Конспект занятия на тему «Народы Поволжья»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86

структурное подразделение Центр дополнительного образования «Радуга»

г.о. Тольятти









КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА «Народы Поволжья»











Автор: педагог дополнительного образования, Азизова Г.Р.



















Тольятти - 2011

Народы Поволжья

(Занятие «открытия» нового знания)


Содержательная цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.

Деятельностная цель: формирование умений реализации универсальных учебных действий:

регулятивные:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

познавательные:

  • обработка информации;

  • извлечение необходимой информации из различных источников;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

личностные:

  • мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;

  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

  • осознание ответственности за общее дело;

коммуникативные:

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


Оборудование занятия: демонстрационный материал, компьютер, презентация, медиапроектор, листы активности, пазлы.


Ход занятия


  1. Мотивация к учебной деятельности.

Звучит отрывок песни «Родина моя»:

Я, ты, он, она —

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы» — Сто тысяч «я»!

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы снова начали с песни. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

Ответы детей.

Учитель: Правильно, ребята. О дружбе различных народов. Мы продолжаем знакомиться с нашим родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить, уважать свою Родину, родной край, и знать о нем как можно больше. Сегодня мы действительно будем говорить о разных народах, населяющих наш край. И тема урока так и звучит – «Народы Поволжья». А какие же цели мы поставим перед собой?

Ответы детей.

Учитель: Правильно, ребята. А еще мы с вами будем учиться находить нужную информацию из разных источников (как мы только что извлекли ее из песни); точно выражать свои мысли; уважительно относиться к мнению друзей; преодолевать трудности вместе; а также быть отзывчивыми и доброжелательными.


  1. Актуализация знаний.

Учитель: И сейчас мы отправимся в путешествие по русской реке Волге и городам Поволжья.

Перед Волгой путь большой и долгий

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой,

Матушкой, кормилицей, родной.

А путь наш будет долгим, поэтому сейчас мы сделаем физминутку для глаз, чтобы они не устали во время нашего путешествия.

Физминутка под песню “Волга в сердце впадает мое”. Дети следят за движущимися девушками в национальных костюмах.

Учитель: Ребята, посмотрите, кого вы видите на слайде?

Ответы детей

Учитель: Правильно! Перед вами разные народы, населяющие наш край. Попробуйте назвать их.

Ответы детей.

Учитель: Молодцы! Это русские и казахи, татары и мордва, чуваши и немцы. У вас в классе тоже, наверное, учатся дети разных национальностей. А чем, по вашим наблюдениям, они от­личаются?

Ответы детей.


  1. Изучение нового материала.

Учитель: Правильно! Во-первых, люди разных национальностей от­личаются друг от друга национальным или родным язы­ком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее гово­ря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, харак­тером.

Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам. Вот, например, башкирский костюм. Сейчас вы узнаете о нем, если прочитаете следующий текст. А еще, ребята первой группы должны найти названия частей национального костюма и обозначить их на своих листах активности.. Ребята второй группы - в этом же тексте ответ на вопрос: какую часть одежды должна была бросить девушка, чтобы спастись от нечистой силы.

Работа в группах с листами активности № 1.

Текст: «Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой. Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Украшения у женщин: серьги, браслеты, перстни – изготовлялись из серебра, кораллов, бисера и монет. Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Расшивался бисером и серебром. У древних башкир существовало поверье – чтобы спастись от нечистой силы, девушка должна бросить самую дорогую часть одежды».

Ответы детей.

Учитель: Молодцы! Внимательно прочитали текст и сумели правильно найти нужную информацию. Чтобы создать такие костюмы требуется умение и огромное трудолюбие. Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки, небылицы, загадывали загадки. А вы сейчас постараетесь в группах отгадать загадки и выбрать правильный ответ на русском, марийском, чувашском и татарском языках. Обведите правильные ответы на листочках.

Загадка для первой группы:

Выбегал конь — огонь,
А за ним — Сто погонь.

Загадка для второй группы:

Летом в шубе, зимой - голое.

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь воспользуйтесь Интернетом и узнайте, как звучат эти слова на разных языках!

Работа ребят с Интернет-ресурсами.

А зависит ли тепло солнца, которым оно нас одаривает от того, как это слово звучит?

Ответы детей.

Учитель: А еще у разных народов и обычаи разные! Так у марийского народа три священных дерева. Какие, догадайтесь по рисунку и ребусу.

Ответы детей.

Учитель: Правильно! Это: берёза, дуб и ольха. Их обязательно сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса. А марийская пословица гласит: «Люди должны быть вместе, как разные породы деревьев в лесу». Что означают эти слова?

Ответы детей.

Учитель: У каждого народа есть свои любимые сказки, которые вводят читателей в мир волшебства, фантазии, богатства и многообразия родного края. Давайте посмотрим отрывок из калмыцкой сказки «Медвежьи истории».

Просмотр мультфильма.

Учитель: Какие выводы можно сделать из этой сказки?

А если бы я не сказала, что это калмыцкая сказка, можно было бы ее назвать русской или украинской?

Ответы детей.

Учитель: А чему учат эти сказки?

Ответы детей. (Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, уважать старших, не обижать младших, учат послушанию.)

Учитель: В сказках добро всегда побеждает зло, независимо от того, какой народ сочинил их. И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать каждой группе сердце доброты. Но получится оно у вас, только если вы будете работать в группе дружно и относиться друг другу доброжелательно!

Дети в группах складывают “пазлы”, получаются два больших сердца.

Учитель: Вспомните, пожалуйста, как выглядит наш Самарский край на карте Родины?

Ответы детей.

Учитель: Правильно, это единственная область на карте, чье очертание напоминает нам сердце. А в классе у нас теперь есть сердце доброты и не одно. Поместите и в свое сердце как можно больше добра, тогда вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.

Жить в своём доме всегда одному
Скучно и мне, и тебе, и ему!
Ведь сколько на свете хороших друзей!
Сколько на свете хороших затей.

А музыка у народов Поволжья тоже очень разная. Давайте с вами послушаем татарскую зажигательную плясовую и даже станцуем!

Физминутка.

Учитель: Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в русскую народную игру

«Король».

Правила игры.

Кто-то из играющих по желанию становится «королем». Остальные считаются работниками. «Король» садится на определенное место, а «работники» отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься к королю.
Сговорившись, подходят к «королю».
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны ли вам работники?
Король. Нужны. Работники. Какие?
Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщик, лесоруб, пахарь, землекоп, швея, повар, прачка и др.). «Король» должен сказать, что делает каждый.

  1. Итог урока.

Учитель: Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Давайте вместе подведем итоги, продолжив следующие выражения

Сегодня я узнал…

Было интересно…

У меня получилось …

Было трудно…

Я попробую…

Занятие дало мне для жизни…

Ответы детей.

Учитель: Но самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, сегодня мы все поняли, что «Мы разные – в этом наше богатство,
Мы вместе, в этом наша сила!».

И песню заключительную тоже споем вместе!

Под фонограмму все исполняют песню «Песня о дружбе».



Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86 структурное подразделение Центр дополнительного образования «Радуга» г.о. Тольятти ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ ТЕМА «Народы Поволжья» ФИО автора: Азизова Гульнар Рушановна, педагог дополнительного образования Тольятти - 2011
Слайд 2
Я, ты, он, она — Вместе целая страна, Вместе дружная семья, В слове «мы» — Сто тысяч «я»! Большеглазых, озорных, Черных, рыжих и льняных, Грустных и веселых, В городах и селах.
Слайд 3
Народ ы Повол
Слайд 4
Перед Волгой путь большой и долгий Из лесного края в край степной. И зовут ее рекою Волгой, Матушкой, кормилицей, родной.
Слайд 5
Слайд 6
Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой. Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Украшения у женщин: серьги, браслеты, перстни – изготовлялись из серебра, кораллов, бисера и монет. Чем больше украшений. Тем богаче девушка! Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Расшивался бисером и серебром. У древних башкир существовало поверье – чтобы
Слайд 7
Башкирский национальный костюм Кулдэк Сэлтэр Калябаш
Слайд 8
Выбегал конь — огонь, А за ним — Сто погонь. Солнце Летом в шубе, зимой - голое.
Слайд 9
Солнце: «кече» – марийский, «хевеле» – чувашский, «кояш» – татарский.
Слайд 10
Дерево: «пушенге» – марийский, «еивсе» – чувашский, «агач» –
Слайд 11
Слайд 12
,,,
Слайд 13
«Люди должны быть вместе, как разные породы деревьев в лесу» (марийская пословица)
Слайд 14
Калмыцкая народная сказка «Медвежьи истории»
Слайд 15
Сказок много есть на свете, Все их очень любят дети. А чему нас учат сказки,
Слайд 16
Самарская область
Слайд 17
Жить в своём доме всегда одному Скучно и мне, и тебе, и ему! Ведь сколько на свете хороших друзей! Сколько на свете хороших затей.
Слайд 18
Татарская плясовая
Слайд 19
«Делу время – потехе
Слайд 20
Русская народная игра «Король»
Слайд 21
• Сегодня я узнал… • Было интересно… • У меня получилось … • Было трудно… • Я попробую… • Занятие дало мне для жизни …
Слайд 22
«Мы разные – в этом наше богатство, Мы вместе – в этом наша
Слайд 23
Песня про дружбу

Полный текст материала Конспект занятия на тему «Народы Поволжья» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Азизова Гульнар Рушановна  gul6363
26.09.2014 0 12439 763

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК