Изучение народной музыки на примере русской народной песни, её претворение в творчестве М.П. Мусоргского и в джазовой композиции Г. Манчини


Конспект открытого занятия


Автор: Вагнер Светлана Николаевна


Тема занятия: изучение народной музыки на примере русской народной песни, её претворение в творчестве М.П. Мусоргского и в джазовой композиции Генри Манчини.


Цель занятия: Формирование вокально-хоровых навыков на примере русской народной песни, произведения М.П. Мусоргского, а также на примере джазовой композиции Г. Манчини.


Задачи занятия.


Обучающие:

Развитие вокально-хоровых навыков: певческая осанка, певческое звукоизвлечение, дыхание, артикуляция; дикция, интонация, строй, певческий ансамбль; развитие навыков многоголосного пения a caрpella; расширение музыкально-художественного кругозора детей.


Развивающие:

Развитие звукового, динамического диапазонов, работа над подвижностью голоса; развитие музыкального слуха и музыкальной памяти;


Воспитывающие:

Умение работать в коллективе, способствовать воспитанию художественного вкуса, уважительного отношения к музыке и творчеству разных эпох и народов.


Ожидаемый результат занятия по данной теме:


Воспитанники:

  • разовьют вокально-хоровые навыки (певческая осанка, певческое звукоизвлечение, дыхание, артикуляция, дикция, интонация, строй, навыки пения в ансамбле, навык многоголосного пения);

  • разовьют музыкальный слух и музыкальную память;

  • познакомятся с жанрами русских народных песен и их символикой;

  • познакомятся с музыкальным жанром «Джаз»;

  • разовьют исполнительские навыки (умение выразительно исполнять выученное произведение и передавать его характер);

  • задумаются об уважительном отношении к музыке разных культур.


Методы диагностики, используемые на данном занятии:


Анализ и словесная оценка, промежуточные и итоговое пропевание освоенного музыкального материала.


III этап — рефлексивный (контрольный)


Задача: мобилизация детей на самооценку.

Содержание:

  • оценка психологического состояния (насколько детям было интересно и комфортно на занятии);

  • оценка результативности работы (насколько дети овладели ЗУНами, и насколько они будут полезны в их дальнейшей музыкальной деятельности);

  • использование диагностических методик (на занятии я использую такие методы диагностики, как наблюдение, прослушивание).


IV этап — эмоционально-оценочный


Задача: дать оценку работы каждого ребёнка и коллектива в целом.

Дать оценку по результатам каждого этапа занятия.

Содержание - педагог оценивает:

  • насколько целесообразно то, что он делает, как всё это находит отклик в душах детей (по итогам словесного опроса);

  • степень увлечённости и удовлетворённости детей занятием (по итогам наблюдений в процессе занятия);

  • эмоциональное состояние учащихся (по заинтересованности детей тем, что они делают, по радости совместного творчества);

  • подведение итогов занятия.


Развёрнутый план занятия.


I этап — организационный


Задача: настрой воспитанников на деятельность.

Содержание:


  • пение учебно-тренировочного материала с целью настройки певческого аппарата учащихся, развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения выразительного звучания детских голосов в процессе исполнения произведений хора;

  • работа над унисоном (в том числе октавном), звуковедением, диапазоном (звуковым и динамическим), подвижностью голоса, дикцией;

  • упражнение на развитие слуха, работа над многоголосием.


II этап — основной (содержательный)


Содержание:

I. Русская народная песня песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен

Петь – природная потребность человека. Лирические и плясовые, колыбельные и хороводные песни, причитания и былины помогали русскому народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его великом историческом пути.

Песней сопровождалась вся жизнь человека, в песне оценивалась и осмысливалась эта жизнь. Об этом, в частности, свидетельствуют пословицы:


Из песни слова не выкинешь.

Чьим умом живёшь, того и песню поёшь.

Не пой худой песни при добрых людях.

Беседа дорогу коротает, песня работу.


Вопрос: Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Многие слова и выражения уже не осознаются нами как символы.

Как может догадаться современный человек, что трава — символ девицы-женщины, а есть траву означает любить? Что горящая свеча символизирует страдание и болезнь, пыль печаль; дождь служит символом слёз; нить символизирует судьбу, а завивание кудрей — символ домашнего счастья и счастья вообще… Зелёный цвет означает молодость, красоту, веселье. Дерево покрывается листьями, как человек платьем. Зелёная одежда дубровы связана с весной, светом, весельем, обновлением жизни. Зелёное платье девицы имеет отношение к её близкому замужеству.

Солнце, месяц, звезда, виноград, олени, яблоки, голуби, вещие птицы, свет, блеск, расцветающие деревья, весёлые птицы, лазоревые цветы — всё это символы счастья.

Тучи, дремучий лес, через который проезжает невеста, разрушенный дом, который она видит во сне, — символика горя. С течением времени эта символика несколько менялась.

Вопрос: какие вы знаете жанры народных песен? Приведите примеры.

Cреди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на музыкальные инструменты в храме). Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространены: струнные инструменты (балалайка, гудок, гусли), духовые инструменты (дудка, жалейка/рожок). В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны.

Такие инструменты, иногда ассоциирующиеся с русской музыкой, как баян (гармонь), мандолина, гитара, являются инструментами западноевропейского происхождения, и распространились в России сравнительно поздно (XIX—XX века).

Вопрос: Каков жанр песни «Ай да, у соловушки»? (обрядовая (свадебная) песня о семейной жизни).

Свадебный обряд был не однороден по настроению: трагические песни о женской неволе и тяжкой доле чередовались с хоровыми праздничными песнями. Шла как бы борьба между трагическим и оптимистическим началом в оценке свадьбы, и побеждало последнее.

Русская народная песня «Ай да, у соловушки»


Вопросы: кто символизирует соловушку, что значит «крылья примахалися», и т.д.

Разбор музыкального материала, работа над интонацией, текстом, ансамблем, характером песни.

Хотела бы посоветовать вам прочесть замечательную книгу «Жить припеваючи...» - история русской народной песни.

Автор Колпакова Ольга Валериевна

год - 2010


Аннотация

Эта книга посвящена песенному наследию русского народа. Чему люди учатся у богов и у природы? Как можно лечиться музыкой? О чем наши предки говорили с богами? Как создать идеальный мир на земле? Откуда приходили дед Сон и бабка Дрема? Почему невеста перед свадьбой плакала?

Книга познакомит читателей с известными исполнителями песен, причетов и былин, расскажет о плясовых и частушках, о том, как исполнялись в старину былины и сказки, чем прославились скоморохи и почему в народе столетиями хранились песни о «Голубиной книге».

Иллюстрации помогут погрузиться в народную жизнь. Русская песня станет ближе и понятнее современным читателям.


II. Народная музыка явилась основой практически всех национальных профессиональных школ (от обработок народных песен до индивидуального творчества, претворяющего фольклорное музыкальное мышление).


Мусоргский входил в состав «Могучей кучки», композиторы которой выступали за народность, реализм, национальный стиль в искусстве.


Вопрос: назовите композиторов, которые входили в состав «Могучей кучки»

Они называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки.

Большинство композиторов «Могучей кучки» систематически записывало, изучало и разрабатывало образцы народного фольклора. Композиторы смело использовали народную песню и в симфонических, и в оперных произведениях («Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов»).

Национальное мышление Мусоргского, как композитора, сквозит и в уменье обращаться с народной песней, и в самом складе его музыки, в её мелодических, гармонических и ритмических особенностях, наконец — в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни.

В центре творчества Мусоргского — народ как «личность, одушевлённая единою идеей», важнейшие события отечественной истории, в которых с большой силой проявляются воля и суд народа.

Одновременно Мусоргский ставил своей целью воплощение «тончайших черт природы человека», создание психологических музыкальных портретов. Он стремился к самобытному, истинно национальному стилю, для которого характерны опора на русское крестьянское искусство, создание соответствующих духу этого искусства оригинальных форм драматургии, мелодии, голосоведения, гармонии и т.д.

Его мелодика — естественная, «творимая говором», т.е. вырастающая из характеристических интонаций русской речи, песни и обретающая форму, соответствующую строю чувствований данного персонажа.

М.П. Мусоргский «Песни и Пляски Смерти» - № 3 «Трепак»

Небольшой рассказ об истории создания цикла Мусоргского «Песни и Пляски Смерти», о содержании.

«Песни и пляски смерти» написаны на слова друга Мусоргского, молодого поэта Голенищева-Кутузова. Композитору были близки мрачные картины его поэзии, тягостные предчувствия, в ней заключенные.

В песне «Трепак» мысли композитора выражены наиболее выпукло, на самом простом материале: под бесхитростную мелодию трепака, под плясовой наигрыш замерзает в зимнем поле мужичок.

Колыбельная, которую смерть поет на мотив трепака, превращается в панораму событий, развернутых как подробно поставленная театральная сцена.

«Декорации» меняются в соответствии с текстом: как всегда у Мусоргского, очень богато прорисован фон действия, очень живо дана природа. Чистое поле – пустые аккорды; тучи, плывущие по небу – колышущиеся звучности. Вспышка света – аккордовый удар; летний рассвет – свирельный наигрыш; вьюга, поземка – свистящие и скользящие гаммы.

Никто из композиторов-современников, ни русских ни европейских, не мог так зримо представить происходящее скупыми инструментальными штрихами, напоминающими музыкальную графику. Краски не нужны, когда есть линия, есть черное и белое.

Основная тема предстает во многих лицах: издевательский мотив, похожий на позвякивание костей; ласковое убаюкивание, с притворно сладкими «приседаниями»; лихой перепляс, будто замирающий на зимнем ветру. Музыка, символизирующая удаль и силу молодецкую, народный трепак, танец загулявших мужиков, у Мусоргского становится знаком смерти, холодящей, подкрадывающейся, нашептывающей горемыке обманные утешения. Это ли не трагический гротеск, не горькая усмешка сквозь слезы, которая сродни романтической иронии Гейне, Шумана, Малера? Но как всегда в России, горькая ирония здесь еще горше, трагический гротеск еще трагичнее чем в просвещенной Европе: и умирающий мужичок пьян, и похоронная песенка звучит как-то буднично, подчеркнуто элементарно – жизнь людей, которых провожает такой трепак, не стоит ни гроша. Вот она, скорбь Мусоргского о родине, о ее несчастной судьбе: жизнь – пустяк, жизнь – копейка, и пусть ее, грешную, заметает зимняя поземка. Цену человеческой жизни в России в позапрошлом веке «измерил» трепак Мусоргского, и бог знает, изменилась ли она за полтораста лет…

Разбор музыкального материала, взаимосвязанная работа над интонационным строем, ансамблем, нюансами, штрихами, звуковедением, образом и характером произведения.

Слушание отрывка изучаемого произведения.

На что обратить внимание: знаки при ключе, случайные знаки, постоянная смена темпа, нюансы, штрихи, звуковедение, которое нужно отрабатывать сразу при разучивании материала, на яркую образность музыки.

Прошу обратить ваше внимание — сейчас в киосках продаётся серия «Наша история. 100 великих имён». Интересуйтесь, написано доступным языком, богато иллюстрирована.


III. Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл в зачаточном виде из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания.

Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.

Джаз возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании.

Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах.

Вопрос: Назовите известных вам джазовых композиторов? (Джордж Гершвин, Гленн Миллер и др.)

Генри Манчини— знаменитый американский дирижёр и кинокомпозитор. Написал музыку почти к 500 фильмам и телесериалам, выпустил 50 альбомов, получил за свою музыку 4 премии «Оскар», 2 «Эмми» и целых 20 «Грэмми», включая награду «За жизненный вклад»

Одна из его самых известных мелодий — «Moon River» — была исполнена Одри Хепбёрн в фильме «Завтрак у Тиффани», после чего выиграла «Оскар» за лучшую песню.

Вопрос: а какую вы знаете музыку Генри Манчини? (тема к фильму «Розовая пантера»).

Г. Манчини “Moon river

Прослушивание и (если успею) видео-просмотр отрывка из к/ф «Завтрак у Тиффани», где звучит «Moon river

Работа над стилем, звуком, характером исполнения, движением, текстом (английский язык).

Вопрос: Как вы думаете, для чего мы изучаем музыку, традиции, культуру других народов?

В нашем городе живут люди разных национальностей, взглядов, вероисповеданий. Умение понимать людей и принимать их со всеми особенностями — это и есть главный секрет знаменитой петербургской интеллигентности.

Сейчас в Санкт-Петербурге проживают представители почти 140 национальностей, открыт Дом национальностей на Моховой, 15.

В школах мы изучаем иностранные языки — английский, французский, немецкий, испанский и другие. Но каждый день мы общаемся с представителями многочисленных национальностей других стран. Это таджики, армяне, грузины, татары, чеченцы и т.д. Можно было бы для начала выучить слова этих народов, пусть это будут простые слова: здравствуйте, спасибо, друг и другие. И тогда мы станем чуть ближе друг к другу, сможем лучше понимать друг друга.


Полный текст материала Изучение народной музыки на примере русской народной песни, её претворение в творчестве М.П. Мусоргского и в джазовой композиции Г. Манчини смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вагнер Светлана Николаевна  SvetaWagner
01.01.2012 0 4133 863

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК