Статья в помощь педагогам ИЗО-студий по теме "Композиция — формула образного мышления"; 1-й год обучения, возраст учащихся 6-7 лет
Матюхина, Елена Геннадиевна
Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных, ИЗО-студия
Педагог дополнительного образования (высшая категория).
Стаж работы 25 лет.
Авторская разработка – обобщение личного педагогического опыта и работы ИЗО-студии.
Композиция — формула образного мышления
Существуют две противоположные точки зрения на природу детского художественного творчества и два подхода к дальнейшему его развитию. С одной стороны, источник творчества — результат лишь внутренних самозарождающихся сил ребенка, становление творческих способностей — спонтанный и, как следствие, неуправляемый процесс. Единственное, чем можно помочь ребенку, — это создать максимально благоприятные условия, а учить творчеству нельзя. В результате происходит возрастное угасание творческих устремлений, поскольку уровень развития и художественные замыслы вступают в конфликт с детскими методами и способами изображения. Таким образом, не обучая, обрекают детей на разочарование в творческой деятельности.
С другой стороны, грубо и прямолинейно воздействуя на творческие процессы ребенка, обучая «правильному» рисованию, взрослый человек уничтожает детское образное непосредственное восприятие окружающего мира, делая рисунок мертвым и схематичным. Из рисунка уходит фантазия, уходит мечта, природная сила.
Получается, что учить детей творчеству нельзя, но и не учить нельзя. Как же выявить и развить творческое начало, заложенное в каждом человеке с рождения?
Изобразительное искусство дает опыт проникновения в суть вещей. Одно дело просто смотреть на окружающие предметы, другое — с карандашом или кистью в руках, анализируя их формы и составляющие, выявляя закономерности.
Педагоги нашей изостудии формируют такое отношение к искусству методом развития композиционного мышления. У нас композиция — не отдельная дисциплина наряду с живописью, рисунком и т.д. и не расположение предметов и частей в листе, а пластическая формула художественного восприятия, образного мышления. Другими словами, композиция — это порядок художественных средств, которыми определяется смысл, содержание той или иной художественной работы.
Предмет невозможно изобразить отдельно от окружающей среды и к нему пририсовать окружение — все должно быть взаимосвязано. Например, рисуя дерево, невозможно обозначить ствол, перечислить сучья, подрисовать землю, подкрасить небо — это будет схема, раскраска, лишенная жизненной силы. Потому что дерево — это результат взаимодействия воды, земли, солнечного тепла, воздуха.
«Дерево» — это одно из любимейших заданий, работая над которыми можно обо многом задуматься, многое понять и многому научиться. Неспроста существуют такие понятия, как «Дерево жизни», «Генеалогическое дерево», поскольку это действительно симбиоз всех природных стихий и символическое сочетание прошлого (корни), настоящего (ствол), будущего (ветви). Тут много можно говорить и о конструкции, форме, цвете, фактуре и т.д.
Работа над этой темой может состоять из нескольких последовательных этапов.
Первое занятие — в качестве теста. По этим рисункам можно сделать выводы о психологических особенностях ребенка и о его профессиональных навыках. Психологические особенности — это насколько скован ребенок, комфортно ли ему в студии, как он воспринимает, слушает, концентрируется на задании, отвечает на поставленную задачу, активен творчески или пассивен и т .д. Профессиональные понятия и умения ребенка неразрывно связаны с психологическими особенностями — чувствует ли лист, скован штампами или свободен в своих творческих излияниях, чувствует ли форму, движение, умеет ли работать кистью, смешивает ли краски и т.д. Дети работают самостоятельно, и педагог имеет возможность получить много важной информации для дальнейшей индивидуальной работы с каждым ребенком.
Следующее занятие лучше всего провести на пленэре. Природа, натура, возможность все рассмотреть, потрогать, понюхать — это первый шаг к способности видеть. Когда не мимоходом ребенок с родителем отмечают: «О! Какое большое дерево!» или «Ух! Каштан зацвел!», а когда специально мы выходим в парк смотреть деревья, да и еще их зарисовывать с натуры. Больше времени мы говорим и смотрим, смотрим и говорим; это занятие открытий. Оказывается, дерево — как дорога от «земли» до «неба», и дорога эта подчас трудная, бывают сильные холода, засухи, ветра и прочие невзгоды — и это отражается на конструкции дерева, его форме, фактуре, мощности его корней и ветвей. А поводов поговорить о многообразии цвета, его относительности и особенностях столько, что стереотипы «коричневого» ствола начинают давать заметную трещину.
Для закрепления увиденного и развития колористического видения, а также приобретения технических навыков в работе кистью на следующем занятии дается задание «палитра» (это могут быть «времена года» или «палитра настроений»). Это задание выполняется красками. Перед ребенком ставится задача: на небольших листах бумаги передать лишь с помощью цвета (без изображения каких-либо предметов) ощущение осени, зимы, лета, весны в «палитре времена года» или грусть, веселье, одиночество и т.д. в «палитре настроений». Важно, чтобы ребенок почувствовал «психологичность» цвета, его значимость и различные способы нанесения на бумагу при передаче того или иного состояния. Важно также не навязывать стереотипа в понимании, какую информацию несет тот или иной цвет (синий — «грустный», оранжевые — «веселый» и пр.) — это индивидуальные ощущения.
Следующим этапом в работе над данной темой могут быть аппликация или монотипия. Работа в новой технике всегда дает новый импульс и расширяет творческие и технические возможности. Дети могут подвигать куски бумаги, работая над аппликацией, и это создает оптимальные условия для разговора о законах композиции, способах достижения наибольшего динамизма или статичности, напряженности гармонии в листе.
Работа над монотипным пятном доставляет огромное удовольствие детям. Это необычайно творческий процесс, который активизирует потенциальные возможности ребенка.
Заключительный этап — создание композиции на тему «Сказочное дерево» и т.п. Это живописная работа, которая начинается с эскиза, с придумывания истории об изображаемых предметах.
Работа над этой композицией — результат всех открытий, знаний, полученных в работе над предыдущими заданиями.
Прочувствовав, как воздух и солнечный свет обволакивают сучья, как крепко вцепились корни в землю, чтобы удержать дерево при сильном порыве ветра, напитать жизненными силами, автор передает образ данного дерева — могучего и раскидистого, если ему просторно, крючковатого и извилистого, если оно растет на камнях или ему приходится пробиваться к свету среди многочисленных собратьев. Таким образом, автор думает, как передать образно смысл среды, в которой живет предмет. Развитие композиционного мышления формирует видение. А способность видеть, воспринимать взаимосвязанность и гармоничность окружающего, развивает способность оценить главное.
Умение видеть одухотворяет гуляние по лесу и прогулки по Эрмитажу, насыщая пытливые умы новыми образами и накапливая жизненный опыт, который затем воплощается необязательно в изобразительном творчестве, но и в музыкальном, и в поэтическом, да и в прозе.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Матюхина Елена Геннадиевна
→ Мег 21.07.2011 4 3412 527 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.