Познавательно-игровая программа "Аллея чудес"; 3-4 класс
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
муниципального образования "Город Архангельск"
"Соломбальский Дом детского творчества"
Конспект воспитательного мероприятия
Познавательно-игровая программа "Аллея чудес"
направлена на организацию содержательного досуга учащихся 10 - 11 лет через различные виды деятельности
Автор:
Неронова Ольга Борисовна,
педагог дополнительного образования
Архангельск
2016
Пояснительная записка
Досуг традиционно является сферой свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества. Досуговая деятельность продиктована личностными потребностями и интересами человека, а не вызвана внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью. Как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его общий уровень.
Культурно - досуговая деятельность – это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детей и подростков. Она создаёт внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности (взрослого и ребёнка в их взаимодействии, в автономии или коллективном режимах) в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов культуры.
В России сформировался свой взгляд на проблему досуга детей и молодежи. Проблема стала заключаться в рассогласовании между возможностями социума по управлению свободным временем и выбором форм досуга и стиля поведения в условиях общности.
Актуальность познавательно-игровой программы "Аллея чудес" вызвана следующими причинами:
♦ в современном социуме досуг вошел в некоторое противоречие с духовно-нравственными ценностями общества;
♦ потеря социальными институтами четкой ориентации в вопросах организации досуга детей и молодежи привела к серьезной утрате воспитательно-педагогического воздействия в рассматриваемой сфере. Отсутствие целенаправленной политики в лице семьи, социальных институтов в формировании отношения к досугу с детства как к источнику удовлетворения своих познавательных потребностей и устремлений;
♦ потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.
Цель программы – организация содержательного досуга через различные виды деятельности.
Задачи программы:
формирование интереса к содержательной стороне досуга через познание, просвещение, общение, личную активность;
вовлечение школьников в яркий мир игр, соревнований, развлечений;
расширение кругозора и удовлетворение познавательных потребностей;
развитие творческого потенциала;
формирование нравственно-эстетического отношения к окружающему миру;
сплочение коллектива.
Форма: познавательно-игровая программа
Аудитория: учащиеся 10 - 11 лет (3 - 4 классы)
Количество участников: 26 чел.
Место проведения: просторный кабинет, актовый зал
Оформление и оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, колонки, слайдовая презентация; жетоны определенного цвета, карточки с цифрами, 2 скамейки, воздушные шары – 15-20 шт., жетоны-смайлики.
Практическая целесообразность программы: познавательно-игровая программа "Аллея чудес" может проводиться как для младших школьников, так и для подростков, с учетом их возрастных особенностей. Конкурсы и задания можно менять на различные темы, задания могут быть более сложными.
В ходе программы команды зарабатывают жетоны. Для проведения программы можно выбрать жюри, которое будет оценивать каждый конкурс.
В конце подводятся итоги познавательно-игровой программы, идет награждение победителей, вручается "Сертификат" о заочной прогулке по "Аллее чудес".
Программу можно проводить как в актовом зале, так и в просторном кабинете. Познавательно-игровая программа может быть приурочена к календарным праздникам.
Практическое использование программы: программа может быть использована в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования. Возможно использование в классе с индивидуальными состязаниями или между классами или творческими объединениями (командами) в школе или Доме творчества. Программа рассчитана на школьников 3 – 4 классов.
План программы
I. Организационный момент (3 мин) СЛАЙДЫ 1 - 2
знакомство с темой (название мероприятия);
знакомство с мастерскими (по 8 блокам);
правила познавательно-игровой программы.
II. Сценарный ход (37 мин) СЛАЙДЫ 2 - 22
прогулка по "Аллее чудес", которая состоит из мастерских: "Человек", "Знания", "Труд", "Мир", "Отечество", "Культура", "Природа", "Семья" (общечеловеческие ценности).
1. Мастерская "Человек" (3 мин) СЛАЙД 2
Игра – разминка.
2. Мастерская "Знания" (4 мин) СЛАЙДЫ 3 – 8
Команды отвечают на вопросы по правилам дорожного движения.
3. Мастерская "Труд" (6 мин) СЛАЙД 2
Команды собирают из заготовок цветочный ковер, придумывают название и представляют свой цветочный ковер.
4. Мастерская "Мир" (4 мин) СЛАЙДЫ 9 – 14
Каждая команда отгадывает: какой уголок Земли изображен на слайдах.
5. Мастерская "Отечество" (5 мин) СЛАЙД 15
Команды должны соотнести эмблему родов войск с их названием.
6. Мастерская "Культура" (6 мин) СЛАЙД 2
Команды играют в "Воздушный шар-бол": кто больше перекинет воздушных шаров команде-сопернице.
7. Мастерская "Природа" (4 мин) СЛАЙД 16 – 21
Команды отгадывают загадки о цветах.
8. Мастерская "Семья" (5 мин) СЛАЙД 22
Команды отгадывают мелодии из мультфильмов.
III. Подведение итогов (5 мин)
определение победителей
награждение команд
Сценарный ход
Перед началом программы учащиеся по жребию делятся на две команды,
выбирают капитана, придумывают название команды
Скажите, а как вы понимаете, что означает слово "Культура"?
Ответы школьников
Педагог: Культура – (в пер. возделывание, воспитание, образование, развитие, почетание) – исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
А что какое "досуг"?
Ответы школьников
Педагог: Досуг - совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением, играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятиями физкультурой и спортом.
Скажите, а вы знает, что такое "Аллея"?
Ответы школьников
Педагог: В современном понимании аллея (фр. allée, aller – идти) – дорога, пешеходная (прогулочная) или проезжая (обычно в парке, саду).
Педагог: Я приглашаю вас на прогулку по "Аллее чудес", где мы с вами сможем заглянуть в мастерские, которые называются: Человек, Знания, Труд, Мир, Отечество, Культура, Природа и Семья. Они имеют непреходящие общечеловеческие ценности.
Педагог: Перед началом программы мы вас разделили на 2 команды, вы выберите капитана и придумайте название команды.
В каждой мастерской вы будите выполнять задания и за правильные ответы получать жетоны, какая команда больше наберет, та и побеждает. Если команда на задания отвечает неправильно или нет вариантов ответа, то ход переходит другой команде.
Прошу капитанов команд представиться и подойти ко мне, кто правильно ответит в какой руке у меня жетон, та команда первая выполняет задания.
Педагог: Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым,
Но для того, чтобы стать счастливым.
(Стендаль)
Мир, который окружает человека, огромен и разнообразен, он наполнен разными тайнами, которые человек пытается разгадать. Для человека самой главной тайной является сам человек.
Первая мастерская о человеческих взаимоотношениях, а называется она "ЧЕЛОВЕК". Я предлагаю всех поучаствовать в игре на сплочение коллектива и на снятие напряжения, эта игра помогает развивать быструю реакцию и внимание, а называется она "Ветер дует на того, кто…"
Игра "Ветер дует на того, кто…"
Педагог: В знанье - величие и краса,
Знанье дороже, чем клад жемчужин:
Время любой уничтожит клад,
Мудрый и знающий вечно нужен.
(Ас-Самарканди)
Вторая мастерская - "ЗНАНИЯ". Здесь вам я предлагаю задания по правилам дорожного движения.
Итак, я предлагаю командам решить "Задачки для озорников":
ЗАДАЧКА № 1 (выпадает той команде, которая отгадала, в какой руке был жетон)
Вопрос: Почему Дилли сел на переднее сиденье? ( Ответ: ему 14 лет)
ЗАДАЧКА № 2 (второй команде)
Вопрос: Почему ребята так и не дождались Деда Мороза на праздник? (Ответ: Его забрали в полицию за нарушение правил дорожного движения)
ЗАДАЧКА № 3 (первой команде)
Вопрос: Прав ли инспектор ДПС, остановивший изобретателей?
( Ответ: Да прав, герой нарушили правила дорожного движения, ехать нужно строго по правой или левой стороне дроги)
ЗАДАЧКА № 4 (второй команде)
Вопрос: Правильно ли Вася поступил?
( Ответ: Вася не прав, на раме перевозить нельзя)
ЗАДАЧКА № 5 (первой команде)
Вопрос: Почему Волк попал в больницу?
(Ответ:ехал на большой скорости и без шлема)
ЗАДАЧКА № 6 (второй команде)
Вопрос: Хорошая ли идея пришла в голову Гоше, что могло произойти с ребятами?
(Ответ: не справившись с управлением, могли попасть в ДТП)
Педагог: Труд - основа всей жизни и деятельности человека. Трудом создаётся богатство общества. Труд кормит, одевает, даёт крышу над головой – так всегда было и будет, пока существует общество. Труд обладает удивительным свойством – создавать то, чего не может дать природа.
Как вы думаете, что делают в мастерской "ТРУДА"?
Я предлагаю вам сложить цветочный ковер из элементов, которые я вам раздам. Необходимо придумать название и представить цветочный ковер. На это задание вам дается 2 минуты.
Какая команда быстрее соберет ковер и он получится оригинальным, и название будет соответствовать, та и победит.
Конкурс "Цветочный ковер"
Педагог: Пусть миру будет хорошо,
Пусть миру будет мир!
В «зеркале» мир отражается таким, каким его хочет видеть человек, то есть какими глазами (счастливыми, злыми, добрыми…) мы смотрим на мир, таким мы его и видим.
А мы с вами движемся дальше по Аллее и попадаем в мастерскую "МИР", где мы с вами познакомимся с известными уголками нашей планеты.
На слайдах представлены различные знаменитые места и объекты, каждая команда должна по очереди ответить, что изображено на слайдах, итак 1 слайд команде № 1 и т.д.
Педагог: Высшее и прекраснейшее в человеческой природе –
Любовь к родной земле и своему отечеству.
В мастерской "ОТЕЧЕСТВО" вам представлены эмблемы войск и их названия, ваша задача под цифрами расставить на карточках буквы. Какая команда правильно и быстро справиться с заданием та и получает жетон. Итак, на это задание вам дается 2 минуты, время пошло.
Задание "Эмблемы войск"
Педагог: Время вышло, итак правильные ответы.
А сейчас посмотрим, как команда справилась с заданием.
Правильные ответы: 1) Б; 2) Е; 3) Д; 4) А; 5) Г; 6) В.
Проверка задания
Педагог: Культура выражается в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей. В более узком смысле культура означает сферу духовной жизни людей.
Самая веселая мастерская "КУЛЬТУРА", здесь мы выявим самую сплоченную быструю, ловкую и дружную команду.
Прошу команды разместиться по разные стороны от скамеек. У каждой команды одинаковое количество шаров. Когда начнёт звучать музыка - вы начинаете перебрасывать шары на сторону другой команды, ваша цель быстрее и больше перекинуть шаров соперникам. Выигрывает команда, у которой будет меньше всего шаров на их стороне. Приготовились, начали…
Конкурс "Воздушный шар-бол"
Педагог: Пойми живой язык природы,-
И скажешь ты: прекрасен мир.
Мы с вами попали в мастерскую "ПРИРОДА", я предлагаю каждой команде по-очереди отгадать загадки о цветах. Если ответили верно, получаете жетон.
Педагог: Семья – это та первичная среда, где
человек должен учиться творить добро.
(В.А.Сухомлинский)
Мы прибыли в мастерскую "СЕМЬЯ", очень многие семьи, организуя свой семейный досуг, поют вместе песни, ходят в караоке-клубы.
Я объявляю конкурс: "Угадай мелодию". Прозвучат мелодии из мультфильмов, вы должны отгадать название песни и героев мультфильмов. Мелодия №1 первой команде. За правильный ответ команда получает жетон.
Конкурс "Угадай мелодию"
Педагог: Наша прогулка по "Аллее чудес" подошла к концу, пришло время определить самую эрудированную, дружную и активную команду. Прошу посчитать жетоны. Какая команда набрала больше всего жетонов?
Подсчет жетонов, вручение сертификатов
Педагог: Я поздравляю всех участников сегодняшней программы, вы попробовали свои силы в самых различных видах деятельности.
А сейчас я прошу вас поделиться своим мнением о мероприятие:
Как называется познавательно-игровая программа?
Зачем вы отправлялись в прогулку по "Аллее чудес"?
Что для вас было новым, интересным?
Педагог: Я вас всех поздравляю и вручаю вам сертификаты за участие и команде-победительнице - сертификаты за победу в программе "Аллея чудес".
Педагог: А сейчас возьмите жетон-смайлик определенного цвета, и опустить его в коробку:
желтый смайлик с улыбкой – активно, с большим желанием принимал участие в мероприятии, ухожу в отличном настроении;
желтый смайлик без улыбки – участвовал в мероприятии с желанием, но большого удовольствия не испытал, ухожу в хорошем настроении;
зеленый смайлик – мероприятие вызвало интерес, но не смог принять активного участия, ухожу в спокойном настроении с небольшим чувством осадка;
синий смайлик без улыбки – мероприятие не заинтересовало, участие не принимал, настроение плохое.
Педагог: Большое спасибо за участие в программе! До свидания и до новых встреч!
Диагностические методики
Подведение итогов программы осуществляется следующим образом:
Оценка мероприятия с помощью цветовых жетонов (цветных смайликов):
♦ желтый смайлик с улыбкой – активно, с большим желанием принимал участие в мероприятии, ушёл в отличном настроении;
♦ желтый смайлик без улыбки – участвовал в мероприятии с желанием, но большого удовольствия не испытал, ушёл в хорошем настроении;
♦ зеленый смайлик – мероприятие вызвало интерес, но не смог принять активного участия, ушёл в спокойном настроении с небольшим чувством осадка;
♦ синий смайлик без улыбки – мероприятие не заинтересовало, участие не принимал, настроение плохое.
Кол-во выборов |
желтый смайлик с улыбкой |
желтый смайлик без улыбки |
зеленый смайлик |
синий смайлик без улыбки |
|
|
|
|
|
Список литературы
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Современные праздники: Сценарии воспитательных дел в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 288 с.
2. Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 литературных сценариев для школьников: Начальная и средняя школа. – М.: ООО "АКВАРИУМ БУК", 2004. – 224 с.
3. Давыдова М.А., Агапова И.А. Праздник в школе: Сценарии, конкурсы, викторины: Для учащихся 1-5 классов. – 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 2000. – 304 с.
4. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе.- Ярославль: Академия развития: Академия К, Академия Холдинг, 2000. – 240 с.
5. Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 256 с.
6. Государственные праздники Российской Федерации под ред. Е.И. Пудовина (Методич. пособие) - М., 2004.
7. Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе (Пособие для учителей и родителей). - М.: "Школьная Пресса", 2003.
8. Калейдоскоп школьных дел (Метод разработка). – Вып. 2, 2-е издание (Автор сост-ль В.Н. Щербакова, Е.М. Смекалова. - Москва, Псков: ТЦ Сфера, ПОИПКРО, 2000. - 96 с.
9. Локалова М.С. Праздник в подарок. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.- 336 с.
10. Мои права: справочник для учащихся начальной школы /авт.-сос. Е.А.Певцова, П.И.Саитова, О.В.Манихин, В.Л. Терёхин.- М.: Новый учебник, 2008.- 77 с.
11. Наука быть человеком: материалы для классных часов. 1-4 классы /авт.-сост. Т.В.Волкова.- Волгоград, Учитель, 2008. – 170 с.
12. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт.-сост. В.Е.Амелина, О.Л. Фастова, С.В. Кашлева. – 3-е изд. доп. и исправ.- М.: Глобус, 2008. – 304 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Неронова Ольга Борисовна
→ Olga2993 18.04.2016 0 6536 382 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы