Статья "Снятие зажимов пианистического аппарата на начальном этапе обучения"
Департамент образования админимистрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества Сормовского района»
Методическая разработка урока:
«Снятие зажимов пианистического аппарата на начальном этапе
обучения»
Автор-составитель:
Ширинова Юлия Мустафаевна
педагог ДО
Нижний Новгород
2017 год
Название: музыкально-хоровая студия, класс фортепиано, учащийся 1 года обучения
Направление: эстетическое
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения музыкально хоровой студии, срок реализации 7 лет
Тема: Снятие зажимов пианистического аппарата на начальном этапе обучения.
Место проведения: Центр Детского Творчества
Время проведения: 10.11.2017
Цель урока: сформирование навыка правильной постановки рук на инструменте и расслабление мышц пианистического аппарата.
Тип урока: закрепление навыков и умений.
Задачи:
Обучающие:
Приобщение к классической музыке;
Формирование правильного воспроизведения полученных знаний;
Формирование навыка правильной постановки рук на инструменте.
Развивающие:
Развитие внимания и памяти;
Развитие музыкального мышления;
Формирование общего кругозора.
Воспитальные:
Развитие воли и управления своим поведением.
Здоровьесберегающие:
Снятие мышечных зажимов;
Правльная организация пианистического аппарата во время игры;
Освобожднение групп мышц во время отдыха.
Методы:
Наглядно-слуховые (показ, демонстрация пианистических приёмов);
Словесные (обсуждение и анализ);
Практические (выполнение упражнений на расслабление мышц).
Регламент занятия: 45 минут
Оборудование:
Инструмент (фортепиано)
Ноты (сборник О.Геталова, И. Визная «В музыку с радостью»)
Мяч
План урока:
Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи. 3 мин.
Основная часть урока — 35 мин.
а) Гимностика на освобождение тела учащегося от зажимов (упражнения для шеи, пальцев и корпуса) - 2 мин;
б) Проверка домашнего задания 10 мин;
в) Работа над упражнениями на крышке инструмента - 5 минут;
г) Работа над музыкальными произведениями: В. Шаинский, переложение О. Геталовой «Кузнечик» - 7 мин.
д) Разминка (упражнения для расслабления корпуса) — 4 мин.
е) Повторение ансамбля в 4 руки: Вальс собачек, А. Филиппенко «Цыплята» - 7 мин.
Закрепление нового материала (повтор новых упражнений) — 4 мин.
Подведение итогов урока, домашнее задание — 3 мин.
Ход занятия:
Этап учебного занятия |
Задача этапа |
Содержание деятельности |
Ожидаемая деятельность обучающихся |
1 этап — организационный. |
Подготовка учащегося к занятию - Организация внимания
- Блок упражнений
|
Педагог входит в класс и здорвается с учащимся - Здравствуй, Гриша!
Начинаем выполнять гимнастику на освобождение тела учащегося от зажимов (упражнения для шеи, пальцев и корпуса): ноги на ширине плеч, руки вдоль тела, начинаем поднмать плечи вверх зажимая шею, вниз расслабляя мышцы шеи. Руки поднимаеи вверх и пытаемся «достать пальчиками до солнышка», приподнимаясь на носочки, затем корпус опускаем резко вниз и руки должны болтаться как «веревочки», голову и шею тоже вниз, всё тело расслабленно. - Получилось расслабить шею и спину? Присаживайся за инструмент. |
- Здравствуйте!
Затем учащийся встает и напчинает выполнять упражнения
-Да! |
2 этап- подготовительный |
Обеспечить мотивацию обучения и принятие цели урока. Проверка домашнего задания |
Проверим домашнее задание. -Сыграй пожалуйста произведение «Едет паровоз» (этюд). Исполнил. -Скажи, чему учит нас этот этюд?
-Совершенно верно! А теперь давай вспомним упражнение «Радуга». Как мы будем его исполнять?
Педагог: -Молодец, всё правильно! А теперь сыграй «Кукушка и осёл» (переложение О.Геталовой), следим за свободной кистью.
-В нотах у нас стоят некоторые обозначения: Форте, пиано, крещендо, диминуэндо! Что они значат?
-Все правильно, сыграем еще раз и выполним оттенки! |
Учащийся отвечает: - Он учит исполнению двойных нот, чтобы кисть при игре не напрягалась, была мягкой!
Учащийся отвечает своими словами: - Третьим пальчиком я переношу руку по нотам До, в воздухе как бы рисуя радугу.
Учащийся играет и следит за мягкостью кисти.
Учащийся отвечает: -Форте — играть громко, пиано — играть тихо, крещендо — постепенно усиливая звук, диминуэндо — постепенно затихая!
|
3 этап - основной |
Организация целенаправленной деятельности учащегося
Упражнение «Близко-далеко»
Упражнение «Колечко»
Разминка. |
- Сейчас мы с тобой пройдём новые упражнения, которые нам помогут сформировать правильную позицию пальчиков. Педагог показывает упражнение «Близко-далеко» на закрытой крышке инструмента. 1 и 5 пальчики одной руки приближаются и отдаляются друг от друга, следим за свободным локтём. Упражение так же повторяем так же 1 и 4, 1 и 3 пальчиками. Педагог показывает упражнение «Колечко». 1 пальчик правой руки соединяем со вторым, третьим, пальчиками и т. д. Чуть-чуть надавливая на кончики пальцев. Педагог спрашивает: -Когда мы выполняем это упражнение что работает в первую очередь?
-Всё правильно! Давай закрепим наше упражнение «Колечко», исполнив песенку «Кузнечик» В. Шаинского.
Упражнение с мячом на ловкость и внимательность. - Попробуй перекинуть мяч из руки в руку, в небольшой амплитудой. Важной именно перекинуть, а не передать из руки в руку.
-Получается?
-Присаживаемся за инструмент. Пройдём сегодня упражнение «Одуванчик». Пальчики сжимаем в кулак на 5 секунд, и дуем на кулачок, пальчики должны расслабиться и повиснуть в воздухе.
Повторяем ансамбли в 4 руки: Вальс собачек, А. Филиппенко «Цыплята» -Какие можно образы подобрать под эту музыку, перечисли?
-Хорошо! Очень интересно придумал!
|
Ученик попробовал сам выполнить упражнение.
Учащийся повторяет упржнение за педагогом и отвечает: -Работают кончики пальцев, и у нас должно поучится колечко.
Учащийся исполняет, следит за штрихом staccato и за активным кончиком пальцев.
Учащийся встаёт напротив педагога.
Учащийся выполняет упражнение.
-Почти да!
Учащийся пробует повторить упражнение с правой и левой рукой.
-В Вальсе собачек можно представить что они танцуют в цирке, а цыплята на озере, купаются.
|
4 этап - контрольный |
Закрепление изученного материала. Выявить качество полученных умений и навыков. Подведение итогов детельности. |
-Какие упражнения тебе больше всего нравятся?
-Давай их все ещё раз повторим. |
-Мне нравится «Колечко» , «Одуванчик» и «Радуга»
Учащийся выполняет упражнения для закрепления навыков. |
5 этап- итоговый. |
Настрой учащегося на следующее занятие.
Домашнее задание |
Педагог: -Ты очень хорошо сегодня поработал на уроке, всё правильно выполнял. Тебе понравился сегодня наш урок?
-На дом я тебе задаю повторить упражнение «Радуга» и «Близко-далеко», и отработать новые «Колечко» и «Одуванчик». Играть «Едет паровоз», «Кукушка и осёл» и повторять свою партию в ансамблях. Наш урок подошёл к концу. До свидания! |
-Да, дома буду всё повторять.
Учащийся говорит «До свидания! Спасибо» и уходит. |
Литература:
А.Артоболевская. Первая встреча с музыкой, учебное пособие
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано/Цыпин Г.М. М.; Просвещение, 2003 г.
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста, Киев, 1977.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ширинова Юлия Мустафаевна
→ Публикатор 13.02.2018 0 2640 83 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.