Мифология. К вопросу о предмете и методике его преподавания.
Кузнецова Татьяна Викторовна
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МОУДОД «ДШИ № 17»,
учитель музыки, мифологии МОУ «СОШ № 9» г. Саратова.
Высшая квалификационная категория
Почётный работник общего образования РФ
Мифология. К вопросу о предмете и методике его преподавания.
(Из опыта работы на отделениях общего эстетического образования ДШИ
и в средних учебных заведениях с эстетической ориентацией)
«Если мифы – это лишь сказки или суеверия, то отчего же они до сих пор продолжают волновать и очаровывать нас? Почему они пережили века и дошли до наших дней? Дело в том, что миф – это нечто постоянное и неизменное для всех людей во все времена, это совокупное наследие воспоминаний наших предков, рассказ о событиях, свершавшихся до начала письменной истории, нить, соединяющая воедино прошлое, настоящее и будущее» Джон Ф. Бирлайн1.
Предмет мифология, изучающий совокупность мифов (легенд, преданий) народов мира, явился, в свою очередь, связующей нитью между древними мифическими пластами, спроецированными на культурно - историческое наследие человечества. В современной педагогической практике он стал необходимой стартовой площадкой к изучению историко-культурологических предметов – мировой художественной культуры, истории исполнительского искусства, истории театра, эстетики и др.
Предмет мифология вводится в учебные планы со второго класса.
Срок реализации предмета мифология – 5 лет. Он включает:
- библейские мифы (первый, второй год изучения),
- мифы древнего Египта, Двуречья (Месопотамии), Индии, древней Греции
и Рима (третий, четвёртый годы изучения),
- Скандинавии, Ирана, славян (пятый год изучения)
. Цели изучения предмета видятся в следующем:
сформировать у обучающихся базовые знания, умения, навыки, необходимые в дальнейшем изучении предметов гуманитарного, культурологического и эстетического направлений;
пробудить у обучающихся устойчивую потребность общения с произведениям мирового культурно-исторического наследия;
активизировать пути развития памяти, навыков устной речи, логического, ассоциативного и образного мышления.
Задачи предмета:
побудить обучающихся к активной познавательной деятельности;
с максимальной эффективностью использовать различные типы мышления;
учить делать логические обобщения и находить параллели между героями, событиями, явлениями, и в конечном итоге, между видами искусств;
раскрыть творческие способности каждого обучающегося;
средствами искусства воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру.
Программное обеспечение:
Существует региональная программа исторического образования Н.Девятайкиной, Т.Кац, Л.Лукьяновой, В.Парфёнова, Е.Смыкова, Д.Чернышевского «Мифология» для 2-5 классов гимназий, школ (Саратов, 1998 г.), а также учебное пособие «Мифология» (в 2 кн.) под редакцией Н.Девятайкиной (Саратов, 1994 г.).
Разработана авторская образовательная программа «Библия (Ветхий и Новый Заветы)» для детских школ искусств, музыкально-эстетических лицеев, составитель Т.В.Кузнецова. Программа утверждена Методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и искусства Министерства культуры Саратовской области в 1996 году. Она взята в основу первого и второго годов изучения предмета.
Адаптированная образовательная программа «Мифология» для детских школ искусств, составитель Т.В.Кузнецова (Саратов, 2008 г.), опирается на вышеназванную региональную программу исторического образования «Мифология» (Саратов, 1998 г.). В ней представлен материал третьего, четвёртого, пятого годов изучения.
Не случайно знакомство с предметом мифология начинается именно с библейских мифов – сокровищницы многовековой человеческой мудрости. Они представлены
в авторской программе по Библии, содержащей методические рекомендации по преподаванию предмета.
Предлагаемая программа по Библии (Ветхий и Новый Заветы) представляет новый нетрадиционный подход к предмету, рассчитанный на два года изучения. Библейское писание предлагается изучать не с позиций религиозной догматики, а как собрание древних мифов, преданий, возникших с 8 в. до н.э. по 2 в. н.э. у народов, исповедующих иудаизм и христианство и имеющее огромное значение для миллионов и миллионов живших прежде и здравствующих ныне людей. Библейские мифы рассматриваются как памятник культуры вышеназванных народов, оказывающий на них влияние и почитаемый ими, раскрывающий и определяющий их мировоззрение, верования и чувства, представления о сотворении мира, о возникновении земли, человечества и др. Они содержат в себе свод моральных и этических норм, направленных на воспитание лучших духовных и нравственных чувств.
Исходя из того, что Библия является выдающимся памятником культуры древних народов, предлагается и своеобразное преподнесение её материала. Данная программа предполагает изучение Библии в тесной связи с мифологией народов мира, историей, литературой, искусством (музыкой, живописью, скульптурой, архитектурой), что обогащает предмет, делает его более живым, информационно насыщенным, эмоционально богатым. Она же (связь) интерпретируется в идею четырёх параллелей.
1) «Миф - миф». Проведение параллелей с мифологиями других народов, так как именно здесь существует множество точек соприкосновения (например: взгляды и представления на творение мира, земли, человечества; мифы о грехопадении, всемирном потопе, подземном мире мёртвых; мифы о героях и др.).
2) «Миф – история». Обращение к историческим сведениям о странах, народах, племенах, жизнеописание которых дано в Библии.
3) «Миф - литература». Использование на уроках литературных произведений, связанных с библейской тематикой, сюжетами и образами (например: стихи, фрагменты литературных произведений в прозе, первоисточники в переводе и др.).
4) «Миф - искусство». Проведение параллелей с разными видами искусства, что совершенно необходимо на отделения общего эстетического образования ДШИ и в учреждениях с эстетической ориентацией. Известно, что библейские сюжеты неоднократно вдохновляли великих художников, скульпторов, композиторов и писателей, на создание выдающихся произведений мирового уровня значимости. Чтобы ярко прозвучала идея параллелей «миф – искусство» рекомендуется показывать на уроках как можно больше иллюстративного материала (репродукции картин, скульптур, связанных с библейскими темами и сюжетами), а также использовать музыку в записи (произведения, прямо связанные с библейскими темами или эмоционально раскрывающие и подкрепляющие их).
Учитывая специфику предмета и нетрадиционный подход к его изучению, остановимся далее на некоторых методических рекомендациях в преподавании мифологии. Речь идёт о методах обучения, которые могут быть использованы на уроках. Их два:
I - информационно-логический метод;
II - художественно-образный метод.
I. Информационно-логический метод предполагает пять видов работы, применение которых возможно на уроке. Для наглядности они показаны в следующей схеме:
И н ф о р м а ц и и о н н о – л о г и ч е с к и й м е т о д
↓ ↓ ↓ ↓ ↓
лекционный письменные тесты конкретные работа по
материал задания по примеры и карточкам
(устное теме иллюстрации
изложение)
Информационное изложение предполагает подачу педагогом определённой информации через устный материал. Здесь же возможно использование письменных заданий и тестов по теме.
Например: тема «Всемирный потоп и дети Ноя» (Ветхий Завет). Преподаватель предлагает ответить на вопросы:
1. Как звали человека, спасшегося во время всемирного потопа? (Ной)
2. Что такое ковчег? Из чего он построен? (Ящик. Из дерева)
3. Кого взял с собой Ной в ковчег? (Жену, детей, зверей, птиц)
4. Сколько дней длился потоп? (365 дней)
5. Сколько раз и каких птиц выпускал Ной из ковчега, чтобы узнать о конце потопа?
(4 раза — ворон, голубь, голубь, голубь)
Подобный вид работы можно использовать при изучении всех тем.
Логическая часть этого метода предполагает развитие логического мышления учащихся путём использования педагогом на уроках конкретных примеров и иллюстраций (художественных, литературных, музыкальных), прямо связанных с темой урока.
Например: по теме «История Моисея» (Ветхий Завет) рекомендуется использовать следующий иллюстративный материал.
Живопись и скульптура: Микеланджело. Скульптура Моисея.
Рембрандт. Моисей со скрижалями законов (картина).
Н.Пуссен. Моисей, источающий воду из скалы (картина).
Музыка: Г.Гендель. Оратория «Израиль в Египте».
Хор №4 «Казнь Египетская» - 1 казнь, превращение воды в кровь;
хор №8 «Тьма Египетская» - 9 казнь, три дня тьмы.
Литература: Г.Гейне. Стихотворение «Золотой телец» (Романсеро. Кн.I)
По теме «Рождение Иисуса Христа» (Новый Завет) предлагается следующий иллюстративный материал.
Живопись: Рафаэль. Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом).
Г.Рени. Иосиф с младенцем Христом на руках.
Изображения Девы Марии (Мадонны) художниками Возрождения.
Музыка: Шуберт.Ave Maria (или других композиторов).
Литература: Стихи.
Б.Пастернак. Рождественская звезда (из романа «Доктор Живаго»
А.Чёрный. Рождественское.
А.К.Толстой. Мадонна Рафаэля.
Так же на уроках можно применять работу с разнообразными карточками:
-карточки-тесты «светофор» - №1-красная, №2-жёлтая, №3-зелёная;
-карточки с вопросами и заданиями. У педагога заранее заготовлены карточки с ответами на вопросы (один вопрос предполагает три варианта ответа, а значит, 3 карточки). В целях проверки домашнего задания обучащимся даётся 3 вопроса и 9 карточек с ответами (на один вопрос —3 ответа — 9 карточек). Они должны выбрать 3 карточки с правильными ответами на три поставленных вопроса. Этот блиц-опрос весьма удобен и не отнимает много времени от урока.
-карточки с именами, географическими названиями (вместе с карточками-именами удобно использовать таблицу родственных связей, например, Авраама и его потомков);
-карточки-символы (атрибуты) и др.
II. Художественно-образный метод направлен на развитие у обучающихся фантазии, творческих наклонностей, образного мышления и ассоциативного восприятия. Снова обратимся к схеме.
Х у д о ж е с т в е н н о – о б р а з н ы й м е т о д
↓ ↓
Творческие задания по теме ассоциативные примеры и
(свободные размышления и иллюстрации (художественные,
сочинения, рисунки по теме) музыкальные)
Художественная составляющая метода содержит ряд творческих заданий по пройденной теме, в процессе выполнения которых проявляются и развиваются художественные способности и наклонности обучающихся. Так, при изучении любой темы, в качестве домашнего задания, можно попросить детей нарисовать рисунки, где были бы изображены библейские герои и сюжетные ситуации, в которые они попадают.
Например: нарисовать младенца Моисея в корзинке на реке, нарисовать силача Самсона, изобразить пастушка Давида и Голиафа и т.д. Интересным представляется опыт организации тематических выставок детских рисунков.
Следует особо остановиться на морально-нравственных проблемах и вопросах, которые затрагивает Библия. Необходимо постоянно ставить перед детьми подобные вопросы и задачи и вместе с ними находить на них ответы. Всё вышесказанное можно облечь в любую форму — свободных устных размышлений на тему, письменных сочинений, рассказов и т.д.
Например: при изучении заповедей Иисуса (Новый Завет), тема «Нагорная проповедь», педагог просит поразмышлять над морально-нравственными проблемами заповедей и их применением в наши дни. Как жили бы люди, если бы все соблюдали заповеди Христа и следовали его Слову? «Не убий», «Не укради», «Люби ближнего как самого себя», «Не отвечай злом на зло и т.д. Возможно ли подобное в наше время? Что вы сами хотели бы в себе изменить, чтобы стать лучше? Вариантов для фантазии и творчества здесь множество.
Образное и ассоциативное мышление, умение находить связующие ниточки между разными видами искусств, их скрытые общности (сюжетные, эмоциональные), — всё это необходимо развивать у детей. И тут на помощь приходят приводимые педагогом ассоциативные примеры и иллюстрации (художественные, литературные, музыкальные), косвенно связанные с проходимой темой, но близкие по эмоциональному, образному наполнению, по внутреннему состоянию, достаточно ярко раскрывающие и подтверждающие тему урока.
Например: по теме «Сотворение мира» (Ветхий Завет) рекомендуется использовать музыку О..Мессиана. Она зримо воссоздаёт ощущение хаоса, беспорядочности, неопределённости, необустроенности мира.
По теме «Самсон и филистимляне» (Ветхий Завет) для создания эмоциональной атмосферы и более полного раскрытия образа главного героя можно рекомендовать произведения Л.Бетховена: Симфония №3 «Героическая», I часть; Соната №23 «Аппассионата», I часть; Соната №8 «Патетическая», I часть.
К теме «Путь к грешным душам — прощение» (Новый Завет) можно использовать следующий ассоциативный иллюстративный материал (живописный и литературный): рассказывая о прощённой грешнице, можно показать картину Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» и прочитать стихотворение З.Гиппиус «Грех».
К теме «Дознание и приговор» (Новый Завет) прекрасно подойдёт музыка баховских «Страстей по Матфею». Оркестровое вступление к хору I части вызывает у слушателей ассоциации с шествием на Голгофу.
Очень важно давать обучающимся творческие задания, направленные на воспитание самостоятельного ассоциативного мышления, умения проводить логические параллели от одного явления к другому.
Поясним на примере. При изучении темы «Соломон» (Ветхий Завет) рассматривается вопрос о мудрости Соломона. Здесь желательно прочесть детям несколько притч Соломона, после чего предложить им вспомнить или найти соответствующие им русские изречения — пословицы в сборнике пословиц В.Даля. Предлагаются следующие притчи Соломона:
19. При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.
20. Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых – ничтожество.
12. Лучше встретить человеку медведицу, лишённую детей, нежели глупца
с его глупостью.
13. Кто за добро воздаёт злом, от дома того не отойдёт зло.
14. Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.
17. И глупец, когда молчит может показаться мудрым, и затворяющий уста свои —
благоразумным (Из раздела библии «Притчи Соломоновы»).
А теперь почитаем притчу Соломона о труженике-муравье, которого он ставит в пример ленивцу (там же):
6. Подойди к муравью, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего?
7. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
8. Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.
9. Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего?
10. Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:
11. И придёт, как прохожий, бедность твоя и нужда твоя, как разбойник.
Какое известное произведение известного писателя вам напомнили эти притчи Соломона? Конечно же, это басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей». Какова их мораль, чему они учат детей?
Использование на уроках вышеназванных методов обучения способствует более продуктивному усвоению материала обучащимися, повышению их заинтересованности и творческому отношению к поставленным задачам. Хотелось бы надеяться, что данная программа, с её широкоохватностью, богато представленным иллюстративным материалом, возможностью проведения интересных параллелей с искусством, литературой, живописью, музыкой, мировой мифологией, историей создаст новое представление о мифологии как о живом, интересном и познавательном предмете, необходимом и полезном для кругозора каждого культурного человека.
Источник информации
Бирлайн Дж. Ф. Параллельная мифология / Пер. с англ. А.Блейз. – М.: КРОН - ПРЕСС, 1997. С.4
Мифология: В 2 кн.- Саратов, Издательство Саратовского университета, 1993. Кн.I - II.
Региональная программа исторического образования Н.Девятайкиной, Т.Кац, Л.Лукьяновой, В.Парфёнова, Е.Смыкова, Д.Чернышевского «Мифология» для 2-5 классов гимназий, школ (Саратов, 1998 г.)
Библия (Ветхий и Новый Заветы). Авторская образовательная программа для детских школ искусств, музыкально-эстетических лицеев. Составитель Т.В.Кузнецова (Саратов, 1996 г.).
Мифология. Адаптированная образовательная программа для детских школ искусств, составитель Т.В.Кузнецова (Саратов, 2008 г.)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Татьяна Викторовна
→ Таку 07.06.2012 0 2708 371 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.