Использование образовательных и воспитательных ресурсов школьного музея в изучении курса «Кубановедение».


Онищенко Юлия Юрьевна















Использование образовательных и воспитательных ресурсов

школьного музея в изучении курса «Кубановедение».











Онищенко Юлия Юрьевна,

учитель географии МОУ СОШ №1

Динского района Краснодарского края










Станица Динская, 2008 г




Содержание:


1. Информация об опыте стр.3


2. Технология опыта стр.4-12


3. Результативность опыта стр.13-15


4. Библиографический список стр.16


4. Приложение к опыту стр.17







































Информация об опыте


Актуальность темы определяется современной социально-экономической и образовательной реформой школы, её значимостью в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимостью формирования высоких морально-этических принципов учащихся, подготовкой молодёжи к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственностью.

Роль и значение рассматриваемых вопросов возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию.

Курс "Кубановедение" является особенно актуальным в реализации концептуальных положений, сформированных в Законе Российской Федерации "Об образовании". Основополагающая идея закона - органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.

Это находит подтверждение и в законодательной базе Российского образования. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (Постановление Правительства Российской Федерации № 751 от 4.10.2000г.) одной из главных ставит задачу обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России». Воспитание уважения к национальной культуре, региональным историческим и культурным ценностям является задачей «Концепции региональной политики в области образования Кубани» и «Системы духовного и физического оздоровления населения Кубани».

Краеведческая работа в школе является существенным компонентом в практической реализации «Кубановедения», основной целью которого является воспитание гражданина, патриота Отечества.

В процессе изучения курса, обретая знания, учащиеся накапливают свой интеллектуальный потенциал, получают уникальную возможность развития личности, реализацию своих прав, свобод и обязанностей.

Формы и методы работы на уроках Кубановедения разнообразны, учебные и внеклассные занятия пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским духом, эмоциональным накалом. Важно, чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, откровенно обсуждать волнующие их события прошлого и настоящего, учились извлекать уроки, делать выводы из событий истории родного края, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций народов Кубани.

Особая роль в реализации поставленных целей и задач данного курса принадлежит школьному музею. Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией во многих вопросах. Дети -  будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.






Технология опыта

Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне, то будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.

Д.С.Лихачев.

Основная цель :

Целью данной работы является демонстрация опыта по использованию образовательных и воспитательных ресурсов школьного музея, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений через систему музейных уроков, создание воспитательного центра открытого образовательного пространства в рамках изучения курса «Кубановедения».


Задачи:

- составление и систематическое обновление экспозиций музея, в том числе и передвижных, использующихся в рамках проведения уроков кубановедения

- создание музейных уроков

- разработка и проведение внеклассных мероприятий краеведческой направленности

Гипотеза:
Повышение качества знаний учащихся при изучении соответствующих тем с применением технологии музейного урока кубановедения, 100% достижение поставленных воспитательных и образовательных задач урока.

Создание школьного музея.

Школьный музей МОУ СОШ №1 был организован в 2004 году. В начале своего существования он задумывался как музей истории школы. История школы № 1 насчитывает 100 лет. Нередки случаи, когда в ней обучались родители или родственники сегодняшних учеников. Можно проследить существование не только школьных, но и семейных традиций обучения. На мой взгляд, этот материал не может иметь непреходящую ценность в воспитательном процессе, он может стать основой гражданского воспитания, позволит учащимся осознать свою причастность к истории школы, а через нее к истории района, города, страны. При этом наиболее эффективно этот процесс может осуществляться в практической деятельности по созданию и функционированию школьного музея, который бы мог стать одной из форм организации гражданского воспитания. Но в процессе сбора материалов, вовлечения широких общественных и родительских масс в интереснейший процесс стало ясно, что собранный и тщательно систематизированный материал дает возможность создания на базе музея экспозиций различной направленности. И немалая толика материалов, так или иначе, связана с историей родной станицы, родного края. Этот факт позволил серьезно рассмотреть вопрос об использовании возможностей школьного музея не только в целях реализации образовательных и воспитательных задач на уроках истории, внеклассной работы по предметам, воспитательной работы в школе, но и использовать эти возможности в изучении курса «Кубановедения».

Положение о школьном музее

С точки зрения нормативной базы, основополагающим документом, которым регламентируется деятельность музея, является «Положение о школьном музее». В нем четко прописаны общие положения, цели, задачи, организация музея, содержание работы учет и хранение фондов, руководство работой музея и концепция его развития.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Функции и задачи школьного музея и музейных уроков



Школьный музей, выполняя дидактическую и воспитательную функции, должен являться итогом коллективных усилий учащихся, родителей и учителей, местом интеграции сведений по истории, географии, литературе, изобразительному искусству, биологии, краеведению.

Музей помогает решать задачи комплексного подхода к изучению материалов в условиях реализации интегрированных курсов, через изучение культур, краеведение, правоведение, научно обоснованных аналогий и параллелей.

Методы обучения школьников в музее должны служить главному: помочь познать окружающий мир через ценностное отношение к культурному наследию.

Различные музейные технологии дают следующие педагогические возможности для формирования личности:

  1. Повышение интереса у школьников в целом и к конкретным историческим и культурным процессам.

  2. Приобретение школьниками практических навыков научно-исследовательской работы, технологий разработки и применения традиционных народных промыслов и опыта экскурсионной работы.

  3. Повышение познавательной активности школьников в процессе обучения, что позволяет им получать большее количество информации, основанной на их реальной деятельности.

Педагог, использующий и организующий образование детей и школьников с применением различных форм музейной технологии, имеет возможность:

а) прибрести новый профессиональный опыт;

б) применить новые методики преподавания, позволяющие пересмотреть свои возможности;

в) глубже и всесторонне вести диагностику обучающихся, что позволяет корректировать индивидуальные и возрастные особенности школьников в реальных условиях.

Все это способствует формированию у детей таких качеств как социальная активность, высокая ответственность за судьбу Отечества, нравственность, духовность

Основной целью и содержанием музейных уроков является реализация регионального компонента, раскрывающего богатейшую историю Кубани, традиции и роль в развитии и становлении Российского государства.

Изучение родного края на музейных уроках по краеведению, истории Отечества и других предметам служит основой формирования у детей исторической памяти, помогает осознать причастность к национальной истории, национальной культуре, необходимость их изучения и сохранения, развивает патриотические, духовные, гражданские чувства и традиции, позволяя таким образом реализовать цели создания базовой культуры личности в условиях современной школы.


Создание кружка «По страницам школьного музея»

На базе школьного музея в целях сохранения, преумножения исторического и культурного наследия, сконцентрированного в фондах и экспозициях музея, вовлечения широких масс учащихся, родителей, общественности в его работу, формирования у детей исторической памяти, причастности к национальной культуре и истории, развития активной гражданской и патриотической позиции был создан кружок «По страницам школьного музея»

Деятельность музейного кружка имеет все преимущества серийных форм («обратная связь», эффект «музейно-педагогического последействия», вызываемый фактором «коммуникации, отложенной во времени», поступательное усложнение программы, дающее возможность отследить механизм перехода количественного накопления информации в качество – приобретение учащимися знаний и навыков и т.д.); кроме того, знание индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого члена кружка, достигаемое только при длительном контакте с группой, открывает новые возможности в использовании средств, методов и методических приемов музейной педагогики.

С точки зрения организации учебного процесса кружковая работа предоставляет музейному педагогу неограниченные возможности в творческом экспериментировании, придании каждому занятию оригинального облика, основанного на различном сочетании элементарных музейных форм и инноваций из других сфер культуры и образования. В этом смысле кружок сродни творческой лаборатории музейного экспериментирования.



Кружковая работа является неотъемлемой частью структуры музейной работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Деятельность кружка осуществляется под руководством руководителя музея –Онищенко Ю.Ю., советом музея (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Построение кружковой работы руководствуется направлениями деятельности музея (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), согласно составленному и утвержденному плану работы на каждый учебный год (ПРИЛОЖЕНИЕ 5). Работа кружка находит сове отражение в составлении и оформлении различных экспозиций, разработке и проведении обзорных, тематических экскурсий, в том числе и передвижных ( участие в выставке к Педфестивалю в 2007 году, месячнике оборонно-массовой и военно-патриотической работы, краевом семинаре по православной культуре, в ежегодном Кубанском музейном фестивале), большую работу проводят кружковцы в подготовке мероприятий на базе музея, в том числе и в подготовке и проведении музейных уроков кубановедения.

Благодаря огромной работе, проведенной совместными усилиями, в настоящий момент созданы и действуют следующие тематические экспозиции:

    1. «История школы»

    2. «Боевая слава»

    1. «История СССР ( история коммунистической партии, комсомольской и пионерской организации)»

    1. «История школьных принадлежностей»

    2. «Быт кубанской семьи - сквозь года»

    1. «Спортивная слава школы»

    2. «Кубанский край, казачий край»

    1. «Ученики приносят славу ей!» ( О Герое России Туркине Андрее, погибшем время исполнения воинского долга в Беслане при спасении заложников)

Передвижные экспозиции:

1.«Красный угол всей России

Город - словно божий дар.

Красен славою и силой-

Потому и Краснодар».

2. «К 65-летию освобождения Кубани от фашистских захватчиков».

3. «Второе восшествие Екатерины Великой на пьедестал в Екатеринодаре-

Краснодаре (К воссозданию памятника Екатерине Великой)».

4.«Георгиевские кавалеры Кубанской земли».

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Создание на базе школьного музея музейных уроков.

В условиях реализации поставленных раннее задач, когда были достигнуты первоначальные цели по созданию школьного музея, формирования его структуры и успешная деятельность по нескольким направлениям дала положительные результаты, появился определенный фундамент для переходя от деятельности экскурсионной и просветительской к деятельности, направленной на решение учебных и образовательных задач. В создание и проведение на имеющейся базе музейных уроков особое значение их построение с учетом основных идей и принципов музейной педагогики:

  • высокий уровень интеграции музея и школы;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей;

  • комплексность в изучении и рассмотрении различных тем;

  • личностноориентированный характер деятельности;

  • гуманистическая направленость;

  • педагогииеческая целесообразность.

Как таковой музейный урок проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса школы кубановедения непосредственно на экспозиции музея. Данная форма организации музейно-педагогического процесса имеет четко выраженный адресный характер и рассчитана на коллективную работу с группой учащихся (школьным классом), характеризующуюся относительной однородностью социально-демографических и психологических признаков, а также единой мотивацией прихода в школьный музей.

Особенность музейного урока заключается в реализации задач школьного образования в образовательной среде музея, что подразумевает не только серьезную подготовку всех агентов коммуникации (школьника, учителя и экскурсовода/музейного педагога), предваряющую приход класса в музей, но и разработку заключительной фазы проверки уровня усвоения учащимися новых знаний посредством создания механизма «обратной связи». Конечный результат музейного урока с точки зрения коммуникационной теории – «коммуникация, отложенная во времени», когда влияние музея продолжает ощущаться на завершающей стадии музейного урока, осуществляемой школьным педагогом в классе.

Таким образом, основными направлениями деятельности музейных педагогов на современном этапе могут рассматриваться:

1) Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями

2) Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции

3) Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

4) Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно.

5) Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров.

Основные направления построения музейного урока: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение.

1) Информирование - это первая ступень освоения музейной информации,

т.е. получение первоначальной информации о музее в целом, его музейной экспозиции, являющейся тематической частью урока.

2) Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на

качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а

также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации.

Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных

знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других

образовательных учреждениях.

3) Развитие творческих начал. Развитие творчества предполагает использование

потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной

культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей

личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого

процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в систему

лучших образцов, традиций , примеров культуры прошлого кубанского народа.

4) Общение - установление взаимных, деловых или дружеских контактов

на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его

коллекций.

Чаще всего удачные формы имеют комплексный характер. Как и

направления, формы подвижны, они совершенствуются и развиваются.

6.Определение роли и места музейного урока в тематическом планировании курса кубановедения в 1-11 классе.

«Кубановедение» – это самостоятельный учебный предмет, который реализуется в каждом учреждении системы общего образования Кубани с 1 по 11 класс.

В основу содержания обязательного учебного предмета «Кубановедение» положен историко-культурологический принцип.

На протяжении ряда лет преподавания предмета сохранена единая система целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине;

- освоение знаний об истории и культуре Кубани;

- формирование ценностных ориентаций;

- овладение нравственной, социальной, геоэкологической культурой в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, этнонациональными традициями, географическими особенностями природы, населения и хозяйства Краснодарского края, богатством и разнообразием ее флоры и фауны;

- развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций;

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни.

Опираясь на поставленные цели можно выделить ряд тем, в процессе изучения которых особую роль и место играет идея создания музейного урока.

Базовый материал и фонды музея позволяют разработать данные уроки при изучении таких тем:


Класс

Тема

Используемая экспозиция музея


1 класс

Наша школа

«Традиции школы, знаменитые ученики и учителя школы»

«История школы»

«Ученики приносят славу ей…»

«Навеки с первой»

2 класс

Человек и общество

«Краснодар-столица Кубани»

«Красный угол всей России

Город - словно божий дар.

Красен славою и силой-

Потому и Краснодар»

2 класс

История Отечества

«История родного населенного пункта, улицы, школы»

«История школы»

3 класс

История Отечества


«Второе восшествие Екатерины Великой на пьедестал в Екатеринодаре -Краснодаре»

4 класс

Человек и общество

«Особенности труда и быта жителей родного края»

«Быт кубанской семьи- сквозь года»

4 класс

«История Отечества»

«Население Кубани в различные исторические эпохи, особенности быта и культуры»

«Быт кубанской семьи сквозь года»

«Кубанский край, казачий край»

5 класс

Кубань в античный период

«Жизнь греческого полиса»

«Материалы археологических раскопок на побережье Черного и Азовского морей»

7 класс

Присоединенье Прикубанья к России

«Памятник Екатерине в Екатеринодаре»

«Второе восшествие Екатерины Великой на пьедестал в Екатеринодаре -Краснодаре»

7 класс

Быт и культура казаков

«Кубанский край, казачий край»

9 класс

Кубань в годы ВОВ

«Боевая слава»

10 класс

Культура и религия народов Кубани


«Кубанский край, казачий край»

11 класс

Противоречия общественно-политической жизни

«История СССР ( коммунистическая партия, комсомольская и пионерс5кая организация).

11 класс

Краснодарский край в годы ВОВ

«Боевая слава»

«К 65-летию освобождения Кубани от фашистских захватчиков»

«Георгиевские кавалеры Кубанской земли»

При создании уроков используются различные педагогические приемы и методы, способствующие лучшему усвоению материала (экскурсия, лекция, игра, викторина, исследовательская работа и другие).

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.



















Результативность опыта

Данный педагогический опыт накапливался автором работы в течении последних 4-х лет. В диапазоне опыта оказались организация воспитательной работы, внеклассная работа, уроки кубановедения.

Критериями результативности можно считать:

  • количественный охват субъектов образовательного процесса, участвующих в проведении музейных уроков,



  • возросшую мотивацию педагогов к использованию музея в учебно-воспитательном процессе,





  • повышение качества знаний учащихся при изучении тем с использованием технологии музейной педагогики,





  • рост интереса обучающихся к сохранению и поддержанию истории и традиций родной школы, станицы, края.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 .


В ходе работы над темой были выявлены следующие проблемы:

  • Организационные – не четко определено место музейной педагогики в системе учебно-воспитательного процесса,

  • Содержательные – существует потребность пополнения фонда отдельных экспозиций, организация экспозиций по другим разделам курса ( в т.ч. «Природа родного края», «Экономика и развитие Динского района»;

  • Финансовые – необходимо привлечение средств для приобретения и участия в работе ИКТ.



Анализ результатов позволяет определить перспективные направления дальнейшей деятельности:

  1. Внедрение музейной педагогики в процесс формирования гражданских ценностей учащихся;

  2. Расширение круга участников ;

  3. Дальнейшее пополнения фондов музея.

  4. Создание системы уроков кубановедения на базе школьного музея.





Библиографический список


1. Голышева Л. Б. Музейная педагогика/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.
2.Методика историко - краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982.
3. Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник норма тивно - правовых и методических материалов. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004.

4.Методические рекомендации для ОУ Краснодарского края о преподавании предмета «Кубановедение» в 2008–2009 учебном году

5.«Музейная педагогика: ценности и ориентиры» Серафимова Л.П.,  /Инновационная педагогика искусства.- М.:Эврика, 2003.кн.10 (с.132-135)

6. «Музей «Назад в будущее» Попова Т.В. / Инновационная педагогика искусства.- М.:Эврика, 2003.кн.10 (с.143-146)

7. «Нетрадиционные педагогические технологии в обучении» Мухина С.А., Соловьёва  А.А.- Ростов-на-Дону, Феникс,2004,

 (с. 77-92)

8. ТумановЕ.Е.,Школьныймузей,М,2002.
9. Школьные музеи. Сборник документов, М., 1987.

Шляхтина Л.М. Основы музейного дела //М., 2005. С.133

10. Юхневич М.Ю. Новые музейные технологии музейного образования // Основы музееведения. М., 2005. С. 491































Приложение

  1. Приложение №1 - Положение о школьном музее.

  2. Приложение №2 -Структура музейной работы

  3. Приложение №3 - Совет музея

  4. Приложение №4 - Направление деятельности музея

  5. Приложение №5 - План работы кружка «По страницам школьного музея»

  6. Приложение №6 - Основные характеристики отдельных экспозиций.

  7. Приложение №7 - Разработки музейных уроков

  8. Приложение №8 - Материалы, частично подтверждающие результативность опыта











17



Полный текст материала Использование образовательных и воспитательных ресурсов школьного музея в изучении курса «Кубановедение». смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Онищенко Юлия Юрьевна  ЮлияЮ
10.10.2010 3 10182 562

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК