методическое пособие "Занимательная грамматика" 1-4 класс
«Занимательная грамматика»
методическое пособие к занятию по программе «Азбука общения»
автор: Модзалевская Надежда Константиновна
место работы: ДДЮТ «У Вознесенского моста»
должность: педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2011
Методическое пособие «Занимательная грамматика»
Пособие предназначено для педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста по программам социально-педагогической направленности.
Решает следующие задачи:
Формирует грамотное написание представленных в пособии слов.
Формирует интерес к родному языку.
Знакомит с приемами мнемотехники и ТРИЗ.
Развивает любознательность.
Формирует нестандартный подход к решению жизненных задач..
Формирует нестандартный подход к решению жизненных задач.
Способствует формированию процессов синтеза и анализа .
Пособие состоит:
Из описания методик, примененных в процессе создания пособия и из описания самой методики работы с пособием;
Из 31 кроссворда-образа, в которых зашифрованы слова из словаря
Методы и приемы, используемые в процессе создания пособия.
В основе этой системы лежит методика Самвела Гарибяна и приемы ТРИЗ: «дробление, объединение, посредник, дополнение до целого».
С использованием забавных картинок, запаса здорового чувства юмора и хорошего настроения я предлагаю детям запоминать не английские слова, как это делает автор методики, а осваивать грамотное написание русских слов.
Так как система отрабатывалась с детьми младшего школьного возраста, то и практический материал отбирался из учебников русского языка 1-4 классов.
В представленном Вашему вниманию материале описана система работы со словами, написание которых невозможно проверить существующими в русском языке правилами. В школьной программе такие слова принято называть словами из словаря.
Написание орфограммы в предлагаемом подходе определяется с использованием традиционного метода: подбора проверочного слова. Только подбирается оно не с помощью применения правил, а с использованием мнемотехнических форм запоминания. Поскольку метод мы применяем нетрадиционный, я предлагаю не использовать понятие «проверочное слово», а заменить его термином «слово-помощник».
Работа проводится по определенному алгоритму:
Шаг 1:определяю орфограмму, которую необходимо проверить. Например, в слове ворона необходимо запомнить написание первой гласной «о», стоящей в слабой позиции.
Ш аг 2:используя искусственные формы запоминания и элементы ТРИЗа: «Дробление», «Объединение» подбираю слово-помощник (Слово, в котором запоминаемая орфограмма стоит в сильной позиции). Дроблю слово ворона на две части: «вор» и «она». Вычленяю слово-помощник: «вор». Далее применяю прием «объединение»: соединяю вновь раздробленные части.
Шаг 3: для лучшего запоминания создаю образ в виде ребуса.
В предлагаемой методике принцип проверки не изменен: чтобы проверить фонему, стоящую в слабой позиции, необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы эта фонема стояла в сильной позиции (гласная под ударением: звезда – звёзды; после согласной шел гласный: поздно – опоздал)
Т олько проверочные слова я предлагаю подбирать, используя элементы мнемотехники и ТРИЗа.
Шаг 1: ворона – «о». Шаг 2:вор/она – вор; Шаг 3:
В данном примере на втором шаге был применен прием «дробления», вычленено слово-помощник «вор», в котором мы четко слышим орфограмму; на третьем шаге при создании образа – прием «объединение»: мы вновь объединили раздробленные части в единое целое.
Ч асто невозможно вычленить слово-помощник целиком. Приема «дробление-объединение» недостаточно. Подключается прием «посредник». В качестве посредников используются буквы. Их предназначение – дополнение части до целого.
Например: Шаг 1: петух – «е» Шаг 2:пе/тух – пе(нь)/тух. Шаг 3:
На втором шаге помимо приема «дробление» был примен прием «посредник»: слог «пе» был дополнен до целого слова. На третьем шаге был создан образ, посредники после выполненной задачи удаляются в соответствии с правилами построения ребуса.
Методика работы с пособием.
На первом этапе работы с данным пособием педагог сам создает к словам из словаря ребусы-образы. На занятии он предлагает детям открыть школу под названием: «Учение с увлечением». Сначала спрашивает о том, каким образом они запоминают написание слов из словаря, а потом предлагает свой прием. Называет слово, показывает к нему образ-ребус, пошагово объясняет способ его создания.
На втором этапе работы педагог называет слово, показывает образ-ребус и просит ребят по шагам объяснить способ его создания. Только после того, как все дети с легкостью начинают объяснять, как создается образ и подбирается слово-помощник, можно переходить на новый этап работы с пособием.
На третьем этапе дети сами по желанию отбирают материал в словаре, вычленяют слово-помощник и создают образ.
Занимательная грамматика
сейчас ракета девочка язык горизонт
сей/час рак/ета де/во/чка я/зык гор(ы)/и/зонт
сапоги машина костёр адрес телефон
са(ни)/по(ни)/ги ма(к)/шина кос(ть)/тёр(ка) а/дре(ль)с те(нь)/ле(в)/фон
герой сверкать беседа столица дежурный
гер(б)/рой све(чи)/ркать бес/еда сто/лица де(д)/журный
пенал завод ребята заяц медведь
пена/л за(яц)/вод ре/бята за/я/ц мёд/ведь
корова хорошо коньки собака быстро
ко(т)/рова хор/ошо конь/ки со(м)/бака быст/ро(г)
воробей скоро деревня пальто молоко сегодня
вор/об/ей ско/ро(г) дерев(о)/ня паль(ма)/то мо(ст)/локо се(но)/год/ня
Сферы применения: данный прием могут использовать
педагоги русского языка при изучении слов из словаря;
педагоги дополнительного образования в развивающих упражнениях, конкурсах и викторинах;
психологи в коррекционно-развивающих прогрммах.
логопеды
Эффективность применения: при использовании данного подхода происходит фомирование
грамотного письма;
нестандартного подхода к решению поставленной задачи;
интереса к родному языку;
позитивного отношения к процессу получения знаний;
наблюдательности;
способности анализировать и синтезировать.
За время работы по описанной системе накоплено огромное количество примеров. Представляю Вашему вниманию некоторые из них.
Литература:
Гарибян С.А. Школа памяти. – М., 1992.
Иванов Г.И. Формулы творчества, или как научиться изобретать. – М., 1994.
Учителям о ТРИЗ./составитель Крячко В.Б. – С-Пб., 1999.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Модзалевская Надежда Константиновна
→ Lokki58 24.12.2011 1 31673 7883 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.