» Планета музыки, 2015.

3.Авилкина С.В. Педагогическая система «Образовательное учреждение - семья».// Дополнительное образование.- Вып.1. 2006.

4.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.

5.Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования: учебно-методическое пособие для руководителей детских творческих объединений. - Новосибирск, 1999.

6. Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. – М.: Музыка, 1967.

7. Востер В. Роль учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей ребёнка. //Дополнительное образование. - Вып.2., - 2006.

8.Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: Владос, 2004.

9.Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Владос, 2000.

10.Емельянов В. Развитие голоса - Москва-Краснодар-Санкт-Петербург 2003.

11.Популярная логопедия – КАРО Санкт – Петербург 2006.





Полный текст материала Статья "Особенности работы над детским мюзиклом на занятиях вокального ансамбля" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Решетова Ольга Александровна  Публикатор
04.04.2022 0 884 6

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК