Проект на тему: "Формирование музыкально-слуховых представлений и эмоционального восприятия музыки у начинающих по классу фортепиано"


МБОУ ДОД «Газопроводская сельская детская музыкальная школа»



Практико-значимый проект на тему:

«Формирование музыкально-слуховых представлений и эмоционального восприятия музыки у начинающих по классу фортепиано».









Составила: преподаватель

по классу фортепиано

Руденко Светлана Юрьевна





















п. Газопроводск

2012г.

  1. Введение.

  2. Задача начального обучения.

  3. Проблемы на начальном этапе, и их решение.

  4. План «доигрового» («донотного») периода.

  5. Поурочные занятия с учеником.

  6. Вывод.

































Младший школьный возраст является тем важным и своеобразным периодом в общем развитии ребенка, который оказывает решающее воздействие на все последующее формирование его физических, умственных, и художественно- творческих способностей. Поступление в школу знаменует собой переход от игровой системы познания окружающего, к учебной, в которой логическое и эмоциональное сочетаются все глубже и тоньше. Однако в принципах обучения старших дошкольников и начинающих, семилетних школьников сохраняются и общие приемы наглядно-игрового восприятия и познания окружающего.

Младшие школьники эмоциональны, впечатлительны, любознательны, подвижны и деятельны, легко поддаются внушению, добросовестны в выполнении заданий, быстро устают от однообразной работы. Их музыкально-слуховые проявления (особенно семи-, восьмилетних детей) отличается исключительной конкретностью восприятия музыкальных образов, чуткостью реакций на вокальное звучание мелодий, отсутствием дифференцированного ощущения разнохарактерных гармонизаций мелодий, активностью восприятия ритмики (особенно подвижных жанров), сосредоточением слухового внимания лишь на коротких, лаконичных по структуре и ритмо-интонациям музыкальных произведениях.

Успехи в обучении младших школьников определяются не только своевременным распознаванием врожденных задатков и исполнительских способностей ученика, но и умелым выбором репертуара, отвечающего требованиям развития данной индивидуальности.

Крупнейшие композиторы разных эпох внесли свой вклад в дело воспитания юных пианистов, создав большую художественно-педагогическую фортепианную литературу для детей. В этой литературе, адресованной преимущественно детям младшего школьного возраста, с тонкой педагогической интуицией воплощены задачи музыкально-творческого и пианистического развития детей. Несмотря на развития творческих почерков композиторов, обусловленных идейно-художественными, воспитательными и педагогическими тенденциями той или иной эпохи, в известных циклах миниатюр – детских альбомах – предельно ясно выступают общие для всех композиторов музыкально-эстетические и педагогические принципы.

Таким образом, первые два года обучения пианистов являются особым периодом их школьной жизни, где создается своего рода творческий фундамент, на базе которого формируется отношение к музыке как к искусству, доставляющему высокое эстетическое наслаждение и имеющему большое воспитательное значение, и закладываются основы для будущего общемузыкального и профессионально-музыкального развития детей.

Задача начального обучения – введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и художественно-увлекательной для этого возраста форме.

В работе с начинающими должны быть особенно заостренны музыкально-воспитательные приемы обучения, близкие к общим формам воспитания дошкольников. Именно с первых лет обучения необходим педагог-воспитатель, музыкант широкого профиля, умеющий гибко объединять развитие творческо-слуховых, пианистических способностей в единой системе методов и дидактических приемов обучения.

Искусство обучения начинающих заключается в умении найти на каждом этапе необходимый комплекс для гармонически целостного развития ученика.

Раскрывая основную направленность обучения начинающих пианистов, Г. Нейгауз отмечал: «… Учитель игры на любом инструменте…должен быть, прежде всего учителем музыки, то есть ее разъяснителем и толкователем. Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося: тут уже совершенно неизбежен комплексный метод преподавания, то есть учитель».

Много раз писалось и говорилось, что нельзя начинать обучение с «ремесла», ставить художенственно-творческие задачи перед учеником лишь после освоения массы теоретических сведений. Когда я только начинала работать в школе, мне дали первоклашку, семи лет. Я всего лишь пару уроков уделила знакомству с музыкой и сразу перешла к изучению нотной записи, длительностям, правилам. Я боялась, что не успею по программе, нужно скорее выучить ноты, и так далее.

Это оказался трудный и скучный для ребенка путь. Интерес к занятиям падал буквально после каждого урока. Я бросила свое стремление скорее все выучить и вернулась к самому началу. Я стала стремиться развивать в ученике способность эмоционального воспитания музыки, научить его слушать и слышать, формировать его музыкально-слуховые представления, то есть создать вокруг ученика атмосферу музыки, играя ему яркие, образные, разнохарактерные пьесы (сначала очень простые, затем более сложные). Приучить его слушать их неравнодушно, вникать в смысл исполняемой музыки. Петь с учеником любимые детские песни под аккомпанемент, давать небольшие мелодии-попевки, которые он выучивает тут же на уроке. Начало давать музыкальные загадки, двигаться в разных ритмах. Так у ученика, постепенно накапливались музыкальные впечатления, занятия всё больше заинтересовывали ребёнка. Восприятие музыки углублялись, расширялись, развивалась любовь к музыке. Очень важно педагогу осторожно перенести её на занятия за инструментом, причём сделать этот переход постепенным.

Как строятся первые уроки?

Начальное обучение – процесс индивидуальный. Практически с каждым учеником приходится начинать по-разному. Всё зависит от возраста, общего и музыкального развития ребёнка, его восприимчивости и способностей. Однако до начала обычного обучения игре на фортепиано каждый ребёнок проходит этап предварительного музыкального развития - “доигровой” период. У одних детей он длится две недели, у других – два месяца. Здесь нет никаких общих правил. Каждый педагог решает этот вопрос в зависимости от одарённости ученика, от того, как быстро у него накопится запас необходимых музыкальных впечатлений.

Предлагается план “доигровой” (“донотного”) периода, где речь идёт о начинающих в буквальном смысле слова.

Итак, ученик шести – семи лет. Занятия в “донотном” периоде строятся по трём направлениям;

  1. Развитие слуха и музыкальной памяти;

  2. Сообщение теоретических сведений;

  3. Слушание музыки.

Первая встреча с учеником – ответственный момент для педагога. Умение создать простую, доброжелательную обстановку, сделать так, чтобы ребёнок почувствовал расположение к себе, привлечь его симпатии – вот что важно для первого контакта. Очень часто любовь к музыке приходит через личность педагога.

Первый урок.



Встретившись на следующем уроке, я начала не с изучения нот, а спев с ним пару любимых песен, с аккомпанементом и предложила запомнить пару попевок, которые были короткие, простые, образные и обязательно со словами.

Задала вопросы к ученику:

«Какие они?»

«Чем отличаются одна от другой?»

«Как бы ты спел их?»

Попевки дети запоминают быстро, особенно если педагог играет их живо и динамично. Тут же на уроке стала добиваться чистого интонирования, нужного темпа, характера и, конечно, ритма. Выбор попевок не должен быть случайным. Сначала даются первые три звука, затем диапазон постоянно расширяется до октавы.

Далее переключила детское внимание – перешла к сообщению некоторых теоретических сведений. Открыла крышку фортепиано и показала, как образуется звук, рассказала о клавиатуре (чёрные и белые клавиши), обратила внимание на то, что звуки бывают разными. Низкие звуки имеют «толстые» струны, а высокие – «тонкие». Сыграла выученные

Попевки в разных регистрах, обращая внимание на окраску звука. Затем сыграла арпеджио, снизу вверх и спросила, какие звуки он услышал вначале, и как двигалась мелодия.

Так постепенно начинает формироваться представление о музыкальной высотности. Далее я перешла к слушанию музыки. Сыграла пару небольших пьес с программным названием «Медведь» и «Воробей». Необходимо помнить о том, что дети мыслят конкретно, и часто названия пьески помогает им почувствовать характер музыки. Тут же спросила, понравилась ли музыка, какая она по характеру, что бы под неё можно делать. Эти вопросы заставляют ученика вслушиваться в музыку, определять её характер, а ответы на вопросы дают педагогу возможность выявить эмоциональный склад ученика.

Потом я открыла мой любимый учебник Н. Ветлугиной «Музыкальный букварь», для детей младшего возраста. Задача музыкального букваря – ввести ребёнка в мир музыки и воспитать эмоциональное, и осознанное отношение к ней.

Приобщение ребёнка к музыке проходит успешно, если у него развивается способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные образы.

Из букваря я сыграла пьески с характерным названием “Слон и Моська” и “Красная Шапочка и Серый Волк”. Опять задала вопросы.

Постепенно ученик начинает слушать музыку не равнодушно, а вникая в её смысл, и привыкает к тому, что “музыка может рассказать про всё”. Важно ценить самостоятельные суждения ученика о прослушанной музыке. Педагогу не следует навязывать свои впечатления. Если есть необходимость – незаметно исправить, направить, но пусть восприятие своё. В дальнейшем такая самостоятельность суждения окажет большое влияние на развитие музыкального воображения. На дом дала задание нарисовать в альбоме рисунки, отражающие впечатление от прослушанной музыки.

Второй урок.



На втором уроке продолжаю развивать три направления: запоминаем попевки, учим расположение клавиш на клавиатуре, слушаем музыку.

Сначала проверяем попевки, выученные дома. Обращаю внимание на выразительность, темп и характер исполнения. Не стоит разрешать петь, дробя мелодическую линию (по слогам текста). Выученные попевки спели от разных звуков. Пение в транспорте показывает, как мелодия воспринята и запомнилась ребёнком, и, конечно же, способствует более прочному удержанию в памяти.

После проверки выученных попевок, тут же предложила новую. Ребёнок с радостью начал разучивать. Затем вернулась к «Музыкальному букварю» и сыграла “Лесенка”. Спросила у ученика, куда идёт мелодия, слышит ли направление. Потом исполнила следующую пьесу под названием “Высокая лестница”, где каждая ступенька – это нота. Ученик и я с удовольствием спели песенку про ноты, после чего я перешла к теоретическому материалу, рассказав о том, что хотя клавиш много, но заблудиться нельзя, так как клавиатура делится на равные отрезки. Белые клавиши имеют всего семь названий (семь названий знаем мы – “до”, “ре”, “ми”, “фа”, “соль”, “ля”, “си”). Эти отрезки повторяются, но звучат по-разному.

Тут же сыграла уже знакомые попевки в разных регистрах, знакомя, таким образом, с различной окраской звуков. Из «Букваря» исполнила музыкальную сказку “Три медведя”. Знакомя ребёнка по – ближе с регистрами. Разницу в звучание ученик различал без труда. Затем показала, где и как располагаются три клавиши (до, ре, ми), которые надо ему выучить к следующему уроку.

Наконец, я поменяла задание (частая смена заданий даёт возможность поддерживать детское внимание в течение всего урока).

Сыграв старые пьески, проверила рисунки и предложила нарисовать новые, на услышанные сегодня пьесы.



Третий и четвёртый уроки.



С чего начнем сегодня?”- по ответу ребёнка узнаю, что больше всего ему нравится. Я считаю, что никогда не следует придерживаться определённой последовательности, лучше начинать с того, что важно данному ребёнку. На третьем уроке я начала с проверки теоретических сведений. Проверила три клавиши, которые ученик должен показать по всей клавиатуре. Тут же объяснила следующие две ноты.

Проверила, как слышит движение мелодии в диапазоне одной – двух октав. Мелодическая линия играемых фраз должна быть ясно направлена вверх и вниз. Отгадывая движение мелодии, ученик начинает осознавать понятие “выше” – “ниже” , которые ему будут так необходимы для подбора попевок по слуху.

Затем занялись пением и продолжили слушать новые пьески и музыкальные сказки из “Музыкального букваря”.

Проверяя попевки, впервые обращаю внимание на соотношение долгих и коротких звуков (длительности). Изучаем в игровой форме обозначение длительностей.

На четвёртом уроке начинаем с проверки графических записей попевок.

Познакомились с жанрами, рассказала, что у нас есть “три главных музыки” – марш, песня, танец. Поиграла несколько пьес этих стилей. Притом же под вальс мы покружились, под марш – маршировали, пол танец попробовали танцевать. Ученик был в восторге. Вместе с ребёнком обратили внимание на ритмическую выразительность музыки.

Бегло проверила клавиатуру, показала последние ноты, которые мы должны выучить. Рассказала о “диезе” – клавишах, которые не имеют своего имени, а “утащили” его у своей соседки слева. Диез делает эту клавишу чуть выше. Затем предложила выучить новую попевку с диезами.

А теперь отдых: загадки (сыграла мелодические отрывки). После игры задала вопросы:

  1. Где были более низкие и более высокие звуки?

  2. Где были более сильные и более слабые звуки?

  3. Жмурки” – отгадывание отдельных звуков, сыгранных на инструменте.

  4. Зайка стучит по барабану: “Та – та - там, та – та – там”, - запиши графически.

И, конечно, новая музыка из «Музыкального букваря», которую ученик ждёт с нетерпением.





Пятый и шестой уроки.

Продолжаем закреплять знания о клавиатуре. Разделяем клавиатуру на отрезки – октавы. Расстояние от одного “до” до другого называется октавой. Сколько их? К следующему уроку знать четыре октавы (1-4). Затем петь старые попевки и попробовать их транспонировать. Снова сыграла из «Букваря» несколько пьес, мы их разобрали, и я снова дала задание нарисовать рисунки.

На следующем уроке начала с нового материала:

А знаешь ли ты, что в каждой октаве поёт определённый зверёк? Кроме первой октавы, в ней поём мы с тобой, а во второй поёт ЗАЯЦ, в третьей ПТИЧКА, в четвёртой – МЫШКА. Наглядный рисунок со стихами о том, кто и где живёт, есть в сборнике О. Ивановой и И. Кузнецовой «Новый музыкальный букварь».

Затем поиграли в игру: угадай, кто поёт попевки? Так прочно закрепляется в сознание ребёнка звучание регистров. Объяснила бемоли (показала обозначение).

Замечаешь, как меняется музыка? Эта волшебная 3 ступенька совершает чудесные превращения, музыка из весёлой превращается в грустную и на оборот”. Затем познакомила с двумя песнями, одна грустная, а другая весёлая. Спросила, чем отличаются друг от друга. О чём каждая песня. Предложила закончить пару мелодических отрывков голосом.

Под конец урока как всегда поиграла новую музыку, отгадали несколько старых пьес, которые я играла на прошлых уроках, находя их рисунки в альбоме.

Седьмой урок.



Начинаем с угадывания попевок, звучащих в разных октавах: с первой по четвёртую. Спрашиваю: “Кто поёт песню?” Ученик без труда отвечает: “Зайка” или “Мышка” и так далее.

На этом уроке прибавляем ещё три октавы (малая, большая, контроктава).

Кого бы поселить в них?”

Лису, Волка и Медведя”.

Вот и получился у нас целый зоопарк. Отгадай, кто теперь поёт песенку?”

Затем подошла к объяснению нотоносца. Рассказала, что звуки записываются на пяти линейках, но так как клавиш много, а линеек всего пять, то записываем их не только на линейках и между ними, но и на маленьких добавочных, которые могут быть внизу (в “подвалах”) и (на “чердаках”). Тут же всё показала в нотах и тут же мы нарисовали нотки на линейках.

Задание на дом – уметь “рисовать” нотки на нотоносце.

На этом уроке начали подготовку рук к правильной игре на инструменте. Важно добиться свободы не только рук, но и всего корпуса (плеч, шеи), используя специальные упражнения.

Продолжаем слушать музыку. Сегодня я сыграла пьесы из «Детского альбома», П. И. Чайковского. Дала отгадать ранее услышанную музыку и попевки.

Таким образом, в течение семи уроков мы с учеником выучили много материала, многому научились, и при этом у ребёнка совершенно не пропал интерес к занятиям музыки. Из урока в урок я меняла структуру наших занятий, на каждом уроке были разные задания, в том числе и творческие. Было много совершенно разной музыки, ребёнок слышал разные песни и музыкальные жанры, с которыми он ещё не раз будет встречаться на наших уроках и исполнять их на фортепиано. Ученику не пришлось скучать на занятиях, так как всё время менялись задачи.

На своих уроках у меня получилось начать формирование музыкально-слуховых восприятий и представлений, ученик начал слушать, слышать, и понимать музыку. Стал задумываться о музыке, которую он услышал. У ребёнка появилась способность эмоционального восприятия музыки, появились интерес и любовь к музыке, а это самое главное на начальном этапе занятий с начинающими. Педагог должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио… и игры на фортепиано.


Полный текст материала Проект на тему: "Формирование музыкально-слуховых представлений и эмоционального восприятия музыки у начинающих по классу фортепиано" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Руденко Светлана Юрьевна  Тихе
18.12.2012 0 3070 474

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК