Статья "Важные моменты постановки голоса начинающего вокалиста" (Ценные советы в помощь молодым педагогам по вокалу)
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Московский городской центр детского творчества
«Культура и образование»
Важные моменты постановки голоса
начинающего вокалиста
(Ценные советы в помощь
молодым педагогам по вокалу)
Работу подготовила
педагог дополнительного образования
Студии эстрадного вокала
Ядровская Юлия Анатольевна
Москва 2013
Приветствую вас, уважаемые педагоги.
Проработав много лет с юными вокалистами и перештудировав большое количество педагогической литературы по данному вопросу, я отобрала для своей работы с детьми самые действенные упражнения, на мой взгляд. Все они проверены моей многолетней практикой и здорово помогают мне в работе с начинающими вокалистами. Надеюсь, моя статья будет полезной для вас, особенно, для тех, кто только начинает свою карьеру педагога-вокалиста.
Как известно, слово «вокал» происходит от итальянского слова «воче»-голос. На самом деле, вокал есть некий технологический процесс постановки голоса и, как результат, художественного пения, который даёт уникальную возможность прикоснуться к прекрасному миру музыки. Занятия вокалом оздоравливают наш организм, помогают снять внутреннее напряжение, зажатость, усталость, так как в данном процессе задействованы многие группы мышц. Живое пение увлекательно и полезно не только детям, но и взрослым. Обучаясь в вокальной студии, человек учится не просто петь, а открыто выражать через пение свои мысли, реализовывать свой творческий потенциал.
Постановка голоса – очень сложный и кропотливый труд, требующий активнейшего внимания и большой самоотдачи как от нас, педагогов, так и от наших учеников. Для становления, развития и закрепления навыков грамотного вокала необходима постоянная тренировка, работать над своим голосом следует каждый день. Это достаточно сложный момент для начинающих вокалистов – детей 6-8 лет (в нашу студию они попадают именно в этом возрасте).
Наиболее естественное и полноценное развитие голоса обеспечивают систематическая работа над дыханием, звукообразованием, дикцией, а также постоянный контроль за качеством звука. Развитие всех певческих навыков осуществляется не изолированно, а комплексно, единовременно. Комплекс знаний и специальных приёмов есть вокальная техника, благодаря которой мы сможем управлять своим голосом. Сроки достижения каких-либо результатов и утверждения необходимых певческих навыков в значительной степени зависят от способностей и первоначального развития обучающегося.
Вокальная педагогика располагает огромным количеством методических приёмов формирования вокальных навыков учащихся, но все они выполняют одну задачу – развитие голоса. Каждый педагог предельно индивидуально отбирает наиболее удобные и полезные приёмы для каждого ученика, их подсказывает неповторимая природа голосового аппарата ребёнка и вся физиология певческого организма.
«Кропотливая работа над звуком, его свободой, над точным воспроизведением всей конструкции музыкальной фразы с выявлением музыкальной сути и значимости – неотъемлемая часть педагогической направленности», - говорит Надежда Борисовна Гонтаренко в своей книге «Сольное пение».
Поэтому каждый педагог-вокалист находится в постоянном поиске наилучших методов или новых приёмов, помогающих ему в его работе. Для всех и для каждого нет единой методики. Каждый новый учебный год к нам приходят новые ученики, и мы, педагоги начинаем заново изучать анатомо-физиологические особенности своего новичка, чтобы индивидуально подобрать тот или иной тип дыхания, способ звукоизвлечения, чтобы максимально выявить его индивидуальный тембр. А для этого сначала нужно снять все напряжения, вычистить все нотки, ликвидировать призвуки, и только тогда польётся чистый голос с его неповторимой природой. Сложно, но интересно! И нет в нашей работе повторов – опять всё заново… Нет! У нас каждый новый ученик – новые методы, новые упражнения, новые песни.
Но всё же важно найти и отобрать те упражнения и приёмы развития голоса, дыхания, дикции, на которые можно будет опираться всегда или отталкиваться от них, создавая свои, которые реально помогут усовершенствовать процесс постановки голоса у детей и подростков, а также добиться качественных результатов. Именно таким комплексом отобранных упражнений и приёмов я хочу поделиться с вами.
При правильной постановке даже небольшой голос может звучать сильно. Но для этого исполнитель должен овладеть вокальной техникой, благодаря которой он сможет управлять своим голосом. Процесс постановки голоса включает несколько этапов:
1 этап – непосредственно постановка голоса (правильная работа голосового аппарата, дыхание, снятие зажатости, мягкое звукоизвлечение, развитие диапазона, правильная работа резонаторов, дикционные упражнения);
2 этап – освоение приёмов эстрадного вокала конкретно для определённого человека;
3 этап – формирование уникального узнаваемого тембра, манеры пения и сценического образа.
Как я уже отмечала, не лучшим образом сказываются на развитии голоса разного рода психологические зажимы. Для их снятия полезно включать в практику беззвучные упражнения на определение мышц, участвующих в фонации, для нахождения нужных ощущений, умения контролировать их. Можно начать с релаксации. Релаксация – расслабление с заданной установкой. Овладеть её способами – значит научиться слышать и слушать себя изнутри. В процессе релаксации происходит смена актива и пассива. В результате релаксации все мышцы «тают», а каждый орган способен «отделиться» от туловища и парить отдельно. Это своего рода медитация. Наработка ощущений построена на процессе внимания, наблюдения, анализа и контроля. Я на занятиях использую такие упражнения по релаксации, выполняются они, лёжа на спине:
«наблюдаю» себя со стороны;
ощущаю очертания своего тела;
закрыв глаза, мысленно изучаю своё тело изнутри (1 – 2 мин.);
закрыв глаза, я мысленно путешествую внутри себя;
начиная с пальцев ног и до головы, ввожу в актив каждую мышцу (напрягаю), потом в пассив (расслабляю), затем подключаю ощущения тяжести и лёгкости.
Овладеть релаксацией для певца важно, так как само пение – хорошая релаксация всего организма. Процесс пения позволяет снять внутреннее напряжение, зажатость, усталость. Пение – это свободный, естественный процесс, связанный скорее с расслаблением организма.
Не менее важно и необходимо научить поющего умению слышать и слушать себя, прослеживать все ощущения во время фонации (пения) – это тоже процессы самонаблюдения, самоанализа. Они необходимы для запоминания элементов самоощущения, самочувствия при разных вариантах исполнения, положительно оцениваемых педагогом. Данная модель выглядит так:
самонаблюдение (во время пения – наблюдение);
самоанализ (анализ своего пения - представление, воспоминание);
самоимитация (пение – имитация себя).
Одним из центральных моментов постановки голоса является выработка правильного певческого дыхания. Дыхание является основой, фундаментом хорошего пения. Думаю, для каждого педагога это важный и сложный элемент постановки голоса, так как объяснить ребёнку, как правильно дышать очень нелегко. В своей практике я пытаюсь объединить разные подходы к этому вопросу. Считается, что пение – это «мастерство выдоха», но чтобы «мастерски выдыхать», надо научиться «мастерски вдыхать». Дыхание в пении должно быть активное, целенаправленное, собранное в упругий «пучок».
Наш дыхательный аппарат включает, как известно, три группы дыхательных мышц: брюшные, диафрагмальные, межрёберные. Весьма неплохо развивать и растягивать межрёберные мышцы, делать их подвижными, эластичными, а впоследствии «удлинять» их. Они создают внутри грудной клетки полость, которую могут занять расширяющиеся лёгкие. Существует ряд упражнений для развития межрёберных мышц:
1. Поднимаем руки к потолку, растягиваем спину. Изучим ощущения – связь между движением рук и растяжением мышц боковых сторон грудной клетки. Дышим свободно.
2. «Выстраиваем» позвоночник с ощущением широкой спины. Тыльной частью ладони положите руки на спину, заводя их назад, глубоко вдохнём и послушаем реакцию рёбер со стороны спины.
3. Вытягиваем вверх руки, потягиваемся и зеваем. Происходит растяжение в задней части глотки. Вместе с зевком растягивается и задняя часть грудной клетки.
4. Лёжа на полу, перекатиться на правый бок, набрать воздух в левый бок. Потом перекатиться на левый бок, а дыхание взять правым боком.
Таких упражнений очень много, но на много не хватит времени урока, поэтому даже небольшое количество при регулярной работе принесёт результат.
Дыхание считается энергетическим источником голоса. По типу вдоха определяют три вида дыхания: ключичное (верхнерёберное), грудное (нижнерёберное), диафрагмальное (грудобрюшное).
Ключичное дыхание очень поверхностное, воздух входит только в верхушки лёгких. Такое дыхание не годится для пения. Поющий должен так брать дыхание, чтобы «раскрывалась» грудная клетка, наполняясь воздухом, плечи были спокойными, а спина прямой. Правильное дыхание – диафрагмальное дыхание. Этот вид дыхания привычен для профессиональных певцов, спортсменов, лекторов, ораторов. Это составная часть йоги, восточных единоборств, лечебной гимнастики. Пока ребёнок учится дышать, обязателен контроль – рука на животе и рука на нижних рёбрах. Важно довести диафрагмальное дыхание до «автоматизма». Я призываю своих учеников дышать «животом» в любую свободную минуту: в школе, на прогулке, в метро, занимаясь спортом, танцуя, играя.
Для тренировки диафрагмального дыхания я использую следующие упражнения:
1. Руки на живот. Спокойно несколько раз вдохнуть и выдохнуть. Чтоб дыхание было более интенсивным, согреть руки или раздуть воображаемый огонь в печи. Важно почувствовать, что живот надувается (выходит вперёд) и сдувается (уходит к спине). Это обязательно!
2. И.П. – лёжа на спине, руки положить чуть выше живота – на область диафрагмы - и сделать вдох, а выдыхать, например, на стаккато – небольшими толчками диафрагмы. Мышцы живота работают ритмично и совпадают с движениями диафрагмы. Выдох можно озвучить – «с», «ш», «ч».
3. Руку на живот – контроль. Сделать медленный вдох, считая про себя до 4х. Выдыхаем медленно, без задержки дыхания, вновь считая до 4х. Почувствуем, как живот надувается при вдохе, словно воздушный шарик, и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем повторить упражнение, наклонив корпус немного вперёд и положив руки на область поясницы. На вдохе эта область спины расширяется. Со временем увеличиваем счёт до 6-ти, 8-ми, 10-ти.
4. «Собачка». Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дышащей, высунув язык. Сядьте перед зеркалом, облокотитесь на спинку стула, расслабьте плечи и шею. Разогрейте мышцы, чередуя быстрые вдохи и выдохи открытым ртом. Это упражнение помогает наработать ощущение набора воздуха в нижние рёбра (ученики могут даже наглядно этот процесс увидеть – работа в парах).
5. Надо задуть воображаемую свечу. Положите ладони рук на рёбра. Вдохните и начинайте «дуть на свечу». Обратите внимание, как природа замечательно координирует ваши действия: воздух плавно и постепенно выходит из лёгких, рёбра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении. Ещё один важный момент: здесь между вдохом и выдохом происходит секундная задержка – перестройка с вдоха на выдох. Задержка, а не остановка! Выдох здесь направленный, его можно варьировать: со звуком «с», «ф», «ш», «кс», «ч» либо с активным сопротивлением.
Следующий момент - освобождение дыхания. Вот какими упражнениями пользуюсь я в своей работе:
1. Поток певческого дыхания незаметно, естественно, свободно перемещается из центра тела в переднюю часть рта (рот приоткрыт); выдох, касающийся горла, имеет звук «ххх», или касающийся верхних зубов и нижней губы – «ффф».
2. Сделайте вздох с выдохом облегчения (без звука, как после тяжёлой физической работы). Зафиксируйте, что при этом большой объём воздуха входит в лёгкие и, «скользя», выходит с облегчением – с расслаблением всех мышц. Это самый правильный импульс для певческого дыхания. Закрепите для себя лёгкий вздох удовлетворения и глубокий выдох облегчения.
Длительность и сила дыхания развиваются при помощи упражнений на дыхание без звуков. Входящее дыхание производится быстро, бесшумно либо только через нос, либо через нос и рот одновременно. Его очень полезно сопровождать представлением, будто наполняешься ароматом цветка. Грудь и плечи при этом спокойны. Мышцы должны научиться работать автоматически.
Упражнения на дыхание – это только начало в осознании всей механики постановки голоса. Дышать нужно удобно. Есть мудрое старинное изречение: «Дыханию в пении нельзя научиться. Его можно научиться ощущать». Как показывает опыт, первое чувство уверенности в дыхании при регулярных занятиях, учитывая, что ребёнок и дома занимается, обычно наступает через 3-4 месяца после начала занятий - у нас это начало второго учебного полугодия. Грамотно поставленное дыхание помогает регулировать певческий выдох. Ведь пение, в конечном итоге, есть не что иное, как «озвученный выдох». Все эти упражнения развивают правильное дыхание и дают первое представление о певческой позиции, резонаторах. Из данных упражнений навыки переносятся в вокальные упражнения.
Голосовой аппарат каждого человека имеет свои индивидуальные анатомические особенности, именно они в большой степени отвечают за уникальность каждого человеческого голоса. В связи с этим, важно научить наших вокалистов «прощупывать» свои резонаторы и активно их использовать. Это ещё один сложный этап в моей работе с начинающими вокалистами, и с ним мы справляемся только при помощи упражнений-игр, упражнений-тренингов (порой из разработок по актёрскому мастерству), упражнений-вокализов.
К.С.Станиславский в своих воспоминаниях писал: «Вначале, при постановке звука, лучше всего тихо мычать в поисках правильного упора для голоса… Во время этих поисков я совершенно случайно заметил, что когда стараешься вывести звук в самую маску, то наклоняешь голову и опускаешь подбородок вниз. Такое положение помогает пропускать ноту как можно дальше вперёд… С помощью тихого мычания, прощупывания резонаторов, можно не только развить звук, но и сравнять все ноты на гласных».1
Итак, голос, его качество, ровность звучания на всех регистрах зависят от способности правильно пользоваться резонаторами автоматически (без усилия). Резонаторная лестница, это наше тело от груди до темени, состоит из ступеней. Каждая нота голоса имеет собственную резонаторную ступень. Вообразив резонаторную лестницу, мысленно пройдитесь снизу вверх ступенька за ступенькой, двигая голос вверх по диапазону. Повышая тон за тоном, надо и важно найти каждому звуку соответствующую ступень резонаторной лестницы.
Чтобы «открыть» головной резонатор, можно попробовать освободить свои эмоции с помощью крика в голосе. Крикнуть надо долгим, но лёгким звуком – «АУ», «ХЭЙ», при этом важно расслабить челюсти, язык и гортань. Крик берёт начало из энергетического центра – солнечного сплетения и диафрагмы.
1 Станиславский К.С. – реформатор оперного искусства: материалы и документы./Сост. Г.Кристи,О.Соболевская. Ред.Ю.Калашников.- М.,1983.
Таким образом, обычный крик помогает почувствовать головной резонанс. При крике формируется звук огромной энергии. Не надо бояться громкого звучания голоса, не сдерживайте эту энергию, снабжающую голос «топливом», но только в том случае, если нет в гортани неприятных ощущений и напряжения. Покричать советую своим ученикам во время прогулки в лесу или на даче, чтобы они делали это без стеснения. Муслим Магомаев разрабатывал силу своего голоса на берегу моря, огромное пространство помогало выработать полётность звука, его подачу.
Резонаторы придают голосу силу и формируют тембр. С резонаторами связано понятие «петь в маску». Звук, резонирующий в «маске», вызывает вибрации в гайморовых пазухах по обеим сторонам носа и лобных полостях. Резонирование в маске удовлетворяет потребности открыть верхнюю часть диапазона. Ощутить данный вид резонанса поможет жужжание или чувство вибрации в какой-либо части лица. Пока вибрация чувствуется на маске, голос направлен верно. Чтобы почувствовать это «переднее» расположение можно проделать следующее упражнение: выбираем любую удобную ноту и «мычим» её - «мммм», поддерживая дыхание. Двигайтесь по полутонам вверх, затем вниз. Звук должен течь, как течёт вода из крана, непрерывно и связно. Можно использовать слог «ми», соединяя звуки один с другим. Важно выработать и развить мышечную память своего голосового аппарата.
Не менее нужен вокалисту и грудной резонатор, именно он придаёт голосу певца насыщенность, глубину, объём и особую теплоту звучания. Хотя он ярче слышен во взрослых голосах, у вокалистов детей он тоже присутствует в значительной степени. Грудной резонатор – это нижняя опора звука. Для того чтобы ученик почувствовал свой грудной резонатор, мы используем следующие упражнения:
1. Исходное положение – стоя, руки на груди. Вдох и, наклоняясь вперёд, на выдохе произносите гласные «у» и «о» длительно и протяжно. Можно произносить «мум», «мом», «бум», «бом», «зум».
2. Исходное положение то же. На выдохе нараспев (будто ноете) произносите следующие слова: «молоко», «мука», «мама», «око», «окно», «дом».
3. В положении стоя положите руку на грудь. Зевните с закрытым ртом и задержите гортань в нижнем положении. На выдохе произнесите звук «ммм», переходящий либо в «у», либо в «о». Если вы не чувствуете вибрацию в грудной клетке, постукивайте её рукой. Ещё лучше, если ребёнок опустит подбородок на грудь (действует наверняка). В идеале дети должны почувствовать выраженное резонирование в области грудной клетки.
Вот я и подобралась к ещё одному сложнейшему и важному этапу – выработка микстового звучания голоса, то есть звучания, в котором соединятся органично оба резонатора - головной и грудной. Думаю, проблема переходных звуков и пестроты звучания при исполнении есть в работе у каждого педагога-вокалиста. Что же помогает моим ученикам?
Это опять комплекс регулярных упражнений, которые отфильтрованы с годами, хотя привлечением новых полезных упражнений я не пренебрегаю.
Упражнения направлены именно на соединение двух резонаторов — грудного и головного:
Исходное положение — стоя, руки опущены вдоль тела. Запрокиньте голову назад, откройте рот и немного вытянитесь вверх. Положение гортани — «на зевке». Одну руку положите на живот, другую — на грудь. Возьмите глубокое дыхание через рот и потяните звук «АААА». Попробуйте петь звук на разной высоте — в нижнем, среднем и высоком регистрах. При любой высоте в груди должна ощущаться вибрация. Если на какой-то ноте грудная клетка не вибрирует, значит, либо в гортани появился зажим и ушёл «зевок», либо вы сбросили дыхание.
Запрокиньте голову назад, откройте рот. Одну руку положите на грудь, другую — на живот. Активно, быстро, глубоко вдохните. Произносим отрывисто: Да-да-да-да, Дэ-дэ-дэ-дэ, Ди-ди-ди-ди, До-до-до-до, Ду. Теперь то же самое повторите, потянув звуки: Дааа-Дэээ-Диии-Дооо-Дууу.
Запрокиньте голову назад, откройте рот. Одну руку положите на грудь, другой коснитесь переносицы. Возьмите глубокий вдох и, поднимая голову, потяните звук «ХААА — ММММ». При этом слог ХААА произносите, когда голова еще запрокинута, а «ММММ» — когда голова вернется в обычное положение. Почувствуйте, как вибрация переходит от груди к переносице. Но звуковая вибрация не должна совсем уходить из груди — она должна распределиться между грудным и головным резонатором.
Исходное положение — стоя. Спина прямая, плечи опущены, руки лежат на нижних ребрах. Кончиком языка пощупайте зону у корней верхних зубов. Туда вы будете направлять звук. Возьмите активное, глубокое дыхание одновременно через рот и нос. На выдохе четко и громко говорите с активным посылом звука: Да-да-да-да, Дэ-дэ-дэ-дэ, Ди-ди-ди-ди, До-до-до-до, Ду. Произносить слоги следует небыстро. Если вам не хватило дыхания — быстро, бесшумно возьмите новый вдох в середине фразы. Главное — следите за тем, чтобы все звуки были направлены в зону у корней верхних зубов.
Возьмите глубокое дыхание одновременно носом и ртом. На выдохе протяните звук «ММММ». Губы должны быть сомкнуты едва-едва, только чтобы получилось «мычание». Горло широкое, положение гортани — «на зевке». Звук должен хорошо резонировать в груди (чтобы почувствовать грудной резонатор, можно откинуть голову назад, затем вернуться в нормальное положение). Звуковой поток направляйте в верхние зубы. Когда заработают все резонаторы, меняйте звуки. Произносите «ННННН», «ЗЗЗЗЗ», «ВВВВВВ».
Возьмите глубокое, активное дыхание ртом. Не забывайте контролировать диафрагму при помощи рук. Говорим слоги: «МА-МА-МА-МА», «НА-НА-НА-НА», «ЗА-ЗА-ЗА-ЗА», «ВА-ВА-ВА-ВА». После каждого слога сбросьте дыхание, пусть звук оборвется резко.
Вот эти шесть упражнений нам серьёзно помогают для создания незаметного регистрового перехода - объединения двух резонаторов, хотя это очень долгий процесс, если честно.
Буквально несколько слов хочу сказать непосредственно о развитии вокальных данных начинающих вокалистов. Дети приходят к нам абсолютно разные: музыкальный слух, особенности голоса, ритмические способности. Наша студия эстрадного вокала работает в рамках системы дополнительного образования, мы обучаем всех желающих детей. Поэтому вокальные упражнения, которыми я пользуюсь на начальном этапе обучения, прежде всего, направлены на развитие и закрепление координации между слухом и голосом – дети должны научиться чисто интонировать. На этом этапе работы особенно активно проявляется индивидуальный подход к каждому обучающемуся ребёнку. Одни дети быстро схватывают чистую интонацию с голоса (поём вместе – ученик и педагог), другие повторяют мелодию только за инструментом (обязательно и этот способ используем), третьи учатся чисто интонировать на детских народных попевках «Василёк», «Андрей-воробей», «Бом-бом» или самых известных мелодиях песен из мультфильмов – например, «В траве сидел кузненчик» (это особо серьёзные случаи). Здесь, на мой взгляд, все способы хороши, если они позволяют добиться нужной цели. Данный вид работы длится по-разному: от 1 месяца и дальше. Был в моей практике случай, девочка целый учебный год не могла чисто попадать в ноты песни и на последнем зачётном занятии запела звонким и чистым голоском все наши песни. Это было чудо и для неё самой! Поэтому я не теряю надежду, знаю, что все, рано или поздно, запоют чисто и красиво. «Если долго мучиться, что-нибудь получится».
2012-2013 учебный год не был исключением из правил, дети в группе были почти не поющие, но после новогодних каникул я была приятно удивлена – запели и чистенько. Какие же вокальные упражнения мы использовали:
Распевания с закрытым ртом: «мычим» - «ммм» на одном звуке протяжно; на 2-3 звуках на легато с акцентированием каждого звука. Тоже самое пропеваем на звуке «у», как труба.
Распевание на согласных – очень помогает отвлечься от нот, поэтому получается чисто. Как мотор мотоцикла поём «ррррр» (До-ре-ми-фа-Соль-фа-ми-ре-До), продвигаясь всё выше и выше. Это же упражнение помогает в расширении диапазона.
Распевание на согласных «Алфавит». Все согласные русского алфавита: Б-В-Г-Д-Ж,
З-К-Л-М-Н,
П-Р(рэ)-С(сэ)-Т,
Ф-Х-Ц-Ч,
Ша-Ща. На подчёркнутых звуках делаем ритмические остановки. Проговаривая буквы, ребёнок переключает своё подсознание с того момента, что он не очень хорошо поёт, на выговаривание букв. Снимается зажим внутренний, ребёнок начинает петь произвольно. В До мажоре соответственно буквам:
c-d-e-f-G, a-h-c-a-G, f-f-f-f, e-e-e-e, D-C.
4. Поём скороговорки на небольших по диапазону мелодиях (можно придумать самостоятельно). Например, от 1 ступени до мажора до 5-ой и обратно: «Мы перебегали берега». Эффект действия тот же, что и в упр.3. Мозг отвлекается на выговаривание букв, на дикцию, ребёнок начинает чисто интонировать.
И ещё одно упражнение. Оно очень помогло мне добиться от детей более яркой и активной подачи звука: «Ли –ихиХи-ихиХи-ихихихихихиХи». Подчёркнутые слоги мы поём с ударением (акцентом). Мелодия такова в нотном варианте (соответственно слогам): C – cdE – efG – gagfedC (представим, что ударные слоги – четвертные нотки, безударные – восьмушки). Можно вместо слога «хи» использовать слог «ги», он ещё больше приближает звук.
Вот некоторые моменты начального процесса постановки голоса юных вокалистов, на которых мне хотелось остановиться в своей статье. Именно благодаря им, мои малыши, которые практически не пели в сентябре, успешно выступили уже 9 января, то есть через 4 месяца после начала занятий. Они пели на концерте «Рождественский дебют» с микрофонами и под минусовую фонограмму.
Я не коснулась проблем дикции, артикуляции и многих других, но это тема для отдельной работы. Надеюсь, мой опыт пригодится начинающим педагогам по вокалу, или тем, кто самостоятельно решит поучиться вокалу. Трудолюбия вам и творческих удач!
Список использованной литературы:
Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1989. Т.2 . Работа актера над собой. Часть 1.
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Маркуорт
Л. Самоучитель по пению. М.: АСТ: Астрель,
2007.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ядровская Юлия Анатольевна
→ Juliya-Puls 02.07.2013 0 7466 697 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.