Введение в образовательную область "Народные промыслы"


Введение в образовательную область «Народные промыслы»

Аширова Марина Александровна,

учитель технологии муниципального общеобразовательного

учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7»

с. Пелагиада Шпаковского района Ставропольского края

Цель: познакомить учащихся со структурой программы, её содержанием, формами работы, а также видами практических работ, которые предлагается выполнить; приобщение учащихся к народной культуре.

Основные задачи:

  • Способствовать развитию личностной культуры как основы любви к Родине;

  • Способствовать развитию интереса к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;

  • Помочь в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности.

Оборудование: музыкальный центр, проектор, ноутбук, диск с записью слайд-шоу, лоскуты ткани белого и синего цвета, линейки, ножницы, нитки, мел, образцы кукол День и Ночь.

Литература:

  1. Батурина Г., Лисова К., Суворова Г. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. – Москва: Народное образование, 2002.

  2. Криектов А.Е. Народные промыслы. – Москва: Белый город, 2004.

  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 1998.

Ход урока

  1. Организационная часть.

1)Рассадка по рабочим местам,

2)Подготовка к занятию,

3)Инструктаж по технике безопасности.

  1. Содержание урока.

1)Лекция педагога о народном творчестве.

(на фоне музыки)

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать всю жизнь человеческую.

В Конвенции о правах ребёнка (1991 г.), сказано, что образование должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям, его культурной самобытности, в которой ребёнок проживает, стране его происхождения, и к цивилизациям, отличным от его собственной».

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с очень интересной программой дополнительного образования «Народные промыслы». Изучая эту программу, мы узнаем о местах происхождения наших предков, о том, как строилось жилище, поговорим о быте и основных занятиях русских людей, узнаем интересные факты из истории создания мужской и женской одежды, обуви, головных уборов; перевоплотимся в мастеров и умельцев народных художественных промыслов. В темах изучения курса: народные приметы, русские народные праздники, обычаи и традиции русской семьи. Мы узнаем много интересного о русской народной игрушке, русских колоколах, знаменитой русской тройке лошадей. Поговорим о русской кухне, русском самоваре и чаепитии на Руси.

Важное место в народной культуре занимают народные промыслы – органическое соединение труда и творчества. В основе их возникновения и развития – бытовые потребности, но в тоже время и восхищение гармонией и совершенством окружающего мира, потребность отразить всё в своём творчестве. Человек как бы переносит окружающий мир в свой дом, в свою жизнь. Уже древние люди испытывали в этом потребность: украшали стены пещер рисунками со сценами охоты, быта, изображениями животных, растений, т.е. всего того, что окружало человека, от чего зависела жизнь. Человек начинает изготавливать для себя простые украшения (бусы, браслеты и т.д.) из блестящих цветных камешков, цветов, диких плодов деревьев. Постепенно, шаг за шагом, век за веком его мастерство совершенствуется, складываются традиционные для народа промыслы.

Что же такое народный промысел? Прежде всего – жизненно необходимый труд, связанный с устроением жизни человека, будь то посуда, дом или девичье украшение. Но в то же время это искусство. Украсить дом деревянными кружевами и полотенцами, водрузить резного конька на крышу и петуха на ворота, да так, чтобы люди в восторге останавливались перед твоим творением, сможет далеко не каждый, а лишь истинный народный умелец, мастер, художник.

Изначально само украшение жилища, домашней утвари, одежды имело мифологическое значение. Рисунки, орнаменты и другие элементы отделки и украшения были данью поклонения человека природе во всех её проявлениях. Языческой символикой пронизано всё народное искусство. Например, петух, обозначающий чаще всего благополучие, процветание дома, в то же время был и оберегом от нечистой силы. В сказаниях и легендах многих народов петух прогоняет нечистую силу, открывает новый день, который должен быть счастливым и добрым. Поэтому петух – один из основных элементов в вышивках, орнаментах у многих народов России. Венчающий крышу северных домов конёк – охлупень – древний славянский символ солнца.

Славится народными промыслами Россия. Далеко за её пределами известны изделия чернёного серебра из Великого Устюга; на белом фарфоре расцветают невиданные голубые цветы гжельских мастеров; белые, как снег, и чёрные, как ночь, вьются узоры из-под коклюшек вологодских и Елецких кружевниц. Прославили Россию лаковые миниатюры Палеха, Федоскина, Мстеры, каслинское литьё, нежно – голубая ростовская финифть; красоту природы впитало искусство жостовских мастеров. А какое обилие народных игрушек! Здесь и прославленные деревянные матрёшки, дымковская глиняная и деревянная богородские игрушки… Ровесник Москвы, древний торговый город на тверской земле Новый Торг, позднее Торжок – центр золотошвейного искусства на Руси.

«Спешу, княгиня, послать Вам поясы. Вы видите, что мне представляется прекрасный случай написать Вам мадригал по поводу пояса Венеры», - писал в ноябре 1826 года А.С. Пушкин из Торжка в Москву княгине Вяземской, сопровождая свой щедрый дар – знаменитые торжокские златотканые шёлковые пояса. Упрекая поэта в чрезмерных тратах, княгиня не могла в то же время не оценить редкой красоты подарка. Этот подарок послужил поводом для известного пушкинского каламбура: «Скажите княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнёт, как наденет мои поясы». Одна из легенд повествует о «великом платье» голубого атласа с вытканными на нём золотыми лилиями, которые изготовила торжокская мастерица для Екатерины II.

А вот уже не легенда, а достоверный факт: для вышивания порфиры, в которой должен был короноваться Александр II, в Петербург из Торжка привезли 30 мастериц.

Несмотря на свою дороговизну, златотканые изделия были и у народа: прочное и долговечное платье можно было носить всю жизнь, да ещё и оставить наследникам. Словом, наезжали в Торжок отовсюду покупать для дочерей приданое и дорогие свадебные одеяния. «От злата-то голова болит», - причитала невеста.

А уж сами жители Торжка щеголяли вовсю в расшитых золотом шубах, шапках, сафьяновых сапожках. Злато-серебром и переливчатым речным жемчугом был украшен головной убор – сборник. Можно представить, как блистали улицы Торжка во время праздничных гуляний. Из века в век, из поколения в поколение передавалось и совершенствовалось мастерство народных промыслов. Постепенно в деревнях и сёлах складывались родовые династии умельцев, причём каждая семья или династия славились своими особенностями в обработке изделий.

Особое место в художественном творчестве многих народов занимала мозаика из камня, стекла, керамики, кожи, ткани, меха, дерева (паркет, инкрустация). Наши бабушки, например, шили прекрасные лоскутные одеяла, которые были свидетельством мастерства хозяйки дома, её эстетического вкуса. Совсем непросто из кусочков ткани различной величины и цвета сшить даже небольшое полотно. Здесь необходимы не только терпение и аккуратность, но и умение подогнать один лоскут к другому, создавая причудливый рисунок. Если девочка сошьёт такое одеяло в детском саду или начальной школе для своей куклы, то позже сумеет сшить что-то для себя, а потом и для своих детей. Поэтому очень полезно включать детей в дело как можно раньше, как это было в народе всегда. Именно так и складывались традиции.

Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры. Своими корнями оно уходит в далёкие дохристианские времена, в пору величия Киева, Чернигова, Новгорода, Суздаля, Владимира, Рязани. С тех далёких времён, благодаря археологическим раскопкам, до нас дошли эмали и серебряные браслеты, литые чаши с причудливым орнаментом, скромные изделия безвестных мастеров. Вещи из металла были редкостью, поэтому их берегли, прятали в кадках, зарывали при погребениях.

Произведения искусства X- XIII веков хранят на себе отпечаток языческой символики, связанной с поклонением славян божествам неба, земли, воды (Ярило, Купала, Перун). Предметы искусства создавались для украшения жилища в память о торжественном событии, для хозяйственных нужд, на продажу, по специальному заказу.

Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причём каждый мастер делал всё сам от начала до конца. Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – таков был путь к совершенству.

Судя по предметам, дошедшим до нас из глубин далёкого прошлого, люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, всё, что их окружало в труде и в быту. Главным учителем на пути постижения прекрасного была русская природа. Она же предоставила простейшие материалы: глину, дерево, камень, кость, лён, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия тем или иным мастерством овладевали целые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы. До наших дней на севере России сохранились традиционные промыслы: резьба по кости, плетение кружев, изготовление изделий из оленьего меха. Центральная часть России известна производством художественных предметов из дерева и металла. Урал знаменит кружевным литьём, прекрасными ювелирными изделиями из самоцветов.

У нас на Ставрополье тоже развито народное творчество. Ещё совсем недавно, в 90-х годах прошлого столетия, в Ставрополе процветали фабрики народно – художественных промыслов «Восход» и «Умелец», производившие товары народного потребления, изготавливаемые самыми разнообразными видами рукоделия: вязание, вышивка, мягкая игрушка, ковроткачество, аппликация, соломка и другие.

Мы остановились на основных направлениях искусства, составивших всемирную славу русского народного творчества.

Если мы с вами представим на мгновение, что оказались в Новгородской области XV века, какой самый известный материал вы могли бы назвать? (Ответы учащихся).

Совершенно верно. Это береста (наружная сторона коры берёзы), легкодоступный и простой материал, издавна использовались для изготовления различных бытовых и художественных изделий.

Какие изделия можно изготовить из бересты? (Ответы учащихся: туесок, берестяные грамоты).

Совершенно верно. Как мы уже говорили, береста – часть берёзы. А сколько в России связано с белыми берёзками? Пожалуй, это самое любимое дерево в России, её символ. В берёзовой роще всегда, даже в самую пасмурную погоду, светло и радостно. О белоствольной красавице сложено немало много песен, легенд, чудесных сказок, с ней связаны и старинные обряды. В первый летний месяц наши предки справляли «зелёные святки», или древнюю «русальную неделю», - берёзка была именинница! Избу украшали берёзовыми ветками с пахучей молодой листвой, а на лесной опушке девушки «завивали» берёзку: связывали ветки в венок, украшали разноцветными лентами. А вы знаете, сколько важных дел у берёзы? Сейчас я вам зачитаю стихотворение, а вы попытайтесь расшифровать, о чём говорится в нём и какие функции выполняет берёза.

1)Первое дело – мир освещать.

2)Второе дело – скрип утишать.

3)Третье дело – больных исцелять.

4)Четвёртое дело – чистоту соблюдать.

О чём говорится в первой строке? (второй, третьей, четвёртой). (Ответы учащихся).

Вы совершенно правы, конечно же, в старину главным источником света в доме служила лучина. Дёгтем из берёзовой коры смазывали оси колёс у телеги, чтобы не скрипели. Берёзовыми почками лечили разные хвори. А как приятно попариться в баньке с берёзовым веником, а потом утолить жажду берёзовым соком! Но было у берёзы ещё очень важное дело – дарить людям красоту. Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи – плели корзины и короба. А в берестяных туесках хранили мёд, ягоды, сметану и масло… в такой упаковке всё долго оставалось свежим. А ещё из бересты делали шкатулки и ларцы, коробочки, посуду и даже лапти.

А ещё из какого материала плели лапти? (Из лыка).

Береста прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей!

А какой ещё русский народный промысел можно сравнить с кружевом? (Ответы учащихся).

Совершенно верно – резьбу по дереву. Один из наиболее старых промыслов резьбы по дереву находится в подмосковном селе Богородское. Здесь на рубеже XVI- XVII веков стали вырезать из дерева игрушки. В XVIII веке они приобрели достаточно самобытный характер в тематике и манере исполнения. Это образы жителей села, всадники, упряжки, фигурки домашних животных, птиц, зверей. Особенно интересны своей непредсказуемостью сюжеты с самым популярным героем богородской скульптуры – медведем.

Главной темой в творчестве богородских резчиков всегда был крестьянский быт, своеобразно отражённый в деревянной пластике. Традиционное мастерство богородских резчиков передавалось из поколения в поколение. И сегодня их изделия привлекают нас движением фигурок, их выразительной пластикой, точностью исполнения, тёплым юмором.

Вообще народная игрушка в далёкие времена была для человека ритуальным предметом языческого культа. Наши предки верили в магическую силу фигурок. Ими старались отпугивать и отгонять «злые силы» и привлекать «добрые силы». В каждой российской местности, в каждом промысле складывались свои приёмы резьбы и лепки, росписи и оформления игрушек.

Но рассказ о народной игрушке будет неполным без упоминания о прародительнице современной куклы – тряпичной. В русской деревне она была наиболее распространённой игрушкой, и в некоторых семьях их насчитывалось до сотни. Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с пяти лет. Свёртывали в «скалку» кусочек цветной ткани, обтягивали «лицо» белой тряпицей, затем скатывали боковые остатки ткани – получались «руки». Вот и готова кукла. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Считалось, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг. Такие куклы – берегини передавались по наследству от матери к дочери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали от нечистой силы.

Многие тряпичные куклы были своеобразным экзаменом по шитью и рукоделию. Освоив их, девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам.

Шили куклы в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи, гуляли по деревне, хвастаясь нашитыми куклами, слушали, что скажут. Похвалят какую девчушку, обязательно спросят, годков сколько. Если мало ещё – угостят, приласкают. Если уже возраст подошёл (12 лет скоро), то обещают пригласить на посиделки со своим рукоделием – показать себя.

На сегодняшнем занятии мы начинаем изготавливать мягкую игрушку, с одной из них мы и познакомимся.

3) Практическая работа.

Попробуем на занятии изготовить одну из самых распространённых тряпичных кукол – День и Ночь.

Эти куклы оберегали жилище. Бытовали они в Пензенской и Тамбовской губерниях, а также в Поволжье. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая – из синей (Ночь). Днём выставляли вперёд светлую, а ночью – тёмную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую целую композицию.

Этих кукол очень легко сделать своими руками. Для этого понадобятся только два одинаковых по размерам квадрата ткани синего и белого цветов, ветошь, синие и белые нитки.

Описание работы:

1.В центре квадрата ткани выкладывается ветошь для набивки головы.

2.Квадрат ткани складывается по диагонали, формируется голова.

3.Отделяется голова, шея туго перехватывается нитками в тон.

4.По бокам формируются руки: уголки загибаются внутрь, завязывается пояс – также в тон ткани. На голове куклы крепится нитка – повязка (тоже в тон).

5.Вторая кукла делается точно так же, но из ткани и ниток другого цвета.

6.Из синей и белой ниток скручивается шнурок.

7.Сине – белый шнурок привязывается сзади к повязкам на голове кукол.

Куклы «День и ночь» готовы . Необходимо выбрать в доме место для этого оберега. Обязательное замечание: этим куклам, как и всем традиционным, не рисуют лица.

4) Итог урока.

Сейчас я предлагаю вам посмотреть фоторепортаж с Международного конкурса детско - юношеского творчества «Окно в Европу», где приняли участие и воспитанники нашего объединения. Здесь представлены многие виды народных промыслов. Также вы сможете посмотреть фоторепортаж о деятельности нашего объединения. (Просмотр слайд- шоу (можно взять слайды с региональных и муниципальных выставок)).

На следующем занятии мы продолжим знакомиться с различными техниками изготовления игрушек. А сейчас я хотела бы услышать от вас ответы на такие вопросы:

1)Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем занятии?

2)Над чем вы задумались?

3)Чему вы научились сегодня?

4)Чем ещё вы хотели бы заниматься на наших занятиях?

Всего Вам доброго! Успехов Вам в вашем творчестве!


10



Полный текст материала Введение в образовательную область "Народные промыслы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аширова Марина Александровна  MAAshirova
26.04.2011 1 2873 503

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК