План-конспект "Веселые игрушки"
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества»
г.Пугачев Саратовская область
Подростковый клуб «Дружба»
Объединение «Сувенир»
План-конспект занятия
«Веселые игрушки»
Выполнила:
Калинина Юлия Георгиевна,
педагог дополнительного образования
г. Пугачев-2012
Тема: «Веселые игрушки».
Знакомство с произведениями народного искусства. Беседа «Русская матрешка-национальный сувенир». Изготовление подарка - игрушки-самоделки.
Цель:
-познакомить детей с народной игрушкой (матрешка) как с одним из видов народного творчества и научить учащихся изготавливать подарок, игрушку-самоделку.
Задачи:
-расширить представление о художественных особенностях деревянной игрушки;
- развитие творческих способностей и творческого мышления;
-активизация умений и навыков декоративного оформления игрушки по эскизу.
Наглядность:
-изделия народных мастеров:“живые” игрушки – матрёшкииз Семенова, Сергиева Посада (Загорска), Полхов-Майдана, Крутца;
Оборудование:
-эскизы поделок;
- заготовки игрушек-самоделок;
- лекала;
- цветная бумага;
-клей;
- кисти;
- ножницы;
-салфетки.
План занятия.
I .Организационный момент. Приветствие.
Приветствие:
-Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок
Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки!
Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!
II.Вводная часть.
Сообщение темы и цели занятия. Тема занятия «Веселые игрушки». Мотивация темы занятия. Изготовление подарка для своих близких, друзей, знакомых. Умение выступать в роли художника, дизайнера.
III. Беседа о художественной ценности русской матрешки, которую изготавливают в прославленных центрах народного искусства: Сергиевом Посаде ( Загорск), Семенове, Полховском Майдане, Крутце.
IV. Практическая работа. Оформление игрушки-самоделки, изготовленной на предыдущем занятии.
V.Анализ и оценка занятия. Коллективное обсуждение детских работ.
VI.Рефлексия .
Ход занятия.
«Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят вдруг дружке,
А всего одна игрушка».
Ребята, вы, конечно, догадались, что загадка эта о матрешке.
Каждому из вас с раннего детства знакома эта игрушка.
Вот она стоит на столе – новая, яркая, пахнущая деревом и лаком. Есть у нее своя история, своя биография.
Люди всегда ценили красоту и умели ее творить. Вещи, окружавшие их, украшали то вышивкой, то росписью, и обычное деревянное блюдо под кистью мастеров становилось редкой драгоценностью, а простой холст смотрелся не хуже заморской парчи. И никто не думал, что это искусство: оно создавалось для себя и незаметно существовало рядом с человеком с рождения и до смерти. И только в 19-м веке, наконец, осознали, какие богатства накопила народная культура в течение многих столетий.
Художники начали изучать народные орнаменты. Архитекторы - деревянное зодчество, коллекционеры - собирать произведения народного искусства. А вскоре возникла идея – помочь развитию народных промыслов, возродить те из них, которые исчезли.
Вот тогда и появилась на свет наша матрешка. Прообраз ее – деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывались несколько таких - же кукол, но поменьше русский художник (фамилию его мы узнаем попозже) увидел в
Японии.
Но кукла эта, понятно, была японкой, точнее даже японцем, добрым на вид, узкоглазым стариком.
Художник переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам – понравится ли?
В России с незапамятных времен привыкли из белой, пахучей, прочной липы точить деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не выточить? Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лег на щеки румянец, прикрыл голову яркий платочек, свесилась из-под него толстая коса.
Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками. И начали тачать матрешки по русским селам – там, где издавна работали умельцы с деревом, как в Сергиевом Посаде (Загорске).
Первая матрешка – восьмиместная фигурка - была наряжена в простонародный городской костюм: сарафан или юбку с кофтой, передник, платок. В руках она держала петуха, серп или хлеб. Изысканно положена на неё цветовая роспись, сдержанно вкраплён орнамент, деликатно прорисованы способом выжигания детали.
Первая матрешка.
Загорская матрешка по-русски наряжена в сарафан, кофту, передник, платок, а в руке – узелок, корзинка. Образ яркий, броский, открытый. Обратите внимание как загорские мастера «одевают» матрешку: четко обозначаются контуры головного платка, кофты, сарафана и фартука. Эти части одежды разные по цвету, гармонично сочетающиеся, каждый элемент одежды оконтурен черной линией. Мастера-игрушечники так и называют этот момент в росписи «контуркой».
Платок, рукава кофты, фартук, украшают скромной выразительной росписью. Эти несложные приемы местные мастера называют «пестряшкой».
Загорская (Сергиевская) матрешка.
Слава местных мастеров дошла вначале 20-го столетия и до большого села Полховский Майдан, что в Нижегородской области (г. Горький).
В Полховском -Майдане делали деревянную посуду, но не украшали ее, а выжигали незатейливые узоры специальными аппаратами. Но техника выжигания не прижилась. Народным художницам понравилось расписывать матрешек анилиновыми красками. Мастера Полховского -Майдана любят яркие, контрастные цвета. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветущие ветки цветов, яблок заполнили весь центр фигурки.
Майданские цветы не копируют настоящие. Майданские розы - это символ
цветка, а яблоки - символ плода. Таких роз не найти ни в одном саду.
Рядом с Полховским Майданом соседнее село - Крутец.
Насмотрелись крутковцы на соседей, а чем мы хуже!
Переняли в Крутце способы росписи, но немного изменили ее. Если майданцы строго соблюдали традиции, доставшиеся от пращуров, то в Крутце совместили старое с новым и получили интересное и оригинальное искусство. Рядом с розами расцветают огромные колокольчики, гвоздики, ромашки, в крутцовских пейзажах появились и мельницы, и колодцы, и даже дома. Из детских книжек пришли в крутцовские росписи Мурзилки и Чебурашки, Кот в сапогах и др.
В г. Семенове тоже точат и расписывают матрешек. Они тоже отличаются от своих подружек из других местностей.
В руках у семеновской матрешки – красивый букет цветов.Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья по-разному собраны в букет. Букет главенствует, он больше лица, в рост следующей матрешки. С каждым рядом букет затухает, освобождается от мелких листьев и веточек, от узора по краю платка и на рукавах. Возникает удивительная гармония: ритм звучания красочных пятен, энергичного живого рисунка от большого к малому, от простого к сложному и наоборот.
Вот такие славные игрушки мастерят народные умельцы!
А мы сегодня продолжим работу над игрушками – самоделками. У вас уже готовы коконы-шары, изготовленные с помощью воздушного шарика, ниток и клея.
У всех приготовлены лекала-выкройки. Работать будем парами, т.к. поделки хрупкие, одному трудно приклеивать детали.
IV. Практическая работа. Сборка, оформление игрушек. Используя наглядность, объясняю методы выполнения игрушки.
1.Приклеиваем или сшиваем коконы между собой.
2.Приклейте вырезанную верхнюю часть клюва к голове, затем нижнюю часть клюва как можно ближе к верхней части.
3. Приклейте глаза с двух сторон от верхней части клюва.
4. Приклейте оперение на голове от верхней части клюва до затылка.
5. Приклейте украшение около шеи, на шее-бантик.
6. Приклейте лапки, крылья, хвост. Хвост прижмите к кокону плотнее и подержите 1-2 минуты, поскольку он тяжелее др. деталей игрушки.
( Во время самостоятельной работы провожу индивидуальную работу с детьми, затрудняющимися в чем-либо; слежу за соблюдением техники безопасности при работе с иглой, ножницами, клеем; проверяю последовательность работы).
ФИЗМИНУТКА.
Ребята, отложите, пожалуйста, работу в сторону.
Кто знает фамилию художника, благодаря которому матрешка стала русским сувениром, символом России?
Угадывать будем по принципу теле-игры «Поле-чудес».
М А Л Ю Т И Н
V.Анализ и оценка занятия. По мере изготовления дети свои работы выставляют на общий стол.
Посмотрим, какие красивые и интересные игрушки у вас получились.
Делается сравнительный анализ выполненных работ, рассматриваются и обсуждаются все работы, выявляя наиболее аккуратные и сделанные со вкусом.
Коллективное оценивание выполненных творческих работ. На основе ответов воспитанников анализирую уровень усвоения нового материала.
Что же нового узнали на занятии?
Какое главное отличие семеновской матрешки от загорской?
Какие цвета любят применять в росписи майдановские мастера?
Какое настроение возникает при рассмотрении народных игрушек?
Итак, ребята, изготовление игрушек – это приятное и полезное занятие, увлекательный досуг, не требующей особой подготовки и дорогостоящих материалов. Игрушка, сделанная своими руками ценнее тем, что в нее вложен собственный труд, фантазия, терпение.
VI.Рефлексия.
Педагог: Ребята, матрешки шепнули мне на ушко, что им не терпится узнать, понравилось ли вам занятие. У матрёшек есть коробочка с сердечками. Если вам понравилось наше занятие, и вам было интересно, возьмите на память красное сердечко. Было скучно, не интересно возьмите синее сердечко. Если в коробочке у матрешек останется больше синих сердечек, значит, наше занятие вам понравилось. (Дети подходят к матрешкам, выбирают сердечки).
Благодарность за участие в занятии.
Используемые материалы и литература:
Анохин Ю.Альбом-раскраска «В музее игрушек» М.,1986
Берестов В. Альбом-раскраска «Матрешкины потешки». М.,1982.
Бусева И. – Давыдова. Игрушки Крутца. М.: Детская литература, 1991.
Гуляева В., Додонова Е. «Синяя птица» Ростов на Дону,1991.
Соловьев Л.Н.. Русская матрешка. М.: Интербук, 1993.
Электронные ресурсы:
История матрешки - Всестороннее развитие детей с помощью ...
www.tigrulki.ru › Игрушки народов мира
На странице приведен фрагмент.
Автор: Калинина Юлия Георгиевна
→ неумейка 19.10.2012 0 4591 602 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.