Ход
занятия
Мотивация
к учебной деятельности.
Звучит
отрывок песни «Родина моя»:
Я,
ты, он, она —
Вместе
целая страна,
Вместе
дружная семья,
В
слове «мы» — Сто тысяч «я»!
Большеглазых,
озорных,
Черных,
рыжих и льняных,
Грустных
и веселых,
В
городах и селах.
Учитель:
Здравствуйте,
ребята, здравствуйте, дорогие гости!
Сегодня мы снова начали с песни. О чем
в ней поется, и как вы думаете, чему
будет посвящено наше занятие?
Ответы
детей.
Учитель:
Правильно, ребята. О дружбе различных
народов. Мы
продолжаем знакомиться с нашим родным
краем. Ведь мы хотим стать настоящими
патриотами, а для этого нужно любить,
уважать свою Родину, родной край, и
знать о нем как можно больше. Сегодня
мы действительно будем говорить
о разных народах, населяющих наш край.
И тема урока так и звучит – «Народы
Поволжья». А какие же цели мы поставим
перед собой?
Ответы
детей.
Учитель:
Правильно, ребята. А еще мы с вами будем
учиться находить нужную информацию из
разных источников (как мы только что
извлекли ее из песни); точно выражать
свои мысли;
уважительно
относиться к мнению друзей;
преодолевать трудности вместе; а также
быть отзывчивыми
и доброжелательными.
Актуализация
знаний.
Учитель:
И
сейчас мы отправимся в путешествие по
русской реке Волге и городам Поволжья.
Перед
Волгой путь большой и долгий
Из
лесного края в край степной.
И
зовут ее рекою Волгой,
Матушкой,
кормилицей, родной.
А
путь наш будет долгим, поэтому сейчас
мы сделаем физминутку для глаз, чтобы
они не устали во время нашего путешествия.
Физминутка
под песню “Волга в сердце впадает мое”.
Дети следят за движущимися девушками
в национальных костюмах.
Учитель:
Ребята, посмотрите, кого вы видите на
слайде?
Ответы
детей
Учитель:
Правильно!
Перед вами разные народы, населяющие
наш край. Попробуйте назвать их.
Ответы
детей.
Учитель:
Молодцы!
Это
русские
и казахи, татары и мордва, чуваши и
немцы. У вас в классе тоже, наверное,
учатся дети разных национальностей. А
чем, по вашим наблюдениям, они
отличаются?
Ответы
детей.
Изучение
нового материала.
Учитель:
Правильно! Во-первых, люди разных
национальностей отличаются
друг от друга национальным или родным
языком.
Во-вторых, национальными одеждами,
обычаями, традициями,
национальной кухней, праздниками,
песнями, танцами,
музыкальными инструментами, или, точнее
говоря,
культурой. Ну и, в-третьих, своей
внешностью, характером.
Посмотрите!
Костюмы яркие, нарядные, с обилием
вышивки, говорят о любви народов к своей
Родине, своим истокам. Вот, например,
башкирский костюм. Сейчас вы узнаете
о нем, если прочитаете следующий текст.
А еще, ребята первой группы должны
найти названия частей национального
костюма и обозначить их на своих листах
активности.. Ребята второй группы - в
этом же тексте ответ на вопрос: какую
часть одежды должна была бросить
девушка, чтобы спастись от нечистой
силы.
Работа
в группах с листами активности № 1.
Текст:
«Основу
башкирского костюма составляет нательное
платье (кулдэк) с оборками и жилеткой.
Самым богатым элементом костюма были
нагрудники (сэлтэр). Украшения у женщин:
серьги, браслеты, перстни – изготовлялись
из серебра, кораллов, бисера и монет.
Праздничный женский головной убор
назывался калябаш. Расшивался бисером
и серебром. У древних башкир существовало
поверье – чтобы спастись от нечистой
силы, девушка должна бросить самую
дорогую часть одежды».
Ответы
детей.
Учитель:
Молодцы! Внимательно прочитали текст
и сумели правильно найти нужную
информацию. Чтобы создать такие костюмы
требуется умение и огромное трудолюбие.
Во время работы мастерицы пели песни,
рассказывали прибаутки, небылицы,
загадывали загадки. А вы сейчас
постараетесь в группах отгадать загадки
и выбрать правильный ответ на русском,
марийском, чувашском и татарском языках.
Обведите правильные ответы на листочках.
Загадка
для первой группы:
Выбегал
конь — огонь,
А за ним — Сто погонь.
Загадка
для второй группы:
Летом
в шубе, зимой - голое.
Учитель:
Молодцы, ребята! А теперь воспользуйтесь
Интернетом и узнайте, как звучат эти
слова на разных языках!
Работа
ребят с Интернет-ресурсами.
А
зависит ли тепло солнца, которым оно
нас одаривает от того, как это слово
звучит?
Ответы
детей.
Учитель:
А еще у разных народов и обычаи разные!
Так у марийского народа три священных
дерева. Какие, догадайтесь по рисунку
и ребусу.
Ответы
детей.
Учитель:
Правильно! Это: берёза, дуб и ольха. Их
обязательно сажают при рождении детей,
так вырастают сады и леса. А марийская
пословица гласит: «Люди должны быть
вместе, как разные породы деревьев в
лесу». Что означают эти слова?
Ответы
детей.
Учитель:
У каждого народа есть свои любимые
сказки, которые вводят читателей в мир
волшебства, фантазии, богатства и
многообразия родного края. Давайте
посмотрим отрывок из калмыцкой сказки
«Медвежьи истории».
Просмотр
мультфильма.
Учитель:
Какие
выводы можно сделать из этой сказки?
А
если бы я не сказала, что это калмыцкая
сказка, можно было бы ее назвать русской
или украинской?
Ответы
детей.
Учитель:
А
чему учат эти сказки?
Ответы
детей.
(Быть добрыми, справедливыми, помогать
друг другу, выручать из беды, уважать
старших, не обижать младших, учат
послушанию.)
Учитель:
В сказках добро всегда побеждает зло,
независимо от того, какой народ сочинил
их. И чтобы добро действительно побеждало
зло, я предлагаю собрать каждой группе
сердце доброты. Но получится оно у вас,
только если вы будете работать в группе
дружно и относиться друг другу
доброжелательно!
Дети
в группах складывают “пазлы”, получаются
два больших сердца.
Учитель:
Вспомните,
пожалуйста, как выглядит наш Самарский
край на карте Родины?
Ответы
детей.
Учитель:
Правильно,
это единственная область на карте, чье
очертание напоминает нам сердце.
А
в классе у нас
теперь
есть сердце доброты и не одно. Поместите
и в свое сердце как можно больше добра,
тогда вы всегда будете счастливы,
потому что рядом с вами всегда будут
верные и надежные друзья.
Жить
в своём доме всегда одному
Скучно и
мне, и тебе, и ему!
Ведь сколько на
свете хороших друзей!
Сколько на
свете хороших затей.
А
музыка у народов Поволжья тоже очень
разная. Давайте с вами послушаем
татарскую зажигательную плясовую и
даже станцуем!
Физминутка.
Учитель:
Устали, наверное, немного. А какой народ
не любит отдохнуть после тяжёлого
труда. Из поколения в поколение
передавались народные игры, забавы и
развлечения. «Делу время – потехе час!»
Вот и наступило время, когда мы можем
отдохнуть и поиграть в русскую народную
игру
«Король».
Правила
игры.
Кто-то
из играющих по желанию становится
«королем». Остальные считаются
работниками. «Король» садится на
определенное место, а «работники»
отходят в сторону и сговариваются, на
какую работу они будут наниматься к
королю.
Сговорившись, подходят к
«королю».
Работники.
Здравствуй, король!
Король.
Здравствуйте!
Работники.
Нужны ли вам работники?
Король.
Нужны. Работники. Какие?
Дети начинают
выразительными движениями изображать
людей разных профессий (пильщик, лесоруб,
пахарь, землекоп, швея, повар, прачка и
др.). «Король» должен сказать, что делает
каждый.
Итог
урока.
Учитель:
Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо
поработали. Давайте вместе подведем
итоги, продолжив следующие выражения
Сегодня
я узнал…
Было
интересно…
У
меня получилось …
Было
трудно…
Я
попробую…
Занятие
дало мне для жизни…
Ответы
детей.
Учитель:
Но самое главное, я думаю, вы согласитесь
со мной, сегодня мы все поняли, что «Мы
разные – в этом наше богатство,
Мы
вместе, в этом наша сила!».
И
песню заключительную тоже споем вместе!
Под
фонограмму все исполняют песню «Песня
о дружбе».