Методическая разработка занятия "В стране весёлых игрушек", 4-5 лет
Министерство образования Московской области
Управление образования администрации
Шатурского муниципального района.
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
центр дополнительного образования детей «Малыш»
Шатурского муниципального района Московской области
Рекомендована Утверждена
На заседании Директор центра
педагогического совета ___________________
протокол №_______ «____»_________20___г.
от «____»___________ Т.И.Храмова.
Педагог дополнительного образования Финошкина Елена Николаевна.
Методическая разработка по танцевальному творчеству.
Конспект занятия
«В стране весёлых игрушек».
Возраст детей 4-5 лет.
Г. Шатура
2011г.
Аннотация.
Данная разработка поможет развить в ребёнке воображение, творческое осмысление танцевальных движений. Доступный материал занятия поможет решить проблему внутренней и внешней раскрепощённости детей, научит эмоционально реагировать на звучание музыки.
Данная разработка предназначена для педагогов дополнительного образования и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми 4-5 лет.
Автор разработки Финошкина Е.Н. педагог дополнительного образования высшей категории дошкольного центра «Малыш» Шатурского муниципального района Московской области. Контактный телефон: 8(49645) 2-25-97, 8(49645) 3-08-67.
Пояснительная записка.
С рождения и на протяжении всей жизни человек связан с музыкой. Известно, что детский годы – это период интенсивного музыкального восприятия, накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности.
По своей природе ребенок очень активен, подвижен, деятелен, прост, трогателен и естественен в своих музыкальных выражениях. Поэтому во многом формированию творческих проявлений детей способствуют игровые методы и приёмы, используемые на занятиях по танцевальному творчеству. Они служат делу познания ребенком окружающей действительности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений. Создавая тот или иной образ в игре, ребёнок искренне верит тому, что изображает. Недаром К.С.Станиславский советовал актёрам учиться у детей умению перевоплощаться.
С помощью игр-превращений, музыкально-подвижных игр дети учатся выразительности движений, развивается их воображение и фантазия.
Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало его будущей творческой деятельности. Творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремленности и наблюдательности.
В детском творчестве налицо элементы подражания, но имеется исполнительское усилие, эмоциональное участие. Подражание и самостоятельная деятельность переплетаются, взаимно обогащая друг друга.
Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь к восприятию разнообразнейших музыкальных образов, дает возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие виды деятельности.
Приведённый в работе материал поможет развить в ребенке выразительность, пластичность, общую культуру движений.
Игры и пляски в приведённом занятии направлены на то, чтобы музыкально-ритмическая деятельность детей была исполнительской и творческой. Во время проведения занятия учитываются желание и физические возможности каждого ребёнка. Часто случается, что ребёнок не может сразу справиться с заданием (стесняется, не получается скоординировать свои движения). Если вовремя заметить и исправить тактично, похвалить, ободрить ребёнка, подобное затруднение будет проходить легко.
Для занятия детям необходима форма. Это может быть футболка или майка с шортами или юбочкой, лосины и носочки. Обувь также удобная: чешки или балетные тапочки.
Цель занятия. Формирование творческой активности.
Задачи.
Учить детей владеть своим телом: произвольно напрягать и расслаблять мышцы, свободно пользоваться движениями рук.
Развивать выразительность движений, фантазию, воображение.
Воспитывать непринуждённость во время исполнения; эмоциональное реагирование на звучание музыки; умение радоваться успехам своих сверстников.
Результатом использования данной разработки может служить проявление эмоциональной отзывчивости на звучание музыки на других занятиях и в повседневной жизни. Проявление творческой фантазии в других видах деятельности: в самостоятельной игре, в рисовании.
Конечно, одного занятия по танцевальному творчеству недостаточно для развития творческих способностей ребёнка, но автор уверен, что эта разработка поможет педагогам составить свои занятия по формированию творческой активности у детей и использовать данный материал на других занятиях по музыкально-ритмической деятельности.
Оснащение занятия. ТСО: магнитофон, кассеты и диски с записями народной, классической и инструментальной музыки. Игрушки: кукла обычная и тряпичная, паровоз, мяч большой и маленький, волчок, лошадка, самолёт.
Содержание занятия.
В зале на стульчиках вдоль стен сидят и стоят различные игрушки. Середина зала свободна.
Организационный этап.
Дети входят в зал и строятся врассыпную по всей площади зала. Исполняют поклон-приветствие.
Муз. «Танец пастушков», П.Чайковского.
Педагог. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну игрушек. Игрушки там не обычные, а волшебные. Они могут танцевать под музыку. Вы хотите познакомиться с волшебными игрушками. (Да!). Строимся парами и отправляемся в путешествие.
Дети исполняют марш в колонне парами и по одному, двигаясь за педагогом по периметру зала (парами) и «змейкой».
Муз. «Марш», М.Красева.
Методические рекомендации. Предварительно на предыдущих занятиях нужно научить детей ходить в колонне парами и «змейкой», двигаясь цепочкой за педагогом, взявшись за руки, а затем друг за другом по одному.
Педагог. Вот мы с вами и пришли в страну игрушек. Но чтобы попасть к игрушкам, необходимо знать условный сигнал: правильно прохлопать в ладоши ритмический рисунок. А вы умеете хлопать? (Да). Тогда слушайте внимательно.
Проводится игра «Ритмическое эхо». Педагог задаёт детям определённый ритмический рисунок, а дети повторяют его, хлопая в ладоши. [5]
Четыре хлопка на каждый счет
Один хлопок на два счета и еще один хлопок на два
Два хлопка на один счет и два хлопка на каждый счет
Один хлопок, и держать ладони вместе на четыре.
Методические рекомендации. Педагог сначала показывает, как нужно хлопать, а дети слушают. Затем хлопают дети. Педагог контролирует действия детей и помогает в случае необходимости. Ритмический рисунок подбирается в зависимости от того, что усвоили дети на данный момент. Рисунок может быть как простым, так и сложным.
Основной этап.
Педагог. Молодцы дети, все хлопали очень чётко и дружно. Двери в страну игрушек открыты. Давайте зайдем и осмотримся.
Дети выполняют спокойную ходьбу по залу, рассматривая игрушки. (Без музыкального сопровождения).
Педагог. Посмотрите, какая красивая кукла. Покажите, как танцует кукла. Попав в страну волшебных игрушек, мы с вами сами стали игрушками. Все ребята стали куклами.
Проводится упражнение «Игры-превращения»: под музыку дети изображают кукол обычных и тряпичных, весёлого и грустного мишку, паровозики, маленькие и большие мячики. [2]
Кассеты из серии «Слушаем музыку». Выпуски «Солнышко», «Спой нам, ветер», «Весёлый музыкант», «Во поле берёза стояла».
Описание игр.
1.«Деревянные и тряпочные куклы».
При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы рук и ног, корпуса. Дети двигаются, не сгибая колени. Руки поднимают вперед и вверх, не меняя положения кисти и предплечья. При наклонах и поворотах корпуса сохраняется неподвижность шеи, рук и плеч.
Подражая тряпочным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно; колени расслаблены. При поворотах корпуса, руки свободно взлетают и обвиваются вокруг тела, голова поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни стоят на месте. Движения исполняются по нескольку раз подряд, то в одной, то в другой форме.
Муз. «Вальс-шутка», «Шарманка», Д.Шостаковича.
2.«Весёлый и грустный мишка».
Под звучание грустной мелодии дети изображают грустного медведя: ходят на внешней стороне стопы, понурив голову, переваливаясь с ноги на ногу. Плечи опущены, руки, согнутые в локтях свисают вперёд. Ходьба медленная.
Под быструю часть музыки дети превращаются в весёлых медвежат: быстро двигаются на четвереньках, заваливаются на спину (медвежата кувыркаются) и машут «лапами» (руками и ногами).
Муз. «Весёлый и грустный мишка», Л.Бетховен.
3.«Паровозики».
Круговые движения плечами. Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх-назад-вниз-вперед. Локти от корпуса не отводятся. Размах движения во всех направлениях должен быть максимальным. При движении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желательно следить, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед, т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку.
Муз. «Весёлые путешественники», М.Старокадомского.
4.«Большие и маленькие мячики».
Упражнение помогает детям в игре научиться различать контрастные части в музыкальном произведении. Легко и свободно прыгать на двух ногах и в полуприседе. Дети располагаются врассыпную по всему залу. На первую часть музыки прыгают на двух ногах на месте – большие мячи. На вторую часть – приседают и продолжают прыгать в полуприседе (маленькие мячики). На последние такты музыки мячики катятся: дети ложатся на пол и перекатываются по залу сначала в одну, а затем в другую сторону. Перед началом упражнения нужно показать детям, как изображать большой и маленький мячик. [7]
Муз. «Прыг – скок», М.Протасова. Кассета «Ритмическая музыка для детей 5-7 лет «Прыг-скок».
Методические рекомендации. Игры-превращения не занимают много времени, поэтому их можно использовать и на других занятиях по движению, и как физкультминутки на занятиях по математике, развитию речи, изобразительной деятельности. Эти игры помогут ребёнку отдохнуть, расслабиться. Также игры-превращения способствуют развитию выразительности движений, оживляют фантазию и воображение.
Педагог. Вот какие у нас волшебные игрушки. А ещё я вижу здесь мишек, зайчиков, лошадок и много машин. Давайте с ними поиграем.
Проводится игра «Заводные игрушки», муз. Т.Ломовой. Игру провести 2-3 раза.
Описание игры.
Дети выбирают, какими игрушками они хотят быть (зайчиками, медвежатами, лошадками или машинами). Для каждой группы игрушек отводится своя полка (скамейка или обруч). На вступление педагог заводит игрушки. Каждая группа игрушек двигается под свою музыку. Остальные дети выбирают лучшую игрушку.
Зайчики прыгают на двух ногах с небольшим продвижением вперёд. В конце музыки присаживаются на корточки.
Медвежата медленно кружатся, тяжело переступая. В конце останавливаются.
Машины двигаются на всей стопе. В конце останавливаются.
Лошадки скачут прямым галопом. В конце останавливаются.
Игра проводится два раза. В конце игры все игрушки возвращаются на свои полки (скамейки или обручи).
Кассета «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста». Выпуск 5.
Методические рекомендации. Перед началом игры необходимо прослушать с детьми музыку, которая соответствует каждому персонажу. Предложить детям показать, как двигаются те или иные игрушки. Затем проводится игра. Разучивать игру лучше на предыдущих занятиях, чтобы дети могли показать себя в роли различных игрушек. Игра развивает двигательную и слуховую память, способствует самовыражению ребёнка.
Педагог. Вы любите, когда вам дарят подарки? Вот мы сейчас и будем дарить друг другу подарки.
Проводится игра «Подарки». В конце игры все дети получают по игрушке.
Описание игры.
Педагог предлагает детям образовать большой круг, подзывает того, кто первым будет выбирать себе подарок. Ребёнок выходит на середину круга, а педагог вместе с детьми ведёт хоровод на стихи М.Ивенсон:
«Принесли мы всем подарки,
Кто захочет, тот возьмёт,
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолёт».
С окончанием четверостишия дети останавливаются. Взрослый, обращаясь к ребенку, спрашивает, какой из перечисленных подарков он хотел бы получить.
Конь.
Скачет конь наш, Дети двигаются по кругу, выполняя
Чок-чок-чок! прямой галоп («лошадка»).
Слышен топот быстрых ног,
Хоп-хоп-хоп!
Хоп-хоп-хоп!
Тпрррууу! Остановка.
Ребёнок, стоящий в кругу, выбирает себе в подарок коня, который ему понравился. Тот, кого он выберет, выходит на середину круга. Игра продолжается сначала. Теперь выбранный ребёнок может получить подарок.
Кукла.
Кукла, кукла, попляши,
Яркой лентой помаши.
Изображая куклу, дети свободно пляшут на месте, лицом к центру круга под любую плясовую музыку.
Волчок.
Вот как кружится волчок,
Прожуж-ж-жал и на бочок.
Дети кружатся на месте, потом приседают, слегка склонившись на бок, опираясь рукой о пол. Повторить 2 раза.
Самолёт. А.Барто.
Самолёт построим сами.
Понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
Каждый ребёнок заводит мотор, затем расправляет «крылья» - руки и летит по кругу, произнося звук «ж». Сделав круг, «самолёт идёт на посадку», т.е. ребёнок приседает на корточки.
Методические рекомендации. Перечислять игрушки нужно медленно, выразительно, чтобы ребёнок, стоящий в кругу, успел мысленно представить себе каждый предмет. Четверостишия читает взрослый, если игра незнакома детям, а дети выполняют движения. Но, если дети уже играли в эту игру, то четверостишия читают дети вместе с педагогом хором, одновременно выполняя движения.
В игре можно использовать и другие стихотворения из цикла А.Барто «Игрушки».
Педагог. Мы с вами весело играли, а теперь пришло время потанцевать с игрушками. Движения пляски придумайте сами, чтобы было весело.
Свободная пляска с игрушками под знакомую музыку.
Музыкальное сопровождение по выбору педагога.
Педагог. Было очень весело! Все дети замечательно потанцевали, но нам пора прощаться с волшебной страной. Прежде чем уйти, я предлагаю поиграть еще в одну игру с куклами. Игра называется «Поспи и попляши».
Игра проводится 2 раза. После игры дети укладывают кукол спать.
Описание игры.
Педагог предлагает детям взять кукол и рассмотреть их. Показать, как укачивать куклу на руках под тихую, нежную музыку и как кукла весело прыгает под громкую музыку. Дети показывают, как они тихо ходят и укачивают свою куклу и как высоко прыгают с куклой в руках. В конце игры дети укладывают кукол спать в заранее отведённое место: это может быть скамейка, стульчики, полка на шкафчике.
Упражнение развивает умение различать динамические оттенки в музыке (тихо – громко) и реагировать на них движением.
Муз. «Калинка», р.н.м.
CD «Танцуй, малыш» № 1 Т.Суворовой.
Упражнение «Игра с куклой».
Заключительный этап.
Педагог предлагает детям построиться цепочкой и взяться за руки. Дети за педагогом идут спокойным шагом «змейкой» по залу. Упражнение «Иголка и нитка». [2]
Описание упражнения.
Упражнение развивает ориентацию в пространстве. Педагог – иголка, дети – нитка. Куда движется иголка – туда и нитка. Дети выстаиваются цепочкой за педагогом. Первое время при разучивании упражнения можно держаться за руки, а затем просто идти друг за другом, повторяя все повороты педагога.
Муз. «Хороводная», р.н.м.
Методические рекомендации. Можно усложнить упражнение: во время движения дети повторяют за педагогом любые движения. Например, идут на носочках, на четвереньках, прыгают с камешка на камешек, наклоняются в определённом месте.
Педагог. Вот мы и вернулись домой. Мы много играли, танцевали и ходили. Давайте немного отдохнём. Ложитесь на ковёр на спину и закройте глаза.
Упражнение на релаксацию «Волшебный сон». Под речевое сопровождение.
И.П. – лёжа на ковре, полное расслабление туловища и конечностей.
«Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем (2 раза).
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (2 раза).
Шея не напряжена
И расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются (2 раза).
Дышится легко, ровно, глубоко…
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но уже пора вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем,
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза,
Проснуться!
Вот пора нам и вставать!
Бодрый день наш продолжать!» [1]
По окончании занятия дети уходят из зала.
Список рекомендуемой литературы.
Варенник Е.Н., Кудрявцева С.Г., Сергиенко Н.Н. Занятия по физкультуре с детьми 3 – 7 лет: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поём, играем, танцуем дома и в саду. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2007.
Рокитянская Т.А. Ритм: Воспитание ритмического чувства. (Серия «Каждый ребёнок – музыкант»). – М.: 2000.
Танцы для детей. Подготовительная группа. / Автор-составитель Р.А.Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.
Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для пежагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-методическое пособие / Под ред. С.И.Мерзляковой. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.
Холл.Дж. Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам / Джим Холл; пер. с англ. Т.В.Сидориной. – М.: АСТ: Астрель, 2009
На странице приведен фрагмент.
Автор: Финошкина Елена Николаевна
→ helen1966 08.07.2012 1 2722 481 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.