Статья "Крупные копытные ГУДО РК "РЦЭО" и проектная деятельность"
Опыт использования крупных копытных животных в проектной деятельности учащихся
Власова Евгения Владимировна,
педагог дополнительного образования
Государственное учреждение дополнительного образования Республики Коми
«Республиканский центр экологического образования»
Сыктывкар, Республика Коми
В соответствии с требованиями ФГОС особое внимание в обучении детей должно уделяться развитию их личности, что включает в себя способность и заинтересованность в саморазвитии, поиску, анализу и применению новых знаний, самостоятельность, уверенное использование универсальных учебных действий, а так же специфический опыт учебной деятельности в сфере отдельных предметов. Дополнительное образование, являясь частью общей системы образования, обеспечивает более полное освоение важных для дальнейшего развития компетенций, однако работает в достаточно узких сферах деятельности (художественная, социальная, техническая, и т.д.).
В условиях дополнительного образования развитие личности обучающегося предполагает использование методов, которые мотивировали бы самостоятельно оперировать достаточно большими объемами информации. Эта информация специфична, однако очень близка и важна именно для самого учащегося. Учебный проект как раз и является одним из таких методов.
Проектную деятельность целесообразно использовать при реализации целей и задач эколого-биологического дополнительного образования. Именно этот метод требует много практических занятий, связанных с природой, и от этого ярких, запоминающихся. Так же он позволяет развивать у учащихся довольно сложную, но очень важную в условиях современного мира черту личности — экологическую культуру.
В эколого-биологической сфере дополнительного образования учащихся обычно интересует возможность тесного контакта с живой природой, в особенности животными. Животное, с которым можно взаимодействовать — своеобразный источник информации, который принципиально отличается от учебника, статьи в Интернете или объяснений педагога. Связанная с ним деятельность познавательна, разнообразна, и легко мотивируется учащимися практически любого возраста.
В дополнительном образовании детей могут использоваться практически любые доступные виды животных, однако звание самых удобных, универсальных и значимых из них по праву можно отдать крупным копытным животным. К ним относятся коровьи, верблюдовые, и, конечно, лошадиные виды. Эти животные хорошо изучены, относительно просты в содержании, привлекательны, имеют сложное строение и поведение, что делает их хорошими источниками огромного количества идей учебных проектных работ, которые можно предложить обучающимся. В зависимости от возраста, характера, состояния здоровья, интересов и опыта, дети могут выполнять разнообразные действия с животными — от бесконтактного наблюдения до работ по уходу и верховой езды. Это дает возможность осуществления принципа личностной ориентированности обучения даже внутри небольших групп детей. Общение с животными способствует развитию дисциплинированности, ответственности, коммуникативных навыков, а так же физическому формированию детей. Выбор копытных животных для образовательной деятельности можно объяснить и этическим аспектом — крайне маловероятно, что крупному млекопитающему будет причинен вред или страдания, если ребенок или даже группа детей захочет погладить, обнять, угостить его, а вот мелким животным такая опасность может грозить.
При составлении проектных работ указание актуальности проблемы не вызывает у учащихся затруднений — крупные копытные животные связаны со многими сферами деятельности человека, в частности сельским хозяйством, спортом, ветеринарией, промышленностью, туризмом. Работа с ними способствует профориентации учащихся, а их первые проекты могут впоследствии послужить основой для курсовых, дипломных и других работ в дальнейшем образовании и профессиональной деятельности.
Обучение лошади учащимися
На базе ГУДО РК «Республиканский центр экологического образования» успешно ведется работа с такими животными, как лошадь, пони, осел, северный олень, лама, гуанако и домашний як. Учащиеся охотно берутся за проектные работы на разнообразные темы.
Самый известный и распространенный представитель крупных копытных животных — домашняя лошадь. Лошадь хороша своей изученностью — ее используют в спорте, туризме, сельском хозяйстве, искусстве. Научной деятельностью с ней занимаются в основном взрослые, детям редко предоставляется такая возможность, поэтому практические проектные работы детей в этой области достаточно новое явление. Лошадь оставила свой след в истории, науке, искусстве, это совершенно универсальное животное, которое подходит для осуществления творческих, исследовательских, информационных проектов. Опыт содержания лошади человеком огромен, поэтому учащиеся могут использовать множество источников информации для своих работ. Лошадь также хороша для контактной работы — относительно безопасна, привлекательна, на ней можно ездить верхом, может служить начальным звеном при переходе к изучению более сложных животных.
Маленькие лошади — пони — незаменимы для работы с детьми младшего возраста и в случаях, когда ребенок боится крупных лошадей или не интересуется верховой ездой. Для творческих проектов маленький пони, вероятно, будет более предпочтителен. Не следует, однако, забывать, что даже самый маленький пони — это сильное и тяжелое животное, и ни в коем случае не игрушечная лошадка.
Другой представитель лошадиных — осел. Ослик вынослив и неприхотлив, достаточно необычен для изучения. Интересная особенность осла — большое количество легенд и предрассудков о нем. Можно предложить учащимся опровергнуть их или найти им подтверждение на практических занятиях.
Лошади, пони и ослы поддаются обучению не хуже собак, поэтому имеет смысл предложить учащимся попробовать себя в дрессировке и обучении этих животных.
В Республиканском центре экологического образования проектные работы по лошадиным составляют дети как старшего и среднего школьного возраста, так и младшего. Например, учащиеся 13-15 лет после двух лет обучения в объединении «Всадники» представляют работы на тему «Вместе по жизни». В этом проекте им предлагается подумать, как бы они могли связать свою взрослую жизнь с лошадьми и что для этого потребуется. Дети разрабатывают планы создания конноспортивных школ и клубов, ветеринарных клиник для лошадей, туристических центров, и т.д. При этом они должны принять во внимание такие факторы, как доступная территория, климатические условия, конкуренция, способы обеспечения их проектов, и многие другие.
Дети помладше тоже представляют похожие работы, однако в упрощенном варианте – например, определяют, есть ли у них возможность содержать личного пони.
Работа по приручению лам
Следующее семейство животных — верблюдовые. В зоопарке ГУДО РК «Республиканский центр экологического образования» содержатся такие представители этого семейства, как лама (домашнее животное) и гуанако (дикое животное). Они хороши тем, что достаточно безопасны для детей и могут быть использованы для контактной работы. Имеется опыт работы детей с этими животными при осуществлении проектов по их приручению и обучению, один из которых назывался «Приручение лам». Учащиеся попытались приучить робких лам к недоуздку и чистке, что на данный момент не удалось, однако сдаваться дети не собираются и намерены довести работу до конца. В России совершенно ручная лама встречается относительно редко.
Выводка оленей
Помимо лошадиных и верблюдовых животных учащиеся ГУДО РК «РЦЭО» работают с оленевыми, а именно северными оленями. Это не самое простое в работе и содержании животное, однако, оно определенно заслуживает внимания. Оленеводство сейчас находится в довольно опасном положении, поэтому важно вернуть интерес к этому виду деятельности, особенно в районах, где оно распространено. Поддаются олени и дрессировке, их можно научить возить сани и носить на себе легкого всадника.
Опыт содержания северного оленя в зоопарках невелик, поэтому работа, в которой учащиеся отражают особенности ухода за ним в условиях зоопарка, достаточно актуальна.
Другие представители оленьих менее изучены и приручены, однако по возможности могут быть предоставлены учащимся. Особый интерес представляют лосефермы, где лось относительно приручен и можно наблюдать за ним с близкого расстояния.
Наконец, последнее крупное семейство животных, которое дети могут изучить на занятиях — это коровьи. В нашем Центре это семейство представляет домашний як. Яки необычны для наших краев, выносливы и удивительно быстро обучаются. Существует множество различных вариантов домашнего яка, в том числе и безрогие, небольшого размера, различных окрасов. Безрогое животное для работы с детьми предпочтительнее, однако, у нашего яка есть рога, что создает определенные неудобства, но не делает работы с ним невозможной.
Заезженный учащимися як
Доступной информации о яках очень мало, что, с одной стороны, затрудняет проектную деятельность учащихся, но, с другой стороны, их работа может представлять реальную ценность для тех, кто тоже хочет работать с этими животными, что создает для детей дополнительную мотивацию. Учащиеся объединения «Необычные ездовые животные» в ГУДО РК «РЦЭО» проделали большую работу при подготовке проекта «Заездка яка», не только обучив животное носить на себе всадника, чем оно и занимается у себя на родине, но и подробно описав свой опыт с фотографиями и рекомендациями.
При выборе животных для применения метода учебного проекта следует учитывать контингент и потребности самих учащихся, наличие специалистов, готовых работать таким образом и их опыт, и, конечно, особенности самих животных — вид, породу, пол, сферу использования и другие. При работе с копытными животными, прежде всего, необходимо обеспечить безопасность обучающихся — следует требовать неукоснительного соблюдения правил техники безопасности.
Крупные копытные животные ценны для дополнительного образования, так как предоставляют прекрасную возможность для реализации проектной технологии в обучении детей. Темы проектных работ могут быть очень разнообразны, и даже небольшое количество животных — нескончаемый источник идей для учащихся. Осознанный подбор копытных позволит проявить себя любому ребенку, вне зависимости от его физических способностей, возраста и предпочтений. Удобно иметь в своем распоряжении представителей нескольких видов, что дает возможность еще больше адаптировать работу по программам под детей — например, для начала предложить им небольшое ручное животное вроде пони, которое не напугает даже робких детей, а затем переходить к более «сложным». К тому же в таком случае они могут выбрать для своего проекта понравившееся животное. В процессе работы дети могут наблюдать не только животных, но и самих себя — так, одну из наших учениц заинтересовали те личностные качества, которые позволяют ей успешно работать с так называемой строгой лошадью, не терпящей по отношению к себе фамильярности. Реализация этого исследовательского проекта – интересный пример того, как учащийся может наглядно увидеть развитие своей собственной личности в обучении.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Власова Евгения Владимировна
→ Публикатор 20.03.2018 0 1560 46 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.