Важные моменты постановки голоса начинающего вокалиста - 2 часть
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Московский городской центр детского творчества
«Культура и образование»
Важные моменты постановки голоса
начинающего вокалиста (часть 2)
(Артикуляция, дикция, подача звука – упражнения и распевания)
Работу подготовила
педагог дополнительного образования
Студии эстрадного вокала
Ядровская Юлия Анатольевна
Москва 2013
В наше время, где бы ты ни работал, для достижения успеха нужно быть ярким и индивидуальным человеком! Наша речь – это первое, что привлекает внимание людей к нам! Мы хотим быть услышанными, но для того, чтобы нас слышали, надо научиться говорить и подавать себя так, чтобы люди захотели нас слушать! Внятная разборчивая речь важна для любого человека. Каждый звук, входящий в состав слова, участвует в передаче содержания этого слова, его значения и смысла. Поэтому очень важно научиться произносить каждый звук русской речи правильно, без искажений. Хорошая дикция во многом зависит от правильной артикуляции, т.е. от движения произносительных органов, к которым относятся язык, губы и челюсти (зубы).
Задача педагога по вокалу - вырастить вокалистов, поющих, как минимум, выразительно. Всем известно, что хорошего вокалиста должна выделять ясная и чёткая дикция, чтобы донести песню и её смысл до сердца слушателя. А для этого должен очень активно работать артикуляционный аппарат.
Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Они должны работать активно, но естественно - это нормальная жизненная манера произношения звуков, чуть-чуть утрированная, активизированная с расчётом "на последний ряд зрительного зала". Активизация не должна создавать всевозможных зажатий. В этом нам здорово помогает артикуляционная гимнастика. Так как время урока весьма ограничено, мы должны отобрать для начинающих вокалистов (детей 6-8 лет в нашей студии) самые нужные и действенные упражнения для артикуляционной гимнастики.
Начинаем мы с активизации языка:
Шевелим языком из стороны в сторону - вперёд, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.
«Укалываем» острыми движениями языка щёки в подвижном темпе.
Почувствуйте кончик языка, он активный и твёрдый, как молоточек. Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто беззвучно говорите: «да-да-да-да». Хорошо в этот момент представить себе "высокое нёбо" и объёмный рот.
Активизации языка способствует энергичное произнесение согласных: Т-Д, Т-Д, Т-Д или в обратном порядке. Рот приоткрыт. Кончик языка касается корней верхних зубов. Можно строчить языком как из пулемета звуками «т-т-т-т-т-т», затем звуками «д-д-д-д-д-д».
Теперь делаем гимнастику для губ:
«Улыбка» - на счёт «раз» — губы вытянуть как для поцелуя,
на «два» — растянуть губы в улыбку, не обнажая зубов.
2. «Уголки» - собрать губы в «пятачок» (вытянуть губы вперёд, но не так сильно, как для поцелуя); на счёт «раз» — «пятачок» двигается вправо, на «два» — «пятачок» двигается влево.
3. «Крест» - на счёт «раз» — «пятачок» двигается вверх, на счёт «два»— двигается вниз, на «три» — «пятачок» двигается влево и на «четыре» — вправо.
4. «Круги» - собрать губы в «пятачок» и делать «пятачком» круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Работают только губы.
5. «Шторки» - на счёт «раз» — верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы; на счёт «два» — губа возвращается на место. На счёт «три» — нижняя губа опускается и обнажает нижние зубы. На счёт «четыре» — губа возвращается на место. Движения губ напоминают движение шторок, которые поочерёдно открываются и закрываются.
Каждое упражнение для губ мы делаем по 8 раз. Времени эти упражнения занимают немного, поэтому делаем их на каждом уроке.
Следующие упражнения помогают нам как в укреплении, так и в освобождении мышц гортани:
Энергично, твёрдо и на дыхании произносим: К-Г, К-Г, К-Г.
Делаем ртом медленный вдох с лёгким звуком "удивления". Почувствуем холодок на мягком нёбе и опускание кадыка. Вдох не фиксируйте – без задержки! Делаем выдох, издавая протяжный, свободный, похожий на стон звук "А". Гортань вместе с кадыком остается в нижнем положении. Язык не должен закрывать горло. Хорошо проконтролировать себя с помощью зеркала. Гортань опущена и даже расслаблена.
Быстрый вдох носом. Одновременно опускаем гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную "М". Гортань остается внизу, зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены.
Упражнение «Ленивый алфавит»: мягко, лениво опускаем нижнюю челюсть, контролируем указательными пальцами появление околоушных ямок. При движении челюсти вниз произносить согласные звуки в алфавитном порядке с добавлением гласного «а». Алфавит произносить протяжно, лениво, негромко:
Ба-а-а Ва-а-а Га-а-а Да-а-а Жа-а-а За-а-а Ка-а-а Ла-а-а
Ма-а-а На-а-а Па-а-а Ра-а-а Са-а-а Та-а-а Фа-а-а Ха-а-а
Ца-а-а Ча-а-а Ша-а-а Ща-а-а.
Следующий этап артикуляционной гимнастики – скороговорки. Обязательно, ежеурочно говорим скороговорки – самые простые, самые известные и желательно короткие (для начинающих). Лучше чаще их менять, чем долго учить одни и те же сложные – детям это делать скучно! Проговариваем их в разных темпах, с разными творческими задачами (меняем интонацию, передаём разное настроение, говорим в виде диалогов, двухголосно, трёхголосно – удержать свой образ, с разными логическими ударениями, проговариваем на одном дыхании несколько скороговорок, соревнуемся, пр.). Скороговорки – любимое занятие моих малышей. В 2012-2013 учебном году с новичками мы прорабатывали очень известные скороговорки, которые включали почти все необходимые для активизации дикции звуки нашего алфавита. Вот они:
Бык, бык - тупогуб,
Тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.
Дом гнома, гном дома.
Сорок сорок ели сырок.
Проворонила ворона воронёнка.
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель!
На дворе трава, на траве дрова.
Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.
В Луку Клим луком кинул.
Палку толкал лапкой Полкан.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Ужа ужалила ужица.
Ты, сверчок, сверчи, сверчи,
Сверчать сверчаток научи.
Полезно обратить внимание на резкое подчёркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но надо помнить правило: согласные не укрупнять, не тяжелить, а только активизировать. Все скороговорки говорим на дыхании, направляем его к корням верхних зубов, в твёрдое нёбо.
При творческом подходе артикуляционная гимнастика может стать не просто полезным, но и увлекательным делом.
Для развития и укрепления хорошей дикции мы используем распевания на дикцию.
«Прей-прей-прей-прей»,«Рай-Рай-Рай-Рай»,«Бри-Брэ-Бра-Бру» (полное трезвучие вверх или вниз) - буква «Р» должна быть раскатистой и чёткой. Поём на улыбке и хорошо артикулируем каждый звук. Не забудьте про опору. Здесь очень важно спеть верхнюю нотку звонко и легко.
«Мы перебегали берега» - поём скороговорки на небольших по диапазону мелодиях (можно придумать самостоятельно). Например, от 1 ступени до мажора до 5-ой и обратно.
«Алфавит». Все согласные русского алфавита:
Б-В-Г-Д-Ж,
З-К-Л-М-Н,
П-Р(рэ)-С(сэ)-Т,
Ф-Х-Ц-Ч,
Ша-Ща.
На подчёркнутых звуках делаем ритмические остановки. В До мажоре соответственно буквам: c-d-e-f-G, a-h-c-a-G, f-f-f-f, e-e-e-e, D-C. Каждый звук артикулируется предельно чётко, коротко и активно.
«Па-ба да-ба/ дап-па,/дап-па,/та-ба-да». Подчёркнутые слоги ударные, размер 2/4: c-d e-f/ G-A/ F-G/ E-d-c. Можно ввести в простой ритм распевания пунктирный ритм либо синкопы, что активирует распевание и саму дикцию.
И ещё один немаловажный момент в работе с начинающими вокалистами: обратить внимание детей на активную подачу звука. Посыл звука – важнейший компонент хорошо поставленного голоса. Постоянно необходимо посылать голос кому-то или чему-то. Нельзя говорить в пустоту.
Я предлагаю детям представить, что их голос – это ниточка с привязанным камнем на конце. Извлекая из себя голос, мы кидаем этот камень, а соответственно и всю ниточку, в цель. Цель – это точка. Точкой может быть что угодно: одушевленный, неодушевленный предмет, элемент одежды, потолок, небо, плинтус. В общем, что угодно. Вот несколько простых упражнений, реально помогающих выработать более смелый посыл звука.
Упражнение-игра «Да-Нет».
Выполняется группой. Мы обычно встаём в круг, что бы видеть лица всех участников, и настраиваем дыхание. Затем мы «передаём» слово «ДА» или «НЕТ» по кругу и одновременно хлопаем одной ладонью о вторую, указывая руками направление нашего звука, то есть того человека, кому мы «передаем» слово. Передавать слово можно, тренируя разные интонации и скорости звука. Можно передавать слово не по кругу, а любому человеку, стоящему в нашем кругу в произвольном порядке (движения рук сохраняем). Можно слово «ДА» («НЕТ») заменить словом «МЯЧ», и передавать небольшой мяч вместе со словом «МЯЧ» (это более простой вариант упражнения).
Упражнение «Мишень».
Встаньте прямо, выберите точку напротив вас в пространстве, куда вы будете посылать звук. Возьмите дыхание через нос и, не наклоняя корпус, пошлите звук в эту точку. Начинайте с «А» и последовательно посылайте все гласные из нашей последовательности «И Э А О У Ы». Постоянно меняйте точку, берите её выше, ниже вашего уровня головы, усложняйте задачу. Прицеливайтесь пальцем, как пистолетом, и посылайте звук точно в цель.
Ещё один вариант данного упражнения. Делим группу пополам, ставим детей друг против друга (стенка на стенку), играем в «снежки» - с помощью согласных в, п, г, к, д, б, т «обстреливаем» друг друга.
Последний вариант упражнения «Мишень» даёт возможность детям почувствовать работу брюшного пресса, который, конечно, участвует в посыле (подаче) звука. Для активизации мышц брюшного пресса можно предложить более отрывистые упражнения на твердой атаке с использованием твердых губных согласных (б, д, п, р), формируя слоги «бра», «да», «ра» и др. При этом надо постоянно следить, чтобы слово оставалось близким (на зубах), гортань - свободной, дыхание - активным.
Специфика эстрадного вокала в очень близкой организации текста – пение в речевой позиции (методика С.Риггса) и в том, что эстрадное резонирование амбушурное, т.е. между лицом и микрофоном (Сёмина Л.Р.) Наиважнейшей задачей вокалиста является наработка этого вида резонирования, а задача педагога - помочь ему в этом. Это тоже относится к вопросу о подаче звука – подаче в микрофон.
Самым простым упражнением для достижения амбушурного резонирования по рекомендации Сёминой Л.Р. является пение в кулачок, как бы задувая звук в микрофон. Нужно добиваться устойчивого ощущения «звук вокруг» - вокруг микрофона.
И, пожалуй, последнее, без чего не обходимся мы с детьми на начальной стадии обучения, это вокал и движение. Дети занимаются в студии эстрадного вокала, который в наше время не мыслим без движения: мы поём и двигаемся (танцуем) одновременно. И здесь не важно, первый год дети занимаются или какой другой, вышли на сцену – извольте показать законченный номер.
Я стараюсь, как и многие педагоги-вокалисты, включать несложные движения в процесс распевания: есть распевания у нас с фиксированными движениями, есть с импровизационными. С последним видом не все справляются хорошо. Эти распевания с движениями каждый педагог может самостоятельно для себя придумать. Но есть одно очень известное и нужное упражнение, которое помогает нам отрабатывать владение голосом в ситуации динамичных физических нагрузок. Это упражнение «На скакалке». Очень важно перед работой над ним сделать разминку на дыхание, так как именно из-за сбившегося и неправильного во время физических нагрузок дыхания, в первую очередь, страдает качество вокального исполнения.
Итак, скачем попеременно на разных ногах, имитируем движениями рук и ног прыжки на скакалке (можно использовать настоящую скакалку, если позволяет помещение). Ноги менять можно в произвольном порядке, можно ставить крестиком, поднимать вместе и т.д. При этом стараемся чётко и громко произносить текст так, чтобы отдышка не мешала нам говорить. Для достижения наилучшего результата с начинающими необходимо не менее трёх раз подряд произнести текст, не останавливая физические движения. Начать, конечно, надо с малого – с 1 раза и наращивать количество к концу первого года обучения.
На скакалке я скачу,
Научиться я хочу
Так владеть дыханьем, чтоб
Звук держать оно могло б,
Глубоко и звучно было
И меня не подводило.
Я скачу без передышки
И не чувствую отдышки.
Все вышеперечисленные приёмы вокальной работы (не больше и не меньше) очень помогли мне настроить моих юных вокалистов во всех смыслах этого слова – дети запели уже ко второму учебному полугодию, хотя в сентябре можно было назвать их «гудошниками» (я писала уже об этом в 1 статье). Они сами это почувствовали, родители услышали – а это так важно для дальнейшей успешной работы и поддержки интереса детей к занятиям.
Тренируйте свою речь, свой голос, и вы сможете владеть им в любых форс-мажорных обстоятельствах. И петь, и говорить научитесь чётко, ясно и понятно для окружающих. Успехов вам!
Список использованной литературы:
Белоброва Е., Волгин М. Техника эстрадного вокала. Упражнения. 2000-2002 (http://rockvocalist.ru)
Маркуорт Л. Самоучитель по пению. М.: АСТ: Астрель, 2007.
Никольская С.Т. Работа с голосом. Техника речи (методические рекомендации и упражнения для лекторов). М.: Знание, 1978.
Сёмина Л.Р. Эстрадный певец: специфика профессии. Курс лекций по истории, теории и методике эстрадного вокала для студентов музыкальных ВУЗов. Владимир: ВГГУ, 2010.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ядровская Юлия Анатольевна
→ Juliya-Puls 30.07.2013 1 4406 689 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.