Методическая разработка. Тема: "Изготовление плоскости крыла"
Комитет образования Гатчинского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Методическая разработка занятия
к программе
«Авиамодельное объединение «ВЗЛЕТ»
Тема: «Изготовление плоскости крыла
из блока пенопласта ПС-40»
Автор:
педагог дополнительного образования
Демьянов Игорь Викторович
Ленинградская обл. Гатчинский р-он
п. Сиверский, ул. Военный городок, д.61, кв.8
тлф. дом. 8 813 71 47412, моб. 8 911 709 90 76
п. Сиверский.
2012 год.
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение ….………………………………………………………... |
стр. 3 |
Пояснительная записка |
|
Дидактические циклы изучения учебного материала. Тип учебного занятия. Этапы занятия ………………………. |
стр. 4 |
Состав учебной группы, место занятия. Тема занятия. Цель занятия. Задачи. Формы организации ……………. . |
стр. 5 |
Структура учебного занятия ………………………………. |
стр. 6 |
Методы обучения на деятельностной основе ……………. |
стр. 7 |
Применяемые педагогические технологии. Материально-техническое оснащение занятия ………………………… |
стр. 8 |
Методические советы по подготовительному периоду |
стр. 9 |
Алгоритм технических операций …………………………. |
стр. 11 |
Методическое обеспечение занятия ………………………. |
стр. 12 |
Содержание занятия |
|
Организация начала занятия ………………………………. |
стр. 13 |
Проверка имеющихся знаний обучаемых и их готовности к изучению новой темы ….………………………………….. |
стр. 13 |
Ознакомление с новыми знаниями и умениями |
стр. 15 |
Актуализация ранее усвоенных знаний ……………. |
стр. 15 |
Изложение учебного материала педагогом …………. |
стр. 15 |
Самостоятельное усвоение новых знаний …………... |
стр. 16 |
Выступление воспитанника Андрея Звукова о своем конструкторском изобретении ……………………… |
стр. 17 |
Демонстрация технологии изготовления плоскости крыла из блока пенопласта …………………………. |
стр. 19 |
Практическая работа на усвоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу |
|
Общий инструктаж по технике безопасности ……… |
стр. 22 |
Инструктаж по алгоритму ………………………….. |
стр. 23 |
Самостоятельная работа …………………………….. |
стр. 23 |
Контроль качества ……………………………………. |
стр. 24 |
Подведение итогов занятия ………………………………... |
стр. 25 |
Заключение |
|
Сводная диагностическая таблица определения степени качества обучения …………………………………………. |
стр. 26 |
Таблица оценка уровня образованности ..……………….. |
стр. 27 |
Список используемой литературы |
стр. 28 |
Введение
Авиамодельное объединение «Взлет» МБОУ ДОД «РЦДТ» Гатчинского района сформировано в 1998 году. Дислоцируется в гарнизонном офицерском клубе Сиверской авиабазы. Образовательный процесс проводится по 3-х годичной авторской программе. Дети, освоившие данную программу, имеют возможность продолжить свое дополнительное образование, перейдя в 3-х годичный «Кружок авиационного конструирования».
В данных объединениях, кроме изготовления моделей и участия в различных мероприятиях, дети занимаются изобретательством, рационализаторской работой и конструированием практических пособий.
Л учшие свои проекты мальчики защищают на ежегодном Ленинградском областном конкурсе изобретательских идей проводимым ГБОУ ДОД «Центр «ЛАДОГА». Эти воспитанники и привлекаются к участию в образовательном процессе, важным моментом которого является совместное изготовление обучаемыми и педагогом различных пособий, впоследствии используемых детьми и способствующих созданию развивающей среды. В дальнейшем учащийся сам сможет помогать другим, имея сформированные учебные навыки.
На данном занятии предложено выступить воспитаннику Андрею Звукову о своем конструкторском изобретении электрорезака для резки пенопласта названного «ЭР-1». В своем рассказе и показе Андрей руководствуется созданным им методическим пособием в виде
«Технического описания», структура которого соответствует ГОСТ 2106-68 форма 5 технического описания и инструкции по эксплуатации министерства авиационной промышленности.
Пояснительная записка
Данная
методическая разработка предназначена
для руководителей авиамодельных
объединений, реализующих свои
образовательные программы дополнительного
образования детей.
Алгоритм
проведения занятия изложен в доступной
форме
и
им может воспользоваться как опытный,
так и начинающий педагог, осуществляющий
свою деятельность в техническом
направлении.
Дидактические циклы изучения учебного материала:
Изучение нового материала;
Применение знаний на практике;
Формирование практических умений;
Контроль знаний.
Тип учебного занятия:
Изучение, усвоение нового материала
Самостоятельное применение знаний, умений и навыков.
Этапы занятия:
Организация начала занятия;
Проверка имеющихся у детей знаний и умений и их готовность к изучению новой темы;
Ознакомление с новыми знаниями и умениями;
Практическая работа на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу:
Подведение итогов занятия.
Состав учебной группы, место занятия
Данное занятие проводится с мальчиками 13-15 лет занимающихся в авиамодельном объединении 2-ой год и конструирующих учебную кордовую модель самолета. Занятие рассчитано на 3 академических часа, весь раздел «Кордовая модель» составляет 62 часа. По разделу данное занятие является 6 по порядку. Количество мальчиков в группе 10 человек
Место проведения занятия – Сиверский офицерский клуб
Тема занятия
Изготовление плоскости крыла из блока пенопласта ПС-40.
Цель занятия
Обучение детей изготовлению пенопластового крыла выбранной модели с помощью электрорезака ЭР-1.
Задачи
Образовательные
Познакомить обучающихся с аэродинамикой крыла.
Освоить технологию резки пенопласта.
Воспитательные
Формировать коммуникативную культуру
Развивающие
Содействовать развитию информационной сосредоточенности.
Форма организации занятия – комбинированное занятие
Форма организации работы – фронтальная, групповая, индивидуальная
Форма подведения итогов - анализ детских работ
Структура учебного занятия
1. Организация начала занятия – 3мин.
- организационный момент (2 мин.)
- сообщение темы и плана занятия (1 мин.)
2. Проверка имеющихся знаний обучаемых и их готовности
к изучению новой темы – 7 мин.
- проверка знаний (6 мин.)
- проверка готовности к изучению новой темы(1 мин.)
3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями – 40 мин.
- Актуализация ранее усвоенных знаний (1 мин.)
- Изложение учебного материала педагогом (9 мин.)
- Самостоятельное усвоение новых знаний (15 мин.)
- Выступление воспитанника Андрея Звукова о своем конструкторском
изобретении ЭР-1 (5 мин.)
- Демонстрация технологии изготовления плоскости крыла из блока
пенопласта ПС-40 (7 мин.)
- Показ Андреем Звуковым приемов резки пенопласта (3 мин)
4. Практическая работа на усвоение и закрепление знаний, умений
и навыков по образцу – 75 мин.
- инструктаж по технике безопасности (1мин.)
- инструктаж по алгоритму (1 мин.)
- самостоятельная работа (70 мин.)
- контроль качества (3 мин.)
5. Подведение итогов – 10 мин.
- Общий контроль качества
- Анализ
Перерывы по 10 минут через 45 минут занятия.
В о время первого перерыва (после теоретической части занятии) детям предложить поиграть с мячом на баскетбольной площадке спортивного зала, который имеется в офицерском клубе.
В о время второго перерыва (в практической части) предложить познакомиться с новинками литературы кружковой библиотеки, посмотреть видеоклипы запуска авиамоделей. Также можно рассказать одну-две занимательных истории из жизни авиамоделистов.
Методы обучения на деятельностной основе
(Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреж-дений дополнительного образования детей. – М.: Владос, 2001, с. 100)
Основные группы методов |
Подгруппы методов |
Отдельные методы |
1. Мотивация и стимулирование |
1. Формирование интереса к занятиям 2. Формирование ответственности |
Методы эмоционального стимулирования, поощрения, порицания |
2. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности |
1. Перцептивные (передача и восприятие информации) 2. Логические (организация и осуществление мыслительных операций) 3. Гностические (по характеру познавательной деятельности) 4. Самоуправление учебно-познавательной деятельностью. |
Словесные, наглядные, визуальные, практические. Анализ, обобщение, систематизация и др.
Информационно-рецептивные, инструктивно-продуктивные.
Работа под руководством педагога, дозированная помощь, самостоятельная работа. |
3. Контроль и коррекция |
1. Взаимный
контроль 2. Самостоятельный контроль и коррекция |
Взаимопроверка, смотр знаний.
Рефлексия деятельности, самопроверка, работа над ошибками |
Применяемые педагогические технологии:
Групповая технология - Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М.: Владос, 2001, с. 88;
Технология сотрудничества (учимся вместе) - Сальникова Т.П. Педагогические технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2010, с. 73.
Материально-техническое оснащение занятия
Комната общей площадью 26 м2
Мебель: столы классные -10 шт., стол письменный - 1шт., книжный шкаф для хранения литературы – 1шт., шкаф для хранения инструмента – 1 шт.
Технические средства обучения
1. |
Электорезак ЭР-1 |
1 шт. |
2. |
Выпрямитель В-24 (Учебный) |
1 шт. |
3. |
Спец-подставка для электрорезака |
1 шт. |
4. |
Персональный компьютер |
2 шт. |
Материалы
1. |
Фанера авиационная толщиной 1,5 мм размером 180х150 мм |
10шт. лист. |
2. |
Блок пенопласта размером 700х400 мм |
5 шт. |
3. |
Спицы велосипедные диаметром 2 мм |
10шт. |
Инструмент общего пользования
1. |
Миниэлектродрель МЭ-1 |
1 шт. |
2. |
Ручная дрель |
1 шт. |
3. |
Кусачки |
3 шт. |
4. |
Плоскогубцы |
3 шт. |
5. |
Ответртка |
3 шт. |
6. |
Напильник личневый |
3 шт. |
7. |
Тиски настольные |
3 шт. |
8. |
Ножовка по дереву |
1 шт. |
9. |
Линейка металлическая L=500 мм |
5 шт. |
10 |
Нож |
5 шт. |
Принадлежности: Классная доска, мел, влажная тряпка, указка.
Дидактические материалы: Дополнительная образовательная программа, методическая разработка занятия, учебная литература, демонстрационные образцы изделий из пенопласта, авиамодели из пенопласта ранее изготовленные детьми в кружке.
Цветные иллюстрации с авиамоделями из журнала «Моделист-конструктор».
СD диск с программным обеспечением.
Методические советы по подготовительному периоду
1) Так как производство пилотом запуска кордовой модели самолета требует участия механика и одного помощника, то необходимо заблаговременно создавать условия для:
- отработки согласованности выполнения совместных действий;
- формирования умения оказывать помощь;
- выработки навыков взаимоконтроля.
Это достигается распределением обучающихся на звенья. Формирование виртуальных звеньев производится по следующим признакам:
- психологической совместимости;
- психологической типологии учащегося;
- уровня усвоения изучаемого курса;
- характеру;
- товарищества, дружбы.
2) Данное занятие, согласно авторской образовательной программы «Авиамодельный объединение «ВЗЛЕТ»», имеет комплексный характер, так как используются результаты работы, полученные на занятии дополнительного курса «Авиамодельные информационные технологии» по теме «Таблица профиля NACA-2415 в Word. На этом занятии дети построили таблицы, рассчитали параметры и начертили три вида профиля крыла (плоско-выгнутый, симметричный и несимметричный) с хордой равной 125 мм.
Троим, наиболее успевающим ребятам, было предложено изготовить в домашних условиях по два шаблона профиля из миллиметровой фанеры.
3) Обучаемый Андрей Звуков сконструировал электропилу для резки пенопласта, которую демонстрировал на «Областном конкурсе изобретательских идей учащихся Ленинградской области» и в номинации механиков-конструкторов занял 3 место. На данном занятии эта электропила является основным инструментом. Воспитанник объединения Андрей доведет до ребят техническое описание и инструкцию по эксплуатации своего изобретения, продемонстрирует приемы работы с «электропилой» названной ЭР-1.
Таким образом, для успешного проведения занятия заранее необходимо:
1. Виртуально распределить обучаемых по звеньям;
1. Подготовить копии вычерченных профилей;
2. Проконтролировать готовность шаблонов профилей у троих ребят;
3. Обеспечить наличие и исправность вышеперечисленного ТСО;
4. Провести репетицию выступления обучаемого;
5. Продумать приемы, способы и методы управления качеством занятия;
6. Определить последовательность работ групп. Разработать «Алгоритм
технических операций» выполняемых группами в практической части
занятия (см. рис 1, стр. 11.)
Краткое описание алгоритма первого звена:
- t 1, t 3, t 4, t 6 t 7, t 8, t 9 – индивидуальная работа в составе звена;
- t 2, t 5 – групповая работа в составе звена.
Обучаемые должны иметь с собой:
- 1 звено (3чел.) – готовые шаблоны профиля крыла из фанеры;
- 2 и 3 звено (6 чел.) – вычерченные на «миллиметровке» профиль крыла
Алгоритм (Рис. 1)
технических
операций выполняемых звеньями в заданных
интервалах времени в
Первое
звено Второе
звено Третье
звено Обрезка
облоя на блоке Производит
раскрой пенно-пластового блока Изготавливает
шаблоны из миллиметровой фанеры Изготавливает
крепежные
шпильки Изготавливают
крепежные
шпильки
Изготавливает
крепежные
шпильки
Обрезка
облоя на блоке Обрезка
облоя на блоке Производит
раскрой пенно-пластового блока Производит
раскрой пенно-пластового блока Изготавливает
шаблоны из фанеры Обрезают
носовую и хвостовую
часть
для передней и задней кромки. 1.
Устанвливает пенопл. блок и поддерживает
его 2.
Включает В-24, контро-лирует, оказывает
помощь 3.
Производит резку. Обучаемы
меняются местами Ошкуривают
поверхность 1.
Устанвливает пенопл. блок и поддерживает
его 2.
Включает В-24, контро-лирует, оказывает
помощь 3.
Производит резку. Обучаемые
меняются местами Крепление
фанер-ных шаблонов
шпильками
в торцы пенопласта Обрезают
носовую и хвостовую
часть
для передней и задней кромки. Представляют
педагогу на контроль качества Уборка
рабочего места. Уборка ин-струмента
общего пользования Крепление
фанер-ных шаблонов
шпильками
в торцы пенопласта блока 1.
Устанвливает пенопл. блок и поддерживает
его 2.
Включает В-24, контро- лирует,
оказывает помощь 3.
Производит резку. Обучаемые
меняются местами Обрезают
носовую и хвостовую
часть
для передней и задней кромки. Ошкуривают
поверхность Ошкуривают
поверхность Шаблоны
готовы,
Крепление
фанер-ных шаблонов
шпильками
в торцы пенопласта
Методическое обеспечение занятия Таблица 3
№ |
Структурные элементы занятия |
Форма организации |
Отдельные методы |
ТОЗ, ТСО, дидактический материал |
1. |
Организация начала занятия. |
Фронтальная |
Информационно-рецептивные |
Методическая разработка, журнал |
2. |
Проверка имеющихся знаний обучаемых и их готовности к изучению новой темы. |
Фронтальная |
Опрос, контроль, одобрение |
Персональный компьютер, классная доска. |
3. |
Ознакомление с новыми знаниями и умениями: - актуализация ранее усвоенных знаний; - изложение учебного материала педагогом; - самостоятельное усвоение новых знаний;
- выступление воспитанника А. Звукова;
- демонстрация технологии изготовления плоскости крыла из блока пенопласта |
Фронтальная Фронтальная Индивидуальная
Фронтальная
Фронтальная
|
Демонстрация изделий, опрос. Рассказ, показ Включенное наблюдение, эвристическая беседа. Стимулирования и мотивации, показ, объяснение, диалог. Информационно-рецептивные, инструктивно-продуктивные, рассказ, показ, демонстрация приемов. |
Демонстрационный материал. Книга Ермакова А.М.. Персональный компьютер. Литература по авиамоделизму для детей. Электрорезак ЭР-1, спецподставка. ТО и ИЭ электрорезака ЭР-1. |
4. |
Практическая работа на усвоение и закрепление знаний, умений и навыков |
Групповая Индивидуальная |
Работа под руководством старшего группы, дозированная помощь педагога, самостоятельная работа. Наблюдение, включенное наблюдение объяснение, показ, рефлексия, контроль. |
Материалы. Инструмент общего пользования. «Алгоритм». Электрорезак ЭР-1. Спецподставка. Выпрямитель В-24. |
5. |
Подведение итогов. |
ИндивидуальнаяФронтальная |
Взаимопроверка, смотр знаний, умений. Рефлексия деятельности, самопроверка, работа над ошибками |
Образцы изделий. Сводная диагностическая таблица |
Содержание занятия
Первый этап
1. Организация начала занятия (3 мин.)
Организационный момент - 2 мин.
- здороваюсь с детьми. Проверяю количество детей присутствующих на занятии.
- проверяю организацию детьми своего рабочего места, наличие на столах необходимого инструмента и материала
Сообщение темы и плана занятия – 1мин.
- сообщаю детям тему и план занятия, цель и задачи занятия
План занятия. 1. Контроль знаний.
2. Информация педагога.
3. Самоподготовка.
4. Выступление Андрея Звукова.
5. Технология изготовления крыла.
6. Самостоятельная практическая работа.
7. Подведение итогов.
Второй этап
2. Проверка имеющихся знаний обучаемых
и их готовности к изучению новой темы (7 мин.)
Проверка знаний (6 мин.)
«Ребята! на предыдущем занятии Вы познакомились с существующими типами крыла самолета и с видами авиамодельных профилей, а на занятии дополнительного курса Вы построили эти профиля».
1. «Назовите, какие виды профилей Вы знаете? Какие мы будем применять?»
Вогнуто-выпуклый, плосковыпуклый, двояковыпуклый несимметричный,
симметричный, чечевицеобразный, ромбовидный, двухклиновый.
2. «Назовите, какие существуют формы крыла?»
Один обучаемый отвечает, второй на мониторе компьютера или классной доске указкой показывает виды профиля и формы крыльев - прямоугольное, трапециевидное, стреловидное, треугольное.
Задание можно усложнить, например, нарисовав на классной доске виды профиля и формы крыла, которые не изучали – S-образный профиль, ламинарный профиль, оживальное крыло, обратной стреловидности, эллипсовидное. Дети по внешнему виду должны их определить (похвалить за правильные ответы).
Проверка готовности обучаемых к изучению новой темы - 1 мин.
«Мальчики! На прошедшем занятии дополнительного курса «Авиамодельные информационные технологии» по теме «Таблица и график профиля в Word, Вам было предложено подготовить к сегодняшнему дню вычерченный профиль крыла конструируемой Вами модели. Покажите их». (Проверить наличие.)
«Троих из Вас, Андрея, Виктора и Игоря как наиболее успевающих я просил изготовить шаблоны профилей, по которым они будут первыми производить резку пенопласта. Готовы?» - Проверяю качество шаблонов. (Применить метод одобрения – похвалить, при необходимости)
Третий этап
3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями (40мин.)
Актуализация ранее усвоенных знаний - 1мин
«Сегодня, как Вы уже знаете, мы будем изготавливать крыло модели из пенопласта. Посмотрите, вот какие элементы можно изготавливать из этого материала». Демонстрирую изделия (останавливаюсь на крыле).
А для чего служит крыло самолета?» Выслушиваю ответы.
«В целом правильно. Вот на эту тему давайте немного и поговорим
прежде чем приступить к практической работе. Считаю необходимым познакомить Вас с основным назначением крыла самолета. Крыло, как Вы уже правильно ответили, предназначено для создания подъемной силы, которая обеспечивает полет самолета. Но при этом имеется негативное явление как лобовое сопротивление, зависящее от профиля и геометрических характеристик крыла».
И зложение учебного материала педагогом (9 мин.)
Рассказываю, почему и как возникает подъемная сила и лобовое сопротивление. Использую первоисточник - Ермаков А.М. Простейшие авиамодели (книга для учащихся 5-8 классов) – М.: Просвещение, 1989, с. 20-25.
Рассказ сопровождается показом на мониторе компьютера слайдов с аэродинамической трубой, рисунков обтекания тел под различными углами атаки.
В процессе рассказа акцентирую обучаемых на более глубокое изучение физики, обратив внимание детей, что подъемная сила возникает вследствие третьего закона Ньютона и уравнения Бернулли. Эти законы они проходят на уроках в школе в 7-8 классе (элемент интеграции дополнительного и общего образования).
С целью патриотического воспитания останавливаюсь на моменте, что основоположником теории движения тел в воздухе и теоретической аэродинамики является великий ученый Жуковский Н.Е. названный «отцом русской авиации». Его заслуга состоит в том, что он первый объяснил образование подъемной силы крыла и сформулировал теорию для вычисления этой силы. Им была решена и другая проблема теории полета – объяснена сила тяги воздушного винта. Жуковский Н.Е. не только открыл законы аэродинамики, но и подготовил почву для развития авиации в нашей стране. Под его научным руководством был организован Аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) ставший крупнейшим центром авиационной науки и Военно-воздушная академия (ВВИА).
Самостоятельное усвоение новых знаний (15 мин.)
Знакомство обучаемых с новыми конструкциями резаков пенопласта
«Ребята, авиамоделисты при изготовлении крыла часто применяют пенопласт, используя самостоятельно изготовленные специальные приспособления для резки. У вас на рабочих столах находится книги с конструкцией резака или ксерокопия страницы с его чертежом и описанием. Откройте книги на закладках и самостоятельно познакомьтесь с конструктивными особенностями резаков. Затем внесете свои предложения. Книги и чертежи у всех разные. По мере изучения меняйтесь ими между собой».
Учебная литература для ознакомления:
- Вилле Р. Постройка летающих моделей-копий. – М.: ДОСААФ, 1981, стр. 66;
- Киселев Б.А. Модели воздушного боя. – М.: ДОСААФ, 1981, стр. 83;
- Мерзликин В.Е. Радиоуправляемые модели планеров. – М.:ДОСААФ, 1982, стр. 108-109;
- Тарадеев Б.В. Летающие модели-копии. – М.: ДОСААФ, 1983, стр. 59
Дети, читают литературу, общаются между собой, обсуждают, обмениваются впечатлениями.
Во время самоподготовки детей, для оценки их коммуникативности, информационной сосредоточенности применяю метод включенного наблюдения.
По окончании знакомства с литературой предлагаю ребятам задать ряд вопросов по достоинству и недостаткам на их взгляд конструкций.
Например:
«Будет ли удобно держать в руках изображенные на рисунках резаки?»
«Если пенопласт разной плотности, как регулировать температуру
накала струны?».
«Как обеспечить натяжение струны?»
Обсуждаем ответы. На классной доске мелом рисую основные элементы резака. Кратко рассказываю принцип его работы, способы и приемы резки пенопласта пользуясь первоисточниками, которые изучали ребята.
Выступление воспитанника Звукова Андрея
о своем конструкторском изобретении (5 мин.)
А сейчас я предоставляю слово вашему товарищу Андрею Звукову. Три года назад он на соревнованиях обратил внимание на одну необычную схему модели самолета. При более подробном изучении модели был сделан вывод, что его крыло выполнено из пенопласта. Андрей предложил и нам освоить технологию применения пенопласта при изготовлении не только плоских пластин, но и плоскостей авиамодели – крыла, стабилизатора и киля. Изучив литературу, проанализировав имеющийся материал, он внес существенные изменения в конструкцию упрощающую работу и настройку резака. Применение стабилизированного выпрямителя В-24 (учебный), постоянного тока с напряжением 12 Вольт, обеспечило соблюдение техники безопасности. Также Андрей изготовил специальную спец-подставку.
А ндрей назвал свое изобретение «ЭР-1». Защищал проект на «Областном конкурсе изобретательских идей учащихся Ленинградской области» в номинации механиков-конструкторов и занял 3-е место.
Т акже ребята, Андрей участвовал в авиамодельных соревнованиях где, со своим схематическим планером, крыло которого изготовлено из пенопласта, занял 1-е место.
Показываю детям грамоты Андрея, демонстрирую его планер и приглашаю его для выступления.
(Здесь
применен метод стимулирования
познавательной деятельности, метод
мотивации.)
В своем выступлении
Андрей Звуков руководствуется созданным
им «Техническим описанием и инструкцией
по эксплуатации электрорезака ЭР-1 для
резки пенопласта» (см.
Приложение 1)
Он показывает папку с технической документацией разработанную на момент защиты проектаЭР-1, объясняет конструкцию, назначение, состав, электрическую схему, правила безопасности, рассказывает о своих приемах и способах работы резаком.
Демонстрация технологии изготовления плоскости крыла
из блока пенопласта ПС- 40 (10 мин.)
«Ребята! А сейчас я расскажу и параллельно буду показывать технологию подготовки пенопластового блока к вырезке. Затем Андрей продемонстрирует Вам приемы резки. Необходимые материалы и инструмент индивидуального пользования у Вас на столе. У троих из Вас имеются готовые шаблоны, у остальных начерчены на бумаге»
При изложении учебного материала руководствуюсь «Алгоритмом» последовательности выполнения технологических операций второго звена.
(См. рис. 1, стр. 12).
При показе использую подготовленный демонстрационный материал. Применяю методы: рассказ, показ, демонстрация.
Последовательность изложения и показа технологии
Изготовление 2-х шаблонов профиля (2 мин):
- клеем ПВА приклеиваем вычерченный профиль на пластину миллиметровой фанеры;
- ножом обрезаем пластину по профилю с припуском на один миллиметр;
- обрабатываем напильником и наждачной бумагой точно по контуру;
- дрелью просверливаем три крепежных отверстия диаметром 2 мм.
Изготовление 6-х крепежных шпилек (1 мин.):
- с велосипедных спиц кусачками откусить 6 шпилек длинной 4-5 см;
- на ширину губок плоскогубцев загнуть один конец под углом 90 градусов;
- длинный конец заострить личневым напильником, на коротком снять фаску.
Раскрой пенопластового блока (1 мин.):
- на блоке карандашом и линейкой вычерчиваем прямоугольник размером
с плоскость крыла изготавливаемого самолета;
- ножовкой по дереву или длинным ножом раскраиваем блок с припуском
Обрезка облоя на торцах блока (2 мин.):
- на спец-подставке выставить направляющие уголки под углом 90 0 на высоту 80 мм см. Затянуть крепежные винты;
- помощник устанавливает блок ПС-40 по линии отреза и придерживает его;
- второй помощник включает выпрямитель В-24, выставляет напряжение накала труны 12 Вольт и контролирует работу;
- обучаемый плавным движением опускает струну резака вниз, второй помощник снимает облой со струны;
- произвести обрезку с оставшихся 3-х сторон.
Крепление шаблонов профиля к пенопласту (1мин.):
- на торцах блока произвести разметку карандашом осевой линии профиля
с учетом его вида;
- приложить шаблон профиля к торцу пенопластового блока таким образом,
чтобы концы шаблона выступали за блок на 10 мм;
- крепежную шпильку вставить в первое отверстие шаблона профиля и
проворачивая ее как шуруп вдавить в пенопласт;
- поправить шаблон вдоль осевой линии и вставив вторую шпильку в другое
крайнее отверстие вдавить ее тоже, вдавить шпильку в среднее отверстие;
- Эту же операцию повторить с противоположного конца блока.
Резка блока ПС-40 по шаблону профиля (3мин.):
«Теперь ребята, Андрей, используя меня в качестве помощника продемонстрирует Вам свои приемы и способы вырезки из пенопластового блока ядра плоскости крыла имеющего симметричный профиль.»
Во время работы Андрея осуществляю комментарий его практических действий, объясняю детям задачи помощника, даю пояснения, параллельно при этом осуществляю включенное наблюдение за информационной сосредоточенностью детей:
- помощник устанавливает блок ПС-40 на спец-подставку, руками сверху несильно прижимает блок к основанию;
- Андрей накладывает струну резака на дальние от себя выступающие хвостики профиля;
- помощник включает выпрямитель В-24, выставляет напряжение накала
струны 12 Вольт и контролирует параллельность струны и края блока;
- Андрей плавным движением тянет резак на себя, перемещая струну по поверхностям шаблона до ближнего носика шаблона.
«Посмотрите ребята на качество поверхности. Как изобретатель этой конструкции Андрей конечно много провел резки. Вот поэтому я и попросил его поделиться с Вами своим опытом. В случае если у Вас будут шероховатости, заусенцы они удаляются ошкуриванием наждачной бумагой.
Также по необходимости можно с помощью ножа произвести обрезку передней и задней части плоскости крыла под ширину передней и задней кромки». По окончании демонстрации предлагаю детям задать возникших 5-6 вопросов. Отвечаю на них.
Перерыв -10 мин.
Четвертый этап
4. Практическая работа на усвоение и закрепление
знаний, умений и навыков по образцу (75 мин.)
Общий инструктаж по технике безопасности (1 мин.)
1. Рассказываю и показываю детям меры безопасности при работе с режущим и колющим инструментом.
2. Рассказываю и показываю меры безопасности при работе с электроприборами приборами.
(см. Приложение 2, с.29)
Инструктаж по алгоритму (1 мин.)
- Исходя из предыдущего и сегодняшнего наблюдения за коммуникативностью детей, совместно с ребятами формирую три группы (звенья) по 3 человека.
- Определяю порядковый номер каждого звена.
- Назначаем лидеров звеньев.
- Раздаю лидерам листы с разработанным «Алгоритмом».
Ставлю задачу на самостоятельное выполнение работ в соответствии с «Алгоритмом».
Самостоятельная работа (70 мин.)
Обучаемые по группам выполняют работу в соответствии с последовательностью технологических операций согласно «Алгоритма» своего звена. Лидеры групп руководят деятельностью своего звена, отслеживают временной график алгоритма.
Я осуществляю хронометраж. Оказываю дозированную помощь.
Особое внимание уделяю соблюдению обучающимися техники безопасности. Во время проведения индивидуальной самостоятельной роботы применяются методы – контроль, наблюдение, объяснение, показ, рефлексия. При работе детей в составе группы применяется метод включенного наблюдения за взаимопомощью, самоконтролем, взаимоконтролем.
Перерыв 10 мин. через 45 мин. Работы
Фотоприложение самостоятельной практической работы детей
1 . Изготовление 2-х шаблонов профиля крыла 2. Изготовление крепежных шпилек
3. Раскрой пенопластового блока
4. Обрезка облоя на торцах блока
5. Крепление шаблонов профиля к пенопластовому блоку
6. Резка блока по шаблону профиля
7. Обрезка ядра плоскости крыла под заднюю кромку
8. Ошкуривание поверхности ядра крыла
9. Контроль качества изготовления
Контроль качества (3 мин.)
По окончании технологических операций обучаемые предоставляют пенопластовое ядро плоскости крыла на контроль качества. Проводится анализ качества, по необходимости даются рекомендации на устранение недостатков.
Пятый этап
5. Подведение итогов занятия (10 мин.)
Выбираю одно ядро плоскости крыла с наименьшим качеством. Произвожу разбор недостатков с формулированием причин и следствий.
Выбираю 4 наиболее лучшие работы – шпильку, шаблон, ядро блока, ядро крыла.
«Ребята, сегодня Вы познакомились, теоретически и практически, с технологией изготовления плоскости крыла из пенопласта ПС-40 с помощью электрорезака. Я понимаю, что для идеального качества у Вас еще не хватает опыта, тем не менее, ряд работ выполнены хорошо».
Показываю всем обучаемым эти работы. Отмечаю данных обучаемых.
Прошу самих обучаемых дать им оценку с объяснением. Выслушиваю ответы.
Прошу 3-4 обучаемых рассказать о своих примененных способах и приемов работы.
Например: - положение рук на «пиле» во время резки пенопласта;
- использовал ли тиски при изготовлении шпильки;
- зачем натер карандашным грифелем верхний обвод шаблона.
«А кто из Вас критически отнесется к своей работе и скажет, что не очень хорошо получалось и почему?» Очень внимательно выслушиваю ответ и хвалю.
Объявляю благодарность воспитаннику Андрею Звукову.
«На следующем занятии Вы уже полностью самостоятельно будете изготавливать вторую плоскость крыла, а также стабилизатор и киль. Кто желает улучшить свою сегодняшнюю работу, подумайте над усовершенствованием приемов работы и в чем-то оборудования. А сейчас прошу Вас, навести порядок на своих рабочих столах».
«До свидания».
Заключение
Результаты наблюдения за действиями обучаемых фиксирую в диагностическую таблицу № 1 с параметрами поставленных задач.
Сводная диагностическая таблица
определения степени качества обучения
Таблица № 1
№ пп |
Фамилия, имя |
Уровень обученности (в баллах) |
Уровень воспитанния (в баллах) |
Уровень развития (в баллах) |
Индивидуальная сумма баллов |
Технология резки пенопласта |
Коммуникативная культура |
Информационная сосредоточенность |
|||
1 |
Семенов Егор |
5 |
5 |
5 |
15 |
- |
- |
|
|
|
|
10 |
Волков Саша |
3 |
3 |
3 |
9 |
|
Сумма баллов группы |
45 |
36 |
27 |
|
Анализ набранных баллов позволяет определить степень качества занятия.
Индивидуальная сумма баллов степени качества занятия
13 - 15 баллов – глубокое усвоение учебного материала (высокая степень)
11 - 12 баллов – обучаемый нуждается в коррекции (средняя степень)
9 –10 баллов – деятельность обучающегося требует пристального внимания педагога (удовлетворительная степень)
Групповая сумма баллов
40-45 баллов - отличное усвоение учебного материала всей группой
33-39 баллов - хорошее усвоение учебного материала всей группой
27 -32 балла - удовлетворительное усвоение учебного материала
Оценка уровня освоения осуществляется по разработанным критериям оценки в соответствии с нижеприведенной таблицей № 2.
Оценка уровня Таблица № 2
Параметр |
Критерий оценки |
Показатели |
Оценка уровня ( в баллах) |
Знания, умения, навыки технологии резки |
Качество работы. Полнота работы. Организация рабочего места. |
Соответствие знаний и умений содержанию изучаемого материала. Строгое выполнение последовательности технологических операций. Технический лексикон. Соблюдение ТБ.
|
5 баллов – учащийся строит свою деятельность с учетом последовательности практической части занятия (алгоритма), использует терминологию. Консультируется с педагогом только по сложным вопросам. Самостоятельно изучает учебно-познавательную литературу. Высокое качество работ. Инструмент расположен в удобном порядке, режущие и колющие кромки инструмента направлены от рук. На столе находится только необходимый инструмент и принадлежности. 4 балла – хорошее качество работ, выполнялись с небольшой помощью педагога. Терминология применяется только при разговоре с педагогом. правильно обращается с инструментом, знает правила ТБ но не всегда их выполняет 3 балла – 50 % практических работ имеют погрешности. Использует помощь и педагога и кружковцев. Знает, но не применяет термины, путается в специальных названиях. |
Коммуникативная культура |
Межличностные отношения |
Совместное обсуждение тем. Толерантность. Сотрудничество. Дружелюбие Взаимопомощь |
5 баллов – самостоятельно предлагает свои услуги, активно общается со всеми сверстниками. Высокая активность в составе группы. 4 балла – увлечен общим делом. Оказывает помощь другим только по просьбе. Повышает тон при спорах со сверстниками. 3 балла – самостоятелен. Замкнут, не проявляет желания помочь другим, отказывает в просьбах кружковцев, самоустраняется от общения. |
Информационная сосредоточенность
|
Внимание |
Усидчивость. Самоконтроль. |
5 баллов – во время теоретической части сосредоточен, эмоционально уравновешен. Информацию воспринимает. 4 балла – внимателен, запоминает только общие положения, отвлекается 3 балла –рассеян, непоседлив, перебивает выступающих. |
5. Список используемой литературы
При составлении методической разработки:
1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы УДОД.
– М.: ВЛАДОС,2001;
2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное
образование детей в школе? – М.: АРКТИ, 2005;
3. Башмаков А. И. Креативная педагогика. Методология, теория,
практика. - М.: Альфа, 2002;
4. Григорьев Д.В. Степанов П.В Внеурочная деятельность школьников. –
М.: Просвещение, 2010;
5. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. –М.: ТЦ Сфера, 2005;
6. Фомина А.Б. Дополнительное образование детей в условиях нового
законодательства. - .М: УЦ Перспектива, 2012
\
Для педагога:
1. Болонкин А. Теория полета летающих моделей - М.: ДОСААФ, 1962;
2. Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1982;
4. Рожков В. Строим летающие модели. – М.: Патриот, 1990;
3. Ермаков А.Е. Простейшие авиамодели. - М.: Просвещение, 1989;
4. Столяров Ю. Лети модель. – М.: ДОСААФ, 1973;
5. Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающую модель. -
М.: ДОСААФ, 1982;
6. Эльштейн П. «Лети модель» – М.; ДОСААФ, 1970;
Для детей:
1. Вилле Р. Постройка летающих моделей-копий. – М.: ДОСААФ, 1981;
2. Киселев Б.А. Модели воздушного боя. – М.: ДОСААФ, 1981;
3. Мерзликин В.Е. Радиоуправляемые модели планеров. – М.: ДОСААФ,
1982;
4. Тарадеев Б.В. Летающие модели-копии. – М.: ДОСААФ, 1983.
5. Журнал «Моделист-конструктор», 1980-1997;
6. Журнал «Авиамоделизм сегодня и завтра», 1997.
Приложение 2
Инструктаж по технике безопасности
Меры безопасности
при работе с колющим и режущим инструментом
1. При подготовке к работе инструмент, имеющий режущие и колющие части, должен находиться на дальнем конце стола и обращен режущими и колющими частями с позиции руки в противоположную сторону .
2. Во время работы с данным инструментом его режущие и колющие части должны быть направлены в сторону от исполнителя. Не допускать попадания посторонних предметов между режущими кромками и рабочим материалом
3. После работы инструмент убирается в строго определенные для него места
Меры безопасности при работе с выпрямителем В-24
1. Включение в работу прибора производить выключателем только при непосредственным выполнением технологической операции.
2. Включение прибора регистрировать по загоранию индикаторной лампочки.
3. Во время работы не касаться оголенными участками тела контактных элементов.
4. По окончании технологической операции выключить тумблер. Проконтролировать выключение прибора по погасанию лампочки.
5. Регулировку напряжения производить регулятором вращая его по часовой стрелке. Не допускать рабочее напряжение выше 15 В.
6. По окончанию работы вынуть штепсельную вилку из розетки.
Меры безопасности при работе с электрорезаком ЭР-1
Во время работы - не касаться оголенными участками тела нихромовой
проволоки при включенном питании.
После работы - по окончании работ отключить питание.
Не допускать включенние в сеть 220 В.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Демьянов Игорь Викторович
→ 1231838 16.02.2013 0 1762 375 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.