Конспект урока «Знаки альтерации. Буквенные обозначения альтерированных аккордов»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
центр детского творчества «Радуга талантов» г. Хабаровска.
План – конспект занятия группы балалаечников
оркестра РНИ «Амурские ребята»
Тема: « Знаки альтерации. Буквенные обозначения альтерированных аккордов ».
Дата проведения: «24» ноября 2011г.
Продолжительность занятия: 1.20 минут.
Возраст обучающихся: 9-14 лет
Педагог: Бутикова О.С.
Хабаровск-2011г.
Цель занятия:
Ученик научится грамотно разбирать и разучивать произведения со знаками альтерации.
задачи:
Актуализировать понятия знаков альтерации и буквенных обозначений аккордов.
Научить находить и фиксировать знаки альтерации.
Помочь обучаемому понять связь знаков альтерированных звуков с характером произведения
научить применять знания в разучиваемых произведениях
создать условия для активизации мелодического и ладогармонического слуха.
Ход урока.
Приветствие.
Педагог: Добрый день! Я рада видеть вас на занятии. Как настроение? Бодрое?.. Тогда вперёд.
Сегодня мы продолжим работу над разучиваемыми произведениями, , повторим музыкальную грамоту и постараемся грамотно разобрать фрагмент нового произведения, а в конце занятия повторим пьесы для концертов.
И как обычно в начале занятия разыграемся на упражнениях. Упражнение по позициям с движением вверх и вниз.
Ребята играют, педагог следит за техникой исполнения: постановка пальцев, звукоизвлечением, ансамблем, скоростью и поправляет.
А теперь двойное пиццикато на движении мелодии сверху вниз по полутонам и вверх.
Ребята играют, педагог следит за техникой исполнения: постановка пальцев, звукоизвлечением, ансамблем, скоростью и поправляет.
Педагог: Итак, пальцы разогрелись и мы готовы продолжить работу над произведением В.Гаврилина «Марш». Прошу исполнить 1и 2 цифры.
Ребята проигрывают
Педагог: что получилось, какие были трудности? Давайте проиграем по партиям.
Ребята исполняют, педагог помогает исправить неточности.
Педагог: Давайте внимательно посмотрим на нотный текст и скажите пожалуйста, какие знаки в нём встречаются?
Учащиеся отвечают - диезы, бемоли.
Педагог: правильно, а что это такое – Диезы и бемоли?
-полный ответ учащихся - знаки альтерации. Какие, что обозначают.
Педагог: А теперь загадки. Играет звуки ре- ре#, до-до#, ми- ми ь, соль – соль ь, - ребята отвечают.
Педагог просит сыграть ми – ми#, си-си#.
Учащиеся играют. Педагог уточняет, почему они играют ми-фа и си- до?
Ученик: потому что между звуками си-до и ми- фа полтона.
Педагог: сейчас мы посмотрим презентацию буквенных обозначений аккордов. Ребята играющие на балалайке ритм с ними знакомы и прокомментируют, а я остановлюсь на обозначении альтерированных аккордов. ( в презентации аккордов в повышении is, es и си ь и ми ь как B и Es).
Педагог: А теперь я прошу вас подумать, а для чего вообще нам нужны знаки альтерации, ну играли бы основными звуками до, ре , ми, фа, соль, ля, си?
Ребята: С ними больше звуков, (да, шире диапазон), Ладовая окраска- мажор и минор.
Педагог есть ещё важная задача этих знаков. Сейчас мы прослушаем произведения Гаврилина «Марш» и А.Петрова вальс «Петербургские тайны». Постарайтесь внимательно слушать и следить за нотным текстом и я думаю что вы сумеете узнать важность соблюдений в нотном тексте знаков альтерации.
Ребята слушают.
Педагог: кто хочет поделиться впечатлениями о прослушанном? Какя музыка?
Ученики:- марш острый. Отрывистый, смешной….
Вальс- напряжённый, тревожный….
Педагог: Игорь, я знаю, что ты нашёл информацию о создании марша. Что хотел показать композитор?
Игорь - этот марш- гротеск. Сатира. Преувеличение. Цикл «Скоморохи», высмеивание власти, чиновников. Потешный марш генералов.(Салтыков-Щедрин)
Педагог: правильно. А как художники показывают сатирические образы? Большие части лица - например- нос, губы, или уши. Мульт-личности. А как в музыке передать эту сатиру?
Ученики- диезы и бемоли.
Педагог: Да, посмотрите внимательно на 5 цифру-
Ученики - там сплошные знаки альтерации.
Педагог- а в вальсе? Как вступление? А 2 цифра? Проигрывает.
Ученики - Здесь тоже много знаков альтерации.
Педагог – а что они передают?
Ученик- характер произведения.
Педагог: да, они помогают передать чувства композитора и характер произведения.
Педагог: теперь по группам (партиям) анализируем текст марша. 1 пульт- вам 1и2 цифры, 2 пульт- 3и4, 3 -5, 4 – 6и7. Ритм- 4
Педагог: какие знаки альтерации в 1и 2 цифрах? И т.д.
Где больше этих знаков? Давайте так же по партиям повторите текст 3 и 4 цифр.
Ребята проигрывают текст.
А теперь в характере проиграем 3 и 4 цифры вместе с баяном.
Педагог: а как вы оцените сыгранное? Что получилось, что не очень? Как надо сыграть?
Ребята проигрывают ещё раз.
Педагог: конечно, чтобы исполнить в характере надо соблюдать прежде всего нотный текст со знаками альтерации, и штрихи, и динамические оттенки и темп произведения. А теперь попробуем исполнить всё произведение от начала до донца.
Педагог: кто доволен своей игрой? Кто устал?
Предлагает пройти на перерыв в 6 кабинет, где проводится игра «Брэйк» на синхронность и развитие чувства ритма. А так же «Путаница».
После перерыва.
Педагог: надеюсь, что все отдохнули и давайте вспомним, нужны ли нам знаки альтерации.
Ученик: да. Нужны, они дают ладовую окраску и помогают показать характер произведения.
Педагог: Ребята. сегодня на прослушивании мы познакомились с замечательным произведением А.Петрова вальсом из к/ф «Петербургские тайны. Каждый музыкант понимает что разбор нового произведения- очень важная едва ли не главная часть работы. Надо внимательно смотреть на ноты, считать, учитывать знаки альтерации. иначе получится совершенно другая мелодия. И я вам предлагаю объединиться в пары и разобрать 4 цифру произведения, потому что в ней ваше соло, мелодия. Ритмы познакомятся с этой цифрой и посмотрят ещё 1 цифру.
Педагог помогает, направляет, подсказывает.
Итак, готовы? Кто может проиграть?
Ученики проигрывают по партиям и индивидуально.
Педагог следит за качеством звучания.
Педагог: я вижу, что вы замечательно справились с заданием.
Педагог: теперь перейдём к произведению Е.Дербенко «Старый трамвай». На прошлом занятии мы договорились найти информацию о трамваях, чтобы лучше понять характер произведения. Кто нашёл?
Учащиеся рассказывают и показывают картинки.
А как вы думаете. Какой характер произведения?
Ребята отвечают.
Педагог предлагает прослушать произведение в профессиональном исполнении ансамбля « Балты» .
Педагог с ребятами анализируют прослушанное и приходят к выводу что трамвай хотя и старенький, но весёлый. Ему «Трудно» на «подъёме», но он справляется и бежит по рельсам дальше…
Педагог просит проиграть 4 цифру без знаков альтерации.
Ребята проигрывают и приходят к выводу, что звучание неинтересно и знаки альтерации помогают показать характер произведения.
Педагог направляет ребят к контрасту 3 и 4 цифр- смену характеров, смена тональностей и знаков альтерации.
Работа над качеством исполнения этих цифр.
Исполнение произведения в целом. Работа над техникой исполнения и темпом.
Педагог просит проанализировать свою работу в произведении.
Повторение произведения Л.Колесова «Кошкин дом».
Педагог просит ребят, которые не играли произведения исполнить по буквенным обозначениям и на слух, помочь основному составу.
Поправление ошибок.
Подведение итогов.
Педагог проводит рефлексию - что сделал. Что получилось, что было интересно, над чем можно поработать.
Педагог подводит итог- итак. На занятии мы сегодня узнали, что знаки альтерации нам необходимы чтобы разнообразить звучание, поняли взаимосвязь знаков альтерации и характера произведения и научились грамотно обращаться с нотным текстом.
ход занятия
Текущее время занятия |
Действия педагога |
Действия обучающегося |
Методические приёмы |
1 раздел 15.45 Оргмомент |
Приветствие, организация внимания |
Учащиеся слушают педагога |
Привлечение внимания, эмоциональное воздействие |
2 раздел 15.46-15.50ч.
15.50- 16.00
Основная часть 16.00-16.30 3 раздел 16.00- 16.20
16.20-16.30 |
Разыгрывание Педагог слушает, даёт темп. Подсказывает приёмы игры, следит за постановкой пальцев. Педагог предлагает повторить разобранное на предыдущем занятии Часть произведения В.Гаврилина «Марш». Педагог слушает, просит исполнить по партиям.
Педагог играет звуки изменяя по альтерации. задаёт вопросы по нотному тексту, со знаками альтерации. Предлагает прослушать произведения в исполнении профессиональных исполнителей Гаврилин «Марш» и Петров «Петербургские тайны», наводящими вопросами подводит ребят к анализу прослушенного. Раскрывает понятия взаимосвязи альтерации с характером произведений Буквенные обозначения в альтерированные аккордах |
Ребята выполняют игровые упражнения
Ребята исполняют произведение. Учащиеся выполняют задание по партиям- 2-3 человека.
Слушают, определяют высоту звучания, отвечают на вопросы. (ладовая окраска, мажор-минор)
Слушают произведения. Анализируют.
Учащиеся учатся исполнению. |
Актуализация знаний
Словесное объяснение.
Объяснительный метод- сообщение объяснение и обобщение практический Образный показ педагога.
|
Педагог предлагает проанализировать текст по знакам альтерации, группа балалаек «ритм» работают по аккордам Работа над 3, 4 цифрами- с педагогом, взаимообучение в парах, проигрывание по партиям |
Ребята слушают, анализируют.
Повторяют, отрабатывают нотный текст 3и4 цифр по партиям и индивидуально. Показывают, самооценивание.
|
Образный показ педагога
|
|
16.30-16.35
16.35-16.40 |
Ритмическая разминка Педагог играет с ребятами в ритмическую игру « Брэйк» на синхронность
|
Выполняют ритмическую разминку
|
Прием образной подачи движения. Прием образной линии и жеста Прием «повторов лексических блоков». |
16.40-16.50 16.40-1 7.00
Закрепление нового материала |
Работа над произведением Старый трамвай. Проигрывание по цифрам. Анализ по знакам, связь с характером Проигрывание 4 цифры без знаков, сравнение Работа над техникой Слушают в исполнении профессионального коллектива Педагог подводит итоги |
Учащиеся исполняют произведение в целом. Оценивают. Играют по цифрам. 4 цифру играют без знаков альтерации. Сравнивают результат. Определяют связь альтерированных знаков с характером произведения.
|
Прием «видовой индивидуализации произведения» (народного) Прием адекватной оценки-самоанализа своей деятельности. |
7.10-17.15 Проверка усвоения нового материала |
Повторение произведения Е.Дербенко «Гармонист играет твист»- вопросы о знаках |
Учащиеся исполняют произведение. Комментируют игру. |
|
8 раздел 17.15-17.20. Заключение, подведение итогов занятия |
Педагог подводит итоги, ведёт диалог о новых понятиях, задаёт вопросы. |
Ребята отвечают на вопросы, отмечают, что получилось, что узнали нового на занятии. |
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бутикова Ольга Сепгеевна
→ Карнавалова 07.02.2013 0 3656 506 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.