Обобщение опыта "Развитие творческой деятельности учащихся"; 6-11 классы


Челябинский институт

дополнительного профессионального образования педагогических работников






Квалификационная работа

на высшую категорию


Тема: «Развитие творческой деятельности в школьном курсе географии».






Ф.И.О.: Титова

Елена Геннадьевна

Должность: учитель географии

Образовательное учреждение:

МОУ СОШ №15

Территория: г.Еманжелинск



Челябинск

2003г.



Сделать учебную работу

насколько возможно интересной

для ребёнка и не превратить этой

работы в забаву – это одна из

труднейших и важнейших задач

дидактики.

К.Д.Ушинский.



Обучение – это ремесло,

использующее бесчисленное

количество маленьких трюков.

Д.Пойа.



План

Введение………………………………………………..стр.3


  1. Развитие творческой деятельности учащихся……….стр.3


  1. Из опыта работы……………………………………….стр.9


Литература……………………………………………..стр.15


Приложение……………………………………………стр.16


Введение.


Все современные новейшие технологии обучения направлены на активизацию учебного процесса с учётом личностной позиции обучаемого.

Постепенный переход в нашей стране к личностно-ориентированному обучению, осуществляемый в соответствии с «Концепцией модернизации системы образования» видится в условиях развития «навыков самостоятельной работы и творчества».

Уникальность школьного курса географии заключается в том, что это единственный предмет, объединяющий знания о природном и социально-экономическом повседневном окружении учащихся, следовательно, географические знания могут стать базой для разнообразной практической его деятельности, в творческом росте личности. Однако, в географическом образовании творчество, как правило, увязывается с понятием «игровая деятельность», рассматриваемая через призму научного содержания курса. При этом существенно сужаются общеобразовательные рамки предмета, по сути, игнорируем личностную позицию ученика к процессу географического познания мира, что в конечном результате даёт малоэффективный учебный процесс, мало чего имеющий общего с процессом развития творчества. Развитие творческой деятельности в курсе школьной географии – тема по самообразованию выбрана неслучайно. Проведённые наблюдения в течении 4-х лет показали неожиданные результаты – рейтинг школьного предмета «География» снижается к 9-м классам (Приложение №1). В то же время, «пик» познавательного интереса приходится на 6-е классы, что даёт некоторые основания утверждать, что повышенный интерес учащихся к новому предмету вполне закономерен, Он отвечает их насущным потребностям в познании окружающего мира, сопоставления своего опыта с теорией и совпадает с началом подросткового периода.

Анализируя данные рейтинга, пришлось рассмотреть различные подходы различных дидактов в вопросе развития познавательных интересов, потребностей подростков в плане творческой саморегуляции. Творческий потенциал личности человека впрямую не зависит от объёма знаний и умений, т.к. каждый человек, усвоивший определённый объём знаний и умений, был бы уже подготовлен к творчеству. Формирование опыта творческой деятельности неразрывно связано с развитием творческого мышления, для овладения которым необходима специально организованная деятельность.


1. Развитие творческой деятельности учащихся в школе.

Образование – важное социальное явление, которое даёт возможность реализовать базовые ценности и цели развития российского общества. Оно позволяет осуществлять адаптацию к изменяющимся условиям жизни, закрепляя в индивидуальном сознании ценностные ориентиры становления личности человека.

Развитие неповторимой индивидуальности ребёнка становится задачей каждого учителя. Однако нерешённой проблемой остаётся максимальное обеспечение данного феномена развития. Любому обществу нужна элита, активная часть общества, определяющая его процветание. Потенциально талантливы все люди, дело лишь в том, чтобы эти таланты раскрыть.

Интеллектуализация всего педагогического процесса является основой самосовершенствования и учителя, и его учеников. Дифференцированный подход к подбору учеников в профильные классы обеспечивает благоприятные условия для всестороннего развития индивидуальных качеств личности.

В обобщённой схеме представлены пути создания атмосферы познавательного поиска в школе (Приложение №2).

Учитель помогает ребёнку «нарабатывать» навыки исследования как метода и существа научного познания. Не секрет, что большая часть учеников склонна к практико-преобразующей предметной деятельности. Лишь малая часть учеников способна работать самостоятельно. (комплекс условий для норм воспитания).

Каждый ребёнок индивидуален и имеет неповторимое своеобразие психики, проходя свой, присущий только ему путь развития. Наследственные качества допускают различные взаимодействия индивида со средой. Установить уравновешенные отношения ребёнка со средой, как главный фактор формирования личности в раннем детстве, помогают взрослые, поддерживая и одобряя действия ребёнка. Атмосфера эмоционального благополучия раскрывает личностный потенциал ребёнка.

Врождённые задатки не могут предопределить будущие возможности человека. Наиболее рано одарённость могут проявиться к музыке и рисованию, наиболее поздно ( 20 лет) – к математике. Качественное своеобразие умственной деятельности выражается в общеинтеллектуальной одарённости. Для одарённых детей характерна увлечённость занятиями с проявлением творческих элементов в деятельности. Поэтому в образовательной деятельности доминируют творческие методики развития личности. А само творчество ребёнка является критерием оценки личности.

Образовательный процесс имеет личностно-ориентированный характер. Его основа – гумманизация отношений всех участников процесса, процесса сотворчества учителя и ученика.

Всякое обучение есть создание условий для развития личности. Однако воспитывать творчески растущую личность можно только на основе глубокого уважения к ней.

Древнеиндийские мудрецы считали, что человек не может быть удовлетворён до тех пор, пока не удовлетворён его разум: «При духовном развитии меняется весь внутренний состав человека». Мозг человека постоянно нуждается в притоке новых впечатлений, неизведанных знаний, открытий. В информационно обеднённой среде он переживает некоторый дискомфорт, опаснейшие нервные срывы.

Человек за всю жизнь получает огромное количество информации. Однако большую часть он забывает. Директор московской школы Игорь Матюгин занимается развитием образной памяти. Он знает, как важно воспитать в себе умение смотреть на мир глазами очарованного странника, обнаружить оригинальное в обыденном, разглядеть прекрасную принцессу в Золушке, а в невежественном увидеть поступь великих перемен. Образное мышление – закономерная стадия детского развития. Психолог Д.Выготский говорил, что в детстве мышление, память и воображение неразделимы «Отсюда понятна важность эстетического, эмоционального, нравственного воспитания ребёнка.

И сказал восточный мудрец: « Красота не только украшает мир, но и волшебно изменяет его». Стремление к красоте способствует принятию правильного решения, помогает в творчестве и не только юному гению, но и обычному «среднему» ученику.

В нашей стране традиционно закреплена привычка получать набор готовых знаний. Вся современная педагогика построена на описании стандартных задач и ситуаций. Из современного образования сознательно изгоняется интуиция и логика.

Научные исследования показали: 20% будущего интеллекта ребёнок приобретает к концу первого года жизни, 50% - к 4 годам, 80% - к 8 годам, 92% интеллекта закладывается до 13 лет. Школьная пора – время интенсивного формирования умственных способностей подростка.

Задачами развивающего обучения является востребование творческого потенциала учеников и развитие внутренней потребности ребёнка к самовыражению. Интеллектуальная и творческая деятельность учащихся синтезируется, обеспечивая развитие личности. Поэтому на практике используется система уроков репродуктивных, репродуктивно-продуктивных ( частично поисковых) и продуктивных ( собственно творческих).

В школе творческие способности могут выражаются через словесное творчество. Очень эффективна форма «литературных гостиных», которая интегрирует знания учеников и способы их деятельности. Ориентация школьников на широкий показ своих возможностей в кругу единомышленников, проявляется в художественном чтении, пении, музыке, отвечает не только внутренней потребности ребёнка к самореализации, но и является их нравственно-эстетическим воспитанием.

В нашем обществе духовно-нравственной основой воспитания личности человека является организация этнокультурной работы по возрождению народных традиций. Велика роль музеев.

Одним из аспектов языка общения – познание, получение новой информации, родственной творческому озарению, ведь творческий процесс не признаёт формализма.

Анализ школьного обучения показывает, что развитие способностей у многих учеников значительно отстаёт от темпов роста объёма знаний. Усилия учителя направлены, как правило, на усвоение учащимися знаний, а не на решение ими разнообразных задач. Задача – это начало познавательного, поискового и творческого процесса. Развитие творческих способностей личности требует длительной целенаправленной работы. Важнейшими характеристиками творческих способностей является беглость мысли ( количество идей за единицу времени), гибкость ума ( способность переключиться с одной мысли на другую), оригинальность ( способность находить решения, отличающиеся от общепринятых), любознательность ( чувствительность к проблемам в окружающем мире), умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Стимулировать творческую активность ученика можно следующими приёмами: доброжелательность со стороны учителя, его отказ от оценок и критики в адрес ребёнка, обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными предметами и стимулами, поощрение высказывания оригинальных идей, использование личного творческого подхода к решению проблем, активный диалог с ребёнком.

В тоже время, по мнению психологов, существуют факторы, препятствующие развитию творческих способностей у детей: стремление к достижению успеха во что бы то ни стало, недопущение риска, неспособность противостоять давлению других, неодобрение фантазий и воображения, отношение к учёбе как к тяжкому труду, готовность к изменению собственного мнения или отказу от него, преклонение перед авторитетами.

В гуманистической педагогике и психологии разработаны следующие принципы: развитие позитивной Я – концепции, выработка большой способности к самоприятию, развитие способности полагаться на себя, свои силы, способности к самостоятельному принятию решения, овладение чувством контроля, развитие устойчивости к процессу преодоления трудностей, обретение веры в себя.

Распространение и реализация новых педагогических идей и подходов будет способствовать в скором времени формированию нового духовного человека. Воспитание личности в современном обществе будет нести стремление к высшим человеческим ценностям. Интеллектуальность большинства учеников – непременное условие дальнейшего развития школы. Восполнить эмоциональную неразвитость детей можно, развивая их образное мышление. Возрождение чувств надо считать основной задачей образования.

Для формирования человека с высоким интеллектуальным уровнем недостаточно просто учить его в школе. Необходимо создать атмосферу творческой учебной деятельности. Именно она поможет ученику не просто заучивать определённый объём учебного материала, а заставит его самостоятельно добывать знания и использовать их эффективно. Такое качество ученика ярко свидетельствует о том, что его в школе научили учиться.

Осознать себя неповторимой личностью – единственный путь для человечества в новом тысячелетии. Психологи выделяют 12 стадий развития ребёнка. (Приложение №3).

Всё большее значение в педагогике придаётся самостоятельной деятельности учеников: работе с книгой, умению пользоваться информационно-справочной литературой, выбору оптимального варианта ответов, умению грамотно излагать свои мысли и сравнивать разные точки зрения.

Наиболее интенсивное развитие личности ребёнка происходит в сфере досуга, игры, свободного общения. Поэтому важную роль играют родители. Однако многие родители не готовы к полноценному общению со своим ребёнком.

Для формирования развитой личности необходима определённая система воспитания. Её цель не только умственное развитие детей, но и совершенствование их творческого потенциала умений мыслить и расширять свои знания самостоятельно, а также развитие образа мышления (готовности к участию в экономической, культурной и политической жизни страны.). Установка данной программы в личностно-общественном становлении ребёнка, развитии его разнообразных способностей.

Забота о правильном развитии - родительский долг. Об этом надо говорить на собраниях.

Чувство, знание – важная форма сотрудничества человека с окружающим миром. Ребёнок задаёт много: Почему? Пытаясь овладеть логикой взрослого человека. Овладев ею, ребёнок начинает свободно мыслить на любые отвлечённые темы. Конечно, учителя понимают ценность нестандартного мышления, но всё равно настойчиво требуют от ученика соблюдения шаблонных вариантов ответа на стандартные вопросы.

Критическое мышление предполагает свободу мнения каждого ученика в объёме школьной программы. Оно гарантирует самореализацию ученика.

Методические приёмы внедрения критического мышления в урочную систему уже известны российскому учителю: дискуссии, ролевые игры, критическая постановка вопросов, споры, «мозговые штурмы».

В манифесте французской группы Нового образования записано: «Мы торжественно заявляем, что цель образования – это воспитание свободно и критически мыслящей личности. Знание – это созидание и поиск. Мы призываем покончить с пассивной передачей знаний, вместо того, чтобы заставлять придумывать и открывать вновь. Мы страстно верим в бесконечные возможности детей».

Активно используя метод «обучения в диалоге» можно вовлечь детей в поиск аргументов и контр аргументов при обсуждении проблемы. Таким образом проблемная ситуация вызывает аппетит ребёнка к новым знаниям.

  1. Простейшим вариантом развивающей игры для обогащения лексикона является следующий вариант. Подберите слово из 6-10 букв. В течение одной минуты требуется придумать фразу из слов, начинающихся с букв слова – ключа.

  2. Для активизации лексики игра в слова на заданную тему. «Путешествие». На листе бумаги ученик пишет слово, передаёт другому.

«Как учить?» - актуальный вопрос в педагогике.

Учитель не должен подавлять природу ребёнка, а должен относиться к нему на равных, внедряя в свою практику преподавания новые формы обучения, дающие возможность развития творческого мышления, сочетания интеллектуальной работы с воздействием на эмоциональную сферу и воображение.

Для личностного развития особенно важна атмосфера успеха, которая должна быть и дома, и в школе сохранить, присущую детям жизнерадостность – важное условие развития творчества ребёнка.

Необходимым условием развития личности является желание ребёнка жить активно, деятельно и радостно, желание общаться, иметь друзей, достичь успеха в делах. Тяга к активному участию в жизни сначала проявляется в играх. Игры – выражение творческого начала детей. В старшем возрасте простые игры перерастают в деловые игры, в которую с упоением играют старшеклассники. (Приложение №4).

Обновление школы означает усиление к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника. Это достигается применением в методике обучения «скрытых» образцов, преобладанием заданий проблемного характера, наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу.

Развитие творчества связано с совершенствованием воображения, поэтому в учебно-методическом комплекте разработана система использования ролевой игры в обучении, которая даёт возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика.


2. Из опыта работы.


Пути и способы организации творческой деятельности могут быть различны. Некоторые дидакты (И.Я.Лернер, М.И.Махмутов) связывают формирование творческого мышления с проблемным обучением. В.П.Сухов видит развитие творчества в обучении учащихся применению диалектических принципов познания историзма, детерминизма, единства исторического и логического. В.В.Давыдов считает, что условием для становления творческого мышления является превращение учения в исследовательскую деятельность.

На своих примерах разрешите вам показать, как изменяются элементы, как накапливается опыт творческой деятельности, развивается творческое мышление на различных этапах. (Приложение №5)

  1. Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.

Аппликации и магнитные пособия.

Внедрено большое количество аппликативных и магнитных пособий, оптимизирующих учебный процесс: топографические знаки; представители природных зон; месторождения и полезные ископаемые; афоризмы и географические объекты.

Так, в конце курса «Физическая география» в 6 классе при изучении темы «Особенности строения географической оболочки» образуем лабораторию открытий: «Помните пушкинские строчки?»

«О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных

И гений, парадоксов друг!»

Аппликациями образуем вместе с меловыми рисунками композицию «Строение земной коры»

  • Какое же открытие мы сделали?


    ГО=А + Л + Г + Б




Аппликации и магнитные пособия позволяют поэтапно выстраивать логическую цепочку явлений, показывают взаимосвязь компонентов природы, развивают зрительную память, необходимую для воспроизводства изученного материала. Этот этап творческого развития помогает многократно повторять с учащимися изученный материал, возвращаться к нему при необходимости понимания нового материала.

Магнитные пособия являются средством быстрого контроля и взаимоконтроля, это небольшая самостоятельная работа учащихся на уроке.

Так, при изучении ЭГП Челябинской области используются магнитные карточки, которые необходимо правильно соотнести:

Протяжённость области с С на Ю 490

Протяжённость области с З на В 400

Образование г. Челябинска 1736

Образование г. Еманжелинска 1931


Границы области неизменны 1943

Обелиск – граница между двумя частями ст. Уржумка

света

Государственная граница в пределах

Челябинской области 730

Кубики, при использовании которых выстраивается учебно-географическая картина ( Например, при изучении рек России)

Кубики использую при изучении тем «Воды Африки», «Реки России». Они развивают навыки работы с картой, логическое мышление, разговорную речь и память. Учащиеся не только быстро ориентируются в географическом пространстве карты, но и воспроизводят дополнительную информацию, полученную ранее.

Условные знаки – зашифрованная информация при характеристике одного из угольных бассейнов по типовому плану, выполняется данная работа группой учащихся.

Выполнение практической работы условными знаками проводится по типовому плану. В конце урока появляются характеристики, например, всех угольных бассейнов на территории России выполненная в условных знаках. Условные знаки придумываем сами:

Д обыча угля

С пособ добычи - открытый

- шахтный


П ерспектива добычи снижается

повышается


С ебестоимость ?

Работа позволяет проверить умения и навыки работы с различными географическими источниками (статистическими таблицами, картосхемами, тематическими картами, текстом учебника), а также работу в группах.


Опорные конспекты.

Назначение этой работы:

  • наглядное представление темы;

  • выделение главного, основного материала;

  • комплексное представление изучаемого материала при его повторении.

Таблицу символов можно изменить на своё усмотрение.

Составление опорных конспектов целесообразно тогда, когда теоретический материал очень большой.

Учить не всех, а каждого – вот задача, которую преследую при работе с опорными конспектами. Эта работа возможна при различных формах организации обучения, в частности групповой и парной.

Некоторые опорные конспекты составляю сама, например, «Челябинская область», а другие – использую опыт учителей географов, опубликованный в журнале «География в школе». По опорным конспектам составляю сигнальные карточки-загадки, охватывающие один момент, факт изучаемой темы или явления.

3+5= УРАЛ

С запада на восток Урал разделяется на 3 части: Предуралье, горный Урал, Зауралье.

С севера на юг Урал делится на 5 природных районов. Перечисляем и показываем на карте части Урала.

Такой урок несёт на себе определённую функцию и вносит свою лепту в формируемые знания и умения по предмету.

  1. Видение новой проблемы в знакомой ситуации.

Два крупных населённых пункта: п.Зауральский и д.Еманжелинка, расположенные рядом. Почему статус этих населённых пунктов разный?

Подробно описывая их, приходим к выводу, что трудовые ресурсы заняты в Зауральском в основном в промышленной сфере, а в д.Еманжелинке – в сельском хозяйстве.

  1. Видение новой функции объекта или видение объекта по-новому.

Здесь важен эмоциональный настрой, поэтому уроки включают художественное описание.

При изучении географии «Природа России» часто повторяю слова Ефремова «Знаю и люблю. Люблю и знаю. И тем сильней люблю, чем больше знаю». Такие моменты урока воспитывают патриотические чувства и прививают любовь к Родине, своему родному краю. О своём родном крае дети рассказывают, описывают, изображают очень охотно. Эти творческие работы всегда красочны и эмоциональны.

Художественному описанию учатся у русских поэтов и писателей:

описание тайги в «Угрюм-реке» В.Я.Шишкова,

извержение Везувия в творчестве А.С.Пушкина,

описание природы родного края в стихах Л.Татьяничевой.

Такие уроки заканчиваются творческими работами: сочинением, рисунками, стихами: Как ты видишь происходящее, что чувствуешь?

Письменные работы ребят не представляют собой художественной или литературной ценности, да я и не ставлю такой цели. Единственная цель – создание условий для простора мысли, чувства, творчества учащихся.

На таких уроках ребёнок учится сопереживать, беречь и ценить природу, ощущать духовное единение с ней.

Сарыкуль.

Сарыкуль… Наш озёрный край,

Разливов тайный звон.

И прелестью волны своей

Ласкает сердце он,

А, может быть, когда-нибудь,

Любимый край родной,

Напомнит мне своей душой

Мой отчий дом родной.

Сарыкуль наш – прекрасный край

Разливов тайный звон

И где бы в жизни не был я

Мне будет сниться он.

Малахова Катя 8 кл.

  1. Поиск нового способа решения цели, задачи.

Уроки-сказки, путешествия, марафоны.

«Придумайте, какое путешествие совершит, увиденное вами, капелька росы?» - такой вопрос задаю ребятам в 6 классе при изучении темы «Мировой круговорот воды».

Уроки-сказки часты в 6 классах, где материал сложен, научен и порой скучен. Такие уроки активизируют деятельность учащихся.

5. Осознание структуры объекта.

Реклама.

Учащиеся на некоторых уроках проявляют самостоятельность в творчестве: от прослушивания материала до отработки его сначала на репродуктивном уровне, а затем на творческом.

Так, например, рекламируют путешествия по сибирской реке Лене, рассказывая о её красотах и особенностях.

Без эмоционального настроя, особенно в 7 и 8 классах не обойтись.

В 7 классе при обобщении изученного материка «Австралия» читаю стихотворение, информацию которого нужно подтвердить:

Вы в Австралии бывали? Австралию видали?

Неужели никогда вы не ездили туда?

А со мною так случилось: мне Австралия приснилась.

Вы послушайте сейчас мой короткий сон-рассказ:

«Я летел на вертолёте, а быть может, самолёте,

Вдруг увидел из окна: подо мной лежит страна.

С парашютом я спустился и на суше очутился.

Осмотрелся – ни души, все дороги хороши.

Чтобы не замёрзнуть вдруг, я отправился на юг.

Только странно: чем южней – холодней и холодней.

Я увидел дивный лес: там деревья до небес,

И бутылки там растут, и лианы там и тут.

Очень странная страна – любит пошутить она:

Эти звери, погляди, носят сумки впереди.

Ну а этот, ради шутки, нос свой одолжил у утки.

Мишка здешний как бандит, - он на дереве сидит.

Я бы мог ещё узнать,

Но будильник зазвенел: «пора вставать!»


6. Проектирование и исследование.

Полевые занятия, исследования.

Полевые занятия, исследования.

Реализация творческого потенциала в условиях полевых занятий возможна лишь частично, так как без моделирующего программирования учащиеся не могут представить, как изменится, например, ПК с изменением одного компонента – потепление климата. А компьютерные программы помогли бы приблизиться географической информации к подростку, увидеть, как бы наяву изменения в ПК.

Введение в процесс обучения электронных программ сделают сам процесс более интересным и творческим.

Выполнение практических работ на местности – урок самостоятельного добывания и закрепление знаний (работа с учебником, выполнение кратковременных экспериментальных заданий, ориентирование по азимуту при составлении плана местности, изучение взаимосвязи в природном комплексе). После таких творчески оформленных работ, демонстрирую на выставке кабинета лучшие работы учащихся.

Развитие творческой личности – цель дальнейшей работы, где необходимо находить наиболее оптимальные методы развития творческой деятельности учащихся.

Основой моей работы по развитию творческих способностей учащихся является:

  1. многократное повторение учениками изучаемого материала, постоянный возврат к нему;

  2. генерализация изучаемого материала;

  3. обязательная отработка умений с картой;

  4. включение в урок пусть небольшой, но самостоятельной работы учащихся;

  5. разумная дифференциация и индивидуальный подход позволяет каждому ученику проявить себя и утвердиться как личности.

Развитие познавательной творческой деятельности учащихся зависит не только от того, какую типологию уроков использует педагог и какими средствами обучения он пользуется при её организации. Успех зависит от всей системы учебного процесса: обновление содержания, совершенствование методов обучения, модернизации структуры уроков, форм организации деятельности учащихся.



























Литература



  1. Атлас Челябинской области «Люби и знай свой край». Челябинск,2002.

  2. Бенькович Т.М. Применение опорных конспектов в курсе географии материков и океанов. География в школе,1993 №6.

  3. Город труда и надежды. Еманжелинск,2001.

  4. Гальцева Л. В Урале Русь отражена. Челябинск,1991.

  5. Григорьева Е.В. Природа Южного Урала.Челябинск,1999.

  6. Григорьева Е.В. Природа родного края. Челябинск,1997.

  7. Дракова Д.К., Микулин А.М. Знакомьтесь мы ещё живы! Челябинск,1993.

  8. Иванов Ю.П. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения. География в школе 2000 №2.

  9. Калишев В. У природы нет плохой погоды. Челябинск,1998.

  10. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010.

  11. Конвенция о правах ребёнка.

  12. Коринская В.А. Формирование понятий при изучении курса географии материков. – М.,1979.

  13. Лернер И.Я. Главное в процессе обучения. География в школе. – 1991 №4.

  14. Лянцевич В.М Использование идей В.Ф.Шаталова на уроках географии. География в школе 1993 №1.

  15. Методика обучения географии в средней школе. Под.ред. Л.М.Панчешниковой М.,1977.

  16. Панчешникова Л.М. Теория дидактики – учителю и методисту. География в школе – 1990 №3.

  17. Пятунин В.Б. Моделирующие компьютерные программы в формировании опыта творческой деятельности учащихся. География в школе 1993 №5.

  18. Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии (6-10 кл.) – М., 1991.

  19. Теоретические основы процесса обучения . под.ред. В.В.Краевского и И.Я.Лернера – М., Педагогика,1989.

  20. Черникова Е.Я. Учебные экскурсии по географии.-М.,1980.

  21. Щенёв В.А. Приёмы учебной работы учащихся в курсах физической географии. –М.,1979.








Приложение 2


Пути создания атмосферы познавательного поиска.










и нформация проблема восприятие познание осознание озарение













Приложение №3

Тенденции развития способностей ребёнка.


  1. Ребёнок прекрасно импровизирует, его ум быстрый и острый. Он не может долго сидеть на одном месте. Не любит совмещать два дела. Не боится соперничества. Стоит избегать умственного переутомления. Следует развивать терпение.

  2. Ребёнок медлителен, но обладает отличной памятью. Доверяет убедительным фактам. Не следует его торопить при выполнении заданий.

  3. Ребёнок очень быстро схватывает новые знания, разговорчив, сообразителен, подвижен, общителен. Следует контролировать его знания, чтобы не допустить их поверхности.

  4. Ребёнок внимательно слушает, эмоционально впечатлителен, поэтому у него проблемы с объективным мышлением. Хорошо учится по книгам.

  5. Ребёнок хорошо учится, стремясь создать о себе благоприятное впечатление. Он мечтатель и идеалист. Любит общаться.

  6. Ребёнок любознателен и рассудителен, любит анализировать. Хорошо применяет свои знания на практике. Осторожен в общении.

  7. Ребёнок хорошо ладит с учителями, предпочитает в общении диалог. Ему интересны поведение и мышление других людей.

  8. Ребёнок обладает разносторонним умом. Он решителен, непоколебим.

  9. Ребёнок импульсивен, хорошо разбирается в источниках информации. Очень любопытен и разговорчив. Следует направить его острый ум в нужном направлении.

  10. Ребёнок очень трудолюбив, серьёзен, дисциплинирован. Ум не быстр, но проницателен.

  11. Ребёнок хорошо пишет и говорит, наблюдателен, открыт всему новому. Любит общение в коллективе.

  12. Ребёнок обладает отличной памятью и развитой интуицией, любит учиться. Легко поддаётся чужому влиянию. Мечтателен. Следует приучить к ясности мышления, не подавляя поэтичного видения мира.


Приложение №4

Способы стимулирования творческой активности.


  1. Обеспечение благоприятной атмосферы: доброжелательность, отсутствие критики в адрес ребёнка.

  2. Обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

  3. Поощрение высказывания оригинальных идей.

  4. Обеспечение возможностей для упражнений и практики.

  5. Использование личного творческого подхода к решению проблем.

  6. Предоставление детям возможности задавать вопросы.


Приложение №5

Этапы творческого мышления.


  1. Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.

  2. Видение новой проблемы в знакомой ситуации.

  3. Видение новой функции объекта или ведение объекта по-новому.

  4. Поиск нового способа решения цели, задачи.

  5. Осознание структуры объекта.

  6. Проектирование, исследование.







































8



Полный текст материала Обобщение опыта "Развитие творческой деятельности учащихся"; 6-11 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Титова Елена Геннадьевна  егэ1818
03.01.2012 0 2718 450

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК