Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
86
структурное
подразделение Центр дополнительного
образования «Радуга»
г.о.
Тольятти
КОНСПЕКТ
МУЗЕЙНОГО
ЗАНЯТИЯ
ТЕМА
«Крутись-вертись,
веретено!»
Автор:
педагог
дополнительного образования,
Азизова Г.Р.
Тольятти
- 2011
Конспект
занятия «Крутись-вертись, веретено!»
Цели:
познакомить
детей с историей возникновения веретена,
прялки, их разновидностями;
научить
видеть в современном мире знаковые
символы прошлого;
способствовать
развитию у детей мыслительной
активности, умения рассуждать, творчески
подходить к вопросам и проблемам,
которые имеют множество ответов и
решений;
способствовать
формированию ключевых компетенций:
факт,
формулировать гипотезы, оценивать
варианты решения задания и
выбирать
лучшие);
социальных
(уметь заинтересовать собеседника
своей идеей, аргументировать свою
точку зрения, убеждать в правильности
идеи, точно, по существу отвечать
на вопросы, проявлять терпимость к
другим мнениям и позициям, работать
в группе, вести диалог).
Оборудование:
веретено, прялка, кудель, шерстяные
нитки, компьютер, медиапроектор,
презентация, фломастеры, листы
активности, раздаточный материал для
каждой группы, листок с фразами: «
меня удивило», «я почувствовал», «я
думаю» – для рефлексии.
Ход
занятия
1.
Приветствие
Дети
заходят в класс и занимают свои места
в группах (две группы).
2.
Целеполагание
Учитель:
–
Ребята,
вы знаете, что в любом деле для
успешной работы нужен хороший настрой,
поэтому давайте начнем наш урок с
небольшой физминутки. Быстро, быстро
сожмите и разожмите пальцы, зажмурьтесь,
сожмите кулачки и скажите:
«Я
справлюсь, я смогу, я все смогу!»
Итак,
мы приступаем к работе.
На
экране– эпиграф к уроку:
Три
девицы под окном
Пряли
поздно вечерком....
..."Кабы
я была царица,–
Говорит
ее сестрица,–
То
на весь бы мир одна
Наткала
бы полотна"...
(А.С.Пушкин"Сказка
о царе Салтане...")
–
Помните
эту сказку? Прочитайте внимательно
текст и попробуйте найти в нем тему
нашего урока.
(Ответы
детей).
–
Правильно,
молодцы. И тему нашего урока я бы
сформулировала так: «Крутись-вертись,
веретено!». Согласны? А кто хотел бы
попробовать сформулировать цели нашего
занятия?
(Ответы
детей).
–
Отлично.
А еще мне бы хотелось, чтобы на
сегодняшнем занятии каждый из вас
успешно поработал, для этого надо
постараться внимательно слушать и
анализировать все задания; заинтересовать
собеседника своей идеей; обосновать
собственную точку зрения, при этом,
не забывая о проявлении терпимости к
мнениям своих товарищей. А чтобы достичь
этих целей, давайте выполним следующее
задание: на экране 3 картинки,
одна(средняя) открыта, две – закрыты.
Внимательно посмотрите на картинку.
Постарайтесь ответить на следующие
вопросы:
1.
Что изображено на второй картинке?
2.
Какая из них может стоять первой?
3.
Что можно изобразить на третьей
картинке?
(Ответы
детей).
–
Замечательно,
ответы очень интересные. А давайте
обсудим предложенный вариант решения.
(Ответы
детей).
–
Вы
отлично поработали! Кто-то из вас
назвал на картинке веретено, прялку.
По
традиции«примерных»,
то есть трудолюбивых женщин и девушек
Древней Руси чаще всего рисуют
занятыми за прялкой. Это касается
и«добрых жён», и сказочных героинь. В
эпоху, когда буквально все предметы
каждодневной необходимости изготавливались
своими руками, первейшей обязанностью
женщины, помимо приготовления пищи,
было одевать всех членов семьи.
–
А
как вы думаете, пряли только жены и
дочери простого народа, а девушки
из знатных семей росли бездельницами
и белоручками? И в какой сказке вы можете
найти ответ на этот вопрос?
(Ответы
детей).
–
Правильно,
это сказка «Спящая красавица». В те
времена князья и бояре по тысячелетней
традиции являлись старейшинами по
отношению к простым людям. Поэтому
им следовало быть образцом для
подражания буквально во всём. Жена
и дочери боярина либо князя не
только«обязаны» были быть красивее
всех (теперь понятно, почему
сказочные«принцессы» прекрасны), им и
за прялкой надлежало быть «вне
конкуренции». «Непряха», «неткаха» –
это были крайне обидные прозвища для
любой девочки-подростка, и богатой, и
бедной.
–
А
как вы думаете, в каком возрасте девочка
должна была спрясть свою первую ниточку?
(Ответы
детей).
–
Первую
нить пряли уже в 5 лет. Причем, эта
ниточка считалась магической, и ее
прятали в укромное место. А когда
девочка подрастала и приходила пора
выходить замуж, то эту ее первую
ниточку мама завязывала на поясе у
невесты под свадебное платье, чтобы
уберечь молодую семью от сглаза и порчи.
Вот у меня в руке волокно – кудель.
Это приготовленная для прядения
шерсть. Сначала нужно перебрать шерсть
и удалить из нее разный мусор, потом
несколько раз перебрать еще или
расчесать, стараясь при этом, чтобы
разные клочки шерсти связались в
более-менее однородное и воздушное
полотно. Проверить готовность можно,
потянув небольшое количество шерстинок.
Если шерсть готова, они будут легко
вытягиваться из кудели. Потом готовую
шерсть используют для прядения. Как же
пряли раньше?
(Ответы
детей).
–
Я
вам дам кудельку, а вы попробуйте спрясть
из нее ниточку.
Дети
пробуют спрясть нить.
–
Молодцы.
Наиболее примитивная и древняя форма
прядения – это скручивание вытянутой
пряди волокон прокатыванием её между
ладонями или на колене. Полученная таким
образом нить называлась у наших
прабабушек «верчь» или «сучанина» (от
слова «сучить», то есть «свивать»).
Красиво получилось. Можно ли из такой
ниточки связать вот такие варежки?
(Ответы
детей).
–
Такую
нить употребляли на тканые подстилки
и половики, не требовавшие особой
прочности. Такой половик есть у нас в
музее. Посмотрите. Затем наши прабабушки
научились прясть с помощью веретена.
При прядении веретено усердно
вращалось, скручивая нить, причём
так, что в руках опытной пряхи, по
словам из стихотворения А. С. Пушкина,
даже «жужжало».
Учитель
демонстрирует работу с веретеном. Дает
возможность попробовать ребятам.
Вот
видите, нас бы точно назвали «непряхами».
Кудель
привязывали к прялке. Прялки
использовались цельные (неразъёмные)
и разъемные.
Вот
это, посмотрите, цельная прялка, ее
вырезали из дерева. А сейчас я раздам
каждой группе по «дереву», а вы
попробуйте догадаться, из какой части
вырезали прялку. Но не забудьте, что
«лучше семь раз отмерить и один раз
отрезать». Поэтому хорошенько
посовещайтесь и вместе решите, как ее
вырезать.
Дети
работают в группах.
–
Молодцы,
ребята, у вас прекрасно получилось!
Разъемные прялки состоят из двух
частей: навершия и донца. Навершия
обильно украшались с помощью резьбы
или росписи красками орнаментом,
содержавшим всевозможные священные
изображения и магические символы.
Это настоящие произведения искусства,
которыми мы любуемся и по сей день. Вот,
посмотрите на них.
Демонстрация
прялок.
–
К
прядению приступали осенью, после
завершения уборки урожая, и старались
завершить его к весне. Наши прапрабабушки
трудились, не разгибая спины. Например,
для того, чтобы спрясть нитки из одного
пуда (то есть16,3 кг) подготовленного
волокна, требовалось, ни много ни мало,
955 часов усердной работы. Конечно,
хозяйка дома физически не могла
справиться со всем этим без помощи
невесток и дочерей. Осенними и зимними
вечерами молодёжь собиралась на
посиделки, девушки приносили из дому
рукоделие, чаще всего это кудель,
которую следовало спрясть. За прядением
рассказывали сказки, былины, пели.
Сценка
«Посиделки»: песня девушек, гадание на
веретене.
–
А
вот такие прялки есть у нас в музее. Их
называют самопрялки. Догадайтесь,
почему?
(Ответы
детей).
–
Правильно,
молодцы! Самопрялки скручивают нить
вращением колеса. А вот так выглядела
первая промышленная прядильная машина.
А какими прялками пользуются в наше
время?
(Ответы
детей).
–
А
из чего же пряли нить ваши бабушки?
(Ответы
детей).
–
Правильно,
из шерсти овец и баранов, собачьей
шерсти, льна, хлопка и шелка. А сейчас
я расскажу сказку про лен. Послушайте,
пожалуйста.
Как
рубашка в поле выросла
Видела
Таня, как отец её горстями разбрасывал
по полю маленькие блестящие зёрна, и
спрашивает:
–
Что
ты, тятя, делаешь?
–
А
вот сею ленок, дочка: вырастет рубашка
тебе и Васютке.
Задумалась
Таня: никогда она не видала, чтобы рубашки
в поле росли.
Недели
через две покрылась полоска зелёною
шелковистою травкой, и подумала Таня:
« Хорошо, если бы у меня была такая
рубашечка!». Раза два мать и сестры Тани
приходили полоску полоть и всякий раз
говорили девочке: « Славная у тебя
рубашечка будет!». Прошло ещё несколько
недель; травка на полоске поднялась, и
на ней показались голубые цветочки. «
У братца Васи такие глазки, – подумала
Таня, – но рубашечек таких я ни на ком
не видала». Когда цветочки опали, то на
место их показались зелёные головки.
Когда головки забурели и подсохли, мать
и сестры Тани повыдергали весь лён с
корнем, навязали снопиков и поставили
их на поле просохнуть.
Когда
лён просох, то стали у него головки
отрезывать; а потом потопили в речке
безголовые пучки и ещё камнем сверху
навалили, чтобы не всплыл.
Печально
смотрела Таня, как её рубашечку топят;
а сестры тут ей опять сказали: « Славная
у тебя, Таня, рубашка будет!»
Недели
через две вынули лён из речки, просушили
и стали колотить сначала доской на
гумне, потом трепалом на дворе, так что
от бедного льна летела кострика во все
стороны.
Вытрепавши,
стали лён чесать железным гребнем, пока
он сделался мягким и шелковистым.
«Славная у тебя рубашка будет!» – опять
сказали Тане сестры. Но Таня подумала:
« Где же тут ру-башка? Это похоже на
волосики Васи, а не на рубашку».
Настали
длинные зимние вечера. Сестры Тани
надели лён на гребни и стали из него
нитки
прясть.
«Это нитки! – думает Таня. – А где же
рубашечка?»…
–
А
где же рубашечка, ребята?
(Ответы
детей).
–
Из
ниточек нужно соткать полотно, отбелить
его, а потом только сшить рубашку. Но
это
уже
другая история! И о ней мы поговорим с
вами на следующем занятии.
–
А
сейчас я раздам задания каждой группе.
Через несколько минут мы увидим, кто
справится с ними лучше.
Работа
в группах на листах активности.
–
А
сейчас мы подведем итоги нашей
работы. Вы будете высказывать свое
мнение, отношение к происходящему,
выражать свои чувства. Отвечайте,
используя для формулировки следующие
словосочетания:
•
«Меня
удивило…»
•
«Я
почувствовал…»
•
«Я
думаю, что успешной работе в группе
помогло…»
(Ответы
детей).
–
И
вот пришло время оценить урок.
Поднимите
руки:
•
кто
устал на уроке?
•
кому
было интересно работать?
–
Как
вы оцениваете работу в группах по
пятибалльной системе? (Посовещавшись
в группах, отвечают командиры.)
(Ответы
детей).
–
Благодарю
за работу. Вы прекрасно сегодня
трудились, творили, сочиняли. Думаю,
приобретённые вами сегодня знания
обязательно пригодятся в дальнейшем.