Статья "Развитие игровой выносливости через формирование тактических действий в нападении на тренировочных занятиях"
Материал для совершенствования игровой подготовки юных волейболистов. Предназначен для педагогов доп.образования, учителей физической культуры.
Раздел 1. Информация об опыте. Условия возникновения и становления опыта.
Дополнительное образование детей, являясь составной частью образования в целом, сегодня представляет собой необходимым звеном воспитании многогранной личности, способной мыслить универсально, и должно быть направлено на развитие творческих способностей детей, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную адаптацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. (статья 75 закона Российской Федерации «об Образовании»)
Детский образовательно-оздоровительный спортивный центр поселка Красная Горбатка Владимирской области , как учреждение дополнительного образования детей в условиях модернизации российского образования берёт на себя не только функцию подготовки воспитанников высокого технического уровня, но имеет возможность помочь школе и родителям получить желаемый для всех результат, когда выпускник выходит в жизнь с багажом знаний, умений и навыков, достаточным для его дальнейшего развития, имеет опыт гражданского поведения, основ демократической культуры, он социально активен, понимает роль и место в обществе.
На протяжении всей своей трудовой деятельности именно этим я и руководствуюсь, работая в ДООСЦ п. Красная Горбатка педагогом дополнительного образования с 1994 года. Общий стаж педагогической деятельности составляет 22 года.
При наборе групп волейболистов основным критерием подбора детей являются ростовые данные. Как мальчики, так и девочки в возрасте 8-9 лет имеют сложности в координации движений, в силовой физической подготовке, так как имеют непропорциональное строение тела. Координационные способности - это во-первых, определяются как способность быстро овладевать новыми движениями, способность быстро обучаться и во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. (Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания) Технические приёмы такими детьми будут усваиваться труднее.
Основной моей задачей на данном этапе становится укрепление общей физической подготовки и подбор специальных упражнений для улучшения техники.
Дети начинают посещать спортивную секцию по волейболу в основном в 8-9 лет. ( Это 2-3 класс). Первые 3- 4 года являются основным этапом для подготовки профессионального волейболиста. Следующие 5-6 лет идет специализация по игровым функциям. Вот именно в этот период основная доля выигранных мячей на тренировках, на соревнованиях и турнирах приходится на атакующие удары. Чем профессиональнее выполняется прием, чем разнообразнее комбинации, тем больше шансов одержать победу в соревнованиях.
Обычно для подготовки юных волейболистов я в своей работе использую систему подготовки Быкова А. Е., нашего знаменитого земляка, тренера с большой буквы, стоящего у истоков зарождения Селивановской спортивной школы ( отделения волейбола). Его методические разработки, программы по волейболу легли в основу нынешней работы всех педагогов дополнительного образования по волейболу нашего спортивного центра.
Для подготовки детей набора сентября 2012 года было решено в систему подготовки юных волейболистов Быкова А. Е. ввести технико-тактические упражнения по системе тренировки Кливцова В.Н. и Шипулина Г.Я. Это система тренировок опробована и используется при подготовке волейбольного клуба высшей лиги « Белогорье».
Предлагаемый опыт позволяет успешно решать вопросы преемственности и последовательности обще начальной физической подготовки и профессиональной специализации юных спортсменов.
Актуальность опыта.
Здоровый образ жизни невозможен без двигательной активности, без движения, без занятий физкультурой и спортом. В нашем современном мире, в век компьютеризации, как взрослые так и дети очень мало двигаются, так как существует много механизмов, которые значительно облегчают нашу жизнь, с одной стороны. Но с другой стороны, использование техники приводит к потере здоровья. Так как именно физические упражнения и двигательная активность позволяют поддерживать здоровье на должном уровне. Из-за отсутствия движений и двигательной активности особенно страдают дети. Усложнение школьной программы, сидячий образ жизни, компьютеризированное обучение разрушают здоровье детей. А ведь это будущее нашей страны.
Исходя из всего сказанного, представленный мною опыт является актуальным и востребованным. Так как он, в какой то мере, позволяет улучшить физическое и психологическое здоровье наших детей.
Ведущая педагогическая идея заключается в определении путей эффективности обучения юных спортсменов посредством широкого внедрения специальных упражнений, способствующих их общефизической, технической, интегральной, тактической подготовке.
Длительность работы над опытом.
Моя работа над опытом охватывает период с октября 2012 года по май 2016г.
Исследование включает четыре последовательных и взаимосвязанных этапа, которые имеют различную направленность и продолжительность:
1. Первый этап (сентябрь 2012года – август 2013года) . На начальном этапе была обозначена проблема и осуществлялся сбор первоначальной информации потеме опыта.
2. Второй этап (сентябрь 2013г.- декабрь 2013г). На формирующим этапе были определены составы контрольной и экспериментальной групп.
3. Третий этап (январь2014- январь 2016г, 2 года). На третьем , самом длительном этапе было проведено педагогическое исследование- апробация экспериментальной методики по системе Кливцова В.Н. и Шипулина Г.Я. при обучении нападающего удару.
4. Четвертый этап ( февраль2016 г.- октябрь 2016г.). На контрольном этапе проанализированы протоколы контрольных нормативов, протоколы наблюдений за игрой команды на тренировках, турнирах, районных и областных соревнованиях.
Диапазон опыта.
Диапазон опыта представлен системой работы педагога дополнительного образования по повышению качества подготовки юных спортсменов посредством внедрения специальных упражнений, способствующих их общефизической, технической, тактической и психологической подготовке по системе Кливцова и Шипулина.
Теоретическая база опыта.
Нападающий удар в волейболе - это технически сложный элемент волейбола. Он выполняется игроком в прыжке после разбега и заключается в перебрасывании мяча одной рукой выше края сетки на сторону команды соперника. Все действия (усилия) волейболиста в этот момент сконцентрированы на достижении следующих целей: нахождение оптимальной точки для толчка, оценки направления полета мяча и совершении максимально высокого прыжка.
Для того чтобы успешно атаковать, нужно обладать силой, ловкостью, быстротой ,сообразительностью, прыгучестью.
Результативность игры в нападении зависит от высоты прыжка, техники удара, тактической и волевой подготовленности игрока.
Выполняя нападающий удар, волейболист одной рукой перебивает мяч над сеткой на сторону соперника. При прямом нападающем ударе ( по ходу разбега) игрок расположен грудью к сетке, а ударное движение выполняет перпендикулярно к плоскости плеч; при боковом нападающем ударе игрок чаще располагается боком к сетке, а ударное движение выполняется параллельно плоскости плеч.
Новизна опыта: заключается в том, что в систему подготовки юных волейболистов по методике Быкова А.Е., вводятся технико-тактические упражнения по системе Кливцова В.Н. и Шипулина Г.Я.
Это позволяет создать не только базу для подготовки юных волейболистов высокого уровня, но и значительно улучшить уровень физической подготовленности и физического совершенствования, психологическую устойчивость тех детей, которые не будут продолжать карьеру волейболистов.
Раздел 2. Технология описания опыта.
Чтобы учебно-тренировачные занятия, проводимые мною, отличались грамотностью и последовательностью решения поставленных задач, стараюсь планировать учебный материал так, чтобы в комплексе решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. А также реализовать ФГОС общего и дополнительного образования через формирование универсальных учебных действий (УДД). А именно как личностные, регулятивные, включая, саморегуляцию, познавательные, включая логические, познавательные действия , а также коммуникативные.( Малыхина Л.Б. Справочник педагога дополнительного образования. Волгоград. Издательство « Учитель» )
На своих тренировках стараюсь постоянно контролировать состояние здоровья, физическую подготовленность спортсменов. Наши ученики проходят специализированное медицинское обследование 1 раз год. В конце каждого учебного года тренерами и руководством ДООСЦ проводятся контрольные и переводные экзамены со сдачей нормативов. Это позволяет объективно проследить рост физической подготовленности детей и применять дифференцированный подход к каждому ребёнку для повышения результативности и эффективности занятий.
На своих тренировках стараюсь грамотно переходить от одной части тренировки к другой, но и допуская вариативность в учебных занятиях. Тренировки, проводимые мной, носят и познавательный характер: рассказываю в доступной для детей форме о физиологических процессах, происходящих в организме человека при занятиях спортом, о выдающихся волейболистах нашей страны, о знаменитых спортивных клубах и их игроках.
Прежде чем приступить к освоению технических приемов и тактических действий игры в волейбол я предлагаю ребятам изучить его теорию.
Прежде всего, надо знать, что основу физической подготовленности волейболистов составляют хорошо развитая сила, прыгучесть, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Однако развитие всех этих качеств должно иметь специальную направленность: сила ему нужна для выполнения высоких прыжков, мощного нападающего удара и подачи, бросков за мячом.
Для отработки навыка техники выполнения нападающего удара эффективна система упражнений Семенова Г.Е.
Мною используется в обучении резиновый тренажер для комбинационных действий игроков и обучения техники выполнения нападающего удара. Применение тренажеров позволяет значительно расширить круг специальной, технической и тактической подготовки спортсменов.
Практика применения тренажерных устройств говорит о том, что к числу наиболее эффективных обучающих устройств относятся те, которые создают и моделируют условия, близкие к соревновательной деятельности, обладают высокой надежностью и безотказностью в работе, обеспечивают получение информации о результате своих действий, позволяют широко использовать индивидуальную, поточную, круговую форму организации занятий.
Методика применения данного тренажера в занятиях прилагается. Она разработана на основе упражнений Кливцова В.Н. и Шипулина Г.Я. и применяю ее на своем тренажере. К этим упражнениям я могу приступать на 3 – 4 году обучения. (Приложение 1).
Нападающий удар – основа современного волейбола. Развитие игры привело к тому, что сама подача стала частью нападающего удара.
Это явилось следствием профессионального роста волейболистов.
В начале обучения, в течение первых дух лет на занятиях применяю комплекс упражнений по методике Семенова Г.Е., разработанных на основе методики А.Г. Фурманова и Д.М. Болдырева.
Для обучения нападающему удару я применяю следующий комплекс упражнений.
Упражнение 1.
В парах. Игроки располагаются на расстоянии 6 м друг от друга и поочередно выполняют удары правой (левой) рукой по мячу, лежащему на ладони, выставленной вперед-вверх левой (правой) руки, направляя его в пол. Отскочивший от пола мяч ловит партнер. Удар наносят прямой рукой.
Упражнение 2.
Верхний трос волейбольной сетки закрепляют к верхнему крюку одной стойки и к нижнему другой. Игрок, стоя на полу, располагается вполоборота к сетке (левым плечом для правши) так, чтобы верхний трос был на уровне его головы. Мяч на ладони левой руки выставлен над сеткой. Правую руку отводит за голову для замаха, а затем ударяет по мячу. Кисть захлестывающим движением накрывает мяч. После выполнения удара рука без задержки опускается вниз, не задевая сетки.
Упражнение 3.
То же, что и в упражнении 2, но игрок левой рукой подбрасывает мяч, а правой перебивает его через сетку. При выполнении нападающего удара можно подниматься на носки.
Упражнение 4.
Игрок, выполнив разбег, наскок и прыжок, сбивает мяч с руки партнера, направляя его через сетку.
Упражнение 5.
То же, что и в упражнении 4, но игрок после прыжка перебрасывает теннисный мяч через сетку, стараясь попасть в пределы площадки.
Упражнение 6.
Игрок из зоны 4 выбегает к сетке и выполняет нападающий удар по мячу, подброшенному другим игроком вертикально вверх примерно на высоту 1 м над сеткой.
Упражнение 7.
Нападающий удар по ходу из зоны 4 с высокой передачи из зоны 3. В зону 3 направляют из зон 5, 6, 4.
Упражнение 8.
То же, что и в упражнение 7, но нападающий удар ребята выполняют из зоны 2.
Упражнение 9.
Нападающий удар из зоны 3 с передачи из зоны 3.
Упражнение 10.
Нападающий удар в зоне 4 в правую, левую половину площадки с передачи из зоны 3.
Упражнение 11.
Нападающий удар в зоне 2 с передачи из зоны 3 в правую, а затем в левую половину площадки.
Упражнение 12.
Нападающие удары по ходу из зон 4 и 2 со средних передач из зоны 3.
Упражнение 13.
Нападающие удары по ходу из зон 4 и 2 со средней передачи за голову из зоны 3. В зону 3 мяч направляют из зоны 6.
Упражнение 14.
Нападающие удары из зон 4, 3, 2 с низких передач из зоны 3. В зону 3 мяч направляют из зоны 6.
Упражнение 15.
Нападающие удары из зон 4 и 2 с краев сетки с передачи из зоны 3. Разбег выполняют вдоль боковых линий или из-за пределов площадки. В зону 3 мяч направляют из зоны.
Прочитав немало учебной, справочной литературы, я пришла к выводу, что для того, чтобы освоить технику нападающего удара необходимо:
- использовать специальные прыжковые упражнения с дополнительными отягощениями, прикрепленными на поясе или на ногах и составляющие 2-3% собственного веса;
- выполнять нападающие удары с интенсивностью не меньше 10 ударов в минуту, по3-4 серии в занятиях, длительностью до 3 минут;
- чередовать несколько вариантов отталкивания от опоры с одного, двух и трех шагов раз.
Формирование каждого игрока проходит по двум направлениям: совершенствование в универсальных навыках игры и совершенствование в навыках, специфических для выполнения определенных функций.
Функции распределяются следующим образом: нападающие первого и второго темпа и связующие игроки.
Нападающий первого темпа – обычно он играет в нападении с низких передач, выходя на удар первым.
На нападающего первого темпа может возлагаться функция центрального блокирующего. При одиночном блокировании он действует, как все игроки, по заданию против конкретного нападающего противника.
Нападающий второго темпа должен быть универсально подготовленным игроком, подвижным, быстро ориентирующимся, с острым тактическим мышлением. Он владеет разнообразными нападающими ударами во всех зонах в большинстве сложных тактических комбинаций.
В зависимости от принципа организации различают индивидуальные, групповые и командные группы действий игроков.
Индивидуальные действия в нападении подразделяются на два вида: действия игрока без мяча и действия с мячом. В зависимости от конкретного содержания игровых действий виды подразделяются на системы и способы. Например, система игры в нападении со второй передачи игрока передней линии или система игры в нападении со второй передачи выходящего игрока задней линии.
Индивидуальные действия игрока в нападении являются частным проявлением командных действий. Они предполагают действия без мяча и с мячом.
Действия без мяча.
Сюда относится выбор места для приема подач (первая передача, подготовка атаки), вторых передач (развитие атаки) и нападающего удара или других способов (завершение атаки). Эти действия носят постоянный характер в течение всей игры.
Действия игрока без мяча при выборе места для нападающего удара определяются такими моментами: начальное положение, занятие исходной позиции, предварительное смещение или перемещение и выход на удар.
Действия с мячом.
К этим действиям относятся выбор способа подач, своевременное и эффективное его применение.
Игрок может угрожать противнику и оказывать на него психологическое воздействие сменой способа подачи, нарушать систему защиты разнообразными ударами на точность, сильными, тихими, обманными, а также вводить его в заблуждение сменой скорости и направления передач на удар.
Тактическое выполнение подач может затруднять сопернику их прием, нарушить организацию его нападающих действий. Иногда подача сразу приносит команде очко. Это достигается точностью, силой и разнообразием таких подач, как верхняя прямая и верхняя боковая на силу, верхняя прямая на точность или нацеленная, планирующая подача.
Индивидуальная тактическая подготовка является фундаментом для воспитания умения взаимодействовать со своими партнерами. Умение взаимодействовать воспитывается в групповых и командных тактических упражнениях. Эти упражнения могут быть направлены на совершенствование тактических действий в нападении и защите.
Все взаимодействия между игроками связаны с определенными системами игры в нападении и защите.
Игра в защите – одна из наиболее сложных, потому что ее эффективность зависит не только от индивидуального мастерства защитника, но и от его умения взаимодействовать с партнерами по обороне - с блокирующими игроками задней линии. В современном волейболе очень возросла мощь нападающих ударов, поэтому в защите играть стало сложно. Иногда бывает так: Партнеры запоздали построить заслон над сеткой, а защитник хоть и угадал направление удара соперника и во время вышел в опасную зону, но спасти положение не сумел – мяч уже врезался в площадку. Почему? Да потому, что у обороняющейся команды не оказалось согласованности в действиях игроков. Отсюда вывод: игра в защите – задача всех игроков команды.
Основу защитных действий волейболистов помимо блокирования составляет приём нападающих ударов, куда входит прием мячей при страховке.
Поскольку мяч после выполнения нападающего удара летит с большой скоростью, техника его приема и передачи несколько отличается, например, от техники приема подачи. При игре в защите игрок больше сгибает ноги в коленях – ниже опускается центр тяжести тела; руки в момент соприкосновения с мячом больше амортизируют и тем самым смягчают прием.
Осваивать игру в защите рекомендуется начинать с освоения техники приема и передачи мячей, летящих с небольшой скоростью. При этом мяч целесообразно принимать не только снизу, но и сверху.
Мастерство защитника заключается в том, что он, предугадав возможное направление удара, своевременно занимает исходную позицию, подготовившись к приему мяча. Но вся сложность в том, что нападающие стараются перехитрить защиту соперника: они разнообразят способы ударов, меняют их направление и силу. Но если мяч летит с большой скоростью, то его лучше принимать двумя руками снизу с последующим падением-перекатом на спину. Делают это следующим образом: волейболист находится в низком исходном положении, приставным или обычным шагом перемещается к предполагаемому месту падения мяча, делает выпад в сторону летящего мяча и одновременно опускает таз к бедру опорной ноги. Далее смещает туловище за опору, подбивает мяч и приземляется на бедро – таз с последующим перекатом на спину. Бывают случаи, особенно при игре в страховке, когда волейболист вынужден в броске за мячом подбить его одной рукой снизу и тут же перейти в падение-перекат на спину.
Более дальний бросок за мячом волейболисты совершают с последующим падением-перекатом на грудь, живот. Техника выполнения этого приема сложна и требует от игрока мгновенной реакции и ловкости.
А делается это так. После перемещения из низкого исходного положения игрок переносит тяжесть тела на выставленную вперед и согнутую в колене ногу, руки для замаха отводит назад. Выставленную вперед ногу разгибает, тяжесть тела переносит вперед, подальше за опору, руки выставляет вперед и подбивает мяч. После того как мяч подбит, волейболист опускает руки вниз до упора, прогибается и, согнув руки, приземляется на грудь и перекатывается на живот. В момент приземления следует прогнуться, чтобы не удариться ногами о пол.
Основной задачей защитника является своевременное разгадывание действий нападающего. Кроме того, защитник должен действовать в зависимости от сложившейся ситуации. Если, например, мяч после передачи находится далеко от сетки, то сильный удар может быть выполнен только по дальней половине площадки, значит, защитнику нет смысла двигаться вперед.
Чтобы лучше принять нападающий удар, нужно заранее знать, какой блок ставить твои партнеры – зонный ли или ловящий и кто будет страховать.
Функции между защитниками обычно распределяются в зависимости от избранной системы игры. А их две: Система игры в защите при страховке игроком передней линии и система игры в защите при страховке игроком задней линии.
Страховка, то есть прием мячей после обманных ударов и мячей, отскочивших от рук блокирующих, является существенным элементом защиты. Здесь нет строгих правил. Все диктуется обстановкой и возможностями игроков.
Разберем примерный вариант игры в защите при страховке игроком передней линии.
На рисунке 1 показано, что блок ставят игроки зон 3 и 2, а страхует игрок зоны 4, который не участвует в блоке. Защитник зоны 5 выдвигается вперед вдоль боковой линии примерно до середины площадки и готов подстраховать зону 4 и середину площадки. Игрок зоны 6, оставаясь на задней линии, чуть-чуть смещается влево. Игрок зоны 1 занимает обычную позицию защитника. Если нападающий удар соперник будет выполнять из зоны 2, то страховать будет свободный от блока игрок зоны 2. Остальные игроки займут позицию, наиболее удобную для игры в защите.
Этот вариант страховки считают наиболее удачным, так как выход для страховки игрока задней линии ослабляет ее. Лучше, когда на задней линии находятся три игрока, готовых принять нападающий удар. К тому же свободный от блокирования игрок в силу своего положения лучше видит площадку и быстрее может разгадать обманный маневр атакующего.
При системе игры в защите, когда страховка осуществляется игроком задней линии, например зоны 6 (рис. 2), и он подтянут к сетке, нападающие удары готовятся принять игроки зон 1, 5 и 4.
Но, согласитесь, без защиты не может быть победы. Для того же, чтобы вытащить мяч после мощного и хитрого нападающего удара нужно как минимум обладать смелостью и мастерством, а достигается это ценой большого труда. Вот почему на поставленный вопрос может быть только один ответ: эффективнее играет та команда, которая в равной степени уделяет внимание нападению и защите.
Методика тренировки тактических взаимодействий в нападении со второй передачи игрока первой линии.
Тактическая подготовка нападающих строится на основе последовательного овладения тремя системами нападения. Главную задачу начального этапа подготовки составляет изучение и совершенствование тактического взаимодействия игроков при системе нападения со второй передачи игрока, стоящего у сетки.
Такой способ нападения предполагает участие в завершающей стадии атаки только двух нападающих. Это значительно повышает простоту и надежность взаимодействия как при передачах, так и в момент нападающего удара. Реализация тактической системы нападения осуществляется в трёх вариантах:
- со второй передачи игрока зоны 3;
- со второй передачи игрока зоны 2;
- со второй передачи игрока зоны 4.
Первые два варианта считаются основными и широко используются в игре, третий вариант – вспомогательный и применяется эпизодически. В этих случаях чаще проводится размен зон нападения между связующим и нападающим, находящимися соответственно в зоне 4 и 3.
Тренировка группового взаимодействия требует внимательной и качественной отработки первой и второй передач, создающих условия «игрового комфорта» для нападающих, что, в свою очередь, существенно повышает результативность нападающих ударов в каждой тактической комбинации. Большинство тактических комбинаций системы нападения со второй передачи строится на основе сочетания нападающих ударов с разнохарактерных передач в разные зоны нападения с маневром игрока.
Методика тренировки системы нападения со второй передачи выходящего игрока задней линии.
Применение выхода игрока задней линии для второй передачи существенно обогатило волейбол возможностью комбинационного нападения по всей ширине сетки. Основным преимуществом данной системы нападения следует считать участие в завершающей фазе атаки всех трех нападающих, имеющих возможность одновременно применять в трех зонах нападение с разнохарактерных передач.
Эффективность нападения при этой системе во многом зависит от маневренности нападающих и мастерства связующего. Сложность состоит в том, что игроку, производящему передачу на удар, нужно взаимодействовать сразу с пятью партнерами в момент их перемещения к сетке. Связующий должен уметь моментально оценить игровую обстановку и принять безошибочное решение, направляя передачу именно в ту зону, где противник не успевает организовать оборону.
Взаимодействие связующего с партнерами, как и вся система нападения, осуществляется в трех вариантах:
- вариант взаимодействия при выходе игрока зоны 1;
- вариант взаимодействия при выходе игрока зоны 6;
- вариант взаимодействия при выходе игрока зоны 5.
Эта система осваивается в названной последовательности с акцентированной отработкой взаимодействия нападающих при 1-й и 2-й передачах через игроков зон 1 и 6. Вариант нападения через игрока зоны 5 следует рассматривать как вспомогательный.
Методика тренировки взаимодействия при системе нападения с первой передачи сразу на удар и откидки.
Нападение с первой передачи сразу на удар и откидки является наиболее сложным приемом техники и тактики волейбола. В то же время команда, применяющая эту систему в отдельные моменты игры достигает максимальной результативности атаки, так как основу тактических комбинаций составляют скорость и внезапность атакующих действий. Время большинства типовых комбинаций не превышает 1 секунды, в то время как игра в три касания мяча занимает от 1,5 до 3,5 секунд. Однако, несмотря на очевидное преимущество, эта система нападения применяется эпизодически, так как сложность приема современной подачи и отсутствие соответствующей подготовки не позволяют волейболистам успешно действовать при приёме и передаче мяча сразу на удар.
Тактическая схема предполагает два варианта организации нападающих действий:
- тактические завязки на краях сетки;
- тактические завязки в центре сетки.
Методика тактической подготовки волейболистов при освоении этой системы нападения во многом идентична методикам, изложенным выше, но имеет и специфику: групповые взаимодействия требуют значительно большей отработки в облегченных условиях (первая передача сразу на удар – без приема подач; тактические комбинации – без завершающего удара и т.д.), необходима строгая последовательность и поэтапность решения основной задачи.
В современном волейболе для улучшения качества игры при нападении применяются нападающие удары со второй линии защиты из зон 1, 6 и 5. что дает возможность увеличить применение тактических командных действий для обмана блокирующих игроков.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фролова Наталья Вячеславовна
→ natashasobakfrolova 16.09.2017 0 2509 81 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.