методическое пособие "Занимательная грамматика" 1-4 класс










«Занимательная грамматика»

методическое пособие к занятию по программе «Азбука общения»













автор: Модзалевская Надежда Константиновна

место работы: ДДЮТ «У Вознесенского моста»

должность: педагог дополнительного образования










Санкт-Петербург

2011


Методическое пособие «Занимательная грамматика»


Пособие предназначено для педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста по программам социально-педагогической направленности.

Решает следующие задачи:

  1. Формирует грамотное написание представленных в пособии слов.

  2. Формирует интерес к родному языку.

  3. Знакомит с приемами мнемотехники и ТРИЗ.

  4. Развивает любознательность.

  5. Формирует нестандартный подход к решению жизненных задач..

  6. Формирует нестандартный подход к решению жизненных задач.

  7. Способствует формированию процессов синтеза и анализа .

Пособие состоит:

  • Из описания методик, примененных в процессе создания пособия и из описания самой методики работы с пособием;

  • Из 31 кроссворда-образа, в которых зашифрованы слова из словаря

Методы и приемы, используемые в процессе создания пособия.

В основе этой системы лежит методика Самвела Гарибяна и приемы ТРИЗ: «дробление, объединение, посредник, дополнение до целого».

С использованием забавных картинок, запаса здорового чувства юмора и хорошего настроения я предлагаю детям запоминать не английские слова, как это делает автор методики, а осваивать грамотное написание русских слов.

Так как система отрабатывалась с детьми младшего школьного возраста, то и практический материал отбирался из учебников русского языка 1-4 классов.

В представленном Вашему вниманию материале описана система работы со словами, написание которых невозможно проверить существующими в русском языке правилами. В школьной программе такие слова принято называть словами из словаря.

Написание орфограммы в предлагаемом подходе определяется с использованием традиционного метода: подбора проверочного слова. Только подбирается оно не с помощью применения правил, а с использованием мнемотехнических форм запоминания. Поскольку метод мы применяем нетрадиционный, я предлагаю не использовать понятие «проверочное слово», а заменить его термином «слово-помощник».

Работа проводится по определенному алгоритму:

Шаг 1:определяю орфограмму, которую необходимо проверить. Например, в слове ворона необходимо запомнить написание первой гласной «о», стоящей в слабой позиции.

Ш аг 2:используя искусственные формы запоминания и элементы ТРИЗа: «Дробление», «Объединение» подбираю слово-помощник (Слово, в котором запоминаемая орфограмма стоит в сильной позиции). Дроблю слово ворона на две части: «вор» и «она». Вычленяю слово-помощник: «вор». Далее применяю прием «объединение»: соединяю вновь раздробленные части.

Шаг 3: для лучшего запоминания создаю образ в виде ребуса.


В предлагаемой методике принцип проверки не изменен: чтобы проверить фонему, стоящую в слабой позиции, необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы эта фонема стояла в сильной позиции (гласная под ударением: звезда – звёзды; после согласной шел гласный: поздно – опоздал)

Т олько проверочные слова я предлагаю подбирать, используя элементы мнемотехники и ТРИЗа.

Шаг 1: ворона – «о». Шаг 2ор/она – вор; Шаг 3:

В данном примере на втором шаге был применен прием «дробления», вычленено слово-помощник «вор», в котором мы четко слышим орфограмму; на третьем шаге при создании образа – прием «объединение»: мы вновь объединили раздробленные части в единое целое.

Ч асто невозможно вычленить слово-помощник целиком. Приема «дробление-объединение» недостаточно. Подключается прием «посредник». В качестве посредников используются буквы. Их предназначение – дополнение части до целого.

Например: Шаг 1: петух – «е» Шаг 2:пе/тух – пе(нь)/тух. Шаг 3:

На втором шаге помимо приема «дробление» был примен прием «посредник»: слог «пе» был дополнен до целого слова. На третьем шаге был создан образ, посредники после выполненной задачи удаляются в соответствии с правилами построения ребуса.

Методика работы с пособием.

На первом этапе работы с данным пособием педагог сам создает к словам из словаря ребусы-образы. На занятии он предлагает детям открыть школу под названием: «Учение с увлечением». Сначала спрашивает о том, каким образом они запоминают написание слов из словаря, а потом предлагает свой прием. Называет слово, показывает к нему образ-ребус, пошагово объясняет способ его создания.

На втором этапе работы педагог называет слово, показывает образ-ребус и просит ребят по шагам объяснить способ его создания. Только после того, как все дети с легкостью начинают объяснять, как создается образ и подбирается слово-помощник, можно переходить на новый этап работы с пособием.

На третьем этапе дети сами по желанию отбирают материал в словаре, вычленяют слово-помощник и создают образ.

Занимательная грамматика


сейчас ракета девочка язык горизонт

сей/час рак/ета де/во/чка я/зык гор(ы)/и/зонт



сапоги машина костёр адрес телефон

са(ни)/по(ни)/ги ма(к)/шина кос(ть)/тёр(ка) а/дре(льте(нь)/ле(в)/фон


герой сверкать беседа столица дежурный

гер(б)/рой све(чи)/ркать бес/еда сто/лица де(д)/журный

пенал завод ребята заяц медведь

пеназа(яц)/вод ре/бята за/ямёд/ведь


корова хорошо коньки собака быстро

ко(т)/рова хор/ошо конь/ки со(м)/бака быст/ро(г)


воробей скоро деревня пальто молоко сегодня

вор/об/ей ско/ро(г) дерев(о)/ня паль(ма)/то мо(ст)/локо се(но)/год/ня



Сферы применения: данный прием могут использовать

  • педагоги русского языка при изучении слов из словаря;

  • педагоги дополнительного образования в развивающих упражнениях, конкурсах и викторинах;

  • психологи в коррекционно-развивающих прогрммах.

  • логопеды

Эффективность применения: при использовании данного подхода происходит фомирование

  • грамотного письма;

  • нестандартного подхода к решению поставленной задачи;

  • интереса к родному языку;

  • позитивного отношения к процессу получения знаний;

  • наблюдательности;

  • способности анализировать и синтезировать.

За время работы по описанной системе накоплено огромное количество примеров. Представляю Вашему вниманию некоторые из них.



Литература:

    1. Гарибян С.А. Школа памяти. – М., 1992.

    2. Иванов Г.И. Формулы творчества, или как научиться изобретать. – М., 1994.

    3. Учителям о ТРИЗ./составитель Крячко В.Б. – С-Пб., 1999.


Полный текст материала методическое пособие "Занимательная грамматика" 1-4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Модзалевская Надежда Константиновна  Lokki58
24.12.2011 1 31644 7883

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК