Статья в помощь педагогам ИЗО-студий по теме "Композиция — формула образного мышления"; 1-й год обучения, возраст учащихся 6-7 лет


Матюхина, Елена Геннадиевна

Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных, ИЗО-студия



Педагог дополнительного образования (высшая категория).

Стаж работы 25 лет.

Авторская разработка – обобщение личного педагогического опыта и работы ИЗО-студии.


Композиция — формула образного мышления


Существуют две противоположные точ­ки зрения на природу детского худо­жественного творчества и два подхода к дальнейшему его развитию. С одной сто­роны, источник творчества — результат лишь внутренних самозарождающихся сил ребенка, становление творческих способностей — спонтанный и, как следствие, не­управляемый процесс. Единственное, чем можно помочь ребенку, — это создать мак­симально благоприятные условия, а учить творчеству нельзя. В результате происхо­дит возрастное угасание творческих уст­ремлений, поскольку уровень развития и художественные замыслы вступают в кон­фликт с детскими методами и способами изображения. Таким образом, не обучая, обрекают детей на разочарование в твор­ческой деятельности.

С другой стороны, грубо и прямолиней­но воздействуя на творческие процессы ребенка, обучая «правильному» рисованию, взрослый человек уничтожает детское об­разное непосредственное восприятие окру­жающего мира, делая рисунок мертвым и схематичным. Из рисунка уходит фантазия, уходит мечта, природная сила.

Получается, что учить детей творчеству нельзя, но и не учить нельзя. Как же выя­вить и развить творческое начало, заложен­ное в каждом человеке с рождения?

Изобразительное искусство дает опыт проникновения в суть вещей. Одно дело просто смотреть на окружающие предме­ты, другое — с карандашом или кистью в руках, анализируя их формы и составля­ющие, выявляя закономерности.

Педагоги нашей изостудии формируют такое отношение к искусству методом раз­вития композиционного мышления. У нас композиция — не отдельная дисциплина наряду с живописью, рисунком и т.д. и не расположение предметов и частей в лис­те, а пластическая формула художествен­ного восприятия, образного мышления. Другими словами, композиция — это порядок художественных средств, которыми определяется смысл, содержание той или иной художественной работы.

Предмет невозможно изобразить от­дельно от окружающей среды и к нему при­рисовать окружение — все должно быть взаимосвязано. Например, рисуя дерево, невозможно обозначить ствол, перечис­лить сучья, подрисовать землю, подкрасить небо — это будет схема, раскраска, лишен­ная жизненной силы. Потому что дерево — это результат взаимодействия воды, земли, солнечного тепла, воздуха.


«Дерево» — это одно из любимейших заданий, работая над которыми можно обо многом задуматься, многое понять и мно­гому научиться. Неспроста существуют такие понятия, как «Дерево жизни», «Ге­неалогическое дерево», поскольку это дей­ствительно симбиоз всех природных сти­хий и символическое сочетание прошлого (корни), настоящего (ствол), будущего (ветви). Тут много можно говорить и о кон­струкции, форме, цвете, фактуре и т.д.

Работа над этой темой может состоять из нескольких последовательных этапов.

Первое занятие — в качестве теста. По этим рисункам можно сделать выводы о психологических особенностях ребенка и о его профессиональных навыках. Психо­логические особенности — это насколько скован ребенок, комфортно ли ему в сту­дии, как он воспринимает, слушает, концентрируется на задании, отвечает на постав­ленную задачу, активен творчески или пас­сивен и т .д. Профессиональные понятия и умения ребенка неразрывно связаны с пси­хологическими особенностями — чувствует ли лист, скован штампами или свободен в своих творческих излияниях, чувствует ли форму, движение, умеет ли работать кис­тью, смешивает ли краски и т.д. Дети рабо­тают самостоятельно, и педагог имеет воз­можность получить много важной информации для дальнейшей индивидуальной работы с каждым ребенком.

Следующее занятие лучше всего прове­сти на пленэре. Природа, натура, возмож­ность все рассмотреть, потрогать, понюхать — это первый шаг к способности видеть. Когда не мимоходом ребенок с родителем отмечают: «О! Какое большое дерево!» или «Ух! Каштан зацвел!», а когда специально мы выходим в парк смотреть деревья, да и еще их зарисовывать с натуры. Больше времени мы говорим и смотрим, смотрим и го­ворим; это занятие открытий. Оказывает­ся, дерево — как дорога от «земли» до «неба», и дорога эта подчас трудная, быва­ют сильные холода, засухи, ветра и прочие невзгоды — и это отражается на конструк­ции дерева, его форме, фактуре, мощности его корней и ветвей. А поводов поговорить о многообразии цвета, его относительнос­ти и особенностях столько, что стереоти­пы «коричневого» ствола начинают давать заметную трещину.

Для закрепления увиденного и разви­тия колористического видения, а также приобретения технических навыков в ра­боте кистью на следующем занятии дает­ся задание «палитра» (это могут быть «вре­мена года» или «палитра настроений»). Это задание выполняется красками. Перед ребенком ставится задача: на небольших листах бумаги передать лишь с помощью цвета (без изображения каких-либо пред­метов) ощущение осени, зимы, лета, вес­ны в «палитре времена года» или грусть, веселье, одиночество и т.д. в «палитре на­строений». Важно, чтобы ребенок почув­ствовал «психологичность» цвета, его зна­чимость и различные способы нанесения на бумагу при передаче того или иного со­стояния. Важно также не навязывать сте­реотипа в понимании, какую информацию несет тот или иной цвет (синий — «груст­ный», оранжевые — «веселый» и пр.) — это индивидуальные ощущения.

Следующим этапом в работе над дан­ной темой могут быть аппликация или мо­нотипия. Работа в новой технике всегда дает новый импульс и расширяет творчес­кие и технические возможности. Дети могут подвигать куски бумаги, работая над аппликацией, и это создает оптимальные условия для разговора о законах компози­ции, способах достижения наибольшего ди­намизма или статичности, напряженнос­ти гармонии в листе.

Работа над монотипным пятном достав­ляет огромное удовольствие детям. Это необычайно творческий процесс, который активизирует потенциальные возможнос­ти ребенка.

Заключительный этап — создание ком­позиции на тему «Сказочное дерево» и т.п. Это живописная работа, которая начина­ется с эскиза, с придумывания истории об изображаемых предметах.

Работа над этой композицией — резуль­тат всех открытий, знаний, полученных в работе над предыдущими заданиями.

Прочувствовав, как воздух и солнечный свет обволакивают сучья, как крепко вце­пились корни в землю, чтобы удержать де­рево при сильном порыве ветра, напитать жизненными силами, автор передает об­раз данного дерева — могучего и раскиди­стого, если ему просторно, крючковатого и извилистого, если оно растет на камнях или ему приходится пробиваться к свету среди многочисленных собратьев. Таким образом, автор думает, как передать образ­но смысл среды, в которой живет предмет. Развитие композиционного мышления формирует видение. А способность видеть, воспринимать взаимосвязанность и гармо­ничность окружающего, развивает способ­ность оценить главное.

Умение видеть одухотворяет гуляние по лесу и прогулки по Эрмитажу, насыщая пытливые умы новыми образами и накап­ливая жизненный опыт, который затем воплощается необязательно в изобрази­тельном творчестве, но и в музыкальном, и в поэтическом, да и в прозе.



Полный текст материала Статья в помощь педагогам ИЗО-студий по теме "Композиция — формула образного мышления"; 1-й год обучения, возраст учащихся 6-7 лет смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Матюхина Елена Геннадиевна  Мег
21.07.2011 4 3412 527

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК