Статья "Психолого-педагогические методики в дополнительном образовании детей"



Психолого-педагогические методики в дополнительном образовании детей


«Рисуем играя»


Введение


Занятия по изобразительной деятельности дают уникальную возможность совмещения игры, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста и творческой деятельности как способа самовыражения.

Актуальность данных методик базируется на основе системного анализа потребностей детей и родителей в дополнительном образовании, заинтересованных в развитии творческих способностей средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Работая с детьми 3-7 лет, я хотела сделать свои занятия более интересными продуктивными и результативными. Для достижения этой цели необходимо знать и использовать на занятиях психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, а также игровые практики. В данной работе я хотела бы поделиться своим опытом.


Игра – ведущий вид деятельности в развитии ребенка


Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность. Играя, ребенок не только развлекается, но и развивается. В это время происходит развитие познавательных, личностных и поведенческих процессов. Развиваются психические процессы, в частности произвольное внимание и память.

Д.Б. Эльконин утверждал, что игра – это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны.

Особое развитие в этом возрасте получает сюжетно-ролевая игра. Основу такой игры составляет роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли. В ходе сюжетно-ролевой игры развивается воображение. От замещения одних предметов другими и способности брать на себя различные роли ребенок переходит к отождествлению предметов и действий с ними в своем воображении. Начинает развиваться рефлексивное мышление. Рефлексия – это способность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками и мотивами других людей.

Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность. Элементы учебной деятельности не возникают в игре, их вводит взрослый. Ребенок начинает учиться, играя, и поэтому относится к учебной деятельности как к ролевой игре, а вскоре овладевает некоторыми учебными действиями.

Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».

Преподавание у детей дошкольного возраста невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у учащихся конкретные умения и навыки. Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, игры-разминки, игровые задания, сюрпризные моменты. Это же относится и к занятиям изобразительной деятельностью.


Творческое развитие ребенка


Художественная деятельность является одним из важнейших средств познания и осознания окружающего мира. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность и творческие способности, формируются художественный вкус и эстетическое восприятие. Кроме того, совершенствуется мелкая моторика, формируется навыки зрительной оценки формы, ориентирования в пространстве и чувство цвета. Занятие изобразительным искусством позволяет не только развить творческий потенциал каждого ребёнка, но и способствует гармоничному развитию личности.

Творческий характер деятельности стимулирует развитие одного из важнейших психических новообразований этого периода - воображения, творчества, что также свидетельствует о развитии личности ребенка.

Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения.

В ходе выполнения упражнений абстрактного характера возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в определенной теме. В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве.

Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче. С одной стороны, как и всякие приемы, они должны быть направлены на решение учебных задач; с другой, они должны быть максимально похожими на настоящую игру. В отличие от «настоящей» свободной игры, игру на занятии предлагает педагог. В условиях игрового действия рождается мнимая (воображаемая) ситуация «как будто» (А.Н.Леонтьев), смысл действия соответствует реальному («зажечь огни на елке», «выпустить солнечных зайчиков на полянку»), а операция, реализующая это действие, выполняется в соответствии с имеющимся материалом (кисти и краски). В этих условиях несовпадения смысла действия и значения конкретной операции и рождается воображаемая ситуация. Поэтому одним из признаков игрового приема должна быть игровая задача. Игровая задача в этих приемах - своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий.

На занятиях по изобразительной деятельности естественным образом сочетается игра и творческое развитие ребенка дошкольного возраста.

При ознакомлении с цветом учащимся можно предложить упражнения на передачу цветом определенного настроения, что способствует осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета.

Игровое упражнение используется для более эффективного процесса обучения детей созданию простейших линейных форм и развитие формообразующих движений, различных качеств рисовальных движений - темп, сила, размах, ритм. Упражнения выполняются посредством одного и того же повторяющегося изобразительно - игрового действия. Принятие детьми игрового упражнения обусловлено интересом к содержанию отражаемого действия, а также к ритмическим повторам движений. Производя эти движения, дети могут сопровождать действия словами «дождик кап - кап» «зайчик прыг-скок», это словесное сопровождение усиливает ритмический характер процесса рисования, делает более интересным и легким само движение.

Целесообразно использовать обыгрывание рисунков, а совет, указания, вопросы педагога, как бы завершают это обыгрывание. Обыгрывание незаконченного изображения помогает в интересной форме, не навязчиво дать текущий анализ, оценку создаваемого образа. Например, выросла ромашка, а лепестков мало, наверно ветер оборвал.

При анализе и оценке творческих работ используют те же самые игровые приемы, что и в других типах занятий, но направлены они в первую очередь на анализ и оценку разнообразия, неповторимости образов, степени выразительности в тесной связи со средствами, используемыми ребенком.



Игровые методики в практике работы


Игра-соревнование «Кто больше?»

На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто создаст больше мазков различной светлоты.


Игровая методика «Перевоплощение» используется с дидактической целью.

Детям предлагается вжиться в образ будущего объекта изображения, почувствовать его характер, пластику. Следующий этап – аналитический. Педагог с детьми разбирает характерные особенности изображаемого животного. Далее учащиеся вместе с педагогом изображают или лепят животное.

Эффективность данной технологии проведения занятий заключается в одномоментном решении нескольких педагогических и художественных задач. Дети учатся получать и реализовывать целевые установки от педагога, творчески подходить к решению задачи, развивать языковые и художественные средства коммуникации, показывая выдуманный ими художественный образ, а потом отображая его на бумаге. Учащиеся приобщаются к великому языку искусства, который через форму и цвет может передать оттенки поведения и настроения выбранного объекта, показать среду его обитания и выразить отношение исполнителя к изображаемого предмету.


Игровая методика «Представь себе…» используется с развивающей целью. В этом случае учебное занятие-игра строится по следующему принципу: обозначается тема занятия. Далее происходит диалог между педагогом и учащимися, искусствоведческий рассказ. Сначала дети создают образ в своем воображении, а потом переносят на бумагу. Художественный материал, художественные инструменты - все на усмотрение автора. Педагог дает советы и корректирует технику выполнения работы.

Это не только развивает воображение и фантазию, но и способствует развитию самостоятельности и уверенности.


Игровая методика «Лучший в мире экскурсовод» («Вернисаж») используется с социальной целью. На итоговом занятии учащиеся предстают в роли экскурсоводов для своих товарищей и родителей - рассказывают, объясняют, анализируют. Это способствует воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.

Игра такого рода способствует развитию зрительной памяти, речи, логического мышления, способности эмоционального и образного выражения, умения сделать анализ художественного произведения. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений, выводов является обязательным условием проведения таких игр-занятий. Учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.


Психолого-педагогическая игра «10 секунд ХИ-ХИ» применяется с целью эмоционального расслабления.

Здоровьесберегающие компоненты:

-физкультминутки для глаз

- улыбка терапия

-свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения практической работы (налить воду в стакан, вымыть кисточки, руки и т.д.)



Игровая методика «Путешествие».

Дети могут «путешествовать» по миру, перемещаясь в разные времена года (в зимний денек, в лето) и даже на другие планеты.

Процесс использования этого приема представляет собой по существу, постановку детям разнообразных игровых задач, побуждение к их принятию и самостоятельной постановке новых.

Происходит частично совместное, частично самостоятельное развитие сюжетно-игрового замысла. Игровой прием стимулирует изобразительное творчество. В тех случаях, когда выполняется более сложное изображение предмета сюжетно - изобразительная игра приобретает развернутый характер, а создаваемый рисунок, как бы включается в воображаемый игровой сюжет.

Заключение


Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.

Игры дополняют учебный процесс, способствуют развитию важнейших психических свойств, необходимых для трудовой деятельности и творчества. Это важное психолого-педагогическое средство развития и воспитания.

Игра предшествует творчеству, способствует ему. Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества.

Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.


















Список использованных источников


1. Борисова Е. Развиваем творческие способности у детей среднего дошкольного возраста в рисовании / Е. Борисова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 2. - С.18-25.

2. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие / В.И. Волынкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 441с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб: Союз, 1997. - 371 с.

4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2008. - 283 с.

5. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1994. - 425 с.






Полный текст материала Статья "Психолого-педагогические методики в дополнительном образовании детей" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шипилова Евгения Сергеевна  Публикатор
10.06.2024 0 109 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК