Повышение качества образовательного процесса в объединениях технического творчества


Комитет по образованию администрации г.Саратова


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дворец творчества детей и молодежи»

(410012 г.Саратов Театральная пл.13, т.26-01-28)









Методическая разработка

«Повышение качества образовательного процесса в объединениях технического творчества»












Сигачева Марина Иннокентьевна -

научный консультант,

зам.директора по методической работе

Петрова Светлана Анатольевна-

зав. отделом центра допрофессиональной

подготовки

410049 г.Саратов,

2 Кавказский тупик д.6 кв.59





г.Саратов 2009

Качество образования – один из основных критериев

конкурентоспособности объединения



Конкурентоспособность - актуальная проблема во всех сферах социальной деятельности, которая связана с характерологической чертой отношений в условиях рынка, и является движущей силой развития. В любом виде конкуренции конкурентоспособная личность выступает активным субъектом, познающим и преобразующим действительность и саму себя, обладающей сознанием, волей, способной действовать целенаправленно. Конкуренция является главной движущей силой развития личности.

Конкурентоспособная личность – личность, обладающая такими интегральными характеристиками, как гибкость (интеллектуальная, эмоциональная, поведенческая), направленность и компетентность, позволяющие ей добиваться успехов в деятельности, общении и самосознании. Эти личностные характеристики являются основополагающими для педагогов, так как способствуют осуществлению.

Качественный образовательный процесс более узкое понятие по отношению к качеству образования. Что же такое качественное образование? Это такое образование, которое удовлетворяет потребностям самого учащегося, его родителей, государственных институтов (заказчиков), будущего работодателя.


Качество образования в объединениях технического творчества предполагает:


-учет мировых тенденций развития образования и использования современных методов образовательных технологий в учебном процессе;

-создание условий, направленных на достижение намеченных образовательных результатов;

  1. Краткое описание используемых технологий и методик в объединениях «Электроника», «ДХ-клуб», «Радиолюбители», «Пользователь ПК», «Компьютерная графика».


В качестве основной технологии в объединениях «Электроника», «ДХ-клуб» используются технологии проблемного обучения.

Под проблемными технологиями понимается такая организация образовательного процесса, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.

Основной целью данной технологии является развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся.

Сущностью данной технологии является последовательная и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, решая которые, обучающиеся активно осваивают знания и опыт познавательной деятельности.

Основным механизмом данной технологии является поисковые методы обучения, а также постановка и решение познавательных задач.

Принципы проблемного обучения: самостоятельность в работе обучающихся; развивающий характер обучения; интеграция и вариативность в применении различных областей знаний; использование алгоритмизированных дидактических задач.

На занятиях объединений «Электроника», «ДХ-клуб» используются определенные принципы построения занятий в соответствии с технологией проблемного обучения. Во-первых, перед учащимися ставится проблема, затем происходит дробление проблемы на отдельные задачи, далее учащиеся выбирают алгоритм решения задач, а в заключении занятия происходит совместный анализ полученных результатов, и группа учащихся формулирует выводы под методическим руководством педагога.

Учебная работа объединений технического творчества центра допрофессиональной подготовки ведется по индивидуально разработанным программам, включая корректировку сегодняшнего дня с учетом изменения общечеловеческих ценностей.

Основными направлениями программ являются:

-овладение учащимися научно-техническими сведениями, необходимыми для

познавательной деятельности;

- формирование умения использовать знания и приобретенные навыки для решения практических задач, формирования умения пользоваться различными инструментами и техническими средствами;

-освоение технологической культуры и культуры труда, нравственное и

эстетическое воспитание учащихся, формирование умения самостоятельно добывать знания;

Эти направления реализуются через программы технического творчества в частности - по электронике, компьютерной азбуке и основы программирования.

В основе лежит 3-х ступенчатый многоуровневый принцип обучения.

Обучение в ведется с учетом следующих положений, взглядов и принципов.

-принцип не принужденности, свободы выбора;

-принцип свободы мысли и поведения, в ограничении законами общества;

-принцип индивидуального обучения;

-принцип равенства, справедливости и индивидуального Я;

-принцип обучаемости - нет бездарных, не усваивающих учебный материал детей;

В процессе обучения используются различные методы.

Рассмотрим некоторые из этих методов:

Репродуктивный или объяснительно-иллюстративный метод, когда

обучаемый знает, из чего надо исходить, через какие промежуточные результаты пройти в изучении темы, как их достичь, то его функции в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и в должный момент воспроизвести. Использование этого метода в техническом творчестве дополнительного образования малоэффективно, возможно использование в небольшой доле с другими активными методами для достижения наибольшего эффекта. Например, использование этого метода нами было апробировано на изучении полупроводников, но большего результата не дало.

Программированное обучение. До обучаемого не доводятся промежуточные результаты, но открыто все остальное. Используется нами при разработке и

составлении программ, а так же при изготовлении небольших электронных конструкций. Имеется задание, конечный результат, и пути его достижения.

Эвристический метод обучения. Обучаемый знает из чего исходить и что делать. Если промежуточные результаты открыты, но способ их получения обучаемому не сообщается, то приходится пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик. Мы его применяем при разработке и изготовление электронных конструкций.

Проблемный метод обучения. Если не известны и промежуточные результаты, и пути их достижения, обучаемый сталкивается с противоречием между имеющимися знаниями и необходимыми, т.е. попадает в проблемную ситуацию. Используется нами, например, при разработке конструкций -бегущие огни, цветомузыка.

Модельный метод обучения, когда исходные условия не выделяются педагогом,

а отбираются самим обучаемым в зависимости от его понимания задачи. Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми. При наличии расхождения с целью, обучаемый возвращается к начальным условиям, вносит в них изменения и вновь проходит весь путь. Этот процесс повторяет процесс моделирования (например при разработке элементов модели с дистанционным электронным управлением)

Метод проектов.

Известно, что проектное обучение является не прямым, и здесь ценны не

только результаты, но в большей мере сам процесс. Метод проектов - это

обучение, где целевой установкой являются способы деятельности, а не

накопление фактических знаний. В полной форме работа над проектом проходит в шесть стадий: подготовка, планирование, исследование, результат или выводы, представление или отчет, оценка результатов и процесса.

При этом педагог помогает учащимся в поиске источников, сам является

источником информации, координирует весь процесс, поддерживает и

поощряет учащихся, поддерживает непрерывную обратную связь.

Проектное обучение активизирует истинное учение учащихся, потому что

оно личностно-ориентировано, использует множество дидактических

подходов, самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченность в работу по мере ее выполнения, поддерживает педагогические цели на всех уровнях, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле.

Отсюда можно сделать вывод, что метод проектов наиболее удачно

подходит для дополнительного образования в обучении техническому творчеству.

В техническом творчестве необходимо учитывать разновозрастное комплектование групп, которое определяет основную форму работы- индивидуализацию занятий с каждым, в зависимости от уровня начальной подготовки, от скорости усвоения материала.

Мы считаем что помимо индивидуальной работы важен метод самообучения ,не характерный для традиционного обучения ( наиболее применим для обучения техническому творчеству в дополнительном образовании ). Его назначение -дать возможность общаться на занятиях между собой, обмениваться опытом.

Для этого более подготовленные консультируют, менее подготовленных.

Создается комфортная для учащихся обстановка, когда вопрос не обязательно

адресовать педагогу, а можно сначала обсудить с товарищем.

Такая деятельность возвышает консультантов в собственных глазах, укрепляет их авторитет в коллективе.

Как известно метод обучения выполняет свою функцию только при определенных условиях. Педагог ставит задачу, а ребенок должен захотеть решить ее, т.е. должна быть совместная деятельность, -"сотрудничество", "сотворчество" -движение личности вперед, это наиболее существенно для традиционной школы, но не для дополнительного образования.

Для развития технического творчества так же мы применяем давно известный

и эффективный метод заданий. Задания составляются так, что их нельзя выполнить, применяя формально знания основ наук или пользуясь только советами, содержащимися в рекомендательной литературе.

(в объединении «Радиолюбители» этот метод отрабатывается на изготовлении "электронной канарейки").

Учащиеся конструируют приборы, модели и технические установки не по готовым чертежам и схемам, а на основании технических требований, предъявляемых к данной конструкции - определенной мощности и скорости вращения, определенных величин тока и напряжения и т.д.

Творческий подход к выполнению задания определяется умением учащегося решать техническую задачу обоснованно с точки зрения технических и экономических показателей. Конструируя прибор, он научится производить технический расчет, пользоваться чертежами, схемами, справочной литературой, выбирать технологию обработки материалов, приобретет политехнические навыки работы с измерительными приборами, инструментами.

Также у нас при обучении техническому творчеству находят широкое применение следующие методы и приемы обучения:

Конструирование (моделирование) технических объектов. Он связан не только с решением творческой задачи на конструирование или моделирование изделия труда, но и с необходимостью технологической разработки и изготовления данного объекта. (Пример-изготовление печатных плат объединения «Радиолюбители», «Электроника»).

Метод манипулятивного конструирования - конструирование объектов при помощи различного вида конструкторов. (электронные конструкторы, самостоятельное изготовление).

Метод применения технической документации с сокращенными данными -развивает техническое мышление.

Метод решения творческих задач - способствует самостоятельному определению способа решения, поиска и нахождению закономерностей, ранее неизвестных, но необходимых в проектировании , а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решению задач, содержащих поисковые творческие элементы, формирует интерес к познанию субъективно нового в технике, побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал ( например: объединение «Компьютерная графика»).

Метод творческих заданий служит средством развития технического мышления в процессе трудовой деятельности, причем выстроенная в определенной последовательности - постепенного перехода от более простых технических задач к более сложным.

Метод мысленного эксперимента. Мысленный эксперимент важен и для развития творческого воображения и эвристического мышления.

Метод поиска и устранения неисправностей. При определении характера неисправностей у учащихся развивается творческое воображение, формируется способ деятельности, позволяющий избежать непроизводительных действий , совершающихся по методу проб и ошибок.

Ситуационный метод. Движение в обучении от частного к общему, помогает выработать способность к поиску оптимального решения сложных технических задач. (Пример - рисование на компьютере линий, домика или составление музыки (объединение «Компьютерная графика»).

В процессе обучения совершенствуются навыки принятия решения, обучаясь на собственных ошибках, закрепляя рациональные способы. Признание за обучаемым права на ошибку и самостоятельное её исправление. Нет безошибочных решений, которые пригодны для всех и в любой ситуации. Работа имеет свободный и неформальный характер, избавив обучаемых от опасения высказать мнение отличное от других.

Итак, для развития технического творчества можно использовать все методы, которыми располагает современная дидактика.

Объяснительно-иллюстративные-рассказ, объяснение, демонстрации, опыты,

таблицы и др.- способствуют формированию у учащихся младшего школьного возраста первоначальных сведений об основных элементах производства, материалах, технике, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека.

Использование репродуктивных (воспроизводящих) методов содействует развитию у обучаемых практических умений и навыков.

Проблемно-поисковые, проблемное изложение, частично-поисковые,

исследовательские - в совокупности с предыдущими служат развитию творческих способностей учащихся.


II. Для создания условий, направленных на достижение намеченных образовательных результатов центра необходимо определиться:

Во-первых, со стратегией развития.

В стратегию развития центра допрофессиональной подготовки входят:

-видение конечного результата, достижимого за определенный период времени;

-понимание сильных и слабых сторон деятельности;

-стратегические цели, общие для всего образовательного учреждения;

-подготовка учащихся социально-адаптированных к жизни;

Во-вторых, необходимо определить компетентность педагогического коллектива, куда входит:

а)повышение педагогической квалификации не менее 1 раза в 5 лет на различных курсах;

б)участие педагогов в экспериментальной деятельности (направления «Пользователь ПК», «Компьютерная графика»-участие в городской экспериментальной площадке);

в)профессиональное общение на уровне общедворцовских конференций и семинаров;

В-третьих, необходимо дать определение понятию «образовательные достижения учащихся».

В центре допрофессиональной подготовки разработана карта учета знаний, умений и навыков учащихся (см.приложение №1).

По результатам данной таблицы педагоги определяют достижения учащихся за прошедший год.

В-четвертых, необходим позитивный психологический климат в центре допрофессиональной подготовки.

Для создания подобного климата проводятся совместные вечера отдыха педагогов центра, поездки на природу, совместные экскурсии, походы в театры, познавательные мероприятия педагогов, учащихся и родителей для сплочения коллектива.

В-пятых, определяющим фактором является социализация учеников.

В центре создаются условия для выработки обучающимися разного рода социальных компетентностей.


Пример: Мониторинг социальной компетентности обучающихся в

Центре допрофессиональной подготовки.



Сформированность данной компетенции характеризуется способностью обучающихся брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, в функционировании демократических институтов, способных быть лидером.




Критерии

2006-2007

2007-2008

2008-2009

1.Участие в работе институтов самоуправления и общественных организаций

-

-

Предоставление возможности старшим воспитанникам соучастия в руководстве воспитательным процессом.

2.Сформированность правового поведения и гражданской позиции

Отсутствие нарушений устава ДТДиМ, правонарушений

Отсутствие нарушений устава ДТДиМ, правонарушений

Отсутствие нарушений устава ДТДиМ, правонарушений.

Наличие призовых мест за участие в городской научно-практической конференции с социально-значимым проектом.

4.Сформированность навыков самоорганизации

Снижение по сравнению с прошлым годом числа опоздания на занятия

Снижение числа пропусков по сравнению с прошлым годом по неуважительной причине

Отсутствие пропусков и опозданий на занятия по неуважительным причинам

5.Сформированность навыков трудовой деятельности

Участие в ремонте учебных аудиторий.

Участие в ремонте учебных аудиторий.

Наличие призовых мест по итогам выставок, ярмарок, демонстрирующих продукты труда.

Участие в ремонте учебных аудиторий.

Наличие призовых мест по итогам выставок, ярмарок, демонстрирующих продукты труда.


Подробно рассмотрев изображенную внизу пирамиду, можно понять, что в основании качества жизни лежит качество образовательного процесса.



Полный текст материала Повышение качества образовательного процесса в объединениях технического творчества смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрова Светлана Анатольевна  Nikitosso
09.06.2010 1 4753 703

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК