Особенности технологии воспитательной работы в школьном лесничестве "Лесовичок"


I. Информация об опыте.
Мой педагогический стаж работы составляет 15 лет. Из них педагогом дополнительного образования – 10 лет.
Губкинский район расположен в северной части Белгородской области. На севере и западе территория граничит с Курской областью, с юго-запада – с Прохоровским районом, с юга – с Корочанским районом, с востока – со Старооскольским районом, с юго-востока – с Чернянским районом.
Климат района умеренно континентальный, с тёплым летом и умеренно холодной зимой. Наиболее холодный месяц – январь, тёплый месяц – июль.
Район характеризуется крайне неблагоприятной экологической обстановкой. Это объясняется влиянием таких промышленных зон, как Комбинат «КМАруда», ЛГОК.
Электромагнитная обстановка в округе нормальная. Уровень радиационного загрязнения - средний по городу Губкин и Губкинскому району. Грунтовые воды в прилегающих слоях очень сильно загрязнены. В составе загрязнителей - тяжелые металлы, органика, микрофлора. На территории района размещается пост наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха. В числе контрольных веществ: пыль, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота.
Местонахождение муниципального общеобразовательного учреждения - Белгородская область, Губкинский район, село Коньшино. Село Коньшино расположено в юго-восточной части Губкинского района, в 55 км от районного центра – города Губкин.
МОУ находится в центре села. Недалеко от школы находится Дом культуры, православная церковь, здание Администрации Коньшинского сельского поселения, ФАП, здание Администрация ОАО «Коньшинская Нива», детский сад «Солнышко», магазин «Русич» и частный сектор. Промышленных предприятий, представляющих собой экологическую опасность вблизи учреждения нет. В непосредственной близости от учреждения расположена аллея Памяти, пруд, родники и множество лесных массивов, представляющие интерес с точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей.
В школе в настоящий момент обучается 80 человек, из них 25 - это члены школьного лесничества.
Наша область пока еще является регионом лесной зоны России. И уже это обстоятельство диктует необходимость экологического воспитания подрастающего поколения. В нашем районе функционируют школьные лесничества. Их четыре! Много это или мало? Здесь мера одна - чем больше, тем лучше.

Было бы замечательно, если бы в каждом населенном пункте они были. Потому что ребята здесь не только получают множество интересных и нужных знаний, но и занимаются общественно полезным трудом, участвуя в озеленении населенных пунктов, помогают взрослым ухаживать за лесопосадками, собирают лекарственные травы, семена деревьев и кустарников.
Конечно же, не все школьные лесничества стопроцентно соответствуют своему предназначению. Тому немало причин. Очень сложно подобрать квалифицированного учителя, который бы взял на себя руководство. Зачастую единственный на всю школу биолог, «нагруженный» работой на пришкольном участке, классным руководством и, само собой разумеется, уроками, просто не в состоянии уделять время лесничеству.

И другое. Далеко не все руководители лесхозов прониклись сознанием значимости работы со школьниками. Нет, они за то, чтобы ребята помогали им сажать леса и ухаживать за посадками, но когда надо отвозить школьников на отдаленные места работы и назад, то сразу почему-то портятся автомобили, кончается бензин, находятся другие трудности. Иные руководители становятся тугими на ухо, когда слышат просьбы о материальной поддержке. Им бы не мешало познакомиться с тем, как взаимодействуют школьное лесничество нашей школы и ОГУ «Губкинское лесничество».

II. Технология опыта
Мировая педагогическая практика свидетельствует о том, что форма, средство, метод и цель в воспитательной работе стягиваются в тугой узел. Если форма зависит от средства, а средство отбирается согласно методу, то сам метод определяется целью и задачами воспитательной работы с учащимися. Это единство средств, форм, педагогических приемов и методов, находящихся в зависимости друг от друга и от определенных целей, задач, а также последовательность операций и процедур по их реализации, и являются педагогической технологией воспитательной работы. Из этого определения следует, что поскольку в разных школьных коллективах ставятся разные цели и задачи, выбираются разные методы, формы и приемы взаимодействия со школьниками, технология воспитательной работы в отдельно взятом коллективе имеет свои особенности.
Одной из интересных и увлекательных форм работы по охране природы является школьное лесничество «Лесовичок», возникшее на базе Скороднянского лесхоза Губкинского района. В настоящее время лесничество функционирует на базе ОГУ «Губкинское лесничество» с апреля 2007 года (смотри приложение №1)
Сразу же была разработана символика школьного лесничества. В настоящий момент школьное лесничество «Лесовичок» имеет:
- девиз:

Берегите эти земли, эти воды
Каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.

- гимн:

Многоголосый щебет птичий
И неустанный шум ветвей…
Завидую тебе, лесничий,
Счастливой участи твоей.

В зеленой глубине дубравы
Ты совершаешь свой обход,
Под кронами лесной державы,
Среди живых ее щедрот.

Как повелел седой обычай,
Ты бережешь своих друзей.
Завидую тебе, лесничий,
Счастливой участи твоей.
(Петрусь Бровка. «Счастливая участь».)
- герб: на раскидистом зеленом дубе, символизирующем всю природу, сидит красивая, гордая, хищная птица, символизирующая законы природы, не подчиняющиеся воле и желаниям человека.
Целями воспитательной работы школьного лесничества «Лесовичок» являются: изучение природных богатств родного края, получение практических навыков по биологии, географии, экологии, общественно-полезного производительного труда, по теории лесного дела; оказание содействия государственной лесной охране в проведении мероприятий по охране лесов от пожаров, самовольных порубок и других лесонарушений; принимать активное участие в работе по сбору и заготовке лекарственного сырья, грибов, ягод, семян древесных и кустарниковых пород, кормовых трав, посадки и посева леса, выращивание посадочного материала в школьном питомнике; озеленение территории школы, населенных пунктов и дорог; пропаганда идеи охраны природы среди населения.; организации охраны и подкормки диких животных и птиц; проведение фенологических наблюдений за ростом и развитием древесных и кустарниковых культур.
Формирование ответственного отношения подростков к природе и формирование знаний, умений и навыков экологически грамотного поведения в ней и определило выбор методов воспитательной работы с учащимися в школьном лесничестве «Лесовичок».

Все их можно ранжировать следующим образом.
а) Методы организации воспитательного коллектива:
- метод единых педагогических требований,
- метод соревнования;
б) Методы убеждения:
- информационный метод (работа с книгами, поиск),
- поисковый метод,
- дискуссионный метод,
- метод взаимного просвещения,
- метод личного примера;
в) Методы упражнения:
- ведение дневника наблюдений,
- практические упражнения в ходе разнообразной деятельности в природе,
- написание творческих работ;
г) Методы педагогического стимулирования (оценки):
- метод перспективы,
- метод требования,
- метод поощрения,
- метод наказания,
- общественное мнение и другие.
Следует отметить, что наряду с традиционными методами воспитания, рационально использование и методов психолого-педагогической коррекции субъективного отношения к природе:
- метод организации воспитывающей среды, или другими словами, метод организованного взаимодействия школьников с природой;
- метод экологических ассоциаций;
- метод экологической лабилизации;
- метод художественной репрезентации природных объектов;
- метод экологической идентификации;
- метод экологической эмпатии;
- метод экологической рефлексии;
- метод экологических экспектаций;
- метод ритуализации экологической деятельности;
- метод экологической перспективы;
- метод экологической заботы и др.
Обращаю внимание на тот факт, что использование педагогом любого из методов психолого-педагогической коррекции субъективных отношений школьников к природе создает дополнительные возможности в воспитательной работе, ориентированной на формирование или коррекцию ответственных отношений школьников к природе.


Полный текст материала Особенности технологии воспитательной работы в школьном лесничестве "Лесовичок" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кочетова Надежда Ивановна  1712
06.12.2010 1 3626 671

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК