Статья "Социализация и воспитание детей с факторами социального риска посредством занятий в театральной студии."
МОУ СОШ №19 п.Мишелёвка, Иркутсой обл.
Педагог дополнительного образования Отиева Марина Геннадьевна
Статья
Социализация и воспитание детей с факторами социального риска посредством занятий в театральной студии.
Когда говорят о «трудных детях», обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления – трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. «Трудные дети» часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.
Считается, что у такого ребенка нет нормального будущего. С такими детьми трудно работать, и за работу с ними мало кто берется, легче подготовить одаренного, талантливого, умненького ребенка.
Моя многолетняя практика обучения театральному искусству таких детей доказывает обратное. Через наше театральное объединение «Шаг вперёд» прошло множество детей разного уровня развития и интеллекта.
На данный момент в объединении занимается 29 детей. Дети, в основном с отклонениями в поведении и дети с нарушениями в умственном развитии, так называемые «трудные дети». Набор таких детей в объединение ведется сознательно и на протяжении всего года, так как основная задача школьного театра заключается в нравственном, духовном, эстетическом развитии ребенка, адаптации его в обществе, социализации. А «трудные дети», как раз очень часто изолированы (не участие их в различных мероприятиях).
В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода. А ведь такие дети требуют особого внимания. Часто трудность ребенка заключается в том, что его не слышат, не видят, не замечают. Но ребенок не будущая личность – он уже личность, а психология любой личности требует востребованности и самореализации. Особенно нужно учитывать то, что в детском и подростковом возрасте важно позитивное представление ребенка о себе – «я могу!», «я не хуже других!». Когда этого не происходит – происходит нарушение психологического и психического развития детей и мы получаем «трудного ребенка». Занятие театральным искусством в полной мере могут обеспечить востребованность и самореализацию. Ведь театр вобрал в себя множество разных искусств, где каждый ребенок может найти себе дело по душе и способностям.
Занимаясь с «трудными детьми» театральным искусством, я могу сказать, что в процессе занятий очень быстро повышается самооценка такого ребенка, происходят позитивные представления ребенка о себе и увеличиваются тенденции к развитию.
И в этом смысле занятия актерским мастерством, опыт публичных выступлений позволяет такому взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его изоляции. Для всех детей, не зависимо от их развития, задачи на занятиях сознательно ставятся одинаковые, что дает возможность детям с умственным отставанием чувствовать себя наравне со всеми. А дети с неправильным поведением, на примере сыгранных ролей, героев пьес и произведений, учатся анализировать своё поведение и корректировать его. Ребенок играет роль, играет другого человека и, работая над ролью, мы глубоко разбираем характер героя, его поведение – почему и зачем человек ведет себя таким или другим образом. Специфика актерского мастерства и состоит именно в этом – в понимании сути и психологии личности героя, его поведения и поступков. В процессе таких разборов постепенно у ребенка происходит переоценка своего поведения, переоценка черт своего характера, переоценка поступков. Нельзя требовать от детей мгновенной перемены, но можно и нужно научить ребенка наблюдать, анализировать ситуацию, сравнивать, развить его духовные качества так, чтобы в дальнейшем ребенок мог сам правильно определить, что плохо, а что хорошо. Воспитание театром тем самым преследует цель, прежде всего на внутренний мир ребенка, на его индивидуальное духовное богатство, которое и определит его дальнейшее поведение.
Работая с таким ребенком, важно выявить его способности, указать на них, заставить поверить в них, а в дальнейшем развивать их по мере возможностей ребенка и очень бережно относиться к малейшим его успехам. Именно способности определяют личностное становление ребенка, оказывают прогрессивное влияние на психическое и физическое развитие, делают его уверенным в своих силах. Очень важно показать его способности сверстникам, педагогам, родителям и не просто показать, а показать ребенка самым лучшим образом. Мы не стараемся делать много спектаклей, мы делаем один-два спектакля в год, но качественно, просчитывая каждую мелочь. И, наверное, в этом заключается наш успех, успех каждого ребенка в отдельности. Нельзя выпускать на сцену не подготовленного, сомневающегося в своем успехе ребенка, особенно такого ребенка – «трудного». Ведь, испытав состояние успеха, у детей повышается самооценка, уверенность в себе, происходит признание его сверстниками, появляется интерес к дальнейшим занятиям. В любой деятельности ребенка главное его интерес к делу, а интерес появляется только тогда, когда ребенок успешен в той или иной деятельности. Если он попробовал, и у него получилось, то ребенок будет хотеть еще и еще выходить на сцену. И чем лучше у него будет получаться, тем больше будет расти интерес ребенка и соответственно, если будет расти интерес, то успешнее и глубже ребенок будет осваивать эту деятельность.
Наши дети на протяжении всего года успешно участвуют в различных школьных, районных и областных театральных фестивалях, семинарах, научно-практических конференциях. Имеют отличные результаты на областном и региональном уровнях.
Это кратко только несколько аспектов значимости занятиями актерским мастерством для таких детей. Но их множество – это развитие внимания, мышления, ощущений, воображения, речи, двигательной системы, развитие воли, умения общаться и несомненно, занятия театральным искусством повышают социализацию таких детей в обществе.
«Трудные дети» нуждаются в особенном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, а требующие особого внимания и участия окружающих дети.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Отиева Марина Геннадьевна
→ Анния 20.12.2010 3 5447 505 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.